У современных конфликтов, которые сотрясают мусульманскую общину много причин. Но почему-то каждая сторона противостояния склонна видеть только чужие просчеты и не признавать свои. Ключевой проблемой, которая не дает найти выход из тупиковой ситуации является узость мышления и чрезмерные обобщения чужих ошибок.
Одной из ключевых конфликтных зон для мусульман России, прежде всего Северного Кавказа, но и для Урало-Поволжья, является суфизм и все, что с ним связано. Споры, переходящие в попытки силового решения, охватили массы не вчера и не позавчера. Они не прекращаются более 20 лет.
Старт противостоянию был дан с началом религиозного возрождения. Горячие, не редко кровавые споры вокруг суфизма, фактически стали нашей не излечиваемой болезнью роста, своеобразной родовой травмой российской уммы.
Потеряно не только время. Утрачена масса жизней, может быть, тех, кто мог бы стать цветом современной исламской общины нашей страны.
При этом инициатив разобраться в сути происходящего и поставить все на свои места практически нет. Вывести проблему из тени, честно на серьезном богословском уровне разобрать вопрос практически впервые за многие годы в конце августа попытались в Грозном.
Непонимание
Все без устали говорят о созидательном потенциале Ислама, который можно было бы использовать на благо мусульманского, кавказского и российского общества. Но почему-то выработать единую позицию заинтересованных сторон до сих пор не удается. Внутри самого мусульманского лагеря не существует единства относительно роли Ислама в жизни сегодняшнего общества, а также оценки исторического наследия в становлении уникальной культуры кавказских, урало-поволжских и других народов России.
Большой проблемой является взаимная нетерпимость и претензии. Особенно усердствуют в этом молодые мусульмане, в большинстве случаев, подталкиваемые к опрометчивым поступкам собственным юношеским максимализмом и черно-белым видением мира. Их можно разделить на две большие групп – тех, у кого нет никаких знаний об Исламе и его богатстве, и тех, кто получил кое-какие знания, в том числе и за рубежом, но достаточно однобокие, и не сумел ими адекватно распорядиться.
Оттого им трудно оценить всю невероятную глубину и богатство мусульманской культуры и исторического наследия. Что же касается конкретных примеров, то самым ярким свидетельством тому могут служить стойкие и необоснованные предубеждения молодых людей относительно богатейшей суфийской традиции.
Необходимость различения
Как только в этом кругу звучит слово «суфизм», «тарикат» так сразу же в сознании срабатывает предельно упрощенная смысловая смычка «суфизм-ересь». В этом и заключается основанная беда многих молодых и необразованных мусульман, что они мыслят такими упрощенными схемами, которые почерпнуты ими в уличных и примечетских спорах и диспутах.
Однако с подобным узким и до предела упрощенным видением не только самого суфизма, но всего остального мира, невозможно получить о нем полное и всеохватное представление. Нельзя на основе нескольких фактов, касающихся одного-двух человек, или узкой группы, или же исходя из действий невежд и авантюристов, делать выводы обо всей ситуации, движении или проблеме. В принципе, это именно то, чего мусульмане требуют от немусульманского мира по отношению к себе.
«Не следует делать выводы обо всем Исламе из поступков узкой группы экстремистов» - вот требование, которое мы предъявляем ко всему миру. Однако внутри собственной общины сами мусульмане пока не научились применять это же правило по отношению друг к другу. Хотя, какого исламского ученого ни возьми, они все категорически запрещают подобные поверхностные обобщения относительно спорных и неоднозначно оцениваемых вопросов.
Нельзя ни в коем случае из-за непонимания или несогласия с некоторыми положениями того или иного движения клеймить и отказываться от всего остального богатства и наследия. Нельзя ни в коем случае с грязной водой выплескивать и ребенка. Иначе мы никогда не сможем услышать друг друга и прийти хоть к какому-нибудь согласию.
Неизвестный суфизм
Нашей молодежи катастрофически не хватает глубоких и цельных знаний своей религии и собственной истории. Богатейшее наследие кавказских и поволжских народов тесно связано с суфизмом. Это факт, который никто отрицать не может. Многие века суфизм был и во многом остается основой духовной жизни в мусульманских регионах России.
Уровень наших знаний об истории собственных же народов непозволительно низок, кругозор узок, а желание постичь истинное положение дел ограничено предубеждениями. Горячим молодым головам необходимо заново открыть собственную историю, культуру и то невероятное влияние тарикатов на исламское наследие, которое они оказывали на протяжении столетий.
Молодежь должна открыть для себя суфизм, который в ситуации полной деградации халифской власти и придворных ученых, стал в Средние века, в момент страшного кризиса мусульманской цивилизации, когда с Востока шли полчища язычников-монголов, а с Запада орды крестоносцев, совестью уммы. Суфизм, который боролся с непозволительной роскошью, увлечением мирским, коррупцией, произволом, клановостью, неподобающими нововведениями власть имущих в религию, политическую и социальную практику.
Задача состоит в том, чтобы открыть нашей молодежи глаза на верность суфиев пути и примеру жизни первого поколения мусульман, их приверженность идеалам справедливости, презрение к лености, праздности, пассивности и инертности. Невероятно высокая социальная активность суфиев на протяжении исламской истории позволяла им выступать в роли борцов с общественными пороками.
Их роль в распространении Ислама на окраинах Халифата, в том числе на Северном Кавказе, невозможно переоценить. Великие суфии сыграли важнейшую роль в укреплении Ислама в регионе. Имена Шамиля и Кунта-хаджи (да будет с ними милость Аллаха) стали легендарными.
Высокое почитание труда и средств, заработанных собственными руками, заставляли приверженцев тариката развивать ремесла, земледелие и науки. Строгие требования, предъявляемые суфиями к уровню образованности и эрудированности, приводили к широкому распространению грамотности и знаний. Тарикатским лидером невозможно было стать не достигнув уровня знаний, близкому к тому, что требуют от муджтахида – глубочайшего знатока Ислама, готового к самостоятельному решению правовых коллизий, не охваченных исламскими первоисточниками.
Их приверженность Корану и Сунне, кристальная честность, скромность, непритязательность, предпочтение другого самому себе, вкупе с высокой социальной ответственностью и активностью делала их тем самым здоровым началом уммы, которое уберегало ее от порчи и смуты на протяжении столетий.
Открыть суфизм для каждого
За все постсоветские годы были лишь единичные попытки как-то воздействовать на ненормальное положение вещей. В середине «нулевых» в Казани прошла скромная конференция, посвященная суфизму. Там отмечалось, что широкая область исламского знания и практики оказалась сегодня в позиции оправдывающегося. Суфизм вынужден доказывать всем окружающим, что не только не является отклонением от норм и учения Ислама, но что он вообще сформировался на базе Ислама, а не восточной эзотерики, народной магии и разного рода сказок и мифов. Проблема была поставлена, но дальше этого дело не пошло.
Для воздействия на молодежь требуется привлечение улемов с мировым именем. Нужна масштабная и креативная работа с массами. Узко академический формат мало эффективен.
Фактически первый шаг в этом направлении был сделан в прошлом месяце в Чечне. Духовное управление мусульман республики впервые за всю постсоветскую история Ислама в России собрало представительный форум «Суфизм: безопасность для человека и стабильность для общества».
В нем приняли участие не только ученые-исламоведы, но, самое главное, шейхи тарикатов из мусульманских стран, крупные авторитеты из Иордании, Сирии, Кувейта, Саудовской Аравии, Индонезии. Например, муфтий Египта шейх Шауки Ибрахим Абд аль-Карим Алам, шейх Фасси Фихри Дрис из Морокко, шейх Али Джифри из ОАЭ, шейх Усама аль-Саид Моххамад из Египта и др. Привлечь фигуры такого масштаба удалось благодаря эффективной работе отдела по международным связям чеченского ДУМ.
Выступающие резонно отмечали, что Ислам не обязывает всех мусульман быть суфиями. Это личный глубоко духовный выбор каждого. Но знания о том, что правоверный суфизм, суфизм Корана и Сунны, как его называют ученые, отделяя от псевдосуфизма нововведений и заблуждений - это и есть ильм уль-ихсан (наука и практика искреннего благочестия), должны быть донесены в адекватной форме до каждого мусульманина.
Ихсан – это третья составляющая дина (религии Аллаха). О чем говорится в известном хадисе о посещении Пророка (мир ему) Джибраилом. То, что сегодня такие основополагающие элементы исламского знания, многим не известны – вина тех, кто занимается религиозным призывом в России. Это настоящий исраф (расточительство) религии.
Далее уже специалисты по истории исламской цивилизации, специалисты по общественным наукам должны четко и обоснованно показать верующим вклад суфизма, его, без преувеличения, центральную роль на протяжении многих веков в жизни и развитии народов пространства Ислама. Речь идет не только о чисто религиозном аспекте, но и о социальном, в том числе в наши дни. В этой связи акцент, сделанный грозненской конференцией на роли суфизма для личности и общества, совершенно оправдан.
Тарикаты занимают важнейшее место в жизни многих мусульманских народов. Часто они помогают верующим найти себя в современном мире, адаптироваться в непростых условиях.
Так, в Турции, одной из самых успешно развивающихся стран исламского мира, именно благодаря мощным позициям суфизма удается уйти от разного рода крайностей, стабилизировать общество и государство, избежать тех потрясений, которые сейчас переживают их соседи. Суфизм там очень серьезно способствует выработке решения ключевой проблемы большинства мусульманских стран – роли религии в общественно-политической жизни.
Без острожной кропотливой работы, без широкого диалога, без разъяснения самых острых тем, без приглашения авторитетов мусульмане России рискуют и дальше топтаться на месте. Многие годы мы занимаемся чем угодно, только не самым важным. С головой бросаемся в пустоту. Больше себе такую роскошь позволять нельзя. Пора прекратить терять время, жизни и растрачивать богатство своей религии на пустые споры.
Абдулла Ринат Мухаметов, политолог, публицист