Референдум по конституции стал главным событием в Египте за прошедший месяц, и я надеюсь, что внесённые поправки в основной государственный закон проложат путь к построению правового общества в нашем многострадальном отечестве. В основном поправки касались вопроса структуры власти, избрания президента и его полномочий. Но прошедший референдум пролил свет и на многие другие вопросы и наболевшие проблемы в египетском обществе. Например, вопрос о роли религии в государстве и об участии религиозных организаций в политической жизни страны. Много различных мнений было высказано на этот счёт. Раздавались голоса как сторонников активного внедрения религии в политическую структуру страны, так и их оппонентов. К сожалению, были и попытки использовать этот вопрос в своих личных целях и в угоду политических амбиций.
Как бы то ни было, и это глупо отрицать, Египет – это религиозное сообщество. Религия имеет глубочайшие корни в жизни нашего отечества и его культуры. И хотят ли того на западе или нет, она будет продолжать оказывать своё влияние на политическую жизнь в нашей стране. И любые попытки свести это влияние к минимуму могут привести к необратимым последствиям, которые плохо скажутся на дальнейшем развитии событий в государстве. И тот факт, что Ислам играет такую важную роль как в жизни отдельно взятого египтянина, так и в жизни всего общества не должен становиться причиной для того чтобы делать из нас очередное «пугало» или же вводить против нас какие либо санкции. Такая политика Запада в отношении Египта и многих других мусульманских государств не приведёт ни к чему хорошему и в перспективе не может быть кому-либо выгодна.
Для нас, египтян, Ислам – это религия умеренности и терпимости. Это то, что даёт гарантии соблюдения прав каждого отдельно взятого гражданина. Исламские учреждения всегда выполняли функцию правозащитных организаций, к которым обращались граждане – мужчины или женщины, христиане или мусульмане – и находили там защиту от произвола чиновников. И как бы ни хотели на Западе представить Ислам в негативном свете, именно он был и остаётся катализатором прогрессивных идей и свободомыслия в египетском обществе за всю его историю.
И я как глава Исламского учреждения, уполномоченного выносить фетвы (правовые заключения), со всей ответственностью заявляю, что вся наша деятельность направлена на благо народа и реализацию прав каждого египтянина какой бы он ни был национальности и к какой бы конфессии он не относился.
Много в последнее время говорилось и о пункте втором конституции АРЕ (введён в 1971 году), который гласит, что официальной религией в государстве является Ислам. Одни боялись, что поправки могут коснуться этого пункта и приведут к его отмене, а это, несомненно, повлияет на национальную самобытность. Другие же наоборот считали, что оставление этого пункта без изменений может плохо отразиться на равноправии в обществе, приведёт к построению исламского теократического государства, а в дальнейшем и к дискриминации коптов-христиан.
Но мы должны признать, что религиозное наследие любой страны – это вопрос национальной идентичности и оно не должно влиять на гражданский характер политического процесса. И нет никакого противоречия между этим пунктом конституции и пунктом седьмым, гарантирующим равенство всех граждан перед законом, вне зависимости от половой и религиозной принадлежности.
К тому же мы знаем что, к примеру, в той же Дании, Норвегии, Англии христианство является официальной религией. (В Дании и Норвегии – лютеранство, а в Англии – англиканство. Кроме этого, христианство имеет государственный статус в ряде других европейских и южноамериканских стран. Прим. переводчика). А христианская культура и мировоззрение, как бы ни отрицали этого сами европейцы, оказывает влияние на характер политической жизни в этих обществах, начиная от государственной символики и заканчивая названиями политических партий и их направленности. В тоже время Тунис и Иордания уже давно воспринимаются мировым сообществом как светские государства, несмотря на то, что Ислам в них является официальной религией.
В Египте существует большое количество мусульманских партий и движений: «Братья мусульмане», «Партия умеренности», выступающие за прогрессивное толкование основ, различные саляфитские и суфийские течения. Долгое время они были в подполье, теперь же они приобретают легитимный статус и собираются участвовать в политической жизни страны на равных с различными светскими партиями. Они все будут конкурировать друг с другом за влияние на умы соотечественников, которые стали для них потенциальными избирателями и им придётся учитывать их желания и настроения.
Это здоровая, нормальная конкуренция. И ни одно из этих движений не захочет опять стать маргинальным и уйти в подполье, как это было в прошлом. Им просто нет смысла обращаться к каким либо радикальным идеям. К тому же мы видим, намечается тенденция к объединению всех этих движений в единый союз и основой этого объединения становится желание блага и процветания для своего отечества.
Перевел Арслан Тимербулатов специально для Ансар.ру