Апробация учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» приносит плачевные результаты, считает имам Вологды и Вологодской области, член Общественной палаты региона Равиль Мустафин.
В Вологодской области нет возможности обучаться основам исламской культуры
«Первоначально курс «Основы религиозных культур и светской этики» предусматривал выбор учениками и их родителями обучения основ одной из традиционных религий или основ светской этики. Мы пришли к тому, что нет ни учебников, ни преподавателей религиозных культур. Учебники по основам исламской и православной культур содержат в себе основы религий и почти ничего не говорят о культурах», - рассказал «Ансар.Ру» имам Вологды и Вологодской области.
Такая ситуация, по словам Равиля Мустафина, привела к тому, что в Вологодской области в школах невозможно изучать основы исламской культуры.
«С педагогами по основам светской этики и православной культуры вопрос решили. Хотя нельзя сказать, что эти педагоги – специалисты по тем предметам, которые они читают. Имею ввиду, прежде всего, преподавателей основ православной культуры. Что касается преподавания исламской, иудейской культур, то здесь ситуация плачевна. У нас в одной школе обучается очень много школьников-мусульман, и из-за отсутствия преподавателей возможности обучаться основам исламской культуры, как предполагалось первоначально, у них нет», - отметил Равиль Мустафин.
«Андрей Фурсенко, видимо, даже не видел учебники по основам религиозных культур»
По мнению вологодского имама, изначально разработка данного курса и его апробация столкнулась с полным равнодушием чиновников от образования. Выступая на заседании координационного Совета при
Губернаторе Вологодской области по итогам апробации комплексного
учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных
культур и светской этики» 22 декабря, Равиль Мустафин отметил, что сложившаяся ситуация ставит в трудное положение не только детей-школьников, но и самих педагогов.
«Надо определиться: если мы учим детей религии, то давайте для этого привлечем специалистов – священнослужителей. Простые учителя начальных школ с этим не справятся. Если мы учим детей культуре – давайте потребуем соответствующие учебники. Еще в 2010 году было всем известно, что для преподавания основ православной и исламской культуры изданные учебники не годятся. Однако никто из руководителей Департамента образования области не озаботился качеством учебников, соответствием их названия содержанию, а министр образования и науки России Андрей Фурсенко, видимо, вообще эти учебники не видел в глаза», - сказал Равиль Мустафин.
В Вологодской области «Основы исламской культуры» выбрали всего 0,01% учащихся
Чиновники от образования подошли формально к введению курса «Основы светской этики и религиозной культуры», считает имам Вологды и Вологодской области.
«А директора школ вопрос решили просто. Раз нет соответствующих учебников и преподавателей, то преподавать будем один предмет «Основы светской этики». Если кто-то из родителей желает, чтобы их ребенок изучал «Основы исламской культуры», то пусть ищет для этого другую школу, - заявляют некоторые директора общеобразовательных учреждений. При такой ситуации наблюдается низкий процент желающих изучать «Основы исламской культуры» (по данным департамента образования области «Основы исламской культуры» выбрали всего 0,01% учащихся)», – пояснил Равиль Мустафин.
Он добавил, что нельзя так равнодушно относиться к делу воспитания подрастающего поколения. «Отсутствие знаний порождает непонимание и вражду между различными национальностями и народами», - заключил мусульманский деятель.
В то же время, выступая на заседании координационного Совета при
Губернаторе Вологодской области, начальник управления
общего и дополнительного образования Департамента образования области
Сергей Попов заявил, что «курс обеспечен необходимым количеством литературы, преподаватели прошли подготовку на курсах повышения квалификации, заключено соглашение о сотрудничестве Управления образования с Вологодской Епархией, налажено деловое и конструктивное сотрудничество нерелигиозной части: учителей и ученых с епархией и другими конфессиями».
О результатах мониторинга по реализации этого учебного курса в области доложила главный специалист Департамента образования Ирина Данилова. По ее словам, «по результатам выбора учебного модуля учащимися школ наибольший интерес вызвали модули «Основы светской этики» и «Основы православной культуры».
«У учителей школ существует страх перед религией»
Как отметила в своем выступлении директор ГОУ ДОД «Вологодский областной детско-юношеский духовно-просветительский центр «Северная Фиваида» Надежда Тихомирова, «у учителей существует страх перед религией».
«Если преподаватели по принадлежности, как они считают, в большинстве православные, то и преподавание «Основ православной культуры» для них составляет меньше затруднений. А если касается модуля «Основ исламской культуры», то они совсем теряются, так как ни в религии, ни в культуре они вообще не разбираются», - заявила Тихомирова.