Ряд политических и имиджевых провалов в этноконфессиональной сфере за последние полтора года позволяют сделать вывод о том, что внутренняя политика командой нового президента Татарстана если не провалена, то тянет лишь на «троечку». Мелкие недочеты и досадные промахи превращаются в серьезные проблемы, когда за дело берутся профессионалы провокаторского дела.
Как уже говорилось год назад, все то, что многие годы являло собой визитную карточку Татарстана, одно за другим оборачивается скандалом или позором. Глава образцово-показательного духовного управления со скандалом ушел в отставку, новый был избран с еще большим скандалом, выпестованная когортой давних соратников Минтимера Шаймиева программа по изучению татарского языка в школах стала трещать по швам под натиском националистов, а крушение теплохода «Булгария» многими было воспринято символически, как несостоятельность проекта под условным названием «Булгаризм». Факультет татарской филологии Казанского университета, давший путевку в жизнь многим национальным кадрам в современном Татарстане (в том числе и мне) был закрыт, осенью случилось сразу два конфуза с религиозным контекстом – один из видных священников Казанской епархии стал героем коррупционного скандала, а мусульманский кинофестиваль увенчался порнографическим скандалом.
Когда в религиозной, духовной жизни региона все гладко и спокойно, она не слишком заметна и является не более чем красивым орнаментом на государственных регалиях. Но если на эти во многом церемониальные и декоративные «мелочи» не обращать внимания, очень скоро они становятся черным пятном на репутации региона, похуже уровня безработицы или низкого ВВП. В эту ловушку и попали, судя по всему, Рустам Минниханов и его аппарат.
Произошло то, что и прогнозировалось – духовные и этнические организации из предмета гордости превратились в дубинку, которой можно лупить по голове татарстанского руководства по делу и не по делу. Самое удивительное, что вольно или невольно, осознанно или неосознанно, но и сами национальные и духовные структуры послушно записались в ряды дубинок и исправно выполняют свою роль.
Осторожно, лепешки!
12 октября в Казани состоялись Саматовские чтения, на которых некто Раис Сулейманов поставил знак равенства между организованной преступностью и салафитами. По его словам, «салафитская мафия» обложила данью предпринимателей с казанских рынков, а ОПГ переродились в салафитские группировки. Никаких доказательств, фактов, объективных данных Сулейманов не предъявил, сославшись на то, что закрытую информацию ему предоставили анонимные источники в силовых структурах республики.
Вот какой мощный удар нанес благородный Сулейманов по подлым ваххабитам, могут подумать наивные наблюдатели, тогда как в реальности, удар нанесен не по салафитам, а по самой республике и ее имиджу – имиджу региона-лидера в IT-отрасли, имиджу республики, одолевшей гидру крупнейших мафиозных синдикатов (и эта победа широко освещалась в центральных сми). Министр внутренних дел Татарстана был не так давно одним из потенциальных кандидатов на президентское кресло, а одним из первых кадровых решений Рустама Миннианова в должности президента было назначение полномочным представителем республики в Москве одного из крупнейших функционеров регионального МВД. И в этой республике процветает банальный рэкет в духе девяностых, да еще и с религиозным оттенком? А спецслужбы еще и скрывают такое? И как же это не вяжется с реноме продвинутой, развитой республики, готовящейся принять у себя Универсиаду а затем и мундиаль, не правда ли?
Ранее в интервью откровенно антироссийскому изданию “The New Times” этот же обладатель эксклюзивного «слива» говорил: «Татарстан, например, позиционирует себя сейчас как регион, привлекающий инвестиции из крупнейших исламских стран. В Казани вот уже три года подряд проходит международный исламский финансовый форум. Основным партнером здесь является Саудовская Аравия. То есть страна, официальной государственной религией которой является ваххабизм». По его сведениям, заграничный партнер выставил Татарстану негласное условие: в обмен на сотрудничество не препятствовать распространению среди российских мусульман идеологии ваххабизма. «И власти идут на это. Здесь чистой воды политика», — резюмирует Сулейманов.
Обвиняя власти Татарстана в сделке с саудовским руководством о распространении «идеологии ваххабизма», эксперт, тем не менее, упускает из виду еще более вопиющие и даже шокирующие факты: муфтий Татарстана преуспел на ниве сотрудничества с саудовцами гораздо больше. За неполные полгода на своем посту он успел открыть в исламском вузе библиотеку – дар от КСА, договориться о создании совместных медийных проектов с представителем Всемирной ассамблеи исламской молодежи в Саудовской Аравиим (уж не та ли это WAMY, завалившая в девяностые годы Россию бесплатной литературой?), встретиться с королем Саудовской Аравии в Мекке и с представителем ученого совета Всемирной организации подготовки хафизов Корана Всемирной исламской лиги (КСА).
Раис Сулейманов эти факты упустил из виду. Напротив, муфтию Татарстана ставится в заслугу стремление «задвинуть» на второй план «бабушек» женского мусульманского движения Альмиру Адиатуллину и Наилю Зиганшину, скомпрометировавших себя связями с прежним «салафитским муфтием». О том, что супруг Наили Зиганшиной является правой рукой нового муфтия, Сулейманова также забыли предупредить.
Список таких вот информационных «лепешек», на которые неподготовленный читатель может наступить, можно еще продолжать. При профессиональном подходе, поводов для дискредитации как одной личности, так и целой республики, можно найти достаточно много. Так же как и технология этого процесса, хотя и требует недюжинного провокаторского таланта, но довольно хорошо известна. Вопрос в том, найдутся ли люди и организации, готовые стать добровольными инструментами таких вот «технологов». В данном случае они нашлись в изобилии.
Духовное управление
В марте 2011 года в Татарстане избрали нового муфтия Ильдуса Файзова, а он в свою очередь, избрал совершенно новый вектор развития ислама.
Новыми трендами стали жесткий ориентир на ханафитский мазхаб (он и раньше был закреплен в уставе ДУМ РТ в качестве основной религиозной доктрины, но сейчас за не соблюдение этого пункта устава имамам грозят санкции), утверждение языком проповеди только татарский и содержание имамов за счет государственной казны.
Любопытно наблюдать какие муфтият Татарстана сделал шаги для реализации намеченного вектора и решения обозначенных проблем. Сразу после избрания муфтием Ильдус хазрат заявил, что кадровых зачисток и шельмования неугодных не будет. Между тем, муфтият заменил заметное число ключевых и, что особенно важно, влиятельных лиц на местах: кроме проявлявших очевидно раскольнические настроения Шавката Абубекерова и Наиля Сахибзянова, сменились многие мухтасибы, руководители учебных заведений.
Но на своих позициях остались имам Бурнаевской мечети Фархад Минсагиров, впервые введший практику русскоязычной проповеди у себя в мечети и широко разрекламировавший нынче опального в муфтиятских структурах Камаля эль-Занта. Кстати, кое-кто еще не забыл, что в бытность начальником отдела пропаганды ДУМ РТ Ильдус хазрат даже взял Занта в штат муфтията сотрудником в свой отдел. Идрис Галяутдинов на прежней должности внушительными тиражами распространяет брошюрки с несвойственной татарам трактовкой вероубеждения.
В муфтияте сменился значительный процент руководящего состава, но на одном из ключевых постов продолжает оставаться руководитель учебного заведения, в стенах которого несколько лет назад была раскрыта ячейка «Хизб ут тахрир» а в наши дни трудится тот самый мударрис, который в свое время внес изменения в книгу «Мугаллим сани» А.Максуди.
Среди прочих инициатив составление списка запрещенной литературы представляется весьма сомнительным мероприятием, так как этот запрет может касаться только подведомственных ДУМ РТ вузов и медресе. Ни многочисленные книжные лавки, ни даже Исламская книжная выставка-ярмарка, прошедшая буквально через считанные дни после принятия рекомендации о запрете, это в расчет не принимают. Более того, на выставке была представлена и, с позволения сказать, «литература» И.Галяутдинова и брошюрки Галимы Харисовой – ярой салафитской проповедницы.
Таким образом, заслуги муфтията в искоренении «салафитского засилья» весьма сомнительны, зато совершенно очевидны успехи в сближении с людьми, чья деятельность направлена на возбуждение межнациональной и межрелигиозной вражды в республике. В газете, учредителем которой много лет является нынешний муфтий, постоянными гостями присутствуют люди, считающие, что быть искренним мусульманином может только тяжелобольной в духовном и нравственном отношении человек, обвиняющие Рустама Минниханова в распространении ваххабизма в обмен на саудовские инвестиции.
Национальная составляющая
Серьезной проблемой для Татарстана становится вопрос татарского языка. С одной стороны мы видим бессовестные инсинуации относительно того, что татарский язык преподается школьникам за счет часов русского, с другой – настоятельные требования ДУМ РТ проводить все проповеди на татарском. Безусловно, требование ДУМ РТ справедливо для Татарстана, но тут же рождаются сомнения – если истерия вокруг преподавания языка титульной национальности достигнет своей цели, через 15-20 лет аудитория, способная понимать эти проповеди сократится в разы.
Уже сегодня, лидеры национальных организаций обнародуют шокирующие цифры: 30% студентов Российского исламского университета в Казани – представители других наций, в медресе «Мухаммадия» - брендовом учебном заведении этот показатель достигает 60 процентов, а в Казанском исламском колледже – аж 90. Эти данные озвучил председатель ВКТ Ринат Закиров на пресс-конференции перед открытием форума религиозных деятелей в июне 2011 года, о чем сообщило интернет-издание "Татар заманы".
Любопытно, что информационное обеспечение кампании против татарского языка сегодня ведут те же лица, которые сидят на мероприятиях по правую руку от муфтия Татарстана и имеют честь выступать на богословских собраниях.
Во Всемирном конгрессе татар и профильном подразделении в аппарате Президента РТ на недвусмысленную позицию муфтията закрывают глаза.
Складывается впечатление, что в самом Татарстане и Всемирном конгрессе татар в частности относительно будущего ислама в татарской нации и будущего татарской нации в многообразии исламского мира нет оформленной позиции. Нет цельного видения, каково место Татарстана и татар в Российской Федерации, на каких идейных основаниях должен сплачиваться татарский мир и какова в этом всем роль ислама, а также должно ли татарское мусульманское духовенство претендовать на лидерство в российской умме.
На Форуме религиозных деятелей 16-17 июня 2011 года в Казани на это обратили внимание многие имамы в ходе работы отдельных секций. Всемирный конгресс татар, который взял на себя основную тяжесть организационных вопросов, за прошедшие годы набрался огромного опыта в управлении большими массой гостей – пригласить несколько сотен делегатов, встретить, разместить, накормить и провозить по пунктам программы. В этом отношении в профессионализме ВКТ не откажешь.
Но с содержательной точки зрения форум можно назвать провальным. Ни до него, ни во время, ни даже после, участникам так и не удалось понять, каков же основной мэссидж татарстанских властей, ежегодно собирающих имамов в такой географической широте и таком впечатляющем количестве.
Попробуем представить себе ход мысли руководства Татарстана: в какой то момент ему стало ясно, что в деле сплочения татарской нации вокруг казанской духовной доминанты национальные организации и их лидеры исчерпали себя, а прерогатива формировать общественное мнение и реально влиять на ситуацию перешла к религиозным деятелям. Тогда ВКТ взял на себя труд по созданию площадки, на которой татарские имамы могли бы встречаться и обсуждать актуальную повестку дня, консолидироваться и состояться как исключительно важный социальный институт для России – татарское мусульманское духовенство. Институт, который еще век назад формировал лицо российского ислама, а сегодня его как цельного субъекта пока еще нет.
При всей разумности данного начинания, Татарстан не сумел сформулировать ту доктрину, программу действий на перспективу, которая была бы понятна, близка татарскому духовенству вне Татарстана. Концепция «особого пути», татарского ислама как отдельного цивилизационного феномена (очевидно на манер Русской Православной церкви), выпестованная Валиуллой Якуповым, не нашла поддержки у Ильдуса Файзова, а новый мега-проект, супер-идея о том, где место татар и каково их значение в глобальном масштабе, куда движется татарская нация - не было сформулирована.
Такая крайне сырая проработка собственной идеологической базы, отсутствие системной научной и аналитической работы и создают почву для того, что навязывать свою кампанию по дискредитации и черному пиару руководству Татарстана сегодня могут мальчики, 3-4 года назад окончившие вуз и никаких реальных научных или общественных заслуг не имеющие.
В результате, люди шаг за шагом разочаровываются и в новом муфтии, и ответственных за взаимодействие с религиозными объединениями в аппарате президента, и, в конечном счете, в политике нового татарстанского лидера.