Исмаил Гаспринский - имам муджаддит. Помним. Ценим

Прошло 100 лет со дня смерти Исмаила Гаспринского (Гаспралы), но интерес к феномену его личности среди ученых кругов тюрко-мусульманского мира не угасает.

Исмаил Гаспринский был журналистом, переводчиком, издателем, историком, политиком, литератором, лингвистом, знатоком исламских наук и жизни народов. Он был мусульманином и ярким представителем мусульманской Уммы и тюркских народов. Любил Ислам и свой народ. Выступал с идеями общетюркской солидарности, с концепцией «русско-восточного», «тюрко-славянского» союза. Исмаил бей стоит в истоках создания языка «тюрки» для объединения тюркских народов.

Однако для мусульман он дорог как исламский реформатор-муджаддит, основавший движение джадидизма в России. Это движение, основанное на идеях выраженных в заповедях Пророка Мухаммада (мир ему) - «Приобретение знания является обязанностью каждого мусульманина», «Приобретайте знания от колыбели до могилы» и др., и основанное в трудах Гаспринского затронуло практически всех мусульман Российской империи.

Новометодные школы Гаспринского, его журнал «Терджиман» (Переводчик), его книги, статьи, лекции, работа главой Бахчисарая, деятельность во всероссийских съездах, которые он организовывал со своими единомышленниками, наконец, создание ими Союза мусульман России (общественно-политической организации) - далеко не полный перечень того, что успел сделать устаз Гаспралы для исламской Уммы.

О джадидском движении Исмаил бея повествует богатая и разнообразная литература, созданная как последователями и пропагандистами его идей, так и его оппонентами, а также аналитиками, историками и философами разных стран.

И в этой связи не могу не повторить тезис, неоднократно озвученный мною публично о том, что в некоторых востоковедческих и культурологических трудах дается не совсем верная интерпретация сути и значения реформаторской деятельности Гаспринского. Имеется попытка представить Исмаил бея как реформатора Ислама, придавая этому смысл некой «либерализации», «европеизации». Но в таком случае это уже не было бы Исламом, а наоборот его искажением. Исмаил Гаспринский не мог быть отступником, ни еретиком, ни сектантом. Он был в полном смысле этого слова правоверным мусульманином, последователем фундаментального, ортодоксального исповедания и никогда не пытался «реформировать» Ислам в смысле его ревизии.

Реформированию подлежала та политическая реальность и социальная действительность, в которой оказались российские мусульмане к концу 19 века. Изменения были необходимы для перестройки системы образования и общественного сознания.

Все это не затрагивало основ исламской веры и не означало их изменений. Напротив, шел процесс возрождения тех нравственных и моральных принципов, которые составляют суть Ислама, его этические нормы, определяющие, в частности, отношение к наукам, знаниям, семье, обществу и многое другое, что было отчасти утрачено, забыто или искажено в силу невежества, падения нравов, разрушения истинных коранических традиций и ценностей, мусульманской культуры, происходивших в условиях множества бессмысленных войн, самодержавного строя и колониального ига.

Было бы исторически ошибочно говорить об имаме-муджаддиде Гаспринском только в прошедшем времени. Ибо его идеи обновления-джадидизма как нельзя кстати стали востребованы в наше, посткоммунистическое время. Мотивы его гражданской позиции, политические взгляды, общественные инициативы, духовно-просветительские идеи и опыт, тем более полезны нам, его потомкам и наследникам, чем сложнее вопросы ставит жизнь перед нашей Уммой. Во многом задачи, которые встали перед мусульманами России уже в годы перестройки и особенно после 1991 года, в посткоммунистической России, и те, которые приходилось решать в прошлом веке устазу Гаспринскому. были сходными. Если его сердце
разрывалось от боли при мысли о том, в каком плачевном состоянии находится ограниченная всевозможными запретами общественная и культурная жизнь российских мусульман, то, что должны чувствовать мы, получившие печальное наследие советской империи, в которой на протяжении многих лет шло систематическое наступление на Ислам, разрушение исламских традиций и святынь?

Верующие подвергались жестоким гонениям. Образованная мусульманская интеллигенция и улемы в России были практически уничтожены, вытеснены в эмиграцию, задушены в тюрьмах, лагерях и ссылках.

Уже в конце 90-х годов, бывший председатель КГБ Гейдар Алиев признается, что хотя репрессированы были все конфессии, против Ислама были предприняты более жестокие меры.

В послевоенные годы Советский режим был вынужден в связи с поворотами внешней политики, для сохранения влияния на страны «третьего мира», демонстрировать видимость терпимого отношения к советским мусульманам. На самом деле нагло подменяя свободу насилием и знания грубым невежеством.

Так, остатки исламских Улемов были преобразованы в «мусульманское духовенство». Многие из них получали «духовное» образование в единственном на весь Советский Союз учебном заведении - Бухарском медресе, которое находилось под жестким контролем «компетентных» государственных органов. Оторванные от зарубежных центров Исламской культуры, интегрированные в советскую идеологическую систему, они не могли быть проводниками мусульманской этики, носителями тех высоких и нравственных ценностей, которые составляют основу Ислама. Ислам вытеснялся на то узкое, маргинальное поле, где уже не было места ни настоящей вере, ни знаниям, ни практике. Слово Пророка не доходило до верующих, глубины мудрости, заложенные в Коране, оставались им недоступными. Принадлежность к Исламу стала определяться по формальным, поверхностным признакам, которые чаще всего сводились к небрежному исполнению некоторых, главным образом похоронных и поминальных обрядов, что дает право с горечью именовать этот суррогат религии «кладбищенским Исламом», оплотом которого стали некоторые «муфтияты», так называемые духовные управления мусульман.

На сегодняшний день Ислам в России представляют три весьма различные и не схожие между собой направления. С одной стороны это часть мулл, некоторые из которых присвоили себе саны муфтиев, а один из них даже пожизненного муфтия. Они, как правило, обеспокоены личными привилегиями, сохранением своих теплых насиженных мест, стремятся держать народ в полном невежестве, самозвано объявляют себя хранителями подлинных традиций («традиционалистами»), причисляя всех несогласных к числу «врагов Ислама», которым они, не скупясь, раздают самые бредовые ярлыки, типа «вахабисты», «фундаменталисты», и т.д. Их отличает и то, что они готовы к конформистскому сотрудничеству с любой властью.

Именно позиция «касты мулл». или скорее ее отсутствие, определило образование как бы противоположного фланга. Оказалось, что муллы - не единственная крайность, претендующая на истину в последней инстанции.

В первой половине 1990-х то там, то тут начали образовываться так называемые радикалы.
Распространенный среди этих кругов тезис о том, что мусульмане (нация Пророка) разделятся на 73 течения, которые кроме одной безнадежные язычники и непременно войдут в ад и останутся там навечно, а та единственно спасенная часть - это именно они, говорит об их более чем несерьезных знаниях, грубом невежестве и абсолютном не уважении к Исламу.

Их социальную базу составляют социально не устроенные, малообразованные люди, возмущенные коррупцией, произволом правоохранительных органов, равнодушием как светской, так и «духовной» власти, и их количество может расти.

Таким образом, две крайности, одинаково несущие опасность исламской общине России. Первая готова силой правоохранительных органов уничтожить своих оппонентов, а остальных затопить в собственном болоте поповщины и мистицизма.

Вторая рвется собственной грубой физической силой, в том числе и мечем, загнать всех несогласных в дебри своего фанатизма.

Посередине между этими направлениями находятся структуры, которые условно назовем «центристами», хотя правильнее было бы, вернувшись к заветам наших праведных предков, говорить об обновленческих, просветительских движениях – джадидизме.

Имеются ввиду некоторые молодые муфтии и имамы, которые, не имея других возможностей реализовать свои знания и стремления служить Умме приняли участие в работе тех же духовных управлений, религиозных общин, возглавили их и организовали действительно просветительскую работу.

А так же культурно-образовательные, духовно-просветительские и общественно-политические организации, которые в свое время не найдя общего языка с руководствами муфтиятов, попытались реализовать свою программу духовного возрождения мусульман, современного джадидизма, в программе и практической работе Исламской партии возрождения. Эта партия была образована на учредительном съезде в Астрахани 11 июня 1990 года как массовая, всесоюзная организация. Ее возглавил Ахмад-Кади Ахтаев (умер в 1998 г.), врач из Дагестана. ИПВ развернула широкую просветительскую работу: издавала (на русском языке) газету «Единство», журнал «Мусульманская цивилизация», региональные газеты на национальных языках, построила по всему Советскому Союзу сотни мечетей и медресе, на русском и национальных языках издавала книги, распространяла религиозную литературу, организовала для желающих курсы по изучению арабского языка, посылала студентов за рубеж на учебу, пригласила в СССР преподавателей арабского языка, помогала соотечественникам совершать хадж в Мекку и многое другое. По приглашению администрации Президента СССР М.С. Горбачева, ИПВ участвовала в разработке нового проекта Конституции СССР, убежденно выступая за сохранение государственного единства Советского Союза при непременном условии продолжения начатых перестройкой демократических реформ и отмены коммунистической диктатуры. Однако в силу обстоятельств (прежде всего распад СССР) ИПВ самораспустилась в августе 1992 года.

Сегодня исламские общественные деятели и небольшая часть прогрессивных муфтиев, под «перекрестным огнем» критики и противодействия, упомянутых двух «флангов» -крайностей, в тяжелых социально-экономических условиях, в условиях информационной войны против мусульман, героически несут вахту по защите Ислама и мусульман, исламского просвещения.

Безусловно, признавая существующую Российскую Федерацию как геополитическую реальность, эта категория мусульман отвергает как слепой конформизм одних, так и конфронтационный нонконформизм других в решении любых проблем, убежденно выступая за политическое, парламентское решение самых сложных вопросов.

Своей основной задачей эти структуры видят просвещение масс, как управляемых, так и правителей, как мусульман, так и немусульман. Всецело поддерживая демократические реформы в стране, нео-джадидисты России выступают за правовое устройство страны, правовой плюрализм, толерантность.
Принципы «светлой головы», а не «сильной руки», «диктатуры права», а не «правоохранительных органов», «эволюции», а не «революций», «науки», а не «предрассудков» - являются для нового движения джадидизма в России приоритетными.

Возвращаясь же к имени Исмаил бея Гаспринского хочется напомнить, что родившись в 1851 г он прожил подобно Пророку Мухаммаду (мир ему) 63 года (умер в 1914 г ). И все, что он делал, соответствовало русской поговорке «Все новое - это хорошо забытое старое», он делал по забытым, но живым, заветам и наследию нашего Пророка (мир ему). И нет сомнения, что Посланник Аллаха (мир ему) имел в виду людей подобных имаму Исмаилу Гаспралы, когда сказал: «Воистину, Аллах посылает в начале каждого столетия того, кто обновит вам (просветителя) вашей религии».

П.С.

Эту статью я написал 13 лет назад, тогда Малая Родина Гаспринского, Крым, была в составе Украины, а в России была определенная реальность. Сейчас и Крым не в Украине и в России реальность далеко не та, что была. И один Аллах знает, что приготовила судьба для Малой Родины имама муджаддида Исмаил бея Гаспринского и, еще важнее лично для меня, какая судьба ждет его наследников джадидистов нашего времени в России?

Аллах да простит устазу Исмаил бею его грехи, напишет его старания ради Ислама и Уммы в его книгах благих деяний и напишет ему общество Пророка, мир ему, в Садах Фирдауса.

Аллах да укрепит муджаддидов (обновителей нашего времени) в призыве к Истине, в служении Исламу и Умме, защитит их от вражды враждующих и дарует им успехи. Амин.

Мухаммад Карачай

(на фото: Исмаил бей Гаспралы и его товарищи)



39 комментариев


  1. (29.09.2014 01:42) #
    0

    Вся проблема мусульманского мира, в том, безнадежно отстает от своих просветителей на века. То над чем размышляли последние из них, уже сегодня малоактуально, а может и не актуально вовсе, потому что мир развивается чересчур динамично.
    А сегодня мусульманская мысль уничтожена и инвкизирована почти полностью. Отсутствуют полностью критическое мышление и переоценка ортодоксальных религиозных постулатов, выведенных смертными людьми из Священного Писания и преломленными сквозь миропонимание той или иной эпохи в закостеневших догмах, выдаваемых ничтоже сумнящеся за Божественные Заповеди на все времена. В общем традиция и диалектика не смогут сойтись никогда. Удел традиционалистов плестись в хвосте законов диалектического развития мира, установленного Богом.

    • (29.09.2014 02:09) #
      1

      Назови эти "неразрешимые современной исламской мыслью" проблемы?

      • (29.09.2014 02:50) #
        1

        Брат, мне кажется, что именно вот этими своими абсолютно беспочвенными утверждениями оппонент выдал себя как человека, весьма далекого от реальности.
        Невозможно спорить с человеком, апеллирующим к истории в целом и к современности в целом, не утруждая себя конкретными фактами или иными конкретными доказательствами.

        • (29.09.2014 03:19) #
          1

          Я подозреваю, что он запутается даже в определении понятия "диалектика"...

          • (29.09.2014 14:11) #
            0

            Для ортодоксов диалектика это матершинное философское слово.)) Для всех остальных это законы развития мира, установленные Создателем. Простейшая причинно-следственность связей в мироздании.

            • (29.09.2014 14:46) #
              0

              Вы диалектику в чьем понимании имеете в виду? Что-то мне подсказывает, в марксистско-ленинском?

              • (29.09.2014 16:16) #
                0

                Изначально дилектика это совокупность законов мироздания, имеющих абсолютное значение и развивающихся в строгом соответствии с заданным им вектором, реально объективная вещь, вне всяких субъективных факторов, коим например является ортодоксальная исламская т.н. наука, застывшая в средневековом арабском миропонимании и мироощущении религии времен "закрытия" врат иджтихада. Обязательное и запретное только в Коране, все остальное Бог оставил на диалектическое развитие.

                • (29.09.2014 17:30) #
                  0

                  1. Где в Коране Бог упоминает "диалектику"?

                  2. Где в Коране Бог говорит, что оставляет остальное, помимо Корана, именно на "диалектическое развитие"?

                  • (29.09.2014 18:24) #
                    1

                    Коран это нравственно-назидательное Писание, носящее несколько предписаний и запретов для верующих людей (и то далеко не в том объеме, как это трактует ортдоксия), все остальные вопросы Бог оставил людям на их усмотрение и развитие. А ортодоксия сузила все это развитие традиционными внекораническими догмами, выдавая их за Божественные.

                    • (30.09.2014 13:54) #
                      0

                      Принесите покаяние, Казах, не становитесь кафиром.

                      • (30.09.2014 14:43) #
                        1

                        Кому покаяние? Живому Богу, которого ортодоксия "похоронила" под толстым слоем традиционных закостеневших догм, в которых при ближайшем рассмотрении Самого Бога как раз таки и нет, а есть лишь чьи то мнения, застывшие сквозь призму их средневековых мирощущений и миропониманий? Так перед Этим Богом я давно уже покаялся, Свят Он, Пречист и Превыше всего того, что Ему приписывают люди. Для меня гораздо важнее Его Личное мнение, а не мнение сонма клериков, превративших понимание Корана, "простого и ясного Писания", "Книги в которой ничего не упущено", в т.н. науку и которых при этом самих будут судить, также как и меня.

                        • (30.09.2014 16:22) #
                          0

                          "... ничего не упущено" - обращаю внимание на то, что Вы под этим подписались.
                          Тогда как разъясните предыдущее Ваше "...все остальное Бог оставил на диалектическое развитие..."?
                          Я не намеренно вырываю цитаты из текста, просто первый раз увидел Ваше признание того, что в Коране ничего не упущено.

                          • (30.09.2014 16:54) #
                            0

                            Вам самому то не смешно? Понятно что речь идет лишь о нравственности и религии. Потому что Коран это всего лишь нравственно-назидательное Писание, содержащее несколько предписаний и запретов для верующих людей, все остальные вопросы Бог оставил людям на их усмотрение и развитие. А то некоторые ортодоксы еще умудряются делать из Корана учебник естествознания, физики или химии.

                            • (30.09.2014 17:26) #
                              0

                              Я бы Вам посоветовал глубоко задуматься над смыслом шахады, но не могу, поскольку боюсь, что Вы даже себе не поверите. А посему Аллах Вам судья!

  2. (29.09.2014 01:48) #
    0

    Когда нет выхода мысли, все ходят кругом, тогда и появляется радикализм, как единственный источник выброса пара для той же молодежной пассионарности. Энергия по закону физики требует выхода.

    • (29.09.2014 10:07) #
      0

      cazax, вы пишете в полусне?

      • (29.09.2014 10:51) #
        0

        )))

      • (29.09.2014 14:16) #
        0

        Мусульманский террор и радикализм есть сублимация имеющегося пассионарного потенциала исламского мира в субпассионарный, по причине невозможности его выражения в конкурентной социально-экономической среде. Все силы и энергия уходят в вопросы буквального трактования и исполнения религии.

        • (29.09.2014 14:57) #
          0

          Под "конкурентной социально-экономической средой" Вы имеете в виду что: свободу ростовщического капитала, свободу внутреннего и внешнего внеэкономического принуждения, свободу пропаганды и активного поощрения социальных пороков, свободу сквозных протекционизма и коррупции?

          • (29.09.2014 16:51) #
            0

            Конкурентная социально-экономическая среда подразумевает под собой продуцирование научно-технического прогресса. Последние достижения исламского мира это успехи науки (science) эпохи Аль-Фараби и Ибн Сины. Когда еще были свобода мысли и возможность ведения общественных религиозных дискуссий. Со временем ортодоксия под влиянием власть имущих все эти возможности закрыла. И мы в основе мусульманского общества имеем то, что имеем - Шариат и фикх, которые по сути не от Бога на все времена, а лишь мнение людей, живших проблемами тех средневековых времен. Это надо признать и произвести переоценку основ нашего вероубеждения, во что мы верим - в то, что обязательное и запретное лишь в Коране, а все остальное Бог оставил на развитие или в то, что закостенелые догмы, выработанные махлюками в средних веках и есть Божественный Абсолют . Потому что верить надо Богу, а не людям, чье мнение превратилось в истину последней инстанции. Подлинный дух религии не в букве догматического закона - кратности молитв и бородах, а в развитии и если какие то догмы этому развитию мешают, то надо набраться мужества в отделении зерен от плевел. Клерикализм и ортодоксия никогда развития не дадут. Только критическое мышление и свобода этой самой мысли.

  3. (29.09.2014 14:08) #
    0

    Что говорить о Гаспринском, если еще великий Аль-Фараби размышлял над ортодоксальными постулатами и природой человеческого мышления и был обвинен традиционалистами в ереси за уничижающую критику хадисомании в трактате "О квалификации наук, их разделах и степенях", приводя доводы того, что богословие по определению наукой не является.
    Закостенелость ортодоксальных догм привела к тому, что мусульмане веками уже не в состоянии встроиться в окружающий их мир. А все попытки людей добраться до истины и очищения Божественного Слова, погребенного под толстым слоем многовековых традиционных конструкций, встречаются криками толпы: "Распни его"!!!))))

    • (29.09.2014 16:23) #
      1

      Так Вы предпочитаете раздувать пожар общими фразами, или пропишете, все же, конкретное лечение конкретных болячек? Вы нам друг или враг? В конце концов, кто здесь Вас распнет, через экран монитора, за Ваши слова?

      • (29.09.2014 17:04) #
        0

        Я давно освободился от догм и прекрасно знаю, что каждый размышляющий человек рано или поздно приходит к этому. А спорить или прописывать бесполезно, пустая трата времени. Большинство людей всегда является массой, двигающейся по инерции. Все остальное давно есть в сети и при желании всегда можно найти необходимые материалы для размышлений.

        • (30.09.2014 09:56) #
          1

          Каждый размышляющий человек старается двигаться на пути к своему Создателю, а не пишет "Коран это нравственно-назидательное Писание, носящее несколько предписаний и запретов для верующих людей". Подумайте, поразмышляйте, не сходите с Пути.

          • (30.09.2014 10:20) #
            -2

            А что вы имеете опровергнуть по сути?
            Еще раз могу написать, Коран нравственно-назидательное Писание, носящее несколько предписаний и запретов для верующих людей. Более того, все что не запрещено в Коране, то разрешено. Всё остальное Бог оставил людям на развитие.
            А вся проблема клериков, ортодоксии и традиционалистов в том, что не найдя ответов на свои жизненные проблемы в Коране, они превратили традиционные внекоранические, по сути памятники жизни средневековой мусульманской общины, в непререкаемые догмы на все времена, возложив тем самым косвенно всю ответственность на пророка и его сподвижников.
            Но невозможно жить в 21 веке, руководствуясь средневековыми установками, пусть и хороших людей.

            • (30.09.2014 12:21) #
              0

              1. "...не найдя ответов на свои жизненные проблемы в Коране..."
              2."...непререкаемые догмы ..."
              3."...возложив тем самым косвенно всю ответственность на пророка и его сподвижников..."
              4."...Но невозможно жить в 21 веке, руководствуясь средневековыми установками, пусть и хороших людей..."
              1-3. Вот только додумывать за других по моему не следует.
              4. Не просто хороших, а лучших из мусульман. Эту разницу считаю достаточной, чтобы на уровне "банальной эрудиции" понять степень желательности соблюдения сунны.

              • (30.09.2014 12:33) #
                0

                Ну и сделайте тогда все положения традиции от Имени Бога фардом, к чему вся эта двойственность положений, если считаете, что недостаточно одного лишь исполнения коранических фардов для вхождения в Рай.

                • (30.09.2014 13:15) #
                  0

                  Я не настолько глуп, чтобы целенаправленно искажать Ислам (а Вы именно к этому прямо призываете). И ещё. Если человек осознанно верит, то он в Коране и сунне в худшем случае найдёт только непонятное для него самого, а не двойственность. Я действительно считаю, что для вхождения в Рай недостаточно исполнения пяти фарзов. Знаете почему? Подскажу: для этого нужно, чтобы в Раю было определено место, а на это лишь Его воля.

                  • (30.09.2014 13:25) #
                    0

                    Ну так если абстрагироваться от непонятого вами Корана, вы противоречите даже так любимой вами Сунне. Достаточно вспомнить хадис об этих 5 фарзах, на котором по сути и основаны 5 столпов ислама.

                    • (30.09.2014 13:44) #
                      0

                      "...хадис об этих 5 фарзах, на котором по сути и основаны 5 столпов ислама..."
                      Я то Вас за философа принял. Обдумайте ещё раз свой ответ с точки зрения логики. Стопы ислама не могут исходить из хадисов. И про силу хадиса принято судить, исходя из положений Корана. Если бы Коран в полном объёме был понятен для всех без исключения читающих и слушающих, то никакой необходимости в разъяснениях не было бы. Именно в доведении его до людей и была миссия пророка, с.а.с.

                      • (30.09.2014 13:52) #
                        1

                        Уважаемый брат Сто, если позволите, то и я внесу пару слов.

                        Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
                        «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): “Знаете ли вы, кто является неимущим?” Они ответили: “Неимущим среди нас (называют) тех, у кого нет ни денег, ни имущества.” Тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но (при этом выяснится, что) он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда (что-то) из его благих дел будет отдано этому и (что-то) - этому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в ад!”»

                        Этот хадис является достоверным и его передали имам Ахмад 2/303, Муслим 2581 и ат-Тирмизи 2418. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 87, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 2223, «Мишкат аль-масабих» 5127.

                        • (30.09.2014 14:13) #
                          0

                          Баракаллаху фика! Ты постарался обогатить скупость моего изложения. Да будет Он тобой доволен!

  4. (29.09.2014 18:31) #
    2

    У меня ли одного сложилось впечатление, что cazax всё время, обсуждая религию Ислам, рассуждает категориями, исходящими из "точки зрения банальной эрудиции"? Всё что он написал можно было выразить ясными доводами:
    1. Коран от бога, всё остальное - от людей.
    2. Толкование Корана исламскими учёными - препятствие, тормозящее прогресс, в том числе и развитие науки.
    3. Ну и призыв: "Долой исламские догмы, да здравствует самостоятельность размышления про ислам и его разъяснения для себя".
    Да простят меня Всевышний и сам cazax за подобное изложение чужих мыслей, если я в чём то не прав!
    Но если я прав в принципе, то мне кажется, что cazax просто не придерживается ислама, как веры. Иначе как можно признавать Коран, но отбрасывать сунну пророка, с.а.с., и его сподвижников, важнейшим способом доведения которого до поколений являются именно хадисы? Об остальном и говорить нечего.

  5. (30.09.2014 13:18) #
    2

    Ассаламу Алейкум, дорогие братья и сестры! Казах, тебе следует принести тавбу, так как слова, которые ты произносишь, являются куфром. Если ты не сделаешь этого, то становишься кафиром, да упасет тебя Аллах Всемогущий от этого. Хочу напомнить себе и уважаемым братьям то, что выводит из Ислама, да убережет Аллах Всемогущий всех нас от этого.
    Итак:
    Человек подверг сомнению какое-либо положение религии, которое подтверждено Кораном или достоверной Сунной. Например, человек не поверил, что совершение пятикратного намаза — это повеление от Бога.
    Человек высказался о Пророке с иронией или уничижением. Для того, чтобы впасть в куфр, достаточно даже намёка на это.
    Человеку сказали: «Оближи пальцы после еды, ведь это Сунна твоего Пророка — а он ответил, что это действие вызывает у него отвращение. Данное действие рассматривается в Шариате как куфр, потому что содержит в себе принижение Сунны.
    Порицание или критика в адрес какого-либо пророка, ангела или произнесение слов, в которых содержится оскорбление (или уничижительное отношение) Пророка или ангелов, каких-либо их характеристик или действий.
    Отрицание той или иной известной Сунны в Исламе. Например, человек, который отрицает солятуль-Ид (праздничную молитву), впадает в куфр.
    Если человек считает, что на определённой стадии духовного совершенства обязанности Шариата спадают с него, в его куфре нет сомнений.
    Человек говорит: «Я не знаю, есть в Исламе какие-то обряды или нет...». Подразумевается, что человек отрицает обязательные обряды.
    Убеждение, что человек может познать Аллаха , не исполняя предписания Шариата (молитву, пост и так далее).

    • (30.09.2014 13:22) #
      0

      Кафиром в глазах ортодоксальной инквизиции быть не страшно. Бог куда Страшнее.

      • (30.09.2014 13:35) #
        0

        Казах, разъясни пожалуйста мне и братьям, присутствующим здесь, кого ты подразумеваешь под словом инквизиция? Шейхов, алимов, пророков, мир им, может ангелов, которые по воле Всевышнего приводили в исполнение наказания? Может ты имеешь ввиду Шариат, который обозначил наказания для грешников?

    • (30.09.2014 13:29) #
      0

      Ваалейкум ассалам, ва рахматуллах, брат! Да будет доволен тобой Всевышний. Мне жаль людей, не способных прислушаться к явной истине.

      • (30.09.2014 13:37) #
        0

        Да убережет нас всех Аллах Всемогущий от слепоты и глухоты, от запечатывания наших сердец!