«Кавказская политика» предлагает читателям отрывок из выступления Александра Андреевича Проханова на Эхо Москвы , в котором он говорит о межнациональных конфликтах, вспыхивающих практически на всей территории России. Рассуждает о том, кто же должен по праву быть государствообразующим народом и о терапии бед России в виде развития.
Вот, если на карте России поместить маленький индикатор, мигающие лампочки, которые бы отмечали места такого рода конфликтов, то практически вся территория засверкала бы этими жуткими огоньками, потому что эти национальные конфликты множатся, они расползаются по России, и это является данностью.
Не только конфликты между русскими и кавказцами – это конфликты внутри дагестанского общества, это конфликты между ингушами и осетинами, ингушами и чеченцами – все начинает мерцать этой зловещей электросваркой. То есть, это данность.
Когда говорят: «О! – вина власти!», «О! – власть потворствует чеченцам!», или: «О! – власть бездействует!» — это так, но решение этих проблем не лежит в административной плоскости, и власть ничего не сможет сделать. Ну, пусть половина населения пойдет в ОМОН, то все равно в другой половине будут продолжаться и нарастать эти конфликты.
Я думаю, что эти конфликты, наверное, решаемы, но они решаемы системно, многоаспектно. Конечно, честность и последовательность власти, силовой власти, сильной власти, очень жесткой власти, которая отстаивает закон как таковой.
С другой стороны, конечно же, — терапия, терапевтический подход к этому; разговор о межнациональной этой вражде; понимание ее истоков и природы.
Например, мне позвонил сегодня один мой чеченский друг, замечательный писатель, чеченец, и он сказал, что сейчас Чечне проводятся «толстовские чтения», куда приглашаются русские писатели, чтобы они проводили уроки в чеченских школах – это очень важно.
Вот я, например, в чеченской школе мог рассказать о «Хаджи-Мурате», как я понимаю этот великий роман толстовский. Может быть, я бы почитал им главы из моего романа «Идущие в ночи» о второй Чеченской войне, где русский писатель, находясь во главе, по существу, экспедиционного карательного корпуса… – чего стоит рассказ «Рубка леса» Толстого, — где он, будучи офицером российской армии, может быть, оккупационной армии, симпатизирует своим врагам. Он симпатизирует своим противникам.
Они стреляют в него, но он симпатизирует, как это делал Лермонтов, например. Потрясающее его описание, эта поэма «Валери́к»: резня, как они стояли по колено в воде и резались с чеченцами, и река пылала кровью алой.
И ни одного оскорбления в адрес этого врага не было, а внутреннее напряжение и восторг! Это терапия нужна. Конечно, мне кажется, важна философия современного российского государства. По-прежнему не сказали, какое это государство. До сих пор бытует мнение, что у нас национальное государство…
Я говорю о политологическом представлении о стране. Мы разрушали «красную империю» для того, чтобы у нас была доминанта русского населения – так мне объясняли демократы и либералы.
Империя была разрушена, потому что там двигались орды с востока: узбеки – я не знаю, — киргизы… Империя была разрушена, и было создано национальное ельцинское государство.
Так вот, эта идея национального государства провалилась. Путин в своих предвыборных статьях сказал, что национальное государство в России не состоялось.
Если это не национальное государство, то это империя. По-прежнему Россия – империя. Оскопленная, обрезанная, изуродованная, поддавленная – но это империя, в которой живут народы, связанные имперским синтезом. Об этом надо говорить.
Есть имперская политика, есть имперская интеграция, есть сложнейшие имперские технологии, которыми владела царская и советская власть.
Они должны быть запущены. Должны быть выработаны представления о новой империи, о сегодняшнем российском государстве, где каждый народ является имперскообразующим. Не только русский народ, но и любой самый малый народ является имперскообразующим народом. Это одна концепция.
Ну, и конечно, — я уже много об этом говорил – драма сегодняшней России в отсутствии развития. Мы не запустили развитие. Только развитие соединит всех в единую артель.
Развитие сделает наши народы одним большим народом развития. Революция развития должна произойти. И, наверное, кроме этого еще множество других факторов. Если ничего этого нет, то это драма будет разрастаться.
Гражданин России – это не пропускной билет в ад. И то, что сделал Лужков – создал в Москве эту чудовищную диаспору. Причем, одним ударом. Ее вчера не было – и вдруг она возникла! Вся Москва грохочет восточной музыкой и дымится шашлыками – это, конечно же, шок для коренных москвичей.
Хотя это право на переселение, право на натурализацию. Повторяю, этот дикий рынок, который провозгласил в свое время Гайдар, который должен был все «устаканить» и все гармонизировать. Вышла чудовищная несправедливость, расслоение, и вся мерзость, связанная с ранним капитализмом.
Я не специалист по межнациональной политике – такие специалисты существуют. Нужна терапия… Чечня. Ведь, прошли на наших глазах две чеченские войны, страшные, чудовищные, когда с одной стороны, выдавливали – перед началом войны – русских из Чечни, когда об этом Путин сказал, что чуть ли не каждая женщина русская от 18 до 30 лет была изнасилована.
И русские бежали из Чечни, а потом произошли две войны, когда установки залпового огня — «ураганы» и «грады» лупили по деревням, по площадям, выжигая это все. Это чудовищная травма! Какое количество убитых, какое количество памяти среди русских, среди чеченцев.
Это же травма, которая передается из поколения в поколение. Ее не излечишь примитивной пропагандой. Как к ней подойти, через что, через какие формы? Это очень сложный вопрос.
С одной стороны, чеченцы проиграли в двух чеченских войнах. Причем, под жесточайшими ударами российской военной машины. Но, после этого поражения чеченский народ сегодня переживает пассионарный взрыв.
Это не народ-деградант, который пережил танковое подавление — это народ, который увеличивает свое население, это цветущая молодежь… Кадыровская политика делает чеченцев все более активными, пассионарными, умными, образованными.
Поэтому на фоне этой чеченской пассионарности такое русское духовное пассионарное отступление – это тоже огромная трагедия.
Как поднять в русских пассионарный дух? Не для того, чтобы они в этих поножовщинах побеждали чеченцев, а для того, чтобы от русского человека веяло умом, силой, благородством, смелостью, отвагой.
Чтобы эти качества вызывали в другом человеке, или в другом гражданине России, другой национальности уважение, почтение, любовь и симпатию. Это все мучительно. Власть сама по себе здесь ничего не сделает.