Избегание религиозных диспутов – важный навык для истинно верующего

Я с облегчением вспоминаю времена, когда был в состоянии проглотить свою ожесточенность и обуздать свой гнев, если один из моих дорогих братьев (возможно, он меня таковым не считает) оскорблял меня в связи с разногласиями по одному [религиозному] вопросу.

Однако я со всей серьезностью утверждаю – у нас гораздо больше общего, чем предметов раздора и разногласий.

Я чувствую себя счастливым, когда вспоминаю, как Бог помог мне взять себя в руки и тем самым избежать бесполезных и необоснованных споров, разгоряченных и яростных, в которых я осознанно или неосознанно опустился бы до диспута ради моего собственного эго, а не ради истины.

Религиозные диспуты

В запале возникает сильное желание придумать для озлобленного и пустого спора какое-нибудь достойное оправдание вроде «прояснить истину» или «просветить». В такие моменты, когда мы поддаемся этому импульсу, мы вступаем в дикую и бесплодную пустыню.

Сила религиозной приверженности, которая в идеале должна делать нас образцовыми, воспитанными людьми и настраивать наши межличностные отношения на позитивный лад, к несчастью, превращает некоторых из нас в озлобленных, мрачных и обидчивых людей. Иногда рвение заставляет их выискивать недостатки в других или придумывать причины презирать их. Они становятся теми, кого все стараются избегать, поскольку от них постоянно ожидают допроса на тему религии: «Какой акыйде ты следуешь? Какую методологию используешь? Кто твой шейх? Каков твой взгляд на то и это?»

Я помню, как однажды к моему учителю подошел молодой человек и попросил его отойти в сторонку для разговора. Мой учитель встал и отошел с ним подальше, чтобы поговорить с глазу на глаз. Когда они встали рядом, молодой человек выкрикнул: «Я презираю тебя ради Аллаха!»

Мой учитель улыбнулся и сказал: «И почему же?»

Молодой человек ответил: «Потому что вы говорите, что мы можем выплачивать закят-уль-фитр рисом и совершать молитву-таравих в пять частей!»

На это мой учитель ответил: «Наш Пророк, мир ему, призывал нас, чтобы мы говорили о своей любви тем, кого любим ради Аллаха. Это, как известно, передал Абу Дауд. Но я не припоминаю, чтобы Пророк говорил, чтобы мы говорили людям, которых ненавидим ради Аллаха, о своей ненависти к ним».

Он мудро избежал вступления в диспут по несущественным вопросам, ведь это ожесточило бы их сердца, и все.

Преимущества и альтернативы

Избегание споров – прекрасный навык, который нужно оттачивать. Одна из наград за это – время, сэкономленное на спорах! Также это помогает сохранять чистоту помыслов и дружественность отношений с людьми.

Я благодарю Аллаха, что мне не приходиться слишком сильно напрягаться для того, чтобы сохранять чистоту помыслов, когда другие люди в грубом тоне со мной спорят. Например, можно просто не обращать на это внимания. Вы можете в душе оправдать их: «Некоторые люди так и не научились разговаривать с другими».

Со временем я научился еще лучшему способу – молиться за них. Очень полезно подбирать время, когда наши мольбы наилучшим образом принимаются Богом, и просить его о прощении этих людей, о ниспослании им милости и помощи в преодолении своих недостатков. Вы поймете, что это облегчает груз на вашем сердце. Полезно молиться за всех мусульман, как за знающих, так и за невежественных, как за праведных, так и за грешников. Лично я включаю в свои дуа все человечество, прошу, чтобы Аллах сделал руководителями наилучших людей и защитил народ от тиранов, чтобы Он даровал им награду и благодать, Свою милость, милосердие и наставления.

Я не хочу себя обманывать и считать себя защищенным от того, чтобы потерять бдительность с подачи чьего-то дурного поведения и забыть все положительные ценности, которым я научился, чтобы броситься в свою защиту и не вспомнить о собственных принципах.

Обращение к Богу

Посредством этого Аллах учит нас смирению и напоминает о том, что мы все еще ученики начальных классов в школе жизни. Это дает нам повод, чтобы обратиться к Аллаху и сказать:

«Хвала Тебе! …Мы знаем только то, чему Ты нас научил. Поистине, Ты - Всезнающий, мудрый во всех делах!» (Аль-Бакара, 2:32)

«Господь наш, мы навредили самим себе и погубили наши души, ослушавшись Твоего повеления. Это привело нас к потере Твоего блага и рая. Если же Ты не простишь наши грехи и не помилуешь нас, мы понесем тяжёлый урон!» (Аль-Араф, 7:23)

Когда мы совершаем ошибку и забываем о самих себе, это должно заставить нас сохранять достоинство и самообладании в будущем: быть терпеливым, прощать и не обращать внимания.

Мы должны обратиться к Богу, который нас создал, и попросить его очистить наши сердца и сделать наш внутренний мир лучше, чем наша внешняя сторона; попросить, чтобы Он наделил нас смирением перед теми, кто превзошел нас в знаниях, вере и поступках; чтобы мы никогда не вели себя вызывающе перед другими людьми, независимо от того, какие ошибки эти люди совершают.

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал:

«Все потомки Адама – грешники, а наилучшие из грешников – те, которые раскаиваются» (Ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Те, кто совершает замеченные нами ошибки, может иметь высокие моральные качества, о которых ведомо только Аллаху, и в которых он превосходит многих, называющих себя учеными, проповедниками и религиозными лидерами.

Аллах повелевает нам, согласно словам Ноя: «Я не говорю, что в угоду вашим желаниям и страстям, Аллах не дарует земных благ тем, которых вы презираете. Ведь только Аллах знает, что у них в душе и насколько они верны и праведны. Если я скажу им то, что вы желаете, я окажусь в числе несправедливых к себе и к другим» (Худ, 11:31)

На фото: автор

Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.ру



5 комментариев


  1. Муса
    (03.11.2011 03:40) #
    0

    На мой взгляд,вывод таков:Мусульмане всего мира,объединяйтесь,у нас основа одна,какого бы учения вы ни были.Будь это,Саляфиты,Суфьи,Хизби,Шииты и т.д.,все мы произносим Шахаду.У нас и так,без того врагов хватает.Давайте работать на пути Аллагъа,для уничтожения зла куфра и его законов,для распространения законов Аллагъа по всей земле,во благо всего человечества.И тогда иншаАллагъ,мы достигнем успеха.

  2. Haydar
    (03.11.2011 17:57) #
    0

    Брат Муса, лучше и не скажешь. Надо просить у Всевышнего Аллаха это.

  3. 18Рус
    (05.11.2011 11:28) #
    0

    Большая трудность заключена в том, что многие другие секты вовсе не готовы объединяться на предлагаемых им условиях (типа "прощать друг другу то, в чем мы разногласим") Например, шиитам это объединение выгодно, чтобы легально распространять шиизм среди суннитов. Но как только появится возможность,они начинают расправляться с суннитами. Пример тому - сегодняшнее положение в Йемене. Пока в столице идет борьба за власть, на окраинах шииты-хауситы захватывают целые провинции (Са'да как пример)

  4. 18Рус
    (05.11.2011 11:35) #
    0

    В этой провинции шииты-хауситы открыли огонь по мирному населению в суннитских деревнях, уже есть погибшие.
    К сожалению, ни Салман аль-Ауда, ни подобные ему "деятели", ни их сайты до сих пор не рассказали миру о творимых в Йемене бесчинствах со стороны шиитов. Почему? Потому что такие новости разрушают их теории о возможности мирного сосуществования шиитов с суннитами. Я не говорю: суннитов и сектантов,а именно сектантов с суннитами,т.к. именно сектанты начинают войну,как появляется возможность

  5. (08.11.2011 13:47) #
    0

    18Рус Видно ты был в Йемене и видел все сам. Если не был и не видел то не повторяй чужие бредни. В отличии от тебя я был в Ираке и видел преступления "суннитов" (в кавычках потому что не отношу их суннитам)в Наджафе и Карбале. Но в отличии от Рус я не верю что это сунниты, а если они заблудшие то пусть Аллах наставит их и в этом согласен с Шейхом Салманом. Давай считать кто когда и где перерезал или взорвал, только начнем с преступлений в Карбале во время вторжения Саудитов.В 1801 г., в результате массовой резни на площадях и рынках Кербалы в столкновении с "ваххабитами" (в кавычках потому что не отношу их разумным салафитам) погибли около 2000 проживающих там шиитов. Можно говорить про Пакистан, Афганистан и т.д. Но толку от этого никакого и в этом прав Шейх Салман. А ты если раскручиваешь эту тему или болен или не понимаешь или преследуешь цель сеять рознь среди мусульман