Надоели провокаторы и исламофобы? Гумер Исаев предлагает рецепт

В России прослеживается кризис в отношениях между государством и Исламом, а также отсутствует последовательная политика властей, которая преследовала бы какие-то конкретные цели и задачи в отношении мусульман. Об этом в ходе прошедшей на Ансар.Ru онлайн-конференции заявил известный востоковед-политолог, руководитель Санкт-Петербургского Центра изучения современного Ближнего Востока Гумер Исаев.

Выделяя основные проблемы российских мусульман (отсутствие единства, неэффективная работа многих муфтиятов, превращение религиозных деятелей в чиновников (со всеми вытекающими из этого последствиями), отсутствие авторитетов и рост радикальных настроений среди молодежи), Исаев отметил "внешнее" влияние на умму: рост исламофобии в обществе, действия государственных органов в виде запретов мусульманской литературы или арестов людей по надуманным обвинениям в экстремизме.

Гость портала считает, что в России уже давно имеет место кризис в отношениях между религией и государством, и особенно он виден на примере взаимоотношений с исламом. «В некоторых регионах России, кажется, ситуация приемлемая, но где-то все очень скверно».

Говоря в общем о политике государства по отношению к мусульманам, Гумер Исаев заявил, что сегодня нет последовательной политики, которая преследовала бы какие-то конкретные цели и задачи в отношении верующих. «Может, надо их как-то декларировать? Не подчеркивать "значимость" и "важность" мусульманской общины в истории России, а вразумительно и четко обозначить свое видение места мусульман в будущем российского государства.

Да, я знаю, что выделяются средства на развитие мусульманского образования, реализуются и поддерживаются некоторые проекты и инициативы, связанные с жизнью мусульман. В некоторых регионах налажен диалог между властями и мусульманскими общинами. Но негативных факторов тоже немало - запрещается мусульманская литература, проходят аресты невиновных людей, в СМИ население страны запугивают угрозой "исламизма". Давайте сначала разберемся с той же запрещенной литературой - и тогда можно будет говорить о положительных сдвигах», - подчеркнул Исаев.

Политолог привел пример такой «политики» в свете событий в Украине. «Вот сейчас, как возникла сложная ситуация в Крыму, туда поехали несколько известных деятелей из мусульманской среды: "уговаривать крымских татар". Т.е. мы видим, как власть использует мусульманский фактор в своей внешней политике. Будет ли это рвение мусульман-государственников вознаграждено? Я не о медалях и грамотах говорю, а о пересмотре ряда важных направлений в отношении между исламом и властью», - отмечает эксперт.

При этом Исаев убежден, что улучшение положения мусульман — дело рук самих мусульман. «Нужно выстраивать свою систему влияния на политику государства. Да, это очень сложно, но других вариантов я не вижу. Я знаю, что сейчас некоторые «эксперты» бросятся кричать о том, что я призываю к созданию «мусульманского лобби» и станут разводить конспирологические теории. Наоборот, мы имеем дело с исламофобским лобби, скрывающимся под маской борьбы с экстремизмом и нужно как минимум уравновесить его влияние на общество. Пусть хотя бы в кругах, ответственных за принятие важных решений будет больше людей, реально понимающих проблемы мусульманской общины и рассматривающих мусульман не как «пятую колонну» - это уже будет хорошо».

По мнению гостя портала, для достижения этих целей необходимо, в том числе, увеличение количества исламских аналитиков и политологов. «Я часто слышу жалобы от мусульман, дескать, почему же в российском медиа-пространстве столько исламоведов-исламофобов, типа географа Силантьева, израилеведа Сулейманова или Яны Амелиной? Мой ответ может показаться жестким: если не нравится — воспитывайте и продвигайте своих, правильных исламоведов!» - заявил гость портала.

При этом он призвал не опускать руки тех специалистов, кого в силу различных причин не допускают к медиа-пространству. «Нужно ставить еще более амбициозные задачи: создавать свои информационные ресурсы в виде авторитетных интернет-порталов, журналов, газет, которые были бы качественнее, лучше и интереснее, чем ресурсы исламофобов», - дал совет Исаев. При этом немаловажным является создание качественного контента для немусульман, которые черпали бы достоверную информацию об Исламе, мусульманах, ближневосточной культуре и традиции, политике и экономике.

«Пусть мусульмане создают такие ресурсы, а не жалуются, что кто-то рассказал об исламе вместо них и рассказал лживо и плохо. Мусульманам нужно брать дискурс в свои руки, самим рассказывать о себе остальным людям, не доверяя эту важную задачу дилетантам или провокаторам».

«Умме требуются хорошие или даже отличные специалисты во всех областях. Нам нужны лучшие», - заключил гость портала.

Полную версию онлайн-конференции читайте здесь



7 комментариев


  1. (05.03.2014 18:41) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  2. (05.03.2014 18:55) #
    0

    Кризис в отношениях между государством и религией естественен и неизбежен, если это не исламское государство, конституция которого основывается на Коране.
    В неисламском государстве речь может идти только о соблюдении государством собственного Основного Закона о равенстве конфессий и наций, о соблюдении прав человека и личности.
    Проблемы во взаимоотношениях между государством и религией у нас возникают только по отношению к Исламу. И понятно, почему. Только Ислам представляет собой не интимное общение человека со священником или идолом, а образ жизни. Образ жизни, который предполагает общение верующего с его Истинным Хозяином все 24 часа в сутки, где бы он ни был.
    Поэтому мусульмане объективно вынуждены строить жизнь общества в согласии с шариатом, чего не может допустить светское государство. Оно сопротивляется требованиям мусульман, переходит границы дозволенного Конституцией страны - в страхе "кабы чего не вышло".
    Проблема еще и в том, что в России нет традиции мирного сосуществования Ислама и государства.
    Ин шаа Аллах, "лед тронулся", и сейчас происходят изменения в отношениях между государством и Исламом, которые трудно было представить 100 лет тому назад.
    Бывшие "этнические православные" возвращаются в Ислам, интернет служит популяризации исламских идей. Конституция провозглашает равенство Ислама с другими конфессиями, и к этому страна идет.

    • (05.03.2014 19:08) #
      0

      АльхамдулилЛах, и информационные ресурсы создаются, и газеты, и журналы. Тысячи мусульман, и стар, и млад учатся в исламских медресе и курсах. Строятся мечети. За прошедшие 20 лет прогресс в развитии исламской уммы в России огромный.
      Я не успокаиваю и не убаюкиваю единоверцев. Проблемы наши известны, некоторые печальны.
      Задача наша - не сбавлять темпы и сохранить тенденцию к возрождению нашей религии. Это нужно и России, нашей Родине. Без здорового начала, который несет в себе Ислам, России грозит деградация и депопуляция.
      Очень важно - донести до власть имущих эту простую истину.

      • (06.03.2014 12:10) #
        0

        К сожалению властям это не интересно. Им будет это интересно если правоверные будут платить двойной налог как раньше при царе, наполняя карманы чиновничьей братии деньгами.
        Просто у системы мышление мало подвержено изменениям.

      • (07.03.2014 02:33) #
        1

        Во многом с вами согласен, но я не совсем разделяю ваш стойкий оптимизм в развитии отношений между государством и Исламом. Мне кажется, что достижения последних 20 лет в этих отношениях - есть результат революционного толчка и инерции хода исторических событий. Немного о самой публикации. "Говоря в общем о политике государства по отношению к мусульманам, Гумер Исаев заявил, что сегодня нет последовательной политики, которая преследовала бы какие-то конкретные цели и задачи в отношении верующих. «Может, надо их как-то декларировать?.." Я думаю, что отсутствие внятно артикулированной, декларированной государственной политики и есть, по сути, составная часть или , может немного иначе, условие существования реальной политики в отношении мусульман России. Так удобно. Удобно проводить, очень мягко выражаясь, политику сдерживания Ислама. По этой же причине у нас отсутствует внятно декларированная национальная политика государства.Необходимость наполнения содержательным смыслом и действиями своей официально заявленной декларации, требует разработки соответствующих программ, конкретных планов по реализации пунктов этих планов и также действий по их выполнению. Все это требует денег и материальных трат. Оно... это нужно государству?! Зачем возрождать нацменьшинства, когда цель - ассимиляция. А с Исламом все гораздо проще: "государство отделено от религии(церкви)" - смотри Конституцию. Это утверждение постулирующее принцип "симбиоза" в отношениях было бы идеальным для нас, если бы само государство соблюдало его на деле. Однако этого нет. Принцип нужен только для того. чтобы ставить выборочные запреты на прямое участие конфессии в политической жизни страны. Как можно защитить свой статус или, как красиво и точно выразился брат Ислам, превратит Ислам из объекта в субъект, не участвуя в реальной политической жизни страны? В том смысле я совершенно согласен с братом Гумером, когда он говорит: "Нужно выстраивать свою систему влияния на политику государства. Да, это очень сложно, но других вариантов я не вижу"

        • (07.03.2014 06:22) #
          -2

          Ваши рассуждения совсем не отличаются от рассуждений не верующих людей.

        • (07.03.2014 09:52) #
          1

          Согласен, Фидарис! Особенно, с последним высказыванием брата Гумера.
          Добавлю лишь, что система влияния мусульман на политику государства выстраивается, и этот процесс - очень долгий.
          Главная проблема - пассивность мусульман. Ведь мы сами должны наполнять статьи Конституции о равенстве конфессий, о правах человека и личности конкретным содержанием. Как это сделал брат Тугушев из г. Маркса, защитивший в Краснодарском краевом суде перевод Священного Корана.
          Или как брат Ирек защищает коран-хафиза Али Якупова, заодно и популяризируя Ислам.

  3. (06.03.2014 19:55) #
    0

    Равиль Панчеев и "революционеры"
    http://www.muslim-info.com/