Абдулмалик Степанюк - мусульманин-изобретатель

Абдулмалик (Алексей) Степанюк – кандидат экономических наук, специалист в области венчурного бизнеса, разработчик аппарата по изготовлению горячих блинов, не имеющего аналогов в мире. Опытный образец этого аппарата проходит апробацию в Московском Государственном Университете на Экономическом факультете.

Абдулмалик рассказал в интервью «Ансар.Ру» о своем собственном научном проекте, работе по просвещению мусульман и, конечно, о своем пути к Исламу.

Вы давно и углубленно занимаетесь темой инновационного венчурного бизнеса. Защитили на эту тему диссертацию. Расскажите в двух словах, что это такое?

Если говорить в двух предложениях, венчурный бизнес – это финансирование новых идей и разработок с последующим изготовлением нового продукта и с выдачей его на рынок. Как правило, он связан с новыми идеями, с инновациями, например создание новой компьютерной программы, новое изобретение, новые разработки. То есть, это финансирование новой идеи и с целью создания нового продукта. Стоит добавить, что венчурный бизнес успешно развивается Западе.

Насколько я поняла, вы не только знаете теорию венчурного бизнеса, но и то, как осуществлять на практике венчурные проекты.

Да, у меня есть проект, связанный с венчурным бизнесом. Проект относится к вендинговой отрасли, то есть, отрасли, основанной на автоматической торговле или автоматических услугах, начиная с аппаратов по приему платежей, заканчивая аппаратами по продаже шоколада и напитков.

Мы разработали принципиально новый аппарат по продаже горячих блинов. У нас большой проект. Аппарат, созданный нами, первый, можно сказать, и в мировой вендинговой отрасли. При его создании было использовано более десятка инновационных решений, которые не имеют аналогов в мире. Опытный образец этого аппарата проходит апробацию в МГУ на Экономическом факультете.

Это мой личный проект в смысле его «генерации», но у меня есть партнер, без которого мне было бы трудно реализовать эту идею. Я разработал модель развития проекта, его алгоритм, и далее по классической схеме мы составили стратегию продвижения данного продукта на рынок.

Мы плотно работали с ведущими дизайнерами России, обладателями золотых «Канских львов». Аппарат получился ярким и красивым. Весь проект исполнен в единой креативной концепции. Управление аппаратом реализовано с экрана с применением «3D – мультипликация», которая была заказана у тех же дизайнеров и художников. Можно сказать, что впервые в вендинговом бизнесе появляется эстетика. Я нашел фабрику, которая производит блины только из натурального сырья. Мы разработали свою рецептуру блинов, а также инновационную упаковку.

Был ли данный аппарат предложен заводам-изготовителям для выпуска и дальнейшей реализации?

У нас есть опытный образец аппарата. Это инновационная машина, мы первые на рынке с таким продуктом. Сейчас выявляем ошибки, недочеты. Когда обкатаем все, тогда запустим его в серию, сейчас ведем переговоры с несколькими заводами, на одном из которых аппарат будет изготавливаться.

Вы сейчас читаете лекции по венчурному бизнесу в Местной религиозной организации мусульман г.Москвы «Даруль- Аркам». Эти лекции предназначены только для узкого круга слушателей, то есть, для специалистов в области финансов, менеджмента и т.д?

Все мы знаем, что у мусульман когда-то было передовое государство халифат, мусульмане были передовыми в мире, в том числе и в науке и технологиях. Сейчас получается, что мы сильно отстаем в этих областях. Поэтому мы должны стремиться быть передовыми и вернуться уж если не в лидеры, то хотя бы на уровень конкурентоспособности на этом поприще.

Курс лекций по венчурному бизнесу, проводимый на базе религиозной общины «Даруль-Аркам», рассчитан на широкую аудиторию. У одних мусульман есть идеи. У других мусульман есть деньги. Венчурный бизнес связан с тем, как оформить свою идею, как ее развить, как получить под это инвестиции, как разрабатывать совместные проекты. Для людей, у которых есть деньги, важно их правильное инвестирование. Это адресная информация. Это не что-то отвлеченное и специфическое. Это о том, что происходит сейчас, в повседневной жизни мусульман и в передовых экономиках мира.

Меня очень порадовало то, что Имам нашей общины Мухаммад Карачай, а также его заместитель Умар Булатов, во-первых, проявили небывалую пытливость и интерес к тому, чем я занимаюсь, во-вторых предложили идею проведения этих лекций и всячески поддержали это начинание. Я понял, что моим братьям далеко небезразлично интеллектуальное развитие нашей уммы, и хотя бы в рамках нашей московской общины «Даруль-Аркам» есть огромное желание восполнить пробел в полезных знаниях для мусульман. Я также провел консультации с шейхом Мухаммадом Басыром на предмет соответствия некоторых специфических моментов венчурного инновационного бизнеса рамкам шариата.

Также Вы знаете, что для мусульманина, если он имеет определенные знания, важно их передать другим. Я хочу передать свои знания братьям-мусульманам, увлечь их с тем, чтобы они не боялись реализовывать свои идеи, чтобы они знали, как оценить рынок этих идей и как реализоваться в самом передовом бизнесе и т.д.

К тому же, реализация инновационных проектов – это создание рабочих мест. Например, на начальном этапе своего проекта я уже создал рабочее место, взял помощника. Если дальше у нас будет 10, 20, 100 аппаратов по продаже горячих блинов, то можно будет привлекать еще людей, создавать новые рабочие места. Мы этот бизнес начали с нуля. Мы не брали какие-то помещения, территории, автобазы, природные ресурсы и т.п. и это очень важно. Венчурный бизнес сам создает факторы производства.

Но у вас есть самое ценное - интеллектуальная собственность…

Я согласен. Поэтому мне хочется донести до братьев свои знания. Чтобы они не думали только о том, что для того, чтобы заработать, нужно сфокусироваться только на известных вариантах типа торговли или работы в общепите и т.п. Это тоже хорошо, все во благо Аллаха, но у многих есть хорошие идеи, и они не знают, что с ними делать.

Надо помогать братьям, чтобы они не боялись реализовывать инновационные идеи. На первой лекции многие не понимали, о чем идет речь. Но в конце лекции все оживились и стали даже засыпать вопросами.

На сколько занятий рассчитан курс? Где и когда проходят занятия?

Первоначальный курс рассчитан на пять вводных лекций, чтобы посмотреть на возможный эффект, и что из этого выйдет. На протяжении курса я рассказываю, что такое венчурный капитал, что такое научные исследования, как создать новые продукт, и как финансировать инновационный проект. Это всего лишь пять водных лекций для общего представления.

Хочется задать вопрос, не касающийся темы венчурного бизнеса. Расскажите, пожалуйста, о вашем пути к Исламу. Что повлияло на ваш выбор?

Я вырос в простой советской семье. Отец был очень талантливым горным инженером, даже имел изобретения в своей сфере, был украинцем по национальности, мама у меня была учителем русского языка и по национальности татаркой. Отец умер, когда мне было 6 лет.

Нас с сестрой воспитала мама. Мама не была особенно верующей, но, наверное, ей от ее отца достались какие-то отдельные мусульманские традиции, касающиеся быта, отношений между людьми и т.п. К тому же я вырос в Средней Азии среди мусульман.

Мой личный выбор скорее был не по принципу «Ислам или другая религия», а по принципу «атеизм или вера во Всевышнего», ведь я был октябренком, пионером и комсомольцем. Кто помнит СССР, поймет это. Но хвала Аллаху, во время моей учебы в СпбГУ в Петербурге, Аллах послал мне людей, которые открыли мне более глубокую, естественную и единственно правильную структуру мироздания. Так я стал мусульманином, хвала Аллаху, более десяти лет назад.

Вы сказали, что мусульмане были когда-то самыми передовыми, в том числе и в области науки. Сегодня, к сожалению, мы очень редко слышим, чтобы мусульманин отличился каким-то новым научным достижением. С чем связано такое положение некогда самого передового исламского мира?

Я думаю, связано, прежде всего, это с общим упадком Ислама и исламских знаний. Ведь наши праведные предки - выдающиеся ученые, выполняли всего-навсего приказ Аллаха - познавать окружающий мир, прежде всего, для восхваления нашего Творца. К тому же научные исследования связаны как правило с огромными затратами интеллектуального труда, а на такие жертвы могут идти только лишь подлинно богобоязненные люди.

Ведь, по мнению многих ученых богословов, если у немусульман есть что то, чего нет у мусульман, и уж тем более если немусульмане посредством этого унижают мусульман, то для Уммы пророка Мухаммада (САС) становится обязанностью добиться этого. Так что судите сами, как мы боимся Аллаха и стремимся к его милости…

Справка. Абдулмалик (Алексей) Степанюк - окончил экономический факультет Санкт-Петербургского Государственного университета по специальности "Экономика и управление инновациями", защитил кандидатскую диссертацию в МГУ имени Ломоносова на тему "Венчурный капитал, как фактор развития научной сферы".

Работал во многих финансовых и прочих структурах. В данное время занимается реализацией венчурных проектов на частном уровне. Разработчик инновационного проекта в вендинговой отрасли, связанного с аппаратом по продаже горячих блинов, не имеющего аналогов в мире.

Лекции Абдулмалика Степанюка на тему венчурного бизнеса проходят в МРОМ Москвы «Даруль-Аркам» по адресу г.Москва, Даниловская Набережная, дом 8, строение 7, каждую пятницу, начало в 18.00.



комментариев