Тарик Рамадан: не все западное – харам

Тарик Рамадан – влиятельный мусульманский философ, теолог и писатель, профессор Оксфордского университета – швейцарец египетского происхождения. В 2009 году Тарик Рамадан вошел в сотню ведущих мыслителей мира по мнению журнала «Foreign Policy». Одним из основных направлений его деятельности является поиск формулы сосуществования ислама и западных ценностей.

- В своих работах вы говорите о том, что самый лучший способ представить ислам – делать это через пророка Мухаммада (мир ему) и его жизнь. А как в таком случае лучше всего знакомить с жизнью Пророка западный мир?

- Для Запада самый лучший способ понять и принять пророка Мухаммада (мир ему) такой же как и для мусульман: через его образ жизни. Причем его жизненный путь надо изучать как совокупность разных деталей, из которых складывалась его личность, а не как череду определенных событий. Важно видеть и понимать, что стоит за этими событиями. Например, мы знаем, что пророк был подростком-сиротой, что он был беден, и мы можем изучать, как он вел себя в этих обстоятельствах. Это все можно найти в доступных нам источниках. А эти знания в свою очередь могут помочь в жизни современным людям, в том числе на Западе.

Именно об этом я пишу в книге «По следам Пророка». Мы должны извлечь из доступного нам материала информацию, которая имеет значение и с духовной точки зрения и с точки зрения современности. Именно это поможет нам лучше понять жизнь нашего Пророка (мир ему), его чувства, то, как он относился к своим женам, детям, – в противовес хадисам и пророческой традици, которые фокусируются на предписаниях религии.

- Видите ли вы противоречия в условиях жизни времен Пророка, мир ему, и жизнью в современном мире?

- Да, они есть.

Взять, например, отказ человека от поклонения самому себе, что является сущностью таухида. Формула «Ля илляха илляЛлях» означает возвращение к сущности и отказ от следования по пути желаний. В суре «Йусуф» говорится о нафсе, призывающем к совершению зла (аль-нафс аль-аммара биссу). Мы постоянно находимся под давлением мирских желаний, мы окружены вещами, которые пагубно на нас влияют, потому что земные соблазны привлекательны в глазах людей. Суть ислама в том, чтобы освободить человека от самолюбивых помыслов. А в современном мире – и на Западе, и даже в мусульманских странах все построено на культуре потребления, на моде, на самодовольстве. Вот в этом и заключается противоречие, потому что мода строится на эстетике внешнего, а духовность обращена внутрь.

Еще пример противоречия. Мы живем в эпоху индивидуализма, а это западный дискурс. Ислам же апеллирует к сплоченности и справедливости.

Часто говоря о несовместимости ислама и западных ценностей встает вопрос об отношении ислама к искусству. В области культуры, на мой взгляд, принципиального противоречия между исламской традицией и, скажем, музыкой и кино нет, но в определенных рамках, потому что этика должна присутствовать и в искусстве. А современное искусство зачастую как раз неэтично. В этом плане действительно интересно, что мы могли бы предложить в сфере развлечений и искусства в рамках исламской этики.

Вот с такого рода противоречиями нам приходится иметь дело. И нельзя просто отмахиваться от всего западного, ссылаясь на то, что это харам. Потому что не всё из этого является харамом, есть и что-то хорошее. Поэтому к решению этих проблем надо подходить конструктивно.

- Что вы думаете о политике Запада в отношении мусульман? Мусульманам есть чего опасаться?

- Во многих странах положение мусульман уже незавидно. В Швейцарии, где я живу, минареты под запретом. Постоянно ведутся толки о том, что надо остановить «исламизацию Европы» и «исламизацию США». Мусульман заклеймили позором, нас постоянно подвергают преследованиям – и это происходит не только в Европе, но в целом на Западе, в Соединенных Штатах тоже. Поэтому нам давно пора всерьез подумать о стратегии наших действий для преломления сложившейся ситуации.

Я недавно вернулся из поездки в США, и должен сказать, что очень обеспокоен царящими там настроениями. Например, в Вашингтоне перед отелем, где проходила наша конференция, группа людей устраивала шествия с лозунгами вроде «Остановите исламизацию Америки» и «Ислам не победит». И дело в том, что есть не просто люди, готовые выйти на улицу с транспарантами, а есть правительственные лобби, которые действуют против наших интересов, и тут есть основания для серьезных опасений. Нам надо быть активнее.

- Какого рода стратегии можно было бы применить для разрешения этих проблем?

- Стратегия заключается в том, что альянс нужно заключать не только в тяжелые времена и дни кризиса, в котором мы оказались сегодня. Ведь многие мусульмане только сейчас начинают выстраивать отношения с христианами, иудеями, атеистами и агностиками – и хорошо, что вообще начали. Но в долгосрочной перспективе важно быть хорошими гражданами, участвовать в общественной жизни, регулярно взаимодействовать с другими членами общества, а не подавать голос только когда речь заходит об исламе. Нужно сделать так, чтобы наше присутствие в обществе воспринималось в порядке вещей. Позиция должна быть такая: я живу здесь, я – европеец, но это не значит, что я такой же как все остальные. К пониманию общечеловеческих ценностей я иду своим путем, и я привношу в жизнь общества что-то свое. При таком подходе наше присутствие будет заметно в общем течении жизни, а не в каких-то чрезвычайных ситуациях, в результате которых ислам срастается в общественном сознании с экстремизмом и терроризмом.

- В последнее время идея диалога часто подвергается критике. На ваш взгляд, какие пределы должны быть у диалога и какую позицию в диалоге должны занимать мусульмане?

- Если мы боимся диалога, то проблема в нас. Не надо бояться диалога. А предел определяется степенью риска, на который мы идем. Если вы вступаете в диалог, а в итоге отказываетесь от своих принципов, то тогда, конечно, оно того не стоит. Но мусульмане пытаются наладить диалог не для того, чтобы отказаться от своей идентичности, а для того, чтобы отстоять свою правоту в том, что касается нашего понимания ценностей. Мы не боимся слушать других, мы берем все хорошее и оставляем все плохое. Мы должны быть открытыми, как учит нас Коран: «Мы создали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга». Поэтому без взаимного обмена – никак.

- Существует также мнение, что этот процесс нужен как промежуточное звено, и то, как люди на него реагируют, вполне закономерно. Вы согласны с этим?

- Да, я тоже считаю, что это определенная фаза в отношениях. Но не надо думать, что вслед за ней нас ждет неизбежный успех. Надо быть готовыми к тому, что будет потом, и помнить, что мы сами делаем свое будущее. Со временем страсти улягутся, но мы должны сделать все, чтобы не испортить впечатления о себе.



47 комментариев


  1. Казах
    (30.11.2011 11:39) #
    0

    Тарик Рамадан: не все западное – харам
    =
    машАллаh!!!!!!!

  2. Haydar
    (30.11.2011 11:56) #
    0

    "В 2009 году Тарик Рамадан вошел в сотню ведущих мыслителей мира по мнению журнала «Foreign Policy»".

    Уже одно это должно натолкнуть на определенные мысли. Когда муслимы раскручиваются в западных журналах - для чего это? Когда обычно муслимов они же представляют в нехорошем свете.

    "Его дед, Хасан аль-Банна, в 1928 году основал в Египте движение Братья-мусульмане. Его отец, Саид Рамадан, был продолжателем дела аль-Банны."

    Теперь, надеюсь все гораздо понятнее?

  3. Иса
    (30.11.2011 12:42) #
    0

    Хайдар, ты сам себя еще не подозреваешь в сотрудничестве с ЦРУ? Брат, кончай с этой шизофренией. Просто успокойся и прислушайся к словам тех, кого ты поносишь.

  4. (30.11.2011 13:16) #
    0

    Для Хайдара: О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный. [[Могущественный и Великий Аллах запретил мусульманам плохо думать о своих верующих братьях, поскольку очень часто это подталкивает их к совершению грехов. Подозрения, лишенные основания, и дурные мысли о каком-либо человеке неразрывно связаны с греховными речами и поступками. Эти мысли закрадываются в душу человека и не оставляют его в покое, пока он не скажет или не совершит то, в чем впоследствии станет раскаиваться. Этот аят запрещает не только плохо думать о мусульманах, но и испытывать к ним ненависть и вражду. О правоверные! Не пытайтесь разузнать о недостатках мусульман и не обнародуйте их. Старайтесь не замечать ошибок своих братьев, дабы ваши действия не повлекли за собой нежелательные последствия. Не говорите о своих братьях то, что им не понравится, даже если это правда. Именно так истолковал злословие за спиной мусульман Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует. Для того чтобы отвратить Своих рабов от этого греха, Всевышний Аллах уподобил человека, который злословит за спиной своего брата, тому, кто ест мясо своего брата, подчеркивая, насколько отвратителен подобный поступок. Вы ни за что не стали бы есть мясо своего брата, особенно, если он испустил дух и умер. Посему не отзывайтесь о нем плохо за его спиной и не ешьте его мяса, пока он еще жив. Бойтесь Аллаха, среди прекрасных имен которого - Принимающий покаяния и Милосердный. Он дает Своим рабам возможность покаяться, помогает им в этом, а затем прощает их и принимает от них покаяния. Он проявляет к ним свое безграничное милосердие: учит их тому, что приносит им пользу и принимает от них покаяния. Этот аят предостерегает мусульман от злословия за спиной мусульман. Этот грех является одним из величайших грехов, и поэтому Всевышний уподобил его другому величайшему греху - употреблению в пищу мертвечины.]]

  5. muslim
    (30.11.2011 14:02) #
    0

    Хайдар, брат, что ты имеешь против партии братья-мусульмане?

  6. Haydar
    (30.11.2011 14:20) #
    0

    я не против конкретных братьев, а против ПАРТИИ "братья-мусульмане" и против тех, кто управляет этой партией реально.
    Что здесь непонятно? Наговаривать на меня лишнее тоже не надо.

    Нигде я не писал, что против кого-то из-за того что он муслим.

  7. Haydar
    (30.11.2011 14:23) #
    0

    ассоциации или хоть как ее не назови.

    и против "Партии Справедливости и Развития"

  8. Людмила
    (30.11.2011 14:25) #
    0

    Хайдар, Вы про деда Тарика Рамадана прямо-таки открытие делаете! И про рейтинг влиятельных личностей тоже. Наверно, Вам страшно? Вы не допускаете, что сначала стоит прочесть труды самого ученого, узучить его взгляды и не по одной статье? Прочтите его книги, зайдите на его сайт, задайте и личные вопросы. Уверена, не пожалеете.

  9. Партия Справедливости и Развития!
    (30.11.2011 14:26) #
    0

    Хайдар, ты за "Единую Россию" что ли?!

  10. Haydar
    (30.11.2011 14:36) #
    0

    я вообще против ЛЮБЫХ партий в том виде, в котором они сейчас есть.

    А еще я против ЕВРОПЕИЗАЦИИ Ислама. так понятнее?

  11. Партия Справедливости и Развития!
    (30.11.2011 14:47) #
    0

    Хайдар, Брат, да ты уже, дружок, запутался в своих "показаниях"..

    То ты против Исламского Банкинга, призывая расплачиваться в супермаркетах золотом и серебром, то ты против Салафитов, которые призывают к возвращению к истокам, теперь ты против европеизации Ислама, можно даже сказать, против вестернизации - правильно?

    Если правильно, тогда ответь на этот вопрос: что ты тут делаешь? Интернет, компьютеры, сайты - это всё придёмки кафиров. Не в западло тебе лить свою воду на их мельницы?

  12. Haydar
    (30.11.2011 14:50) #
    0

    "казах" ты опять не под своим ником.
    сколько можно, ты меня за дурака держишь?

  13. Партия Справедливости и Развития!
    (30.11.2011 15:35) #
    0

    Хайдар, вопрос поставил тебя в неудобное положение?

  14. Haydar
    (30.11.2011 15:57) #
    0

    я против буквальности понимания салафитами ислама и против организации "братья-мусульмане".
    И не вижу тут никаких противоречий. И против компьютеров и и-нетов ничо не имею. И никогда ничо по этому поводу не говорил. Что тебе еще разъяснить?

    Теперь ответь на мой вопрос:
    с какими целями ты здесь сидишь и пишешь под разными никами (более 10-ти на моей памяти).

    И как так получилось что ты одновременно и за салафитов и за партию справедливости и развития" ? Это две разные темы. Определись.

  15. Казах
    (30.11.2011 16:01) #
    0

    Хайдар, я же тебе уже объяснял..)

    Лучше ты объясни - как ты, "жидоненавистник", умудряешься быть против Братьев-Мусульман, которые ведут, стабильно, анти-израильскую политику?!

    Как тебя понимать?)

  16. Haydar
    (30.11.2011 16:04) #
    0

    на мой вопрос ответь, умник

  17. Казах
    (30.11.2011 16:13) #
    0

    {Хайдар я тебе уже отвечал - что с твоей памятью? тебе сколько лет?)

  18. Haydar
    (30.11.2011 16:17) #
    0

    по первому вопросу понятно:
    ты провокатор.

    для умников повторяю второй вопрос:

    И как так получилось что ты одновременно и за салафитов и за "партию справедливости и развития" ? Это две разные темы. Определись.

  19. muslim
    (30.11.2011 16:46) #
    0

    Хайдар, не нужно нервничать, я лишь вопрос задал простой. Что конкретно ты имеешь против партии «братья-мусульмане», которые добиваются Шариата и построения Исламского государства политическими методами?

  20. Казах
    (30.11.2011 16:47) #
    0

    Хайдар, повторю вопрос: Как ты, "жидоненавистник", умудряешься быть против Братьев-Мусульман, которые ведут, стабильно, анти-израильскую политику?!

    я за Салафитов, и за ПCР - потому что Пророк( СалаЛлаhу Алейхи Уасалям) сказал: Все - Мусульмане Братья!

    Тепреь ты, Брат, ответь на мой вопрос.

  21. Шиит
    (30.11.2011 16:52) #
    0

    Салафиты это израильские агенты, что известно всем, кроме некоторых отмороженных. Саудовская Аравия создана евреями и англичанами.

    Что касается т.н. Братьев-мусудьман, то это двуличная сила, которая заигривает одновременно с Ираном и с Западом. Посмотрим, что они сделают после прихода к власти в Египте, если вообще придут.

    Посмотрим, будут ли они инициировать разрыв дипотношений с "Израилем", хотя бы.

  22. Казах
    (30.11.2011 16:55) #
    0

    Какой-то странны ты шиит - Братья-Мусульмане пользуются поддержкой, в том числе, Шиитским ираном, а ты тут такое закидываешь?)

    Махмуд Ахмадинежад уже поприветствовал "Арабскую Весну"и поддержал приход к власти происламских политических партий!

    Какой-то странный ты шиит..)

  23. muslim
    (30.11.2011 16:57) #
    0

    А шииты, которые проклинают жену пророка (С.А.В.), его ближайших сподвижников, поклоняются могилам, взывают не к Аллаху, а к Али(мир ему), а также пытавшиеся добавить в Коране еще одну суру про Али(мир ему). Они кто такие?

  24. muslim
    (30.11.2011 17:18) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  25. Шиит
    (30.11.2011 17:36) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  26. Шиит
    (30.11.2011 17:38) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  27. Шиит
    (30.11.2011 17:40) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  28. (30.11.2011 17:42) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  29. (30.11.2011 17:42) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  30. muslim
    (30.11.2011 17:43) #
    0

    Шиит, на мои вопросы ты так и не ответил. А насчет бреда я с тобой полностью согласен, потому что шиизм и является таковым (бредовым и нелепым) из-за нижеперечисленного мной.

  31. (30.11.2011 17:47) #
    0

    Модераторы, за что был удалён коммент с критикой европоцентризма и космополитизма? Что таки глаз резануло?

  32. Muslim
    (30.11.2011 17:47) #
    0

    Вахи поддерживают власть в Азербайджане? Ты видимо что-то очень крепкое выпил или конкретно курнул. Не верю, что ты не знаешь о гонениях на салафитов в Азербайджане и закрытии суннитским мечетей. Не нужно заниматься враньем, это не красит мусульманина, даже шиита.

  33. Haydar
    (30.11.2011 20:20) #
    0

    Как объяснил репортерам Fox News аналитик Госдепартамента Ласло Тот: "И мы сделали вывод: нам нужны новые друзья и партнеры на Ближнем Востоке. Мы их нашли.

    Далее Ласло Тот поведал, что с новыми друзьями – "Братьями-мусульманами" Госдеп и американские спецслужбы работают уже год и сотрудничеством довольны: "Когда-то это была экстремистская группировка, но они уже давно отказались от насилия, и у них очень широкая сеть контактов, проникающая даже в американские университеты."

  34. Haydar
    (30.11.2011 20:24) #
    0

    "Завоевать их доверие было нелегко, но им было что нам предложить, когда мы наконец-то стали друзьями. "Братья-мусульмане" разделяют озабоченность Америки в области прав человека и демократического управления".
    Что еще вытекает из утверждения о том, что американские спецслужбы уже год работают в тандеме с "Братьями"? Предположение, что египетская революция является совсем не такой спонтанной и народной, как нам пытаются показать."

    Спорить не намерен.
    Время нас рассудит.

  35. тоже спорить не намерен
    (30.11.2011 21:06) #
    0

    Казахстан и США готовят план военного сотрудничества

    Сегодня министр обороны Казахстана Адильбек Джаксыбеков встретился с заместителем министра обороны США по вопросам безопасности в Азиатском и Тихоокеанском регионах Питером Лэвой.

    http://rus.azattyq.org/archive/news/20111130/360/360.html?id=24406769

  36. тоже спорить не намерен
    (30.11.2011 21:07) #
    0

    Как сообщается в пресс-релизе, казахстанская армия развивает сотрудничество с США в рамках проекта плана двустороннего военного сотрудничества на предстоящий пятилетний период (2013-2017 годы). «Сотрудничество с США является одним из важнейших направлений внешней политики нашего государства», - подчеркнул Адильбек Джаксыбеков. Одним из направлений двустороннего сотрудничества является развитие оборонно-промышленного комплекса в Казахстане.
    Радио Азаттык.

  37. Haydar
    (30.11.2011 21:15) #
    0

    очень смешно, казах.

    Мубарак тоже думал что:
    «Сотрудничество с США является одним из важнейших направлений внешней политики нашего государства».

    С сатаной нельзя сотрудничать, всегда в итоге кинет.

  38. Казах
    (30.11.2011 21:25) #
    0

    Хайдар, Брат, да расслабься уже - на одном негативе торчишь.. не надоело?

  39. Haydar
    (30.11.2011 21:31) #
    0

    своей жене будешь говорить, когда ей расслабиться, хорошо?

    кто по мнению врачей ,постоянно на позитиве, сказать тебе, а?

  40. Казах
    (30.11.2011 21:43) #
    0

    Хорошо, хорошо - только успокойся, а то я тебя боюсь..)

  41. Muslim
    (30.11.2011 22:01) #
    0

    Хайдар, у тебя раньше был ник Imran?
    А по теме, ты слишком однобоко и примитивно судишь. Если твоей логике следовать, то ты должен объявить такфир самому пророку (аузубиЛла), потому что он тоже заключал соглашения и временные союзы с кафирами.

  42. Haydar
    (30.11.2011 22:08) #
    0

    ник у меня один и единственный - Haydar.

    по теме - время нас рассудит. Спорить не зачем, у каждого свое мнение.

  43. Казах
    (30.11.2011 22:14) #
    0

    Хайдар, дорогой, я же не отказываюсь от своих ников - я честно признаю за свои ники. Какие проблемы?

    Ну так что там с этим вопросом:

    Как ты, "жидоненавистник", умудряешься быть против Братьев-Мусульман, которые ведут, стабильно, анти-израильскую политику?!

  44. Haydar
    (30.11.2011 22:21) #
    0

    Ливанская ХизбАлла признала позорными экономические санкции ЛАГ против Сирии

    "Данные санкции представляют собой постыдные действия, противоречат принципу общей деятельности арабских стран, законов ЛАГ и Устава данной организации."

    Вот ХАМАС и ХизбАлла ведут антиизраильскую политику НА ДЕЛЕ.

    А "братья-мусульмане" занимаются политикой. И смешивать два этих понятия неправильно.
    Но это всего лишь мое мнение.

  45. Muslim
    (01.12.2011 01:40) #
    0

    Хайдар, ты что, поддерживаешь алавитского сектанта Асада?
    Брат, ты в курсе, что он, как и свой отец, проводит секуляризацию Сирии и подвергает гонениям мусульман, а его отец убил 20 тысяч мусульман, разбомбив целый город? Как можно вообще быть за то, чтобы мусульманами правил алавит?

  46. issa
    (01.12.2011 02:20) #
    0

    Битый не битого везёт. Разрешают строить мечеть, но без минаретов. И начинается ,,диалог", выпрашивание минаретов, ну пожалуста разрешите нам. У вас же демократия. Мы не те, не плохие, мы другие, мы хоршие. Чем слёзнее мы клянчем тем Больше нас презирают. А ведь это дело мусульманских стран и их правителей, не даете строить мечети, хорошо так нам придется снести ваши церкви нашей землей. Вот это диалог, понятный и достойный. А нет мечетей, так молись дома, если уж оказался в христ.. стране, а не

  47. issa
    (01.12.2011 02:22) #
    0

    Вести диалог. Диалог вещь нужная и хорошая. Но стоит ли вести диалог с глухим. Эти диалоги напоминают больше наше оправдывание перд западом. Типа, вы нас непоняли, мы не такие уж и плохие, вот возьмите почитайте эту книжку, здесь написано о нас, какие мы. Кажется это сказал Пророк Иса ( мир ему),, метать бисер, перед свиньями". Наивно и глупо думать, что они незнают, кто мы и что мы исповедуем. Знают они, у них на это созданы целые институты и тратятся 100 мл. долларов. Просто это их цель.

  48. Друг полей
    (01.12.2011 02:35) #
    0

    to Muslim. Ты знаешь, что один из самых выдающихся сирийских алимов шейх Бути очень хорошо отзывался о Хафизе Асаде. Брат, поверь мне там все намного сложнее и запутаннее. Ты хочешь простых ответов на сложные вопросы, типа тут черное, а тут белое, а это совсем не так.

  49. Казах
    (01.12.2011 07:07) #
    0

    Хайдар, а ты знаешь, что Братья-Мусульмане поддерживают ХАМАС?!

    Ты хочешь, чтобы ХАМАСовцы остались наедине с Израилем, без поддержки Братьев-Мусульман?!

    И кто взрывал и взрывает газопровод в Израиль - Мубарак что ли?))

    Вот ты, Брат, тупиш не по-децки..)

    Ты чо! Братья-Мусульмане и ХАМАС - союзники! Вот так то, Хайдар..)

  50. Haydar
    (01.12.2011 08:16) #
    0

    Ассалам алейкум, братья.

    Казах (01.12.2011 07:07)
    умник, если ты не понимаешь, что я тебе пишу,
    то перечитывай три раза, сталкиваюсь с твоим непониманием написанного текста уже не первый раз. Будь внимательнее.

    Haydar (30.11.2011 22:21)
    я по твоему где то написал, что ХАМАС и "братья-мусульмане" не союзники?
    Глаза открой, перечитай, может сможешь понять, что я о другом писал.

    Сейчас действия братьев-мусульман в Сирии скорее мешают ХАМАСу, чем помогают.

  51. Казах
    (01.12.2011 08:27) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  52. Haydar
    (01.12.2011 08:39) #
    0

    тебе не дано

    я пытался тебе два раза сказать в чем разница.
    Закончим на этом.

  53. Gendalf
    (01.12.2011 08:46) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  54. Казах
    (01.12.2011 08:51) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  55. Gendalf
    (01.12.2011 08:58) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  56. Казах
    (01.12.2011 09:06) #
    0

    Редакция, а где мой вопрос?

  57. Казах
    (01.12.2011 13:23) #
    0

    Редакция?