Катализатором масштабной акции социального и политического протеста, охватившей всю Украину, послужил также и конфликт между сторонниками евроинтеграции и теми, кто призывает к союзу с Россией.Какой путь для Украины наиболее приемлем?
Куда должен стремиться украинский народ – к союзу с Европой, где исторически сильны традиции демократии, к сотрудничеству с Россией, с которой украинцев связывают общие исторические судьбы, культурные традиции и давние братские отношения? Или, может, для Украины возможен особый путь, учитывающий геостратегические реалии, ее географическое положение и интересы ее народа?
Каково отношение ислама к ситуациям, когда акции протеста сопровождаются насилием? В каких формах шариат позволяет выражать протест?
Свое мнение по этим и другим вопросам выразил шейх Абу Алруб Имад Мустафа – заместитель главы Шариатского комитета ДУМУ «Умма» в Украине, член Европейской Ассамблеи имамов и духовных наставников, заместитель муфтия ДУМУ «Умма».
Шейх Имад абу Алруб с 2000 г. проживает в Украине, поэтому хорошо знаком с проблемами украинского общества, и своей главной задачей считает помощь мусульманам в нахождении адекватных и приемлемых норм поведения, соответствующих требованиям шариата и учитывающих законодательство и культурные традиции общества, в котором проживают мусульмане.
Вопрос: Шейх Имад, медиапространство Украины переполнено популистскими лозунгами, призывающих людей выбрать тот или иной путь как панацею от всех проблем. Задействуются испытанные политтехнологи, но при этом умалчивается, что процесс интеграции – это коренные измененения в законодательстве, политике, экономике, в социальной сфере. Кроме прочего – ни для кого не секрет, что сегодня в происходящих событиях задействованы очень много различных сил – явных и тех, кто предпочитает остаться в тени. Векторы приложения этих сил различны, и большинство из них направлены на извлечение экономических, политических выгод. Это – интересы крупного капитала, финансовых игроков, представителей политической элиты
При этом на карте – будущее Украины и украинского народа. Какой путь, по вашему мнению, должен избрать народ, с кем из политических сил нам по пути, и каких ориентиров необходимо придерживаться, чтобы чьи-то политические амбиции либо экономические интересы не привели к результатам, катастрофическим для Украины?
Ответ: Влияние крупного капитала на политику – реальность современного мира, которую невозможно не учитывать и от которой невозможно отмахнуться. Оставив политологам проблемы взаимодействия политических и экономических элит, хочу отметить, что сложность выбора украинского народа состоит, главным образом, в том, чтобы разобраться – с какими из всех действующих сил совпадают его глобальные интересы.
Надо понимать, что легкого пути нет и не будет. Интеграция – это долгий процесс, где важные вопросы не решаются в одночасье, и уж точно не решаются на площадях. Акции протеста должны своей целью иметь не силовое давление на тех, от кого зависят судьбоносные решения, а инициирование диалога между всеми, кому небезразлична судьба Украины и кто хочет, чтобы его голос был услышан.
При этом необходимо отметить, что какой бы выбор не сделал украинский народ, это должен быть его выбор. Никто – ни одно государство не может диктовать народу Украины и его законному правительству свою волю. Никакие политтехнологии не должны быть, имитацией истинного волеизъявления народа.
Относительно выбора украинцев – Россия или ЕС, хочу сказать главное: Украина – богатая страна. Здесь поистине неисчерпаемые запасы природных и человеческих ресурсов. В союзе с Украиной заинтересованы сегодня многие страны. При этом важно осознавать, что этот союз должен быть основан не на желании сделать Украину потребителем своих товаров, источником сырья и плодородных земель, партнером, политически и экономически зависящим от воли «старшего брата». Украинцы должны понимать, что это должен быть союз, где будут соблюдены экономические и политические интересы Украины. Необходимо развивать взаимовыгодные экономические отношения, строить многополярную политику, которая учитывает возможные выгоды от сотрудничества с теми или иными государствами, и исходит из интересов самого украинского народа.
Будущее Украины сегодня зависит от того, насколько власть сможет найти сбалансированное решение, учитывающее все эти факторы. Но любая власть при этом должна учитывать мнение своего народа. В принятии этого решения могут и должны участвовать граждане Украины, в том числе - мусульмане. При этом каждому надо понимать – это должен быть демократический процесс, предусмотренный действующим законодательством Украины, и не выходящий за его рамки.
Вопрос: В реалиях современной политики неоднократно могут возникать ситуации, когда люди, отчаявшись быть услышанным, решаются на выступление против действующей власти, видя в этом единственный выход из сложившегося кризиса. Мусульмане – часть гражданского общества Украины. Они сталкиваются с теми же проблемами, им так же небезразлично будущее детей и государства, в котором они живут. Мусульмане также могут быть несогласны с политикой, проводимой государством, либо принимаемыми законами. Какие нормы предписывает ислам? Какие границы устанавливает шариат, в пределах которых может действовать современный социально активный мусульманин?
Ответ: Ислам предписывает человеку социально активную позицию. При этом необходимо понимать, что первым ориентиром, определяющим направление социальной активности, должно быть правильное намерение. Таковым является намерение поднять свой голос против несправедливости и произвола, которые могут иметь место в любой стране и в любых политических реалиях, за лучшее будущее, за национальное и межконфессиональное согласие.
Второе, что должен помнить каждый мусульманин – необходимо уважать действующее законодательство государства и всегда действовать в его рамках. В социальном протесте, политической борьбе, любых действиях, направленных на достижение своей цели, должны быть задействованы демократические механизмы, предусмотренные законодательством государства. Конституцией Украины, законами и подзаконными актами определены возможные различные формы выражения волеизъявления. Мусульмане могут принимать участие в референдумах, могут поддерживать на выборах тех или иных кандидатов, либо политические партии. В случае, если мусульмане принимают участие в каких-либо митингах либо акциях, также необходимо помнить, что данные акции должны проводиться строго в соответствии с законодательно определенными процедурами. Необходимо отказаться от участия в акциях и мероприятиях, следствием которых могут стать нарушение общественного порядка, любые формы насилия, где присутствуют публичные призывы к насильственному изменению или свержению конституционного строя, к захвату государственной власти.
Вопрос: Насколько мне известно, на Майдане в Киеве присутствуют мусульмане. И не все их них занимают позицию сторонних наблюдателей.
Ответ: Дело в том, что мусульман на Майдане считанные единицы, поэтому невозможно говорить об их массовом присутствии. Это – скорее исключение из правил. При этом целью многих из них является призыв к гражданскому согласию и прекращению насилия. Те, кто считает для себя возможным принимать участие в акциях гражданского неповиновения, где, к сожалению, имеют место насилие и общественные беспорядки, не являются выразителями мнения всей общины. Это – их личная инициатива. Но в наших силах напомнить мусульманам о необходимости, поддерживая ту или иную сторону, соблюдать предписания ислама и не переходить границы дозволенного.
Вопрос: Какова позиция Духовного управления мусульман «Умма» по отношению к событиям, захлестнувшим сегодня Украину? Что может сделать каждый мусульманин в сложившейся ситуации? Какие конкретные шаги предприняты ДУМУ «Умма», какой вклад внесло Духовное управление в общее дело по стабилизации обстановки и достижение гражданского согласия?
Ответ: Духовное управление мусульман «Умма» неоднократно выступало с обращениями ко все силам, политическим партиям, государственным органам и гражданам Украины, выражая свою позицию по отношению к упомянутым событиям.
Так, 30 ноября 2013 г. ДУМУ «Умма» выразило протест и осудило насилие работников правоохранительных органов по отношению к участникам акции протеста.
В декабре ДУМУ «Умма» обратилось ко все согражданам. Обращение по поводу сложившейся в стране ситуации содержало призывы в любой ситуации не поддаваться на провокации различных сил, стремящихся дестабилизировать обстановку, а также считающих возможным применение насилия. ДУМУ «Умма» от имени мусульман Украины заявило о своей решительной поддержке сил, стремящихся сохранить единство и целостность государства, не допустить кровопролития и хаоса.
Сегодня и всегда ДУМУ «Умма» и я лично призываем мусульман Украины к строгому соблюдению норм нашей религии, которые предписывают отказ от любых форм насилия в имеющей сегодня место в Украине политической и социальной борьбе.
Сегодня и всегда ДУМУ «Умма» и я лично призываем всех наших сограждан к сохранению мира и гражданского согласия, к уважению интересов, прав и свобод человека, как того требуют религиозные предписания монотеистических религий, а также гражданских прав и свобод, закрепленных действующим законодательством государства.
Вопрос: Социальный протест и классовая борьба много веков являлись неотъемлемой частью истории развития человечества. Новейшая история дает нам примеры, когда социальный протест, родившийся на улицах, приводил к изменению политического режима, способствовал ротации власти, отстранению от власти тиранов. Высвобождение энергии народного протеста зачастую сопровождалось насилием, в котором народ видел единственно возможную для себя форму борьбы в противовес исчерпавшим себя законным методам.
Ответ: Необходимо различать сиюминутные цели и интересы, и цели глобальные. Шариат содержит унивесальные механизмы и предписания, пригодные для применения в любом времени, любом историческом, политическом и культурном контексте, в любых географических координатах. Любая борьба не исключает требований придерживаться норм шариата. Задача ученых – объяснять эти нормы верующим людям, а также помогать правильно их применять, учитывая контекст времени и места. Наша общая задача – помнить, что мы в первую очередь – мусульмане. Мы должны не только сами осознавать гуманистическую сущность ислама, но также своими действиями демонстрировать это. Именно такая позиция является единственно верной для каждого мусульманина. Именно такая позиция позволяет оценить любую цель на соответствие требованиям ислама, а также избрать дозволенные методы ее достижения.
Интервью провела Ирина Черкасова