Эпоха освободительной войны народов Ширвана и Дагестана недостаточно подробно освещена в современной исторической литературе. Оттого в историческом сознании нашего поколения существует определенная путаница в хронологии, причинах и преемственности многих исторических событий и процессов.
Это касается и того, как соотносились друг с другом освободительная борьба жителей Ширвана под руководством лезгинского имама Хаджи-Давуда против Сефевидской империи и подобная же освободительная борьба жителей Дагестана против Надир-шаха через несколько десятилетий, в которой заметную роль сыграл лакский правитель Сурхай-хан.
Освобождение Ширвана
Ситуацию в ту эпоху была такой, что к началу 18 века Восточный Кавказ уже около 200 лет находился под властью империи Сефевидов. Эта династия была основана Исмаилом I в начале 16 века, который был родом Ардебиля в Иранском Азербайджане.
Именно в эпоху Сефевидов шиизм утверждается в качестве господствующего течения в Иране. Созданное ими государство также называлось «Доулет-е Кызылбаш» - Кызылбашское государство.
Кызылбаши, дословно «красноголовые» - это наименование основного массива племен Сефевидской империи. Они получили такое имя, оттого что носили на своих чалмах 12 красных полос в память о 12 шиитских имамах.
За 200 лет владычества над Восточным Кавказом Сефевиды принесли сюда жестокую эксплуатацию, усиление налогового гнета, нарастающий произвол сефевидской администрации, а также религиозное давление на местных мусульман.
Желая выжать из этого благодатного края больше доходов, сефевиды устроили на Кавказе настоящий террор. Поэтому нет ничего удивительного в том, что доведённые до отчаяния народы Восточного Кавказа поднимали одно восстание за другим, желая сбросить с себя ненавистное иноземное иго.
Именно в этот период и начинается первый этап освободительного движения народов Восточного Кавказа. Он начался с первых антииранских восстаний в 1707-1708 гг. и продлился примерно до 1728 года.
В начале этого периода против Сефевидов восстали лезгины, цахуры и аварцы, проживающие в областях Ширван, Шеки, Ках, Джар, Белоканы, Илису, Гянджи и Барды. Для подавления этих восстаний Сефевиды бросили огромные силы, но попытки усмирить восставший народ были тщетны.
Эти разрозненные восстания удалось со временем объединить выходцу из лезгинской области Мюшкюр по имени Хаджи-Давуд. Хаджи-Давуд был имамом своей области, очень проницательным и волевым человеком.
Именно он превратил стихийные восстания суннитских народов Восточного Кавказа против Сефевидов в организованную, целенаправленную борьбу против уничтожения их власти в регионе.
Одной из самых сложных задач на этом пути было взятие восставшими хорошо укрепленных Сефевидами местных городов Шемаха, Дербент и Баку. Для этих целей Хаджи-Давуд обратился за помощью к правителям горских областей Дагестана.
На призыв Хаджи-Давуда откликнулись Ахмед-хан Кайтагский,
Сурхай-хан Гази-Кумухский, Али-Султан Цахурский и Ибрагим Куткашенский. Взятие в 1721 году объединенными силами горцев-суннитов столицы Ширвана – города Шемахи положило конец 200-летнему владычеству Сефевидов в этом регионе.
Шемаху Хаджи-Давуд превратил в столицу воссозданного суннитского государства в Ширване. В последующем силам Хаджи-Давуда удалось взять также и Барду. Он также предпринимал неоднократные попытки взять и Дербент, и другие города Восточного Кавказа. Однако, данный этап борьбы подходит к концу смертью Хаджи-Давуда в 1728 году.
Освобождение Дагестана
Второй этап освободительной войны на Восточном Кавказе связан со сменой на иранском престоле Сефевидской династии на Афшаридскую в 1736 году. Это была династия туркоманского происхождения родом из Хорасана. Ей удалось править Ираном с 1736 по 1750 год.
Ее основателем был персидский полководец Надир-шах, выходец из туркоманского племени афшаров. Именно он в 1736 году сверг последнего представителя династии Сефевидов и провозгласил себя шахом Ирана.
Надир-шах расширил пределы своей империи от Дели в Индии до Дагестана на Восточном Кавказе. Надир-шаху удалось заключить мир с Российской империей, которая признала власть Надир-шаха над Восточным Кавказом.
Надир-шах, покончив со своими походами в Индию, вторгся в Дагестан, чтобы утвердить в его горах окончательно свою власть. Однако народы Дагестана имели на этот счет свое мнение.
Дело в том, что правление Афшаридов принесло горцам Восточного Кавказа новую волну кровавых ужасов, настоящего террора местного населения и жестокий налоговый гнет. Причем не меньшие, чем предыдущая династия Сефевидов.
Народы Южного Дагестана, на которых обрушилась вся тяжесть первых ударов армии Афшаридов до сих пор хранят в памяти народные плачи по тому, как захватчики вырывали глаза жителям Дербента и топтали конницей женщин и детей, связанных на току для молотьбы пшеницы.
Вольные горцы, лет 15 назад уничтожившие владычество Сефевидов в Ширване, восстали на этот раз против иноземного гнета, чтобы уничтожить власть Афшаридов в Дагестане.
Дербент восстал первым в 1736 году, причем в год утверждения Надир-шаха на троне. Афшаридам удалось жестоким образом утопить восстание в крови. Оставшихся в живых повстанцев Дербента Надир-шах велел переселить в Хорасан, а вместо них заселить Дербент жителями глубинных областей Ирана.
Жестокость чужеземцев, поборы, голод, произвол шахских властей буквально взорвали и остальные области Дагестана. Надир-шах ответил на восстание в Дагестане отправкой многочисленных карательных отрядов.
Один из карательных отрядов под командованием Ибрагим-хана, брата Надир-шаха, был практически полностью уничтожен горцами Дагестана. Из 32-тысячной иранской армии спаслось бегством лишь около 8 тысяч человек. Сам Ибрагим-хан погиб вместе со многими знатными военачальниками, ханами и султанами.
Надир-шах пришел в ярость и решил сам усмирить непокорных горцев. Летом 1741 года со 100-тысячной армией Надир-шах вторгся в Дагестан. На сопротивление горцев шах отвечал невиданными зверствами, полностью уничтожив первые попавшиеся на пути несколько десятков аулов Южного Дагестана.
Народы Дагестана – лезгины, лаки, табасараны, агулы, рутулы, цахуры, аварцы и даргинцы сплотились перед лицом завоевателя в единый кулак и поднялись все как один. На данном этапе борьбы значительную роль в объединении горцев сыграл лакский владетель Сурхай-хан Гази-Кумухский.
После серии сокрушительных поражений, нанесенных горцами передовым отрядам Надир-шаха, объединенное дагестанское войско дало захватчикам генеральное сражение у подножия Турчидага и в местности Андалал.
Пять дней продолжалось кровопролитное сражение, в котором Надир-шах потерпел сокрушительное поражение. Надир-шах с позором бежал из Дагестана, теряя по пути остатки своей армии. А через несколько лет шах был убит.
Итоги
Итогом этих трагических событий стало осознание правителями Ирана невозможности покорения горцев Восточного Кавказа силой. Именно после череды поражений в Ширване и Дагестане и после окончательного разгрома армии Надир-Шаха в Иране родилась пословица «Если шах глуп, то пусть идет войной на Лезгистан», под которым тогда понимали весь Восточный Кавказ и Дагестан, в частности.
Далее, Ширван и Дагестан – как две крупные области Восточного Кавказа, сформировавшиеся после краха Кавказской Албании, были самым тесным образом связаны друг с другом. И события в одной области гулким эхом отдавались в другой.
При этом Ширван было больше связан с городской политической культурой, а Дагестан с политической культурой вольных горских джамаатов. Тем не менее, в борьбе за свою свободу жители Ширвана и Дагестана всегда ощущали братьями по происхождению и по оружию.
Однако, к великому нашему сожалению, с годами это единство Ширвана и Дагестана все больше и больше терялось. И современное поколение даже с трудом может представить, что еще совсем недавно они были так тесно связаны друг с другом.