В прошлом году на международной конференции в Милуоки участники с огромной обеспокоенностью отметили события в штате Аракан, которые можно с полной уверенностью назвать геноцидом, и последние новости из Мьянмы подтверждают наши тревоги.
В недавно опубликованной статье корреспондент Press TV д-р Исмаил Салями описал 8 стадий геноцида, впервые выделенных д-ром Грегом Стентоном, на примере народности рохинья. Вот что он пишет (предложения в квадратных скобках – примечания д-ра Хабиба Сиддики).
1) Классификация. Людей классифицируют на категории «мы» и «другие» в рамках первой стадии движения в сторону социоцида и колонизации. В Мьянме мусульман считают «иными» и людьми «низшего сорта».
2) Символизация. Людям дают клички или присваивают символы, по которым их можно отличать от остальных. Сама по себе эта стадия не так опасна, если она не перетекает в обесчеловечивание. [Людей из народа рохинья называют «кала», «читтагонцы» или «бенгальцы», чтобы обозначить, что они чужаки в буддийском большинстве Бирмы].
3) Обесчеловечивание (дегуманизация). На этой стадии одна группа населения отказывается признавать другую группу людьми, лишает ее человеческого облика в своем представлении. Иными словами, одна группа начинает считать другую за«недолюдей». Именно это и происходит с мусульманами рохинья в Мьянме. [Объявленные лицами без гражданства на своих родных землях люди из народа рохинья ежедневно сталкиваются с дегуманизацией со стороны каждого буддиста, будь то рядовой гражданин или государственное лицо. Это создает арену для преступлений против них, и эти преступления игнорируются правительством, считаются узаконенным насилием для уничтожения этого народа].
4) Организация. Геноцид поддерживает само правительство и правительственные учреждения. Акты геноцида совершаются через посредников, таких как террористические группировки или «гопники», чтобы правительство могло снять с себя всю вину и ответственность. Власти Мьянмы часто заявляют, что беспорядки устраивают «боевики». [Существуют задокументированные факты о том, что эти боевики не только пользуются полной поддержкой правительства Тейна Сейна и местных муниципалитетов при погромах против мусульман, но и сами активно участвуют в преступлениях против человечности].
5) Поляризация. Ненавистнические группировки лишают загнанную общину самых основных и фундаментальных прав. К примеру, в Мьянме парам рохинья требуется специальное разрешение на вступление в брак. Если они женятся неофициально, то их могут арестовать и посадить в тюрьму. Мусульмане перед вступлением в брак обязаны сбрить бороду, иначе им не дадут разрешение на никах. Мусульманам не разрешают строить новые мечети или семинарии, а также ремонтировать старые.
6) Подготовка. На этой стадии жертвы отделяются в группы, на них вешают ярлыки с отличительными знаками. Далее их приговаривают к смерти или же помечают тех из них, кого скоро лишат жизни. Отбор может быть произвольным или по какой-то системе. К примеру, в марте 2013 г в Мьянме более 40 домов и мечеть были сожжены, а 32 человека убиты. [Буддийский монах-террорист Виратху и его банда расистски настроенных монахов и сторонников навестила эти мусульманские места за считанные дни до атаки. Они провели встречу с местными буддистами и общественными лидерами, в ходе которой боевикам внушали ненавистнические идеи о том, что если мусульман не уничтожить, то буддисты исчезнут с лица земли. То есть, боевикам приводят причины, по которым они должны нападать первыми. Криминальная программа тщательно спланирована при полном сотрудничестве местных лидеров и правительственных чиновников].
7) Истребление. На этой стадии ненавистническая группировка начинает истребление угнетенной группы. Это подразумевает, что ненавистническая группа, функционирующая как машина для убийства, не считает убиваемых ею людей человеческими существами с чувствами и эмоциями, достойными жить в этом мире. [Люди из народа рохинья являются жертвами истребления как минимум с 1940-х гг, когда на оккупированные Британией территории вошла японская армия, не говоря уже о кровавой расправе 1784 г., когда было убито множество рохинья, а еще множество было угнано в рабство королем-фанатиком Бирмы Бодавпайей].
8) Отрицание. Это последняя и рутинная стадия для любого геноцида. При недавних атаках и насилии над женщинами и детьми правительство отрицало, что буддийские боевики устроили погром в городе и изувечили женщин-мусульманок и детей, тогда как очевидцы и правозащитные группы утверждают, что было убито более десятка людей, и сотни были вынуждены покинуть свои дома.
«У нас нет информации об убийствах», - заявил заместитель министра информации Йе Хтут перед журналистами.
При всей силе западных держав ООН, поиск достойного и справедливого решения для такого гуманитарного кризиса представляется сложной задачей для всех тех, кому не безразлично. Сколько еще ждать рохинья и другим страдающим народам? Успеем ли мы до тех пор, пока их не истребят?
Перевела с английского Зарина Саидова специально для Ансар.Ru