Прекратить бег на месте. Вернуть суфизм мусульманам

У современных конфликтов, которые сотрясают мусульманскую общину много причин. Но почему-то каждая сторона противостояния склонна видеть только чужие просчеты и не признавать свои. Ключевой проблемой, которая не дает найти выход из тупиковой ситуации является узость мышления и чрезмерные обобщения чужих ошибок.

Одной из ключевых конфликтных зон для мусульман России, прежде всего Северного Кавказа, но и для Урало-Поволжья, является суфизм и все, что с ним связано. Споры, переходящие в попытки силового решения, охватили массы не вчера и не позавчера. Они не прекращаются более 20 лет.

Старт противостоянию был дан с началом религиозного возрождения. Горячие, не редко кровавые споры вокруг суфизма, фактически стали нашей не излечиваемой болезнью роста, своеобразной родовой травмой российской уммы.

Потеряно не только время. Утрачена масса жизней, может быть, тех, кто мог бы стать цветом современной исламской общины нашей страны.

При этом инициатив разобраться в сути происходящего и поставить все на свои места практически нет. Вывести проблему из тени, честно на серьезном богословском уровне разобрать вопрос практически впервые за многие годы в конце августа попытались в Грозном.

Непонимание

Все без устали говорят о созидательном потенциале Ислама, который можно было бы использовать на благо мусульманского, кавказского и российского общества. Но почему-то выработать единую позицию заинтересованных сторон до сих пор не удается. Внутри самого мусульманского лагеря не существует единства относительно роли Ислама в жизни сегодняшнего общества, а также оценки исторического наследия в становлении уникальной культуры кавказских, урало-поволжских и других народов России.

Большой проблемой является взаимная нетерпимость и претензии. Особенно усердствуют в этом молодые мусульмане, в большинстве случаев, подталкиваемые к опрометчивым поступкам собственным юношеским максимализмом и черно-белым видением мира. Их можно разделить на две большие групп – тех, у кого нет никаких знаний об Исламе и его богатстве, и тех, кто получил кое-какие знания, в том числе и за рубежом, но достаточно однобокие, и не сумел ими адекватно распорядиться.

Оттого им трудно оценить всю невероятную глубину и богатство мусульманской культуры и исторического наследия. Что же касается конкретных примеров, то самым ярким свидетельством тому могут служить стойкие и необоснованные предубеждения молодых людей относительно богатейшей суфийской традиции.

Необходимость различения

Как только в этом кругу звучит слово «суфизм», «тарикат» так сразу же в сознании срабатывает предельно упрощенная смысловая смычка «суфизм-ересь». В этом и заключается основанная беда многих молодых и необразованных мусульман, что они мыслят такими упрощенными схемами, которые почерпнуты ими в уличных и примечетских спорах и диспутах.

Однако с подобным узким и до предела упрощенным видением не только самого суфизма, но всего остального мира, невозможно получить о нем полное и всеохватное представление. Нельзя на основе нескольких фактов, касающихся одного-двух человек, или узкой группы, или же исходя из действий невежд и авантюристов, делать выводы обо всей ситуации, движении или проблеме. В принципе, это именно то, чего мусульмане требуют от немусульманского мира по отношению к себе.

«Не следует делать выводы обо всем Исламе из поступков узкой группы экстремистов» - вот требование, которое мы предъявляем ко всему миру. Однако внутри собственной общины сами мусульмане пока не научились применять это же правило по отношению друг к другу. Хотя, какого исламского ученого ни возьми, они все категорически запрещают подобные поверхностные обобщения относительно спорных и неоднозначно оцениваемых вопросов.

Нельзя ни в коем случае из-за непонимания или несогласия с некоторыми положениями того или иного движения клеймить и отказываться от всего остального богатства и наследия. Нельзя ни в коем случае с грязной водой выплескивать и ребенка. Иначе мы никогда не сможем услышать друг друга и прийти хоть к какому-нибудь согласию.

Неизвестный суфизм

Нашей молодежи катастрофически не хватает глубоких и цельных знаний своей религии и собственной истории. Богатейшее наследие кавказских и поволжских народов тесно связано с суфизмом. Это факт, который никто отрицать не может. Многие века суфизм был и во многом остается основой духовной жизни в мусульманских регионах России.

Уровень наших знаний об истории собственных же народов непозволительно низок, кругозор узок, а желание постичь истинное положение дел ограничено предубеждениями. Горячим молодым головам необходимо заново открыть собственную историю, культуру и то невероятное влияние тарикатов на исламское наследие, которое они оказывали на протяжении столетий.

Молодежь должна открыть для себя суфизм, который в ситуации полной деградации халифской власти и придворных ученых, стал в Средние века, в момент страшного кризиса мусульманской цивилизации, когда с Востока шли полчища язычников-монголов, а с Запада орды крестоносцев, совестью уммы. Суфизм, который боролся с непозволительной роскошью, увлечением мирским, коррупцией, произволом, клановостью, неподобающими нововведениями власть имущих в религию, политическую и социальную практику.

Задача состоит в том, чтобы открыть нашей молодежи глаза на верность суфиев пути и примеру жизни первого поколения мусульман, их приверженность идеалам справедливости, презрение к лености, праздности, пассивности и инертности. Невероятно высокая социальная активность суфиев на протяжении исламской истории позволяла им выступать в роли борцов с общественными пороками.

Их роль в распространении Ислама на окраинах Халифата, в том числе на Северном Кавказе, невозможно переоценить. Великие суфии сыграли важнейшую роль в укреплении Ислама в регионе. Имена Шамиля и Кунта-хаджи (да будет с ними милость Аллаха) стали легендарными.

Высокое почитание труда и средств, заработанных собственными руками, заставляли приверженцев тариката развивать ремесла, земледелие и науки. Строгие требования, предъявляемые суфиями к уровню образованности и эрудированности, приводили к широкому распространению грамотности и знаний. Тарикатским лидером невозможно было стать не достигнув уровня знаний, близкому к тому, что требуют от муджтахида – глубочайшего знатока Ислама, готового к самостоятельному решению правовых коллизий, не охваченных исламскими первоисточниками.

Их приверженность Корану и Сунне, кристальная честность, скромность, непритязательность, предпочтение другого самому себе, вкупе с высокой социальной ответственностью и активностью делала их тем самым здоровым началом уммы, которое уберегало ее от порчи и смуты на протяжении столетий.

Открыть суфизм для каждого

За все постсоветские годы были лишь единичные попытки как-то воздействовать на ненормальное положение вещей. В середине «нулевых» в Казани прошла скромная конференция, посвященная суфизму. Там отмечалось, что широкая область исламского знания и практики оказалась сегодня в позиции оправдывающегося. Суфизм вынужден доказывать всем окружающим, что не только не является отклонением от норм и учения Ислама, но что он вообще сформировался на базе Ислама, а не восточной эзотерики, народной магии и разного рода сказок и мифов. Проблема была поставлена, но дальше этого дело не пошло.

Для воздействия на молодежь требуется привлечение улемов с мировым именем. Нужна масштабная и креативная работа с массами. Узко академический формат мало эффективен.

Фактически первый шаг в этом направлении был сделан в прошлом месяце в Чечне. Духовное управление мусульман республики впервые за всю постсоветскую история Ислама в России собрало представительный форум «Суфизм: безопасность для человека и стабильность для общества».

В нем приняли участие не только ученые-исламоведы, но, самое главное, шейхи тарикатов из мусульманских стран, крупные авторитеты из Иордании, Сирии, Кувейта, Саудовской Аравии, Индонезии. Например, муфтий Египта шейх Шауки Ибрахим Абд аль-Карим Алам, шейх Фасси Фихри Дрис из Морокко, шейх Али Джифри из ОАЭ, шейх Усама аль-Саид Моххамад из Египта и др. Привлечь фигуры такого масштаба удалось благодаря эффективной работе отдела по международным связям чеченского ДУМ.

Выступающие резонно отмечали, что Ислам не обязывает всех мусульман быть суфиями. Это личный глубоко духовный выбор каждого. Но знания о том, что правоверный суфизм, суфизм Корана и Сунны, как его называют ученые, отделяя от псевдосуфизма нововведений и заблуждений - это и есть ильм уль-ихсан (наука и практика искреннего благочестия), должны быть донесены в адекватной форме до каждого мусульманина.

Ихсан – это третья составляющая дина (религии Аллаха). О чем говорится в известном хадисе о посещении Пророка (мир ему) Джибраилом. То, что сегодня такие основополагающие элементы исламского знания, многим не известны – вина тех, кто занимается религиозным призывом в России. Это настоящий исраф (расточительство) религии.

Далее уже специалисты по истории исламской цивилизации, специалисты по общественным наукам должны четко и обоснованно показать верующим вклад суфизма, его, без преувеличения, центральную роль на протяжении многих веков в жизни и развитии народов пространства Ислама. Речь идет не только о чисто религиозном аспекте, но и о социальном, в том числе в наши дни. В этой связи акцент, сделанный грозненской конференцией на роли суфизма для личности и общества, совершенно оправдан.

Тарикаты занимают важнейшее место в жизни многих мусульманских народов. Часто они помогают верующим найти себя в современном мире, адаптироваться в непростых условиях.

Так, в Турции, одной из самых успешно развивающихся стран исламского мира, именно благодаря мощным позициям суфизма удается уйти от разного рода крайностей, стабилизировать общество и государство, избежать тех потрясений, которые сейчас переживают их соседи. Суфизм там очень серьезно способствует выработке решения ключевой проблемы большинства мусульманских стран – роли религии в общественно-политической жизни.

Без острожной кропотливой работы, без широкого диалога, без разъяснения самых острых тем, без приглашения авторитетов мусульмане России рискуют и дальше топтаться на месте. Многие годы мы занимаемся чем угодно, только не самым важным. С головой бросаемся в пустоту. Больше себе такую роскошь позволять нельзя. Пора прекратить терять время, жизни и растрачивать богатство своей религии на пустые споры.

Абдулла Ринат Мухаметов, политолог, публицист



40 комментариев


  1. (27.09.2014 23:31) #
    -1

    Ассаламу Алейкум, дорогие братья и сестры! Ну что же, сегодня суфизм, завтра "хариджизм", послезавтра - Абу Талиб станет муслимом, АстяагфирАллаху. А там глядишь, и папа римский станет халифом. Куда уважаемый Ринат хочет завести Умму? В пропасть?

  2. (28.09.2014 10:18) #
    1

    Автор, заблуждаться и топтаться в потемках суфизма вы можете хоть до полной нирваны - ваше право. Но нести суфийскую бредятину в массы, тем самым заблуждая других людей - это не есть хорошо в исламе.
    Считал вас более адекватным парнем, но эта статья на многие вещи открыла мне глаза.

  3. (28.09.2014 13:41) #
    4

    Проблема, затронутая автором, актуальна в России отчасти. Большинство мусульман пока еще мало знакомо даже с самим термином, не говоря уже о сути суфизма. Ему еще предстоит освоить такие элементарные понятия, как "Столпы ислама", и практиковать их в своей повседневной жизни.
    Если и присутствуют в нашей общине теологические споры-дрязги, то они зачастую инспирированы спецслужбами, пытающимися тормозить процесс возрождения ислама в России. Это и Елюзанские события Пензенской области, и события в Мордовии и в Ульяновской области, где достаточно топорно реализуется правило "Разделяй и властвуй!" в отношении мусульман.
    Идеи суфизма как более высокой ступени религиозного сознания нам еще предстоит узнать и претворять в жизнь. Но, в отличие от Турции, где Ислам исповедует абсолютное большинство населения, нам будет труднее и дольше по времени.

  4. (28.09.2014 17:10) #
    3

    Я никак не пойму, для чего придумывать всякие течения и выделять их, называя суфизмом, ваххабизмом и прочими измами, не характерными для ислама. Он должен быть един. Умышленное выделение какого-то течения, и в этом я убежден всецело, никак не способствует ни распространению ислама, ни укреплению духовности его последователей.
    Автор постарался обратить внимание на серьёзную проблему, допустил возможность различного отношения к суфизму, но при этом абсолютно даже не постарался быть нейтральным, назвав самым важным познание суфизма. Подобные подходы по моему мнению способны больше отталкивать от познания элементарных основ ислама, нежели притягивать к этому.

  5. (28.09.2014 19:46) #
    -1

    Есть Ислам, мусульмане, зачем придумывать внутри Ислама столько разных направлений ,
    это выгодно для тех кто хочет разделить мусульман и травить между собой .
    Не нужно придумывать направления ,есть Ислам .

    • (28.09.2014 22:18) #
      0

      На самом деле понимание Корана сегодня опосредованно преломлено сквозь призму мироощущений, миропонимания и политических конъюктур тех или иных групп и центров влияния. Сегодня мало кто может позволить себе смелость пытаться понимать Бога без каких бы то ни было т.н. ученых.

    • (29.09.2014 09:41) #
      1

      Артус, никто не придумывает направления. Они просто есть и их как-то обозначают - дают им названия, изучают их практику и т.д. Сам пророк (САВ) говорил о том, что его умма разделится на 73 группы. Нам всем надо стараться попасть в одну группу, которая стоит на пути истины. Поэтому надо изучать эти группы, чтобы не ошибиться. И надо изучать их ошибки, чтобы избежать их в своей практике.

  6. (28.09.2014 20:05) #
    1

    Ассаламу Алейкум, дорогие братья и сестры! Где же ваш Салам? Неужели в домах у кафиров забыли?
    Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
    Когда Аллах Всевышний создал Адама, да благословит его Аллах и приветствует, Он сказал (ему): «Иди и приветствуй их», - имея в виду нескольких ангелов - «и послушай, как они поприветствуют тебя, (и отныне это будет) приветствием для тебя и твоих потомков». И он сказал (им): «Мир вам!» (Ас-саляму 'аляй-кум!),
    - они же (в ответ ему) сказали: «Мир тебе и милость Аллаха!» (Ас-саляму ‘аляй-ка ва рахмату-Ллахи!), - добавив к его приветствию слова «...и милость Аллаха!» (Аль-Бухари; Муслим)

  7. (28.09.2014 22:11) #
    -1

    Как известно, короля играет свита. Этого Рината позиционируют ба-альшим "исламоведом и политологом", в т.ч. и на этом сайте, где, кстати он числится одним из редакторов, понятно, не от хорошей жизни, налицо жестокий дефицит мусульманских публичных аналитиков, а тут "говорящая голова" с таким татарским именем! Можно на многое закрыть глаза, - и на суждения, свойственные скорее не мусульманину, а именно "исламоведу", отстраненному арбитру, наблюдающему свысока над схваткой, и не имеющим ни малейшей заинтересованности в её исходе, и на поразительно безапелляционное самомнение "абсолютного знатока ислама", знающего за всех мусульман, что им нужно, и что они должны, и апломб, граничащий с манией величия.

    Я понимаю эту острую нужду, но так вы и доверие подорвете к себе, и человека испортите окончательно.

  8. (28.09.2014 22:14) #
    -1

    Существующее социально-экономическое положение Турции, включая взаимоотношения гос-ва и религии, достигнуты благодаря реформам и модернизации, осуществленным Ататюрком. Как бы кто к этому не относился, но это исторический факт. Клерики же в силу закостенелости своего мышления постепенно в течение 7 веков свели на нет истинный дух религии - развитие, к бездушной букве догматических законов и буквализму. И тарикаты Оттоманской империи не были в этой явлении каким то исключением.

    • (28.09.2014 23:48) #
      -4

      согласен на все 100%.
      религии вообще утратили свою актуальность. они просто не нужны. мало того что они-тормоз на пути прогресса, так еще и из-за них немало войн случилось. и сейчас они происходят.

      • (28.09.2014 23:57) #
        2

        А это ты расскажи безбожной "мирной" и "дружелюбной", "человеколюбивой" американской сионо-верхушке, с подачи которых, только за последние 15 лет погибли миллионы человек- в большинстве своем- мусульман.

        • (29.09.2014 01:28) #
          1

          Ну здесь не только одни американцы "стараются". Россия в Чечне тоже например немало народа "умиротворила" в 2-х последних войнах.
          Ежегодно по миру также различные мусульманские группировки совершают десятки тысяч терактов в результате которых гибнет больше всего самих мусульман. Ежегодно подвергаются атаке сотни мечетей. И эти цифры неуклонно растут.

      • (29.09.2014 01:20) #
        0

        Религии здесь ни причем. Просто люди по своей природе со временем склонны все искажать и усложнять. Фарисейства, начетничества и буквализма не избежала ни одна религия. Но все имеющиеся общечеловеческие конституционные ценности несомненно почерпнуты из Божественных заповедей.
        А что касается войн, так за политизацию религий тоже надо благодарить клериков и политиков, эксплуатирующих Слово Божье в своих узкокорпоративных интересах. Религиозная передогматизация по большей части их рук дело.

        • (29.09.2014 01:48) #
          -1

          западная демократия-смесь греческого и римского права. в то время греки и римляне были язычниками.
          ислам и политика неотделимы. в западной европе этого до сих пор не поняли. у нас к счастью поняли и вовремя.

          • (29.09.2014 01:51) #
            1

            западная демократия не панацея и не идеал, любая идея имеет свои недостатки, просто на текущий момент времени, лучшего варианта социальных отношений человечество воплотить не смогло

          • (29.09.2014 01:56) #
            1

            Так ты ставишь язычество (многобожие) выше единобожия? У тебя есть логические аргументы в обоснование этого?

            • (29.09.2014 02:02) #
              -1

              Ну современное демократическое секулярное государство скорее всего просто внерелигиозно, а дает каждому права и свободы вне зависимости от тех же религиозных убеждений.

              • (29.09.2014 02:28) #
                1

                )))решил ответить вместо язычника?

                Секулярное государство вовсе не внерелигиозно. Оно исповедует культ силы "избранных". И оно не только "дает" права и свободы, но и отбирает (ограничивает) их, причём исходит при этом из своего произвольного понимания набора необходимых ограничений, "необходимых" для достижения "общественного блага". И это куда более опасная система управления, чем основанная на подчинении открытому, конечному, и неизменном во времени своду законов, принадлежащему Одному Источнику.

                • (29.09.2014 04:45) #
                  -3

                  Какие проблемы? Покажите хоть один действующий и действенный пример вашей правоты - идеальное государство, построенное по вашему Закону. Такое государство, что хотелось бы там жить, учиться и работать.
                  Тогда и поговорим. А у вас - только бла-бла-благочестие.

                  • (29.09.2014 05:46) #
                    1

                    Разруха не в клозетах, - разруха в головах© А разрухи, подобной вашей, языческой, нигде не сыскать! Но я рад, что ты хоть чему-то полезному научился у меня, старче, - узнаваемыми цитатками сыплешь, аж приятно! Но не спеши обвинять Аллаха в своих гастарбайтерах, людей не смеши! Вспомни, старче, как твоя хваленая рюськая империя запрещала инородцам учиться в школах и университетах, как грабила свои колонии, и как твои сородичи по вере атеисты экспортировали и насаждали свою дерьмовую идеологию отцам и делам твоих гастарбайтеров, - и все встанет на свои места. Так что, благодарит Аллаха, что дёшево отделался! Могло быть куда хуже...

                    • (29.09.2014 18:10) #
                      -1

                      Не помню, как запрещала. Помню, как обеспечивала позитивную дискриминацию в их пользу. Помню, как федеральный бюджет спонсировал тысячи кандидатов наук по их филологиям. Помню, как продавали они 6 млн. тонн хлопка, выдавая их за 8 млн. Помню скетчи: одын дын - одын кошмар (по цене). Это к вопросу кто кого грабил. Помню, как наживались они на монополии на фрукты и курорты, и как горевали они из-за того, что после разрушения Совдепа рухнула это монополия. Да что там, я сам понимаю, насколько в относительном вырадении упали цены на фрукты, и как им из-за этого стало трудно обеспечивать рождаемость как при Совдепе. Помню, как строили им по новейшим технологиям алюминиевый завод, ГЭС, авиазавод. Помню, как всем Совдепом восстанавливали им Ташкент. Помню, как их ханы и баи, ради хлопковых приписок уничтожали Арал (и не остановились после рюской окупации!). Помню, как планировался перевод сибирских рек к ним, и только молитвы РПЦ остановили заболачивание прибрежных земель сибирский рек. Помню, как обеспечивалась им высокая рождаемость к моменту распада СССР, в то время как русские уже вымирали.
                      Но главное не это. Ты что это, дорогой, право на месть сейчас признаёшь? Но какой же ты после этого интернационалист, типа наций не знаешь?

            • (29.09.2014 04:42) #
              -1

              Да нет, не он ставит. Ставят те миллионы беженцев из ваших стран, которые, имея все возможности для построения рая на земле - единственно верный Закон, благодатный климат, пасионарное и сверхблагочестивое население - почему-то, вместо строительства рая - прут и прут в эти нечестивые страны. Практика - вот критерий Истины. Вот тебе и вся логика.
              "Русские юноши соревнуются за право поступления в таджикские медицинские вузы".
              "Астрофизики Судана опровергли теорию Большого Взрыва".
              "Пристыженные своими единоверцами посетители русских проституток в дубайских борделях дали обет провести остаток жизни в постах и молитвах".
              Вот - логика, а всё остальное - бла-бла-бла.

              Ты, кстати, ещё в Турции не побывал, и не раскрыл туркам истинное лицо Ататюрка? Я бы помолился за тебя.

              • (29.09.2014 05:21) #
                2

                Загатка знаиш?

                Сэм атличаитса англичанен ат иврэа?
                Англичанен уходе нипращаяс, а иврэу пращаитса, но ниуходет! Смэшно да? Саусэм как ты да?

          • (29.09.2014 01:57) #
            2

            ну не знаю даже)) у древних греков даже боги прелюбодействовали и обманывали друг друга, а в древнем Риме вообще процветало рабовладельчество.

          • (29.09.2014 07:27) #
            2

            но порабощенско-завоевательная идея Рима и развалило его. Никогда не будет государство процветать пока один народ издевается над другим, когда права одних нарушаются другими, в свою очередь те, чьи права наршены начинают нарушать права нарушающих, превращая жизнь общества в замкнутый круг. Только там где слаженная работа общества в целом можно достичь успеха.

      • (16.10.2014 21:44) #
        0

        Да, да, Путин устраивая бойню в Донбасе, точно религиозными постулатами руководствовался!

  9. (28.09.2014 22:18) #
    0

    М-да. Если человек пренебрегает самым легким из указаний Всевышнего, то что он будет делать в делах, которые требуют упорства и терпения?

    • (28.09.2014 23:21) #
      0

      Ваалейкум ассалям, брат Халид! Ты, наверное, все о своём самом больном вопросе? Не изводи себя попусту, не собирай себе греха, и не оскорбляй мусульман необоснованными подозрениями, как сказано в суре Комнаты. Почему ты так уверен, что тот, кто пишет коммент, - обязательно увидел и прочитал твой коммент с приветствием? Ты должен сначала твёрдо доказать это, и даже в этом случае могут быть другие извиняющие обстоятельства! А ты вместо этого сразу переходишь к далеко идущим и, кроме того, оскорбительным выводам!
      Кроме того, есть ли доказательство из Корана и Сунны озвученной тобою логической связке? Если есть, - привели пожалуйста, чтобы все присутствующие увидели это явно, и могли запомнить.

      • (29.09.2014 01:00) #
        -1

        Ад, словоблудие - грех, не занимайся им. Муслим начинает свой разговор приветствием. Так узаконено. Если тебе что то в этом не нравится - вопрос не ко мне. Да, странное у тебя зрение - приветствие ты не видишь, а мнимые оскорбления всегда. Меняйся, брат.

        • (29.09.2014 01:25) #
          0

          Хал, где ты увидел словоблудие, тыкни пальцем! А прикрывать свои грехи и отсутствие далиля безосновательными обвинениями и нападками, - это и есть грех, да и словоблудие в чистейшей форме.

          Ещё раз: обвинения без доказательств, - это клевета, бухтан, а эта вещь, как говорил Пророк(САС), даже посерьезней, чем гыйба будет. Сделай тауба, брат!

          • (29.09.2014 10:01) #
            2

            АГЕ, ну это пунктик у Халида, на этот пунктик можно не обращать внимания. Обычно кто-нибудь из комментаторов отвечает ему, но на этот раз ему никто не отвечал, поэтому и ответного саляма не было. Вот ты ему ответил - обязательно дал ему ответный салям. Все логично. Давать салям мусульманину - сунна, но отвечать на салям - фард. Это мы знаем. Если бы мы стояли толпой где-то или сидели, и тут Халид нас поприветствовал бы, естественно, кто-нибудь из нас ответил бы. Но тут мы не находимся в одном месте, мы все в разных местах. Поэтому, на мой взгляд, ответный салям должны давать только те, кто отвечает Халиду или другому, кто дает салям.
            Позавчера в одноклассниках меня долго воспитывал один клиент, который требовал, чтобы я не писал в своих комментах "наш пророк (САВ)", а обязательно бы писал полностью, не допуская сокращений. Ссылался на мнения ученых.
            А еще у нас куда-то пропал еще клиент, который все время задавал вопрос - есть ли в какой-то мечети, где есть проблемы, туалет внутри здания или туалет расположен в отдельном здании. Все беды мусульман мечетей с внутренними туалетами он относил на расположение туалета.

  10. (28.09.2014 23:45) #
    3

    Аллах Всевышний приказал не делится на партии. Если каждый мусульманин будет считать себя просто мусульманином, а не "суфием-салафитом-вахабитом-хизбутом"- и т.д и т.п, то отпадут и большинство внутриисламских проблем. Не будет фраз и косых взглядов, брошенных в сторону другого мусульманина, типа: "А это тот суфий что ли..." или "Он же галимый ваха", не будет руководства со стороны иноверцев, с их "разделяй и властвуй" и т.д.

    • (29.09.2014 01:32) #
      0

      Это все иллюзии. Немусульмане лишь удачно используют уже ранее имевшееся многовековое деление в Умме. Мазхабный фанатизм и внутрирелигиозное противостояние имелись еще во времена т.н. пассионарности исламского мира.

  11. (29.09.2014 02:28) #
    3

    Позвольте не согласиться. Лично я не так часто, но все же бываю на мероприятиях мусульман. В них практически всегда хватает и тарикатистов, и салафитов, а иногда бывают и представители более мелких направлений. Только приветствуем друг друга и обращаемся одинаково. Молимся за одним имамом и никто ни к кому не проявляет презрения, хотя внутренне что-то и кипит в нем.
    В родовом селе на джума собираются более двух сотен из разных направлений. Так вот, ни во время джума, ни после, ни в обычной жизни за последние 7 лет ни одного конфликта, даже плохого слова от одного в адрес другого.
    Может это мало, но я думаю, что немало.
    И не думаю, что такие общества единичны.

  12. (29.09.2014 10:44) #
    2

    Халид уже который раз делает замечание о приветствии.
    Не знаю, есть ли по этому поводу советы и рекомендации признанных авторитетов. Поэтому попробую предположить следующее.
    Салам мы даём обычно при непосредственном общении. С него начинаем и им заканчиваем. Если следовать Халиду, то получается, что мы также должны и начинать, и заканчивать свои сообщения.
    Но ведь наше общение не является непосредственным. Оно ограничено прежде всего во времени. То есть, один посылает сообщение, а его читают через час, допустим. И читает не один человек.
    Общее правило, конечно, применимо, но всё-таки остаётся непонятным другое. Читающий, допустим, отвечая, даёт салам на приветствие, хотя по сути автор с ним уже попрощался.
    Поэтому мне кажется, что общее правило идеально применимо только при непосредственном общении, в т.ч. в ходе телефонного разговора, по скайпу или по иной личной почте. Также думаю, что в личных разовых сообщениях можно применить. Но если начато публичное общение, то ... короче, не знаю, сомневаюсь в обоснованности подобного. А Аллах знает лучше и да простит меня не знающего.

  13. (29.09.2014 16:32) #
    0

    Ассаламу Алейкум, дорогие братья и сестры!

    Если человек поприветствует людей, и они ответят на его салам, то у него будет достоинство перед ними, так как это он напомнил им об этом. Если же они не ответят ему, то ему ответят те, кто лучше и достойнее них!» ат-Табарани 10391, аль-Баззар 1999.

  14. (29.09.2014 19:54) #
    -1

    https://www.youtube.com/watch?v=n8Nk8hhi18U

    На этом видео мнение Гейдара Джемаля о муфтиях, где кратко говорится за "суфиев", "устазов" и т.д
    Очень интересное видео.

  15. (16.10.2014 21:55) #
    1

    Что бы "вернуть суфизм мусульманам" он сначала должен повернуться к людям человеческим лицом! Пока что с "суфизмом" у многих ассоциируется - невежество, тупость, слабоумие! Истоки всего этого в народе - который религиозно мало образован, но вместо того что бы набирать образование - они просто записываются в суфии, поклоняются своим шейхам, и все - дорога в рай открыта. Если что шейхи ответят, ну или в крайнем случае заступятся за них и они как нибудь проползут в рай! Вот ихняя идея фикс!

    • (20.10.2014 03:07) #
      0

      Много комментариев читаю. Понимаю, что многие не понимают суть суфизма. Самая большая противоположность к салафизму - это понимание Бога. Как мне известно, они считают, что Бог везде и мы в нем ( астахфирулла). Слова Аллах Велик они понимают по своему, то есть - настолько Велик, что только он и есть. Величие не знает границ. Я уверен, что эти азы не знают многие мюриды. Они понятия не имеют во что верят. Такая трактовка религии была перенята из других конфессий, в частности индуизма и буддизма. Если современное христианское учение основывается на учении Платона об эйдосах, то суфизм смешался с последними. Жаль, что суфисткие ученые не начинают с азов.