Сегодня многие горячие головы из числа молодежи порой опрометчиво призывают остальных верующих к жестким и даже порой жестоким мерам по отношению к окружающей действительности. Призывают ответить насилием на случаи притеснения и преследования мусульман, убеждают их тем, что лучше умереть шахидом на пути Аллаха, нежели сносить унижения, кропотливо и профессионально работая каждый день во имя того, чтобы до человечества дошло Слово Господа в неискаженном виде. А тех, кто проявляет стратегическое терпение на пути исламского призыва, называют обидными прозвищами, вроде «терпилы», «трусы», «отсиживающиеся» и т. д.
При этом они забывают, что сам Посланник Аллаха (мир ему) и его сподвижники (да будет доволен Аллах ими всеми) проявляли терпение (сабр), преодолевали лишения, испытания ради того, чтобы Слово Аллаха дошло до как можно большего количества людей. Более того, именно за подобное терпение около 10 сподвижников Пророка (мир ему) были обрадованы вестью о Рае еще при жизни. Примечательно, что они были обрадованы Раем не за подвиги на полях сражений, а именно за проявленное терпение в самый тяжелый период развития нашей религии.
Достоинства терпения
О достоинстве терпения говорится в бесчисленном множестве аятов и хадисов. Перечислять их нет нужды, поскольку они известны большинству верующих. Стоит лишь напомнить некоторые из них. Аллах Всевышний говорит: «О вы, которые уверовали, терпите и будьте терпимы…» (3:200). Пророк Мухаммад (мир ему) говорил мусульманам о том, что терпение – это дар Аллаха: «Никто не может получить лучший и более обильный дар, чем терпение» (аль-Бухари, Муслим).
Аллах Всевышний, опровергая наветы и домыслы тех, кто называет верующих «терпилами», говорит о том, что терпение – это красивая черта: «Прояви же красивое терпение» (70:5). Более того, Коран, опровергает и тех, кто обвиняет Ислам в излишней жестокости, которая, по их словам, именно этим и отличается от Христианства, являющейся якобы из всех авраамических религий самой милосердной.
Аллах Сам определяет критерий терпения и милосердия Ислама, который на протяжении тысячелетий многие считают исключительно христианским: «Не равны доброе и злое. Отклоняй же тем, что лучше, и вот – тот, с кем ты враждуешь, станет горячим другом. Но не даровано это никому, кроме тех, которые терпели; не даровано это никому, кроме обладателя великой доли» (41:34-35).
Из исламской традиции нам известно, что терпение – это ключ от Рая, это надежда на то, что, проявляя сабр, мы в итоге достигнем Милости Всевышнего. Ведь Он Сам говорит в Своей Книге: «…и те, которые терпели, стремясь к лику своего Господа…» (13:22).
Шахиды при жизни
Что касается достоинств сподвижников, то все без исключения исламские ученые в вопросе превосходства первого поколения мусульман выдвигают на первый план Абу Бакра, затем Умара, Усмана, Али (да будет доволен ими Аллах). Следом идут оставшиеся из «десяти обрадованных Раем» (Ашара аль-мубашширун би ль-Джанна). И только затем участники битвы при Бадре, Ухуде, и присягавшие под деревом.
Сам Аллах установил различие между ними. Те кто терпел и проявлял стойкость в первые, самые трудные периоды Ислама, – они перед Ним выше, нежели те, кто делал это после: «Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (57:10).
Что же касается этих десяти обрадованных Раем еще при жизни, то Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Абу Бакр в Раю, ‘Умар в Раю, ‘Усман в Раю, ‘Али в Раю, Тальха ибн ‘Убайдуллах в Раю, аз-Зубайр ибн аль-‘Ауам в Раю, ‘Абдур-Рахман ибн ‘Ауф в Раю, Са’д ибн Абу Уаккъас в Раю, Са’ид ибн Зайд в Раю и Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах в Раю» (Ахмад, ат-Тирмизи).
То, что Пророк (мир ему) упомянул в одном хадисе только их, не указывает на то, что обрадованных Раем сподвижников было только десять, ибо в других хадисах также упоминаются и прочие сподвижники. Например, ‘Абдуллах ибн Салям, Джа’фар ибн Абу Талиб, Хадиджа, Фатыма, Хасан и Хусайн, и многие другие также были обрадованы Раем еще при жизни (да будет доволен ими всеми Аллах). Однако эти десятеро имеют преимущество над остальными.
Указанные в хадисе десять человек приняли Ислам одними из первых, терпели все унижения и притеснения со стороны язычников, прошли через все тяготы и испытания мекканского периода, пока маленькая исламская община несла людям Слово Аллаха. Они терпели голод, пытки, смерть близких, лишение имущества. Именно этими, самыми суровыми испытаниями, когда весь мир был против них, когда не сломаться, не отказаться от веры было делом невероятно сложным, они и засвидетельствовали перед Аллахом свою веру.
Тот факт, что Аллах обрадовал их вестью о Рае еще при жизни, означает, что Он принял их свидетельство (шахада). Именно поэтому, эти десять человек, фактически, стали шахидами (засвидетельствовавшими свою веру перед Аллахом) еще при жизни. Примечательно, что одного из этих десяти — Тальху ибн ‘Убайдуллах, за его стойкость в битве при Ухуде, так и называли «живой шахид».
Воистину, как сказал об этом Всевышний: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету» (33:23).
И сегодня нам так необходимы шахиды сабра, жертвующие во имя терпения, рассудительности, стратегического усердия на пути Аллаха прочими своими, пусть даже так желанными, устремлениями. Шейх Абдель-Азиз бин Баз в этой связи очень красиво сказал: "Жизнь ради Аллаха полезнее и ценнее, чем смерть во имя Него".