События, развернувшиеся вокруг реконструкции Московской Соборной мечети, кажется станут классическим примером того, как делаются непросчитанные и неверные выводы. Причем радикальность этих выводов вызвала массовое удивление и возмущение мусульманской общественности.
Складывается впечатление, что текст «Совместного заявления Централизованных религиозных организаций России по вопросу сноса Соборной мечети Москвы» писал человек весьма далекий от мусульманских реалий. По мнению всех комментариев особо шокирует фраза: «Человек, покушающийся на разрушение храма Божьего, является богоотступником, так же, как и его партнеры, поддерживающие такую идею». Кажется, автор заявления не знает той азбучной истины, что капитальная реконструкция «аль-Масджид аль-Харам» в Мекке проводилась уже праведными халифами. Значит и они, по этой перевернутой логике, были богоотступниками?!
В заявлении говорится: «Историческое здание Московской Соборной мечети не представляет интерес только для неоваххабитов и неосаляфитов». В ответ сайт «Татарская деловая газета etatar.ru» указала: «Сегодня ряд религиозных деятелей объявили Равиля Гайнутдина богоотступником, то есть, говоря на языке шариата, вынесли ему такфир. “еТатар” решил взять комментарий у Абу Ханифы, последователями которого все эти имамы себя называют. Великий Имам Азам, Ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи, да будет им доволен Аллах, сказал: “Одна из больших ошибок ахль бидаат (людей новшеств) это называть друг друга кяфирами. А прекрасная сторона ахль сунны (идущии путём Посланника Аллаха) это, увидев ошибку, не обвинять в неверии”.[1] Именно неоваххабиты и неосаляфиты страдают обвинениями в такфире. Зачем их копировать?
Столь же бессмысленны обвинения в антисемитизме: «Неумелые мысли, подталкивающие на размышление о том, что московская мечеть похожа на синагогу, способны вновь омрачить мусульманско-иудейские отношения в современной России, привести к всплеску антисемитизма в среде малообразованных представителей общества». Татарское общество всегда толерантно относилось к своим еврейским соседям. В 1906 г. делегация мусульман Казани во главе с будущим муфтием России Галимджаном Баруди потребовала от казанского губернатора не допустить организацию погрома в Казани. И добилась своего…
Сомнителен тезис о том, что «Р. Гайнутдин взял курс на детатаризацию московского Ислама». Авторам заявления следует придти в здание ДУМЕР, где мы побеседуем с ними «саф татар телендэ». Достаточно почитать сайты и издания СМР и ДУМЕР, чтобы увидеть, какая роль в них отводится классическому татарскому наследию и современному состоянию татарской нации. Не случайно, в нашем аппарате работают оба крупнейших специалиста по мусульманской Москве: Фарид Асадуллин и Дамир Хайретдинов. А кто с вами, авторы заявления? Не выдержав даже разумную паузу, вашу кампанию поддержал Роман Силантьев на «Интерфакс-религия».[2] Текст самого заявления был впервые опубликован на последовательно антиисламском сайте «Интерфакс-Религия». Вам самим не противно так подставляться?
Особенно нас восхитили подписи представителей Духовного управления мусульман Татарстана. Если вы так хотите защитить татарскую нацию, то где ваши протесты против закрытия сотен татарских школ по всей России? Так по официальным данным Минобразования и науки, в Татарстане в 2010-2011 годах приостановили свою деятельность 205 учебных заведений. Из этих 205 школ 54% – школы с татарским языком обучения.[3] В 20011-12 учебном году в Татарстане 188 школ закрывается, у 262 сокращается срок обучения. Большинство опять-таки татарские[4].
Почему в свою очередь лидеры ЦДУМ не протестуют против закрытия сотен национальных школ в Башкортостане? Где были лидеры ЦДУМ, когда в этом году пытались закрыть одну из двух татарских гимназий в Башкортостане? На ифтаре в ДУМ РТ напротив муфтия сажают Раиса Сулейманова, который требует отмены обязательного обучения татарскому языку в школах Татарстана. Напротив наши издания всегда защищали и будут защищать обучение на родном языке, преподавание языка, литературы истории наших предков.
На конференции в Шыгырдане (муфтий которого является специалистом по чувашской филологии) один из видных функционеров ДУМ РТ заявляет о том, что татарские школы не являются национальным институтом. Он идет здесь прямо против муфтиев России Галимджана Баруди (1917-1921) и Ризаэтдина Фахретдина (1921-1936).
Почему бывший комсомольский вожак Казанского химико-технологического института Винер (ныне Валиулла) Якупов не поделится опытом многолетнего восстановления совсем небольшой Апанаевской мечети в Казани? Или пригласит туда на пятничный намаз? Может перекрасившиеся «кызыл авызлар» из Казани прочтут книгу «Исторические мечети Казани», где рассказывается, как неоднократно реконструировались мечети Казани.
Может заодно они подумают о восстановлении дома Марджани (напротив одноименной мечети) который поражает всех своим убогим и заброшенным состоянием? Кстати в Казани так охраняли Татарскую Слободу, что уже на днях президент республики Рустем Минниханов признал, что «мы можем упустить время, и от старой части города через несколько лет вообще ничего не останется».[5]
Истинную причину «заявления» нужно искать в оценках прошедшего Ураза-байрамы. Приведем здесь комментарий наиболее авторитетного издания «Независимая газета-религии» (НГР): «Было понятно, что Совет муфтиев без труда повторил прошлогодний рекордный сбор прихожан. Совсем иначе прошло празднование в Сокольниках, где мэрия выделила Московскому муфтияту ЦДУМ выставочный павильон площадью 5 тыс. кв. м. Рано утром павильон, весь пол которого был выстлан новенькими циновками, практически пустовал – на богослужение собралось лишь несколько сот человек. Хотя позже пресс-служба этой религиозной организации называла цифру в несколько тысяч верующих, однако корреспондент «НГР» вынес из своих наблюдений совершенно иные впечатления…
Нынешний Ураза-байрам должен был показать, что скоплению тысяч людей на городских улицах есть серьезная альтернатива. Однако этот замысел, кажется, потерпел фиаско»[6].
И далее: «многие журналисты, в том числе команды с телекамерами, отправились 30 августа в «Сокольники», где для мусульман было выделено вместительное помещение одного из павильонов. Это была совместная инициатива одного из мусульманских объединений и городских властей.
Однако такого разочарования, наверное, никто не ждал. Фотоснимки запечатлели огромное пустующее пространство, недоуменные взгляды представителей духовенства, растерянных охранников перед распахнутыми дверями…
Может быть, в «Сокольники» их позвал «не тот» муфтий? Сам Альбир Крганов, организатор намаза в павильоне, винит во всем сарафанное радио и силу привычки. С другой стороны, на торжественный прием, организованный его Московским муфтиятом в шикарном ресторане, собрались многие деятели и главы общин. Чтобы избежать фиаско с проектом «павильонных» богослужений, стоило бы, наверное, работать не с исламским бомондом, а с массами простых верующих. Погоду в умме определяют не за столами банкетов, а на улице»[7].
Действительно, как всегда прав великий Тукай: кыз (девушка), кумыс, казы, каз (гусь), что еще нужно наследникам кадимизма и научного атеизма? Только не надо держать верующих за массовку и баранов. Московская умма остается с Равиль-хазратом. Наш караван идет, и эту реальность не отменить…
Дамир Мухетдинов
Первый заместитель председателя ДУМЕР
[1] http://etatar.ru/bloglar/etatar-blog/41018
[2] http://www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=42101
[3] http://etatar.ru/top/40423
[4] http://www.azatliq.org/content/article/24309089.html#relatedInfoContainer
[5] http://president.tatarstan.ru/news/view/108418
[6] Подробнее: http://religion.ng.ru/photo/2011-09-07/5_uraza_bairam.html?mpril
[7] : http://religion.ng.ru/politic/2011-09-07/3_imam.html