Исмаил Гаспринский - имам муджаддит. Помним. Ценим

Прошло 100 лет со дня смерти Исмаила Гаспринского (Гаспралы), но интерес к феномену его личности среди ученых кругов тюрко-мусульманского мира не угасает.

Исмаил Гаспринский был журналистом, переводчиком, издателем, историком, политиком, литератором, лингвистом, знатоком исламских наук и жизни народов. Он был мусульманином и ярким представителем мусульманской Уммы и тюркских народов. Любил Ислам и свой народ. Выступал с идеями общетюркской солидарности, с концепцией «русско-восточного», «тюрко-славянского» союза. Исмаил бей стоит в истоках создания языка «тюрки» для объединения тюркских народов.

Однако для мусульман он дорог как исламский реформатор-муджаддит, основавший движение джадидизма в России. Это движение, основанное на идеях выраженных в заповедях Пророка Мухаммада (мир ему) - «Приобретение знания является обязанностью каждого мусульманина», «Приобретайте знания от колыбели до могилы» и др., и основанное в трудах Гаспринского затронуло практически всех мусульман Российской империи.

Новометодные школы Гаспринского, его журнал «Терджиман» (Переводчик), его книги, статьи, лекции, работа главой Бахчисарая, деятельность во всероссийских съездах, которые он организовывал со своими единомышленниками, наконец, создание ими Союза мусульман России (общественно-политической организации) - далеко не полный перечень того, что успел сделать устаз Гаспралы для исламской Уммы.

О джадидском движении Исмаил бея повествует богатая и разнообразная литература, созданная как последователями и пропагандистами его идей, так и его оппонентами, а также аналитиками, историками и философами разных стран.

И в этой связи не могу не повторить тезис, неоднократно озвученный мною публично о том, что в некоторых востоковедческих и культурологических трудах дается не совсем верная интерпретация сути и значения реформаторской деятельности Гаспринского. Имеется попытка представить Исмаил бея как реформатора Ислама, придавая этому смысл некой «либерализации», «европеизации». Но в таком случае это уже не было бы Исламом, а наоборот его искажением. Исмаил Гаспринский не мог быть отступником, ни еретиком, ни сектантом. Он был в полном смысле этого слова правоверным мусульманином, последователем фундаментального, ортодоксального исповедания и никогда не пытался «реформировать» Ислам в смысле его ревизии.

Реформированию подлежала та политическая реальность и социальная действительность, в которой оказались российские мусульмане к концу 19 века. Изменения были необходимы для перестройки системы образования и общественного сознания.

Все это не затрагивало основ исламской веры и не означало их изменений. Напротив, шел процесс возрождения тех нравственных и моральных принципов, которые составляют суть Ислама, его этические нормы, определяющие, в частности, отношение к наукам, знаниям, семье, обществу и многое другое, что было отчасти утрачено, забыто или искажено в силу невежества, падения нравов, разрушения истинных коранических традиций и ценностей, мусульманской культуры, происходивших в условиях множества бессмысленных войн, самодержавного строя и колониального ига.

Было бы исторически ошибочно говорить об имаме-муджаддиде Гаспринском только в прошедшем времени. Ибо его идеи обновления-джадидизма как нельзя кстати стали востребованы в наше, посткоммунистическое время. Мотивы его гражданской позиции, политические взгляды, общественные инициативы, духовно-просветительские идеи и опыт, тем более полезны нам, его потомкам и наследникам, чем сложнее вопросы ставит жизнь перед нашей Уммой. Во многом задачи, которые встали перед мусульманами России уже в годы перестройки и особенно после 1991 года, в посткоммунистической России, и те, которые приходилось решать в прошлом веке устазу Гаспринскому. были сходными. Если его сердце
разрывалось от боли при мысли о том, в каком плачевном состоянии находится ограниченная всевозможными запретами общественная и культурная жизнь российских мусульман, то, что должны чувствовать мы, получившие печальное наследие советской империи, в которой на протяжении многих лет шло систематическое наступление на Ислам, разрушение исламских традиций и святынь?

Верующие подвергались жестоким гонениям. Образованная мусульманская интеллигенция и улемы в России были практически уничтожены, вытеснены в эмиграцию, задушены в тюрьмах, лагерях и ссылках.

Уже в конце 90-х годов, бывший председатель КГБ Гейдар Алиев признается, что хотя репрессированы были все конфессии, против Ислама были предприняты более жестокие меры.

В послевоенные годы Советский режим был вынужден в связи с поворотами внешней политики, для сохранения влияния на страны «третьего мира», демонстрировать видимость терпимого отношения к советским мусульманам. На самом деле нагло подменяя свободу насилием и знания грубым невежеством.

Так, остатки исламских Улемов были преобразованы в «мусульманское духовенство». Многие из них получали «духовное» образование в единственном на весь Советский Союз учебном заведении - Бухарском медресе, которое находилось под жестким контролем «компетентных» государственных органов. Оторванные от зарубежных центров Исламской культуры, интегрированные в советскую идеологическую систему, они не могли быть проводниками мусульманской этики, носителями тех высоких и нравственных ценностей, которые составляют основу Ислама. Ислам вытеснялся на то узкое, маргинальное поле, где уже не было места ни настоящей вере, ни знаниям, ни практике. Слово Пророка не доходило до верующих, глубины мудрости, заложенные в Коране, оставались им недоступными. Принадлежность к Исламу стала определяться по формальным, поверхностным признакам, которые чаще всего сводились к небрежному исполнению некоторых, главным образом похоронных и поминальных обрядов, что дает право с горечью именовать этот суррогат религии «кладбищенским Исламом», оплотом которого стали некоторые «муфтияты», так называемые духовные управления мусульман.

На сегодняшний день Ислам в России представляют три весьма различные и не схожие между собой направления. С одной стороны это часть мулл, некоторые из которых присвоили себе саны муфтиев, а один из них даже пожизненного муфтия. Они, как правило, обеспокоены личными привилегиями, сохранением своих теплых насиженных мест, стремятся держать народ в полном невежестве, самозвано объявляют себя хранителями подлинных традиций («традиционалистами»), причисляя всех несогласных к числу «врагов Ислама», которым они, не скупясь, раздают самые бредовые ярлыки, типа «вахабисты», «фундаменталисты», и т.д. Их отличает и то, что они готовы к конформистскому сотрудничеству с любой властью.

Именно позиция «касты мулл». или скорее ее отсутствие, определило образование как бы противоположного фланга. Оказалось, что муллы - не единственная крайность, претендующая на истину в последней инстанции.

В первой половине 1990-х то там, то тут начали образовываться так называемые радикалы.
Распространенный среди этих кругов тезис о том, что мусульмане (нация Пророка) разделятся на 73 течения, которые кроме одной безнадежные язычники и непременно войдут в ад и останутся там навечно, а та единственно спасенная часть - это именно они, говорит об их более чем несерьезных знаниях, грубом невежестве и абсолютном не уважении к Исламу.

Их социальную базу составляют социально не устроенные, малообразованные люди, возмущенные коррупцией, произволом правоохранительных органов, равнодушием как светской, так и «духовной» власти, и их количество может расти.

Таким образом, две крайности, одинаково несущие опасность исламской общине России. Первая готова силой правоохранительных органов уничтожить своих оппонентов, а остальных затопить в собственном болоте поповщины и мистицизма.

Вторая рвется собственной грубой физической силой, в том числе и мечем, загнать всех несогласных в дебри своего фанатизма.

Посередине между этими направлениями находятся структуры, которые условно назовем «центристами», хотя правильнее было бы, вернувшись к заветам наших праведных предков, говорить об обновленческих, просветительских движениях – джадидизме.

Имеются ввиду некоторые молодые муфтии и имамы, которые, не имея других возможностей реализовать свои знания и стремления служить Умме приняли участие в работе тех же духовных управлений, религиозных общин, возглавили их и организовали действительно просветительскую работу.

А так же культурно-образовательные, духовно-просветительские и общественно-политические организации, которые в свое время не найдя общего языка с руководствами муфтиятов, попытались реализовать свою программу духовного возрождения мусульман, современного джадидизма, в программе и практической работе Исламской партии возрождения. Эта партия была образована на учредительном съезде в Астрахани 11 июня 1990 года как массовая, всесоюзная организация. Ее возглавил Ахмад-Кади Ахтаев (умер в 1998 г.), врач из Дагестана. ИПВ развернула широкую просветительскую работу: издавала (на русском языке) газету «Единство», журнал «Мусульманская цивилизация», региональные газеты на национальных языках, построила по всему Советскому Союзу сотни мечетей и медресе, на русском и национальных языках издавала книги, распространяла религиозную литературу, организовала для желающих курсы по изучению арабского языка, посылала студентов за рубеж на учебу, пригласила в СССР преподавателей арабского языка, помогала соотечественникам совершать хадж в Мекку и многое другое. По приглашению администрации Президента СССР М.С. Горбачева, ИПВ участвовала в разработке нового проекта Конституции СССР, убежденно выступая за сохранение государственного единства Советского Союза при непременном условии продолжения начатых перестройкой демократических реформ и отмены коммунистической диктатуры. Однако в силу обстоятельств (прежде всего распад СССР) ИПВ самораспустилась в августе 1992 года.

Сегодня исламские общественные деятели и небольшая часть прогрессивных муфтиев, под «перекрестным огнем» критики и противодействия, упомянутых двух «флангов» -крайностей, в тяжелых социально-экономических условиях, в условиях информационной войны против мусульман, героически несут вахту по защите Ислама и мусульман, исламского просвещения.

Безусловно, признавая существующую Российскую Федерацию как геополитическую реальность, эта категория мусульман отвергает как слепой конформизм одних, так и конфронтационный нонконформизм других в решении любых проблем, убежденно выступая за политическое, парламентское решение самых сложных вопросов.

Своей основной задачей эти структуры видят просвещение масс, как управляемых, так и правителей, как мусульман, так и немусульман. Всецело поддерживая демократические реформы в стране, нео-джадидисты России выступают за правовое устройство страны, правовой плюрализм, толерантность.
Принципы «светлой головы», а не «сильной руки», «диктатуры права», а не «правоохранительных органов», «эволюции», а не «революций», «науки», а не «предрассудков» - являются для нового движения джадидизма в России приоритетными.

Возвращаясь же к имени Исмаил бея Гаспринского хочется напомнить, что родившись в 1851 г он прожил подобно Пророку Мухаммаду (мир ему) 63 года (умер в 1914 г ). И все, что он делал, соответствовало русской поговорке «Все новое - это хорошо забытое старое», он делал по забытым, но живым, заветам и наследию нашего Пророка (мир ему). И нет сомнения, что Посланник Аллаха (мир ему) имел в виду людей подобных имаму Исмаилу Гаспралы, когда сказал: «Воистину, Аллах посылает в начале каждого столетия того, кто обновит вам (просветителя) вашей религии».

П.С.

Эту статью я написал 13 лет назад, тогда Малая Родина Гаспринского, Крым, была в составе Украины, а в России была определенная реальность. Сейчас и Крым не в Украине и в России реальность далеко не та, что была. И один Аллах знает, что приготовила судьба для Малой Родины имама муджаддида Исмаил бея Гаспринского и, еще важнее лично для меня, какая судьба ждет его наследников джадидистов нашего времени в России?

Аллах да простит устазу Исмаил бею его грехи, напишет его старания ради Ислама и Уммы в его книгах благих деяний и напишет ему общество Пророка, мир ему, в Садах Фирдауса.

Аллах да укрепит муджаддидов (обновителей нашего времени) в призыве к Истине, в служении Исламу и Умме, защитит их от вражды враждующих и дарует им успехи. Амин.

Мухаммад Карачай

(на фото: Исмаил бей Гаспралы и его товарищи)



комментариев