Исламская финансово-экономическая модель и ее перспективы в России

Или к вопросу:«Как построить альтернативную (западной)модель, соответствующую социально-нравственным нормам монотеистических традиций?»(по следам дискуссии на постоянно действующем семинаре Школы здравого смысла- Москва, «Московский дом предпринимателей», июнь 2011, специально для Ансар.ру )

Тема сегодняшнего «круглого стола» или семинара необычна и весьма актуальна на фоне глобального финансово-экономического кризиса. Я предложил эту тему дирекции Школы здравого смысла(Алексею Назаревскому), учитывая её чрезвычайную актуальность по следующим причинам. 1-я- причина, неадекватность российской финансовой системы задачам развития: модернизации, объявленной Дмитрием Медведевым, и реиндустриализации, объявленной Владимиром Путиным. Мы ниже объясним: вчем эта неадекватность выражается? 2-я причина- активные поиски альтернативной модели в православной среде и выдвижение некоей «православной модели финансов и экономики». При том, что в православной (христианской) традиции, кроме морального императива запрета ростовщичества, нет четко разработанного права и закона в этой сфере. 3-я причина- наличие уже разработанных, в рамках Ислама, принципов финансово- экономической системы, которые показали свою успешность в разных странах и адекватность целям и задачам социально-ответственного бизнеса и монотеистическим традициям ведения банковского дела. И в этом своем качестве эти принципы и нормы вполне годятся и для православных, если, конечно, в православном «лагере» готовы к такой операции «имплантации» и не обуреваемы чувством гордыни «конфессиональной исключительности». 4-я причина – наличие в России более чем 15% мусульманской «уммы» коренного населения, которая позитивно восприняла бы исламскую модель финансов и экономики.

Думаю, что это первое заседание положит начало серии подобного рода «мозговых штурмов», с одной главной целью: как и каким образом можно модернизировать финансовую систему России, которая была бы адекватна целям и задачам подлинного развития; что нужно сделать, чтобы деньги вкладывались в развитие. а не в спекуляции и сырьевой сектор, и насколько, в этой связи, могут быть полезны и внедрены в финансовую систему России принципы исламского бэнкинга?

Сначала несколько слов о нашей(российской) финансовой системе. Кто и в чьих интересах управляют деньгами в нашей стране? Почему банковское законодательство страны построено так, что никакие прямые («средне» и долгосрочные) инвестиции не возможно при такой кредитной политике, за исключением очень узкого сегмента экономики? Насколько наша денежная власть суверена, и как можно говорить о модернизации и новой индустриализации при такой банковской системе и далеко несуверенной денежной власти? А то, что она не суверенна и привязана к Федеральной резервной системе (ФРС) США и Центробанку ЕС как их «филиал» говорят и пишут открыто. Учредитель и ген.директор первого и пока последнего исламского банка в России, «Форте-Бадр- банк»(т.е., банка принципиально не участвующего в спекулятивных и ростовщических операциях), ныне - ген.директор ООО «ИФК «Аш-Шамс Капитал», Адалет Джабиев говорил как-то следующее: «Наша банковская система и Гражданский кодекс (РФ) заточены таким образом, чтобы поощрять исключительно социально безответственный бизнес, основанный на скрытом и явном ростовщичестве. Процентная политика, условия кредитования и возврата и т.д. все построено так, чтобы деньги не могли работать на развитие реальной экономики. Прямые инвестиции в среднесрочные даже проекты (на несколько лет), при таких правилах игры, по определению не возможны; только в торговлю, финансовые спекуляции, в лучшем случае, в краткосрочные малые проекты».

Попытаемся реконструировать логику Центробанка РФ и «лучшего министра финансов в мире», Алексея Кудрина, (согласно западным оценкам), дабы понять: чего эти господа добивались по идее, и что получилось по факту. Вот привычный нарратив Кудрина и К*: «Наша главная задача сбить инфляцию, чтобы привлечь зарубежных инвесторов. Потому и высокий процент рефинансирования Центробанка: сделать деньги дорогими, чтобы сбыть инфляцию.»(цитирую по смыслу). Наш минфии и ЦБ также рьяно защищает ущербную эмиссионную и курсовую (для рубля) идеологию; так называемый currency board(валютное правление). Это когда эмиссия и курс рубля привязаны к доллару США и к нефтегазовым экспортным доходам. «Эмитируем столько рублей, наличных и безналичных(денежный агрегат-М2) сколько у нас доходов от продажи нефти и газа. Устанавливаем такой курс рубля, чтобы экспортные доходы не иссякали с одной стороны, и в зависимости от курса доллара с другой; чтобы и дефицита бюджета избежать, и инфляции. А что касается огромных сверхдоходов от продажи отечественных ресурсов, то храним их на «черный день» в Стабфонде и «стерилизуем» в надежных ценных бумагах(американского правительства и крупных американских корпораций, некоторые из них с сомнительной репутацией- Х.Д.).

Такая политика куется в финансовых штабах Запада и исключительно рассчитана для внешнего применения и стран 3-го мира. Но от фактов не уйдешь. Вот комментарии нашей денежной политики известного ученого- экономиста, Сергея Глазьева: «оно (currency board- Х.Д.) впервые было применен в колониально зависимых странах французских, английских, когда метрополия разрешала колонии печатать деньги только под экспорт товаров из колонии….через этот механизм…страна зависимая привязывалась к рынку страны доминирующей,… Не только Россия, но и многие другие наши республики бывшие союзные пошли по этому пути. Потому что они, несмотря на критику и предостережения ученых,… прислушались к советам Международного Валютного фонда (МВФ)..…. Главный канал денежной эмиссии в России – покупка иностранной валюты. А если деньги приходят из-за границы, хотя они печатаются в рублях, но под поступление иностранной валюты – значит, экономика идет туда, куда нужно внешним центрам влияния. Поэтому у нас и сырьевая экономика».

Что получается в итоге? – Во первых, катастрофическая нехватка денег в экономике и социальной сфере: так называемое явление «демонетизации». Измеряется оно показателем монетизации: отношением суммы наличных и безналичных рублей (М2) к ВНП- М2/ВНП. Так вот в России уровень монетизации составляет порядка 30-35%: для сравнения в Китае, Японии- около 200%(!); в развитых странах Европы- 100-120%, в США- около 85%. Как правило такой же уровень монетизации , как и в России характерен для стран III-го мира; т.е., тех стран, которые находятся под негласным надзором Вашингтонского консенсуса (МВФ, ФРС и ВБ) и новой(скрытой)формы колонизации. Чем меньше М2/ВНП в стране, тем меньше уровень и доля зарплат(в целом доходов населения) к ВНП; тем меньше доля среднего класса в социальной структуре, а большинство населения страны составляют бедные(траты на питание на уровне 60-70% доходов) а то и нищих; тем меньше платежеспособного спроса и предложения. В результате такой политики страдает, прежде всего, подавляющее большинство населения страны(75-80%), которые могли бы спокойно получать в 2,0-2,5 раза больше зарплат и пенсий при, примерно, тех же ценах. Не случайно бывший консультант Всемирного банка (ВБ) Джон Перккинс, назвал эти глобальные структуры (МВФ и ВБ) «экономическими убийцами»(монография автора «Экономический убийца объясняет, почему рухнули финансовые рынки и как их возродить»).

Во вторых, при такой финансово-денежной политике невозможно нормальное (для суверенной страны) социально-экономическое развитие, страдает инвестиционный процесс; не возможны, в силу установленных Центробанком правил игры, прямые инвестиции в производство даже на среднесрочную перспективу. Именно потому недостаточно предложения на рынке, и как следствие, растет инфляция, которая, правда, сглаживается несколько импортом. Но нам- то зачем кормить зарубежных производителей ТНП, вместе того, чтобы стимулировать своих производителей. Это уже второе следствие такой, вот «прогрессивной» монетарной политики отечественных либералов.

Спрашивается: возможны ли, при таких правилах игры, модернизация и реиндустриализация России? Нет и еще раз, нет. А еще удивляются, что «эффект от всяких там технопарков, венчурных фондов и пр. новшеств для малого и среднего бизнеса – с гулькин нос». А его этого эффекта не может быть в принципе, ибо все эти меры из разряда «примочек» для хронически больного организма, в котором главные органы работают не так. Из этого же разряда вторичных мер, лечащих симптомы болезни, участие государства в выплате процентов по инвестиционным кредитам. «Интересы банковской и сырьевой олигархии превыше всего, а интересы индустриального и технологического развития страны нам не указ!»- таков неявный мотив, заложенный в институциональной системе финансового хозяйства России. Напрашивается вывод о колониальной сущности проводимой в стране финансово- денежной политики. Сущность этой политики не изменилась за последние 20 лет, а попытка Владимира Путина в середине 2000-х внести серьезные изменения в банковскую систему были заблокированы. Надо полагать, «агентурой глобализации» мощно поддержанной с США.

Разумеется, можно и нужно учесть опыт стран Востока и Запада(Германия, в частности), которые умно уходили от англо- сионистской модели финансов и экономики. Такой модели . когда деньги делают деньги без всякого участие в производстве товаров и услуг. В общем, деньги – из воздуха, когда работает схема «деньги- ценные бумаги- деньги»*: так расписаны законы в США, Великобритании. И это очень удобно для мировой финансовой олигархии. Результат такой организации финансовой системы Запада -многократное превышение финансового капитала(записей на электронных счетах оф-шорных банков, контролируемых Британской короной) над мировым производством валовой продукции: превышение в несколько десятков раз. Столько воздушных денег, которые при конвертации в реальные активы, способны скупить всю планету(?!!). Когда представляешь такую вот апокалиптическую картину, становится понятным строгий запрет на ростовщичество и четкое регулирование финансов и экономики по Шариату. Бог нас предупреждает о возможных катастрофических последствиях забвения Его предосторожений. И в этом своем качестве исламские нормы в финансах и экономики действительно надконфесионлаьные, как об этом говорит Адалет Джабиев. Они актуальны для всей мировой финансовой системы.

Исламская экономическая модель, за последние 15 лет, перестала быть явлением, характерным только для мусульманских стран. Исламские банки, страховые (такафул) компании, спецфонды, исламские облигации(сукук) стали неотъемлемой частью финансового рынка целого ряда западных стран. В Великобритании к 2009 г. работали 6 исламских банков и 1 исламская страховая компания. Кроме того 26 британских банков имеют специальные «окна», предоставляющие исламские финансовые услуги. При этом, такого рода услугами может воспользоваться любой клиент, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, который готов выполнять условия соглашения. Содержание самых этих соглашений вполне соответствует нормам авраамической (социально- ответственной, нравственной) традиций: исключение лихвы(ростовщичества), отказ от богопротивного бизнеса, запрет на продажу денег и т.д. Всего в мире – более 300 работающих на беспроцентной основе исламских финансовых учреждений в более чем 50 странах. Их совокупные активы превышают 300 млрд. долл. США, а ежегодные темпы роста составляют 10-15%. Причем, глобальный кризис 2008-09 г.г. в очень незначительной мере коснулся доходов и активов исламских финансовых структур. Причина: исключение из практики такого рода структур спекулятивных операций на бирже и работы с деривативами и др. вторичными финансовыми инструментами; вторичная роль финансов в экономике, призванных обслуживать реальную экономику производства товаров и услуг.

Учитывая важную роль исламско- православного диалога в России в стабилизации и развитии страны, актуально наладить сотрудничество политэкономической и религиозной элит страны в этом направлении, и такое сотрудничество соответствовало бы нравственным принципам в финансах и экономике; не разрушало бы семью, человека и общественную мораль. Такие принципы и нормы разработаны мусульманскими учеными, опиравшимися, лишь в конечном счете, на Коран и Сунны Пророка(с.а.в.). Речь идет об альтернативных методах хозяйствования, не разрушающих общественную мораль, человека и семью и соответствующих, в конечном счете, божественным законам. В России идут поиски такой модели экономики и финансов, которая соответствовала бы православным принципам. В этом контексте чрезвычайно важно опереться на исламские принципы и нормы в экономике и финансах, которые уже давно показали свою эффективность и востребованность, и не только в мусульманских странах.

Отрадно, что в марте 2009 г.впервые в истории России была организована Международная конференция на тему «ИСЛАМСКИЙ БЭНКИНГ: специфика и перспективы», спонсорами которой выступили известные российские и иностранные компании: ВТБ- инвестиционный бизнес, Витасбанк, Bank ONFERENCE и др. Поскольку тема исламских финансов достаточно обширная (см. монографию Р. И. Беккина, ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И СОВРЕМЕННОСТЬ- М., Изд. «Марджани», 2009, 344 стр.) то главный докладчик, А.Джабиев затронем основные аспекты этой модели, актуальные для России и в контексте проблемы выхода из глобального финансов- экономического кризиса.

Халидов Деньга, вице-президент Академии геополитических проблем, сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа



4 комментариев


  1. Исмат
    (07.07.2011 09:05) #
    0

    Кстати, вот почитайте транскрипит передачи на Эхо Москвы в которой был Деньга Халидов вместе с Максудом Садиковым. В 1999 г. еще это эфир был. Больше 10 лет прошло уже.
    http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/12720/

  2. Некто
    (07.07.2011 19:39) #
    0

    Надеялся в вашем, Исмат, найти что то по теме статьи: не нашел, одно "преданье старины глубокой".
    По теме: предоставление ссуд без процентов подразумевает получение банком статуса партнера в бизнесе. Соответственно для этого в банках необходимо формировать штат высокопрофессиональных экспертов, определяющих перспективность выдачи денег. Насколько здесь можно говорить о именно мусульманских корнях такой схемы? Согласно Православию: давать деньги в рост это скверноприбытчество, ничего нового.

  3. SIberian
    (08.07.2011 22:18) #
    0

    Вы правы, уважаемый Некто, отмечая, что ростовщичество, лихва помимо Ислама запрещены и Православием (и Христианством вообще). Насколько мне известно, термин "Исламские финансы (банкинг)" был введен западными авторами ввиду того, что именно в мусульманских странах во второй половине 20 века начали появляться современные финансовые институты, работающие по беспроцентной схеме в соответствии с шариатом. Т.е. "исламской" данная система является потому что соответствует требованиям Ислама.

  4. Siberian
    (08.07.2011 22:21) #
    0

    P.S. Признаюсь, что мои познания в данном предмете, к сожалению, пока не велики, поэтому могу в чем-то ошибаться.