29 мая 1453 года султан Мухаммад аль-Фатих взял Константинополь. Тысячелетняя история Византийской империи прекратила своё существование, а мусульмане получили дорогу в Европу.
Победа
Осада самого города, которая длилась с 6 апреля по 29 мая, была изнурительной для обеих сторон. Длительная блокада города, многочисленные вылазки, атаки, бомбардировки из пушек, сражения при помощи кораблей не давали мусульманам достичь желаемой цели, ведь Константинополь был хорошо укреплённой крепостью со сложной и многоуровневой системой обороны.
Видя это, 25 мая султан Мухаммад аль-Фатих проводит совещание с участием военных командиров, советников и учёных, предоставив возможность каждому высказать своё мнение. Были те, кто предлагал прекратить осаду города и вернуться обратно, так как она не приносит ничего, кроме пролития крови мусульманских воинов и есть опасение того, что другие европейские страны могут направить Византии свою помощь и это ухудшит положение мусульман. Загануш-паша возразил, сказав, что они пришли сюда, чтобы умереть, а не возвращаться. Он напомнил всем о предыдущих обширных завоеваниях турок в Азии, и если они смогли сделать это, то мусульманское войско сможет одолеть и эту груду нагромождённых друг на друга камней, подразумевая под этим крепость. Он призвал не бояться европейцев, которых раздирают междоусобные войны и которые не в силах защитить себя от пиратов и грабителей в своих же морях, не говоря уже о том, чтобы сражаться с мусульманским флотом.
Эту позицию поддержали и учёные-шейхи, чьё мнение очень ценил султан, и, таким образом, было решено нанести решающий удар по Константинополю.
26 и 27 мая Константинополь был подвергнут сильной бомбардировке из множества пушек, в том числе из тех, что стреляли 500-килограммовыми ядрами, производя огромные разрушения в стенах крепости.
28 мая был объявлен отдых. Мухаммад аль-Фатих призвал всех воинов провести этот день в поклонении Аллаху, часто поминать Его, просить у Него прощения, взывать к Нему о помощи и победе.
29 мая 1453 года начался массированный штурм крепости, который после ожесточённых боёв завершился захватом города.
Как пишет в своей книге «Османское государство» современный исламский историк Али Салляби, султан Мухаммад аль-Фатих, войдя в город, поздравил своих воинов с победой, запретил им продолжать сражение и повелел относиться к людям с мягкостью и добротой, затем слез с лошади и совершил земной поклон, воздавая хвалу и благодарность Всевышнему и проявляя перед Ним покорность и смирение:
«Он направился к церкви Ая-София, в которой собралось множество жителей города со священниками и монахами, которые читали свои молитвы и возносили мольбы. Когда он приблизился к ним, люди, находящиеся в церкви, сильно испугались. Один из монахов открыл ему двери, и он повелел ему успокоить людей и сказать им, чтобы они возвращались в свои дома с миром, и люди успокоились. Некоторые монахи прятались в подвалах церкви, но, когда увидели проявление веротерпимости по отношению к христианам и проявление милости, стали выходить и объявлять о своём принятии ислама <...> Султан Мухаммад аль-Фатих проявлял свою веротерпимость по отношению к христианам Константинополя только лишь благодаря своей искренней приверженности исламу, подражая благородному Пророку (мир ему и благословение Аллаха), затем его праведным халифам, которые заполнили страницы истории примерами терпимости по отношению к противнику».
Впоследствии мусульмане углубились на территорию Европы, покорив её значительные территории, включающие Балканский полуостров, Венгрию, Румынию и другие земли, дойдя до Вены.
В то же время
Это радостное для мусульман событие происходило в один исторический период с изгнанием их из Андалузии.
2 января 1492 года Абу Абдуллах Мухаммад XII вручил ключи от Гранады «королям-католикам» в обмен на свободу для себя и своей семьи.
Уезжая в изгнание по дороге, ведущей в Альпухаррас, он обернулся, чтобы в последний раз взглянуть на Гранаду, и не смог сдержать слёз. Его мать Айша, заметив это, упрекнула его: «Плачь, плачь, как женщина, над тем, что ты не смог уберечь, как мужчина».
Это и последующие трагические для мусульман Андалузии события произошли из-за слабости мусульман, которая выражалась в их недостаточной вере и приверженности исламу, в их любви к этому миру и его благам и в отсутствии сплочённости.
Именно это и стало причиной изгнания мусульман из Европы, которое началось ещё в 732 году в битве при Пуатье (Туре). Тогда многочисленное мусульманское войско потерпело поражение от франков примерно в трёхстах километрах от Парижа.
Переломным моментом в этом сражении стал распространившийся слух о том, что мусульманский обоз с захваченными трофеями подвергся нападению со стороны франков. Часть мусульманского войска покинула свои позиции, чтобы спасти трофеи, тем самым лишив остальных помощи на поле боя. Сражение было проиграно, а мусульмане вернулись на Пиренейский полуостров, а впоследствии были изгнаны и оттуда.
Как утверждают многие историки, эта битва явилась одним из поворотных моментов мировой истории, а американский историк Халид Яхья Бланкиншип полагает, что военное поражение при Туре было одной из тех неудач, которые привели к упадку Омейядского халифата.
Историк Эдуард Гиббон утверждал, что если бы франкское войско Карла Мартелля пало, Омейядский халифат легко захватил бы разделённую Европу: «Победоносный поход длиной в тысячу миль дошёл от Гибралтарской скалы до берегов Луары; его повторение на такое же расстояние привело бы сарацинов на равнины Польши и высокогорья Шотландии; Рейн ничуть не более непреодолим, чем Нил или Евфрат, и арабский флот мог легко войти в устье Темзы без морской битвы. Возможно, сейчас бы в Оксфорде преподавали толкование Корана, а с его кафедр обрезанным мусульманам демонстрировали истинность и святость и откровения Магомета».
Уроки истории
Глядя на прошедшую историю, можно сделать один вывод: проигрывали мусульмане, но не ислам. Так или иначе эта религия идёт вперёд.
Некоторые учёные уподобили ислам реке, которая всегда находит себе путь, обходя всевозможные препятствия. Уйдя из Европы на Западе с арабами, он появился там с Востока с турками. После ослабления влияния турков сегодня ислам снова вернулся в Европу и проник на другие континенты. Подобно многочисленным родникам он забил ключом во всех землях, внутри самих этих стран в лице мусульман из числа местных народов.
Те, кто устанавливает преграды на пути этой религии, не понимают, что она, подобно реке, будет огибать их с разных сторон, устремляясь вперёд. Да, на её пути можно установить дамбу, которая задержит течение. Но не надолго. Вода начнёт накапливаться, в один момент она сломает её, и река хлынет со всей мощью, снося всё на своём пути и захватывая новые территории с большей силой.
Победа ислама обязательна. Но не обязательно, чтобы она наступила в скором времени. Примером чему является взятие мусульманами Константинополя в 1453 году, хотя Пророк (мир ему и благословение Аллаха)предвещал это событие ещё в VII веке.
Успех от Аллаха и с Аллахом. Мусульмане же должны совершать поступки и создавать предпосылки, очищаясь перед Аллахом и полагаясь на Него