Исламская молодёжь в Дагестане в последнее время столкнулась со множеством новых вызовов. Не со всеми ей удалось справиться должным образом. Один из таких вызовов – доступность самой разной информации о шариате, его нормах, исламской истории, сектах, заблуждениях и многом другом. Информация эта может быть как объективной, так и необъективной; как соответствующей действительности, так и не имеющей к ней отношения; как лёгкой для восприятия, так и предельно сложной; как касающейся нашей реальности, так и очень от неё далёкой.
Менталитет и разрушенные культурные основы дагестанской молодёжи способствовали неумению осмыслить этот огромный поток и переварить его в соответствии с теми обстоятельствами, в которых она находится. В результате слишком многое в слишком многих головах встало не на свои места.
Существующему положению вещей также способствовало отсутствие в последние годы авторитетных и имеющих достаточное влияние на молодёжь взрослых людей, обладающих шариатскими знаниями. Небольшое количество тех, кто мог бы подойти на эту роль, влияют лишь на узкий круг своих учеников, представляющих относительно закрытые сообщества. Конечно, эта проблема не касается последователей дагестанского суфизма.
Во многих ошибках и заблуждениях, касающихся исламского вероубеждения, имевших место в исламской истории, существовали две крайности, посередине между которыми обычно находилась истина. Выбор одной из крайностей зачастую был продиктован менталитетом и характером группы людей, которая эту крайность представляла.
Наглядно это можно видеть и на примере исламской молодёжи республики. Хотя речь в данный момент идёт даже не столько о каких-то идеологических заблуждениях, сколько о сформировавшихся во многих умах мышлении и отношении к жизни. Дагестанская молодёжь по большей части всегда склонна к позиции, которая, на её взгляд, отражает силу, храбрость, брутальность, доминирование. Она презирает всё, что считает связанным со слабостью и трусостью. На этом фоне сформировались определённые стереотипы, которые дали основу неправильному отношению ко многим понятиям и явлениям.
Люди стали входить в религию со своим мировоззрением, своими привычками, характером, своим пониманием окружающей действительности. Заходя в мечети, молодые люди, которые ещё вчера занимались рэкетом и отплясывали в диско-клубах, не могли вмиг превратиться в ангелов. А иногда, к сожалению, бывало и так, что они менялись только внешне...