«Возлюби ближнего» - существует ли такое понятие в Исламе?
Некоторые люди говорят: «почему в Исламе, в отличие от других религий, мало сказано о любви?» или же «почему мусульманские проповедники не проповедуют любовь между людьми, но часто останавливаются на ненависти к неверующим, что сильно настораживает и пугает?». Все эти высказывания имеют место быть. При этом мы видим, что во многих других религиозных учениях нередко, напротив, внимание акцентируется на любви и доброжелательности к окружающим, причем независимо от их вероисповедания.Так почему же в поведении многих мусульман этого не наблюдается?
Первая причина - в неправильном толковании принципа «любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха». Как же надо его правильно понимать? Начнем с чувства «ненависти», так как в наше время недостаточно образованные мусульмане создают себе немало проблем именно из-за неправильного понимания этой части.
Итак, «ненависть ради Аллаха» означает:
Во-первых – верующий человек должен питать чувства неприязни, отвращения к греховным поступкам, а не самому человеку, который согрешил (пока он не станет ОСОЗНАННО, открыто отвращаться от веры, оскорблять Всевышнего и Его посланника, ОСОЗНАННО чинить несправедливость и т.д.).
Во-вторых, после того, как верующий человек поймет правильный смысл этого принципа, он должен воспитать в себе отношение к человеку, соответствующее принципу, а это предполагает направление заботы и доброжелательности к грешнику, а отвращения - только к греховному поступку. Чувство ненависти никак не должно мешать чувству доброжелательности, сострадания, чего мы можем увидеть во многих поступках Посланника Аллаха, мир ему. Например, когда Посланник, мир ему, пришел с призывом Ислама к жителям города Таифа, они изгнали его, избивая камнями и оскорбляя его. Тогда Всевышний направил к нему ангелов, чтобы поддержать его. Пророку, мир ему, было предложено: «Сделай дуа против них, и Аллах погубит их», на что Он, мир ему, ответил: «Я послан как милость для миров, а не как наказание». И сделал дуа во благо им, начиная его словами: «О Аллах прости их, ведь они не ведают…».
Пророк Мухаммад, мир ему, когда он общался с тем или иным язычником, многобожником, собеседники легко обнаруживали в Посланнике добродушие, открытость. А в наше время поведение многих мусульман с немусульманами оставляет желать лучшего…
Две крайности
Когда мы говорим об отношениях, уместно указать на две крайности молодых новообращенных мусульман.
Первая крайность – они стараются подчеркивать свою религиозность (в лексиконе, в одеянии и т.п.) среди людей настолько, что непроизвольно становятся «белой вороной». Дескать «мы такие правильные, праведные, а вы все невежды и грешники». От этого люди могут испытывать дискомфорт в общении. Нельзя вызывать в людях чувство ущемленности, если мы хотим, чтобы они прислушивались к нам.
Вторая крайность – изолированность от общества. Некоторая молодежь, отвращаясь от греховного общества, запрещает себе и своим близким общение с любыми немусульманами, что является неправильным. Вспомним случай во время Пророка, мир ему, когда один из его сподвижников возжелал жить уединенно от людей, чтобы предаться поклонению Аллаху. Посланник Аллаха возразил и сказал примерно так:«Лучшим верующим пред Аллахом считается тот, кто живет среди людей, терпя их (их обиды, невежества и все что может исходить от них), чем тот, кто уединился от них».
«Любовь ради Аллаха…»
На самом деле Исламское учение вовсе не пренебрегает этим благородным чувством любви, которое дарует жизнь, доставляет радость для души и может превратить жестокий серый мир в ярко-красочный. В Священном Коране и хадисах имеются достаточные доводы, указывающие на необходимость воспитания чувства любви к окружающему миру, а в частности к людям.
Итак, проблема в нас самих… Мы плохо знаем, как воспитать в себе любовь и доброжелательность к окружающим, и также мы плохо знаем, как лучшим образом распространять это чувство вокруг себя. Хотя методы очень просты и заключаются в элементарных поступках.
Что же означает «любовь ради Аллаха»? Это означает объединение сердец на основе божественного вероучения, которое требует принять Аллаха Единым Всемогущим Господом и покориться Его закону, что в свою очередь требует в себе воспитания и распространения среди людей доброжелательности, искренности, любви. Это было одним из главных этапов пророческого воспитания в людях набожности, без чего и не могло развиваться и укрепиться общество мусульман. Не будет благословления и помощи от Аллаха верующим, пока они не объединены на основе этой божественной любви. А в иной идеологии, где совсем другие ценности, в обществе всегда работает «закон джунглей», когда сильные угнетают слабых. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сказал, что этот пункт вероучения – любовь ради Аллаха - зависит от индивидуального желания и симпатии. Однако он подчеркнул, что это вопрос веры, и не может быть здесь выбора. Поэтому он, мир ему, потребовал: «Клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, не войдете в рай, пока вы не уверуете, а вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Не указать ли вам на то, что поможет вам полюбить друг друга. Распространяйте между собой мир [То есть приветствуйте друг друга словами “Мир вам”]».
Этот хадис как мы видим, заслуживает большого внимания, особенно в наше время, когда мусульмане мало занимаются очищением души от отрицательных качеств.
В вышеприведенном хадисе говорится об искренней приветливости лица и не только. Мусульманин, когда встречает своего брата по вере, должен встречать его с искренним пожеланием ему благополучия (баракята и успешности) в своем сердце. Вот главный призыв хадиса. Когда человеку удастся пожелать другому этого искренне, всем сердцем, то этим он будет воспитывать в своей душе день от дня доброжелательность, любовь, которые поднимут человека на высокие степени набожности, чего достиг великий сподвижник Абу Бакр Сиддик, да будет доволен им Аллах. И вот что говорил о благожелательности Абу Бакра Сиддика другой Абу Бакр аль-Музани: «Не пост и не молитва возвышали Абу Бакра Сиддика, да будет доволен им Аллах, над прочими сподвижниками Посланника, мир ему. Возвышало его над ними то, что было в сердце его. А в сердце была любовь к Всевышнему и искренняя доброжелательность по отношению к Его созданиям».
Только слова с искренним пожеланием могут достучаться до сердца другого человека, и тот обязательно почувствует это. В результате в его душе появиться теплое чувство по отношению собеседнику. И что же будет, когда все мусульмане научаться приветствовать друг друга таким образом? Конечно, это послужит усилению между ними любви и милосердия.
Однако, нередко мы видим на лицах людей маски приветливости, скрывающие в сердце негатив, который при удобном случае вырывается наружу. Или же некоторые выражают приветливость только тем, кто имеет большое благосостояние или высокое положение в обществе. Имам Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Ушла обязательность, надежность (людей),
подобно (безвозвратному) уходу вчерашнего дня.
Люди (сегодня) или обманщики1, или аферисты2.
Показывают они друг другу чистоту намерений и взаимоуважение,
А сердца их полны скорпионами»3.
Получается логическая цепочка: Нет любви там, где нет искренности. А если нет искренности, то нет веры.
Мы знаем, что набожность, религиозность человека должна основываться исключительно на искренности. Это требование Всевышнего:
وَمَا أُمِرُوا إِلَّا لِيَعْبُدُوا اللَّهَ مُخْلِصِينَ لَهُ الدِّينَ
«А ведь им было велено (лишь) поклоняться Аллаху (соблюдая Его предписание) искренне…» (Сура «аль-Баййина»).
В коранических аятах и хадисах, где говорится об искренности, часто ее смысл неразрывно связан с понятием любви, то есть «искренность» в этом контексте подразумевает «отношение с любовью и сопереживанием». Прекрасно об этом сказал Фудайл ибн Ийад: «Для нас постигшим (просветленным) является не тот, кто совершает много молитв и часто постится. Постигшими для нас являются обладающие щедрыми душами, чистыми сердцами и проявляющие искреннюю доброжелательность по отношению к людям».
Не просветлен и не искренен тот, кто не может быть доброжелательным ко всем, в особенности верующим. Среди многих поступков, посредством которых верующие должны воспитать в себе искренность, ученые особо выделяют следующий: давать друг другу добрый совет. Посланник Аллаха сказал: «Если кто-нибудь обратиться своему брату за советом, пусть он даст ему (добрый, самый полезный) совет (для его благополучия)». Ученые говорят: «Это один из важнейших видов проявления искренности, свидетельствующей о правдивости во взаимоотношениях друг с другом».
Или выражаясь иными словами: вера требует любви, а любовь требует искренности. Поэтому не искренен тот, кто не может проявить любовь (доброжелательность) к людям, а кто не может проявить такое чувство любви, тот совсем не понял призыв (исламской) веры: «Не уверует никто из вас (правильно) до тех пор, пока не полюбит (не пожелает всем сердцем) для другого мусульманина того, чего любит он сам» (Хадис).
Равшан-хазрат Турсунходжаев, имам мечети п. им К.Маркса
_______________________________________________________________
1 Слово «Мухатиль» при подробном переводе растолковывается как «обманщик, корыстно использующий небрежность и невнимательность людей…». См.: Ибн Манзур. Лисан аль-араб. Бейрут: Садир, 1994.
2 Слово «Мувариб» растолковывается как «ловкий хитрец, умением своим наносящий другим зло; аферист». См. тамже.
3 Из книги «Мир души», Ш. Аляутдинов. Москва, 2007.