В истории Крестовых походов европейских монархий средних веков на земли мусульман в Палестине существует совершенно удивительный эпизод. Понять до конца его причины нам следует в свете современных событий на Ближнем Востоке.
Речь идет о Детском Крестовом походе, в ходе которого войной на мусульманские земли отправилось несколько тысяч детей из европейских городов. Начался этот поход с того, что в июне 1212 года в одной деревне близ Вандома явился мальчик пастух по имени Стефан.
Он объявил, что он посланец Бога и призван стать предводителем и снова завоевать христианам Обетованную Землю. Ему, якобы, «явился» Иисус в образе белого монаха, велев встать во главе нового Крестового похода, в котором приняли бы участие лишь дети, дабы без оружия с именем Божьим на устах освободить Иерусалим.
Возможно, идея крестового похода детей была связана со «святостью» и «непорочностью» юных душ, а также суждением, что им не может быть причинен физический вред оружием. Пастух начал так страстно проповедовать, что дети убегали из дома вслед за ним.
Он начал заявлять, что по пути христианского войска в Палестину море должно было высохнуть по примеру расступившегося моря перед евреями во главе с пророком Моисеем, бежавшим из плена фараона в Египте.
Он прошел по всей стране и везде вызывал бурное воодушевление своими речами, а также и, как утверждается, чудесами, которые он совершал на глазах тысячи очевидцев. Вскоре во многих местностях появились мальчики в качестве крестовых проповедников.
Они собирали вокруг себя целые толпы единомышленников и вели их, со знаменами и крестами и с торжественными песнями, к чудесному мальчику Стефану. Если кто спрашивал молодых безумцев, куда же они идут, тот получал в ответ, что они отправляются за море к Богу.
Их родители и благоразумные духовные лица, которые хотели удержать мальчиков от их предприятия, ничего не могли сделать, тем более, что народная масса ждала от этого крестового похода великих дел.
Кроме того, толпа резко порицала тех, кто думал иначе, за то, что они не понимали веяния Святого Духа в детях, которые уже одной своею непорочностью казались призванными снова возвратить «Святой Гроб», потерянный по греховности их предков.
Король Франции попробовал подавить эту бессмыслицу, серьезно приказав юным глупцам вернуться домой. Часть их последовала этому приказу, но большинство не обратило на него внимания и скоро в это фантастическое предприятие были вовлечены и взрослые.
Крестовый поход был поддержан орденом францисканцев. К нему пристали священники, ремесленники и крестьяне, но вместе с ними также воры и преступники, которым хотелось бы оставить родину. И, наконец, к походу присоединились даже женщины и девушки.
Поход возрастал все сильнее и вбирал в себя все больше и больше людей: во главе его был мальчик-пастух на колеснице, увешанной коврами, окруженный телохранителями, а за ним до 30 тысяч пилигримов и пилигримок.
Когда толпа достигла Марселя, то два торговца рабами, как говорят, вызвались перевезти в Сирию этих "поборников Христа" за "воздаяние Божие". Они, как говорят, отплыли на семи кораблях, два из них потерпели крушение при острове Сан-Пьетро близ Сардинии.
А пять остальных злодеи будто бы привели в Египет и, как утверждается, продали там пилигримов как рабов. Тысячи их попали ко двору Халифа и, как пишут историки, «достойно отличились там стойкостью, с которой они упорствовали в христианской вере».
Зато оба преступных торговца невольниками попали позднее в руки императора Фридриха II и были приговорены им к смертной казни и повешены. Кроме того, этому императору удалось, как говорят, при заключении мира в 1229 году, с султаном Алькамилом, снова вернуть свободу значительной части этих несчастных пилигримов.
Сумасбродство, охватившее французских детей, распространилось также и в Германии, особенно в нижнерейнских областях. Здесь выступил мальчик Николай, которому еще не было и 10 лет от роду, руководимый своим отцом, также гнусным торговцем невольниками.
Этот отец пользовался бедным ребенком для своих целей, за что впоследствии вместе с другими обманщиками и преступниками кончил, как говорят, виселицей. Николай появился со станком, на котором находился крест в виде латинской буквы "Т".
О нем было объявлено, что он с сухими ногами перейдет море и утвердит в Иерусалиме вечное царство мира. Где он ни появлялся, он непреодолимо привлекал к себе детей. Собралась толпа в 20 тысяч мальчиков, девочек, а также беспорядочного сброда и двинулась на юг через Альпы.
По дороге большая часть ее погибла от голода и разбойников или возвратилась домой, устрашенная трудностями похода: тем не менее несколько тысяч еще достигли Генуи, откуда их обратно развернули в поход.
После этого они дошли еще до Бриндизи, но здесь, благодаря энергии тамошнего епископа, им помешали предпринять морское путешествие на Восток. Тогда им не оставалось ничего больше, как вернуться домой.
Часть мальчиков направилась в Рим, чтобы просить у Папы разрешения от крестоносного обета. Но он не исполнил их просьбы, хотя, как говорят, уже перед тем приказал им бросить их безумное предприятие.
Теперь он дал им только отсрочку крестового похода до их совершеннолетия. Обратный путь уничтожил почти весь остаток этого детского войска. Сотни их падали от истощения в странствии и жалким образом погибли на больших дорогах.
Самая худшая судьба выпала, конечно, на долю девушек, которые кроме всяких других бедствий, подвергались еще всевозможным обманам и насилиям. Нескольким удалось найти приют в добрых семьях и своими руками зарабатывать себе пропитание в Генуе.
Некоторые роды ведут даже свое начало от оставшихся там немецких детей; но большинство погибло жалким образом и только небольшой остаток всего войска, больной и истощенный, осмеянный и поруганный, снова увидел родину.
Мальчик Николай остался будто бы жить и позднее, в 1219 году, сражался при Дамьетте в Египте. Степень катастрофичности произошедшего до сих пор не до конца осознана вплоть до сегодняшнего дня.
Однако история этого похода – одна из глубочайших драм, ставших поворотными пунктами в постепенной трансформации католического сознания, что в итоге привело в последующем к полному изгнанию религии из жизни европейского общества.