Движение «Братья мусульмане» является своего рода зеркалом, в котором отражается состояние египетского общества. И сейчас в этом движении вызревают идеи и настроения далёкие от тех, которые были в нём раньше. Всё меньше движение сосредотачивает свою деятельность только на воспитательной работе, которую продвигали ветераны, заседающие в политбюро партии. Каким вы видите будущее «Братьев мусульман»?
- «Братья мусульмане» - это грандиозное сообщество с далеко идущими планами и великой миссией. Они вместе с египетским обществом перенесли все тяготы, которые выпали на долю нашего многострадального отечества. Они многим пожертвовали ради своей великой цели, свободы и независимости, как во времена правления монархов, так и во времена правления президентов республики. Это поистине народное движение, пользующееся большим заслуженным авторитетом у масс. Это и есть награда им от Создателя, о которой многим остаётся только мечтать.
И они как всякое движение, соприкасающееся с реальной жизнью, народом, культурой, экономикой меняется вместе с тем обществом, в котором оно живёт. И это естественно. И было бы странно, если бы было иначе.
И если раньше делался упор на сугубо воспитательную работу (Комитет мусульманской молодёжи) то это обуславливалось тем состоянием, в котором пребывало тогда египетское общество.
Теперь же после революции внутри движения вызрели новые течения: одни из которых больше склоны к открытости и либерализму, другие – к консерватизму и радикализму. Так бывает со всеми, кто живёт в реальном мире, вместе с людьми, кто взаимодействует с другими течениями и ищет точки соприкосновения с ними ради общего блага.
И я думаю что «Братья мусульмане» сейчас после революции находятся на стадии сближения с либеральными течениями и это приведёт их политическую партию, основанную на принципах терпимости и открытости, к большей независимости от основного движения вплоть до того что по некоторым вопросам они будут занимать разные позиции. Это то, чего они хотят и над чем сейчас работают.
Мы все были свидетелями того что представители некоторых религиозных течений восприняли революцию в негативном свете и призывали людей не участвовать в массовых протестах. После того как революция победила они стали первыми кто стал пользоваться её завоеваниями и, так скажем, стал пожинать её плоды. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Вы уже всё сказали и ваше замечание верно на сто процентов. Мы, действительно стали свидетелями того как некоторые учёные, опираясь на Коран и Сунну, точнее сказать на неправильное их понимание, заняли позицию противников массовых протестов. И обвиняли всех, кто участвовал в них в распространении смуты и анархии. По их мнению, выступление против несправедливых правителей равносильно ослушанию Аллаха и его посланника. В поддержку своего мнения они апеллировали к следующему аяту: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)!» (4;59). Или же к хадису: «Подчиняйтесь вашим правителям, если даже они будут вас бить и отбирать ваше имущество».(Сахих Муслим). Я не буду сейчас в очередной раз доказывать всю несостоятельность и ложность их убеждения и тот вред, который оно приносит Умме. Об этом уже много было сказано и мною и многими другими учёными.
Но дело даже не в этом и больше всего меня тут раздражает другое. Если бы они до конца стояли бы на своём и придерживались своих слов, то оставались бы честными хотя бы перед самими собой. Но посмотрите какие метаморфозы произошли с ними сразу после того как был свергнут Хосни Мубарак. Они на всех углах стали кричать о том, что больше всех остальных явились жертвами прошлого режима и стали всячески выражать свою приверженность идеям революции. Более того они требуют у нынешнего режима вернуть им то что было отнято у них прежним. Пока те, кто действительно приближал победу революции, пытался прийти в себя после её окончания они уже успели «застолбить территорию». Здесь уместно привести изречение пророка: «Поистине, дошло до людей из слов первого пророчества (следующее): если ты не чувствуешь стыда, то делай, что хочешь». (Аль Бухари).
Многие сейчас говорят, что революция не завершилась, что цель не была достигнута. И что прошедший референдум и предстоящие выборы окончательно похоронят её.
- Революция – это не постоянное состояние эйфории, не анархия и не беспорядки. Но это тяжёлая работа - «через тернии к звёздам». Это долгие, порой мучительные реформы. Это взлёты и падения. И она состоялась и завершилась ровно настолько, насколько могут завершаться людские дела. Я не понимаю, чего от неё ожидали скептики?
А по поводу разочарований – это человеческая природа. Когда ты достигнешь цели, то непременно начинаешь в ней разочаровываться. И чем грандиознее цель, тем больше разочарование. Более того начинает появляться некая грусть и ностальгия по ушедшему прошлому. Мы люди, а не ангелы и нам свойственно ошибаться.
Вас подвергают критике и обвиняют в приверженности к политике двойных стандартов из-за того что вы назвали то что происходит в Бахрейне «сектантской революцией», в то время как остальные революции по вашему мнению были настоящими и поистине народными. Многие увидели в этом ваше нежелание конфликтовать с правительствами стран персидского залива, в частности с правительством Катара.
- Меня в чём только не обвиняли и я уже ко всему привык. Я был одним из тех, кто на протяжении всей своей жизни своей деятельностью приближал наступление революций в арабских странах, а точнее их успешное завершение. И я считаю себя ответственным за них и перед Аллахом и перед своей совестью и перед людьми и историей. Но я никогда не поддерживал сектантские настроения в обществе и всегда выступал против того что может привести к гражданской войне.
А это именно то, что мы наблюдали в Бахрейне. Там шииты выступили не столько против правительства, сколько против суннитов. А суннитские учёные представляющие различные течения (ортодоксальные и светские, умеренные и радикальные) все как один выступили против такой революции, которая ведёт к разобщённости в обществе. Совсем другие настроения мы наблюдали в Тунисе и Египте, где вместе объединились не только представители различных течений внутри Ислама, но и вообще, мусульмане и христиане, богатые и бедные, интеллигенция и рабочий класс. К тому же революция в Бахрейне была спровоцирована извне. Это было очевидно из тех лозунгов и транспарантов, с которыми они вышли на улицы. Но, несмотря на это, я осуждаю применение насилия против мирных демонстрантов, где бы ни было. И считаю единственным способом разрешить проблему – это сесть за стол переговоров. И я неоднократно обращался к правительству Бахрейна с этим предложением.
Вы призываете к построению гражданского общества основанного на принципах Ислама. Каким вы видите это общество в Египте? И что вообще следует понимать под «гражданским обществом»?
- Да, я всегда призывал к правильному пониманию устройства государства в Исламе. Это гражданское общество, основанное на принципах Ислама. Если есть гражданское общество, базирующееся на капиталистических, либеральных, социалистических, марксистских принципах, то исламское государство базируется на шариате. Коран даёт много примеров того каким должно быть оно. Например, государство царицы Савской в Йемене.
Она сказала: «О, знать! Мне было брошено благородное письмо. Оно – от Сулеймана (Соломона), и в нем сказано: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Не превозноситесь предо мною и явитесь ко мне покорными».
Она сказала: «О, знать! Посоветуйте, как мне поступить. Я никогда не принимала решений самостоятельно, пока вы находились рядом со мной».
Они сказали: «Мы обладаем силой и великой мощью, но решение остается за тобой. Подумай, что ты прикажешь делать».
Она сказала: «Когда цари вторгаются в селение, они разрушают его и превращают его самых славных жителей в самых униженных. Вот так они поступают. Я пошлю им дары и посмотрю, с чем вернутся послы». (27;29-35).
В итоге она приняла разумное решение на благо свое отчизне и соотечественникам.
И Всевышний говорит нам в Коране, каким должен быть правитель: «Одна из двух женщин сказала: «Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия». (28;26).
То есть основными двумя качествами, которыми должен обладать правитель в Исламе, являются сила (профессионализм, мастерство, навыки) и доверие (безопасность, честность, попечительство). Сила и мастерство нужны для достижения цели и реализации намеченных планов. А доверие и безопасность для сохранения прав и свобод каждого отдельно взятого гражданина.
Исламское государство это не государство священников.
В гражданском обществе, построенном по Исламу, должны реализовываться на практике божественные установления через сохранение традиций с учётом происходящих в мире изменений. Это общество, в котором человек не должен стоять перед выбором типа «из двух зол меньшее», но он должен иметь возможность выбирать лучшее из лучшего, а государство должно помогать ему в этом выборе. Здесь не может быть места ущемлению прав с одной стороны и вседозволенности – с другой. Это государство, в котором важную роль играет такой принцип управления как «шура» (совет, собрание). Если хотите, можете назвать это демократией и плюрализмом.
В сфере убеждений (акыда) оно (гражданское общество, базирующееся на Исламе) опирается на сохранении веры и ведёт борьбу со скептицизмом в религии и противостоит атеизму и духовной инертности.
В сфере общечеловеческих ценностей (ма’руф – знаемое, естественное, разумеющееся само собой) оно охраняет права и свободы человека, призывает его к добру, учит справедливости и терпению, воспитывает в нём чувство прекрасного, облагораживает и украшает его веру.
В области высших целей и задач оно призывает человека к поклонению Единому Творцу, к созиданию и труду, к сознанию своего наместничества (хиляфа) на земле со всем тем, что следует из этого.
В области общественных отношений оно призывает человека к терпимости и к сотрудничеству с окружающими, к познанию и приятию, а не к отрицанию и нигилизму.
В области экономики оно зиждется на свободной торговле и справедливом распределении благ, способствует развитию производства и рациональному потреблению.
В области политики оно опирается на свободе мнения и поощряет участие каждого гражданина в жизни своей страны. В нём нет места тирании и деспотизму. А правитель несёт ответственность за своё правление и перед Аллахом и его рабами.
В области общественного блага (масалих мурсаля) оно заботится о нуждах, потребностях и комфорте каждого гражданина. А человек нуждается (дурурийат) в заботе и сохранении своей религии, личности (жизни), разума, потомства (репродуктивной способности) и собственности.
В Египте в последнее время наметился некоторый спад авторитета умеренного направления в Исламе. Чем это объясняется на ваш взгляд? И какова роль Аль-Азхара в этом?
- Всё дело здесь, конечно же, не в самом умеренном направлении (васатыйа), а в тех официальных религиозных учреждениях, которые продвигают и пропагандируют его. Большинство из них потеряло доверие народа и не оказывает влияния ни на его нравственность, ни на его интеллект.
Естественно, та конформистская позиция, которую постоянно занимает руководство этих организаций в отношении правящих режимов, не могла не сказаться на их репутации и авторитете.
Аль-Азхар несмотря на то что был вынужден иногда занимать эту позицию в целом всегда сохранял свою независимость. А шейхи Аль-Азхара зачастую критиковали власть, за что попадали в опалу. И примеров такого мужественного поведения этих учёных великое множество. Достаточно вспомнить шейха Абдульмаджида Салима, сказавшему в лицо королю все, что он о нём думал и таким образом так разгневал его, что испугались даже окружающие. И когда у шейха спросили, не слишком ли он рискует, говоря нелицеприятную правду самому правителю, он в свою очередь переспросил у них: «А помешает ли мне это в будущем посещать мечеть?» Ему было сказано: «Нет». «Тогда мне нечего бояться» - ответил он.
А шейх Мухаммед аль-Хадр Хусейн однажды сказал: «Если Аль-Азхар в моё правление и не прибавит в чём-то, то и убавить у него я никому не позволю».
Конечно же, Аль-Азхар должен следовать намеченному пути и способствовать распространению умеренного направления, потому что только это направление позволит сохранить стабильность в обществе, чем и занимается наш друг имам Ахмад Тайеб.
Некоторые считают для себя дозволенным прибегать к насильственным методам для изменения ситуации в Египте к лучшему.
- Я не вижу никакого оправдания и никакой причины для того чтобы прибегать к насилию. Мы же видели на примере революции, что метод ненасильственного свержения власти, который является приоритетным в Исламе, действует эффективнее, чем какой либо другой. Мы же видели, какой силой обладают средства массовой информации, проповеди в мечетях и самое главное единение людей. Те же, кто говорит о неэффективности мирных методов для установления добра и справедливости просто напросто не прилагали никаких усилий в этом направлении, а по большому счёту и не желали. В нашем современном мире, когда Всевышний даровал нам столько различных методов, мирных и разумных, для разрешения проблем и для достижения своих целей просто глупо обращаться к насилию и жестокости.
Но Аллах велит нам в Коране: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем». (16;125). А пророк Мухаммед говорил: «Воистину Аллах добрый и любит добро. За добро Он воздаёт тем, чем не воздаёт за зло».
Все учёные должны быть осторожны в своих высказываниях и наставлениях и учитывать человеческие склонности и настроения. «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя».(3;159).
Как вы относитесь к вероятности того что будущим президентом Египта может стать христианин или человек абсолютно светский?
- Я думаю, что это нереально, конечно же, при условии, что мы окончательно распрощались со случаями фальсификаций на выборах. Если выборы будут проходить честно и без подтасовок, то результат будет логичным и закономерным – главою Египта станет мусульманин. Не светский человек, не христианин, а именно практикующий мусульманин. Именно такого президента желает народ в своём большинстве. Светское направление в Исламе хорошо охарактеризовал словами из Корана Мухаммед Бахи, сказавший, что представитель этого направления верит в одну часть писания и не верит в другую.
Вы собираетесь вернуться на Родину в Египет.
- Как говорят египтяне: «Всему своё время». Для меня отечеством являются все арабские страны. Моё поколение во времена своей юности любило повторять отрывок из стихотворения поэта, одного из «Братьев мусульман», Абдульхакима Абидина:
И я не знаю другого отечества, кроме Ислама.
Пределы его простираются от Шама и до долины Нила.
И где бы ни упоминалось имя Господа моего,
Везде моя Родина.
Правоведы называют мусульманские страны в совокупности «Домом Ислама». И для меня Катар является таким же отечеством, как и Египет. К тому же современный мир стал больше напоминать большую деревню. И неважно где я нахожусь, в мыслях своих я всегда с мусульманами всего мира. Сейчас я, например, ложусь и просыпаюсь с мыслями и думами о том, что происходит с моими братьями в Ливии, Сирии, Йемене. И я переживаю их страдания как свои собственные и молю Бога о счастье и мире для всех мусульман.
Перевел с арабского Арслан Тимербулатов специально для Ансар.ру