Иоганн Гёте мог быть турком

Весьма смелое предположение сделал на страницах своей книги «Ислам-Гёте» религиовед из Турции Ариф Арслан, по мнению которого Иоганн Вольфганг Гёте является турком. Ученый утверждает, что великий немецкий писатель не посещал церкви, но совершал намазы вместе с мусульманами.

Теорию Арслана поддерживает его коллега Сенаиль Озкан, вычисливший, что родословная автора «Фауста» ведет свое происхождение от сельджукского офицера, попавшего в плен к немецкими рыцарями в ходе взятия палестинской башни Акка в 1291 году.

Хотя Гёте публично не объявлял себя мусульманином, во многих произведениях великого поэта четко прослеживается отношение автора к Исламу и его духовно-нравственным ценностям.

"Вера в Единого Бога, - пишет Гёте в "Заметках и очерках о "Западно-восточном Диване", - всегда поднимает дух, поскольку служит критерием внутреннего единства человека". Гёте восхищенно признает благословенность покорности и поклонения Аллаху: "Уже само по себе перебирание магометанских четок, для восхваления имен Аллаха, отражающих девяносто девять Его качеств, - это великолепное хвалебное молебствование. Одновременное поминание присущих Творцу утверждающих и отрицающих качеств говорит о непостижимости Его Существа (Wesen); молящийся удивлен и очарован, покоряется Его воле и успокаивается...".

В одном из писем поэт писал: "Итак, мы должны остаться в Исламе (т.е. в полном подчинении Воле Божьей)... К этому не могу добавить больше ничего".



7 комментариев


  1. (11.01.2013 21:43) #
    0

    Что нужно нам – того не знаем мы,
    Что ж знаем мы – того для нас не надо.

  2. (11.01.2013 23:53) #
    2

    Попробую тоже сделать смелое предположение - карачаевцы произошли от курайшитов, а Адам, алейхи салям, был арабом! :)

  3. (12.01.2013 17:10) #
    3

    Еще одна гипотеза из той же серии, что и Иван Грозный якобы был скрытым мусульманином из-за своего возможного татарского происхождения. Ну так какая польза была защитникам Казани в 1552 г. от возможного мусульманства Ивана Грозного, предавшего огню и мечу Казанское ханство и поощрявшего насильственную христианизацию татар?
    Жаль, что на сайте сразу размещают такие «сенсационные» материалы, вроде бы с целью привести «неотразимый аргумент» в пользу того, что, мол, вот какие мы, мусульмане, великие, раз и великий немецкий поэт Гете вроде бы (!) тоже был мусульманином. И не приводя ни одного серьезного довода в поддержку смелого, но всего лишь ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ турецких авторов.
    Если же говорить серьезно, то причины наличия у немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гете большого интереса к миру ислама следует искать в культурных обстоятельствах Европы того времени.
    Для науки известно, что с 18 века западное историческое мышление отказывается укладывать Восток в узкие библейские рамки. Установление широких контактов с иными культурами и религиями помогает европейцам осознать относительность и историческую обусловленность любой культуры, понять сомнительность своих претензий на исключительность христианства. В эпоху Просвещения в Европе усиливается интерес к миру ислама, к религии мусульман и их культуре, к их великим достижениям в золотой период мусульманской цивилизации. Для объяснения исламского общества европейские ученые начинают применять те же категории и понятия, применяемые ими при описании европейского общества, - культура, цивилизация и т.д. Правда, в большинстве своем европейские ученые и просветители склонялись к построению обобщенной и предвзятой картины мира ислама как общества тирании и косности. Хотя находились и оппоненты в лице Пьера Бейля, искавшего в мусульманском обществе того, чего явно не было в избытке в Европе, - религиозной терпимости и баланса между духовным и материальным в жизни человека.
    Последняя тенденция получит развитие в романтизме, крупном явлении в культуре Запада на стыке 18 и 19 веков. Романтики, разочарованные Просвещением, его тотальным противопоставлением разума религии, занялись критикой просветительских иллюзий и бездуховности, которую они связывали с Просвещением. Романтики полагали, что Восток (в том числе и мир ислама) богаче Запада по своему духовному потенциалу, так как культуры Востока сумели защититься от бездуховности Запада. Отсюда тяга романтиков Европы к Востоку в поисках обретения гармонии для западной цивилизации, разрушаемой постоянными конфликтами между наукой и религией, личностью и обществом и т.д.
    Несомненно, что Иоганн В. Гете был под влиянием идей Фридриха Шлегеля, основоположника немецкого романтизма и разделял установки этого течения. Не мнимое мусульманство Гете, а его идеалы романтизма и объясняют, надо полагать, его огромный неподдельный интерес к мусульманскому обществу, его культуре и религии. Гете увлекался поэзией Хафиза Ширази, радовался экземпляру Корана, привезенного ему в подарок из Испании, хотя и не мог читать на арабском (он попросил перевести Коран на немецкий). Что касается его мнимого исполнения намазов, то исторические факты таковы: в 1813 г. некоторые башкирские полки из состава русской армии, изгонявшей войска Наполеона из европейский стран (Германии и т.д.), оказались в результате боевых действий в Веймаре, где жил в ту пору великий немец. Башкиры исполняли намаз в актовом зале гимназии, (мечети-то в этом немецком городе не было) и любознательный Гете пришел в гимназию просто для близкого ознакомления с религией мусульман. Башкиры посетили театр в Веймаре, где Гете обратился к ним с теплой речью, а они подарили ему боевой башкирский лук. Между прочим, Гете и на старости лет в своем саду развлекался стрельбой из этого лука, судя по воспоминаниям И.П. Эккермана, немецкого поэта и секретаря Гете.
    В общем, серьезнее должен быть анализ интереса Гете к исламу.

  4. (12.01.2013 17:29) #
    0

    Не вижу принципиальных противоречий, между написанным Вами и автором статьи. Терминология разная, но по фактуре особой разницы я не вижу.

    • (12.01.2013 18:15) #
      0

      Друг полей, у вас наверное компьютер особенный - вы видите, кто автор статьи. А у меня - нет, фамилия автора отсутствует, значит, статья анонимная, размещена от имени сайта. Видать, сотрудникам сайта самим показались неубедительными утверждения турок, раз так предусмотрительно, без упоминания автора материала, разместили сей продукт безымянного интеллектуала. Иначе чем объяснить обтекаемую фразу, типа, "Хотя Гёте публично не объявлял себя мусульманином..."?

  5. (12.01.2013 22:05) #
    1

    Думаю если бы Гете, как собственно и множество других писателей тех времен, публично объявили об своем принятии Ислама, то их скорее всего загнобили бы, книги их скорее всего не увидели след, а все их творчество было бы предано анафеме. Ведь тот же Толстой даже не будучи публично объявив о своем "магометанстве", как он писал, выл отлучен от церкви. Только лишь за критику "поповщины". А теперь представьте на секунду, что бы было если бы он сказал, что мусульманин? представьте что бы было с Гете, еслиб он произнес шахаду публично? да за один только интерес католических священников к Ибн Рушду, их отлучали от церкви, и лишали сана. Не говоря уж о "симпатии" публично высказанной в адрес ислама и пророка (мир ему). Европа была и есть враждебна исламу, сейчас менее, раньше более.

  6. (13.01.2013 19:01) #
    0

    Мы теперь об этом узнаем только в Судный день! В одном уверенность есть, если человек размышляющий, он обязательно придет в Ислам. Так как, только в Исламе человек упорядочивает свою жизнь в соответствие со своей природой!