Облегченный ислам или политика двойных стандартов

Прошедший Ураза-байрам показал, что российские мусульмане вновь собрались на молитвы вокруг мечетей. По различным подсчетам вокруг Московской Соборной мечети собрались от 70 до 90 тыс. человек. Это еще раз подтвердило уважение российских мусульман к личности председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина. В павильоне в Сокольниках к заместителю председателя ЦДУМ Альбиру-хазрату Крганову, собралось несколько сот человек. Эти цифры ясно показывают, что антимечетный эксперимент провалился…

Существует много работ, где описано значение мечети, прежде всего, как многоцелевого центра мусульманской уммы. Понимание интегрирующей роли общины единоверцев, чьим центром является мечеть, выражено в поздравлении президента России Дмитрия Медведева с праздником Ураза-байрам: «Мусульманская умма России вносит значимый вклад в укрепление гражданского мира и межконфессионального сотрудничества; своей просветительской деятельностью помогает воспитанию молодёжи на основе толерантности и уважительного отношения к представителям разных народов; возрождая традиционные исламские ценности, содействует сохранению культурного многообразия России».

Шыгырданский муфтий провозгласил себя защитником кадимизма. И действительно Духовное управление мусульман Чувашии в составе ЦДУМ стремится контролировать всю жизнь мусульман на селе, включая даже их земельную собственность. Но в мегаполисе хватит всего лишь сходить два раза в году в Парк культуры в Сокольниках. И попытка тотального контроля и «облегченный Ислам» в столице на самом деле есть две стороны одной медали. А суть ее в нежелании того, чтобы мусульмане мыслили и развивались. Человек, ставший муфтием в 18 лет считает, что всю остальную жизнь можно почивать на лаврах. Из школьников в муфтии, чем тебе не ленинское из кухарок в профессора. Только вместо хорошей кухарки получалась самодовольная марионетка.

Как известно, 100 лет назад лидеры кадимистов оказались всего лишь куклами в руках не самых дальновидных представителей администрации в далеко не самых развитых губерниях. Известно, что казанский, уфимский и оренбургский губернаторы и руководители жандармских управлений отказались от сомнительной чести использовать кадимистов против джадидов. В итоге, была выбрана Вятская губерния, где в 1911 г. было уничтожено медресе «Буби». Один из лидеров кадимизма Ишми-ишан (Ишмухамет Динмухаметов) из аула Тюнтяр Малмыжского уезда Вятской губернии хорошо понимал психологию местных властей, тонко различал администрацию и органы земского самоуправления. Так как в Вятской губернии основным каналом распространения просвещения были земства, то Ишми-ишан в 1908 г. организовывал избиение мулл, взявших книги из Земской Управы. Он выступал против обучения татарами государственного языка, но дал своим сыновьям образование и на русском языке. Ишми-ишан был категорическим противником создания эффективной системы религиозной автономии во главе с муфтием, обладавшей реальной вертикалью власти (в соответствии с постановлениями III Всероссийского мусульманского съезда в 1906 г.). Двуличность поведения Ишми-ишана заключалась в его разделении общества на бесправных «гавам» (простой народ) и всевластных «хасса» (элиту). Ишми-ишан прежде всего стремился монополизировать в своих руках контроль над своей общиной и общинами своих бывших учеников. Доносы для него служили преимущественно техническим способом для обеспечения такого рода контроля. Поэтому в 1910-е гг. кадимисты почти утратили влияние на молодое поколение, относившееся к ним с откровенной ненавистью и презрением. Г. Тукай в 1910 г. назвал Ишми ишана подлецом.

100 лет назад к кадимистам народ не пошел… Не пошел он и сейчас к их наследникам. Надо учить историю, и не думать, что муфтием можно стать сразу после средней школы…

Первый заместитель председателя ДУМЕР Дамир-хазрат Мухетдинов



комментариев