Длительное отмечание Нового года и Рождества, начавшееся с середины второй декады окончилось только 10 января. В эти две недели не выходили периодические издания, тайм-аут для отдыха взяли политики и аналитики, но не все и не везде. В последние прошедшего и первые дни Нового года были обсуждены ряд ключевых проблем, по которым были опубликованы ряд обзоров и интервью, произошел ряд событий. Постараемся обозначить наиболее важные из них.
Итоги переписи населения-2010
В Татарстане за новогодними делами почти не нашлось места для обсуждения итогов переписи 2010 г., опубликованных 15 декабря 2010г. По ней число татар почти не возросло в самой республике и уменьшилось на 240.000 по всей России (впервые за 300 лет ревизий и переписей)[1].
Этно-демограф, доктор исторических наук Дамир Исхаков указывает, что “По нашим данным, в крупных городах около одной трети населения в переписи не участвовало. Сведения о людях доставали из милицейских статистических данных…. Речь идет где-то о 4-х миллионах человек… Учитывая то, что в крупных городах татар проживает огромное количество, именно таким образом мы и потеряли большинство наших соотечественников”. Более адекватны выводы Нияза Биктимирова, автора монографии “Этнодемографическое развитие населения Республики Татарстан в ХХ веке”. Он указывает, что если в 1990 году доля детей, родившихся от родителей разных национальностей, в Татарстане составляла 20,7%, то в 2002 году этот показатель достиг 33,5%. В 2005 году доля татар, родившихся в смешанных семьях по РТ, составила 24%. Согласно экспертным оценкам к 2025 году этот показатель может дойти до 36%”[2].
Проблемой является и то, что если в 1990-х гг. дети от смешанных браков выбирали татарскую идентичность, то в 2000-х гг. (как и в 1970-1980-х гг.) они предпочитали русскую идентичность. Нияз Биктимиров указывает: «Есть и такие (татарки- прим. авт.), кто, выйдя замуж за русского, например, постепенно переходят в православие, объясняя это тем, что в церкви они чувствуют себя намного комфортнее, чем в мечети. Чего уж говорить о детях, которые растут в русскоязычной среде (город говорит по-русски, родители общаются по-русски и т.д.) и с малых лет усваивают преимущества всего русскоязычного?».[3]
Куда ж нам плыть?
Действительно, упор на деревенскую кадимистскую и советскую модель сельского райкома в Татарстане[4] не дал возможность восстановить городскую джадидскую модель. При этом ведется критика Мухлисы Буби – казыя (судьи) ЦДУМ в 1917-1936 гг., расстрелянной в 1937 г. Именно она вела наиболее эффективную работу с женщинами-мусульманками во всероссийском масштабе, особенно в 1920-е гг. Как мы указывали, нынешнее руководство ДУМ РТ весьма негативно характеризует ее и других джадидов. Наиболее показательным и последним по времени примером стала статья председателя Совета улемов Духовного управления мусульман Республики Татарстан Рустама Батрова «Театр Камала vs. Джадидизм». Рустам Батров утверждает: «И вердикт, которые вынесли ему авторы, справедлив и точен как никогда: именно джадидизм проторил в татарском обществе путь к повальному безбожию». При этом также «фактически авторы поставили знак равенства между джадидизмом и ваххабизмом. И хотя многих подобные параллели могут шокировать своей неожиданностью, по своей сути они также предельно верны»[5]. Действительно джадиды=ваххабиты=безбожники. Это несколько странное уравнение…
С вымиранием последних учеников джадидов все больше уходит в прошлое модель татарского городского развития. И здесь так называемая «шыгырданская» (т.е. сельская кадимистская) модель, все более получающая популярность в Татарстане будет только отталкивать городское татарское большинство от национально-религиозных традиций. Свою черную роль сыграло и неумение, а главное нежелание, создать привлекательную модель преподавания татарского языка, литературы, истории татар в преимущественно русскоязычной городской среде Татарстана…
Это сладкое слово «независимость»…
В последнее время руководство ДУМ РТ подчеркивает свою «независимость» от Совета муфтиев России. Это было указано среди важнейших итогов года, в таком ключевом издании, анализирующем религиозную проблематику, как «Независимая газета». Статья от 30 декабря 2011 г. так и называется: «Казань обрела независимость. Духовное управление мусульман Татарстана вышло из состава Совета муфтиев России».[6] Здесь указывается: «На прошедшем 13 апреля в Казани внеочередном съезде Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) возглавлявший начиная с 1998 года эту исламскую организацию муфтий Гусман Исхаков был отправлен в отставку. Новый муфтий Илдус Файзов объявил, что ДУМ РТ всегда было самостоятельным и никогда «ни в Совет муфтиев России (СМР), ни в Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России, ни в Российскую ассоциацию исламского согласия не входило».
Между тем ранее ДУМ РТ значилось как организация в составе СМР, а муфтий Татарстана был одним из сопредседателей этого объединения. Муфтий Файзов нашел этому оригинальное объяснение, сообщив, что Гусман Исхаков состоял в СМР персонально». Действительно, в условиях утратыпоследних атрибутов суверенитета Татарстану остается подчеркивать «независимость» только Духовного управления мусульман РТ.
Кому же нравится такая «независимость»? Связанная с нынешним председателем ДУМ РТ Ильдус-хазратом Файзовым еще со времен его руководства мечетью «Булгар» в Казани газета «Умма» приводит интервью с Романом Силантьевым. Она почтительно называется: «Беседа с российским религиоведом, социологом и историком религии, исследователем ислама, кандидатом исторических наук, доцентом Московского государственного лингвистического университета, исполнительным директором Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, членом Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Романом Анатольевичем Силантьевым». Г-н Силантьев прямо говорит: «Мне кажется, что статус Татарстана вырос после того, как он вышел из СМР. Учитывая значимость ДУМ РТ для российского ислама и количество общин, контролируемых этой организацией, она вполне имеет право самостоятельно выступать, в том числе и перед первыми лицами государства. Надо сказать, что РПЦ давно уже практикует идею приглашать на прием к патриарху отдельно духовенство Татарстана еще до официального разрыва ДУМ РТ с СМР»[7].
Действительно из СМР стоило выйти для того, чтобы попасть на прием к патриарху Кириллу. Без комментариев… Отметим, что на встрече с мусульманским духовенством президента Дмитрия Медведева 19 ноября 2011 года в Уфе никакого представителя ДУМ РТ мы не услышали…[8]
Впрочем, об уровне газеты «Умма»и лично Гузель Максютовой говорит шедевриальная фраза из беседы «с кандидатом социологических наук доцентом Казанского государственного технического университета Екатериной Ходжаевой»: «Среди группы практикующих мусульман 94% верят в Бога, а среди номинальных - 65%.»[9] Казанские блогеры просто взорвались после такого «проявления компетентности».
Радикалы везде?!
Роман Силантьев в Казани подчеркнуто вежлив к властям республики. В вышеуказанном интервью он заявляет: «практикуется создание в одном регионе сразу нескольких муфтиятов… В Татарстане местные власти будут резко против такого расклада. В некоторых случаях властям все равно, сколько у них муфтиятов, ведь религия отделена от государства. Но это попустительство, по сути, приводит к тому, что появляются организации, муфтияты, руководители которых придерживаются, например, ваххабистских взглядов. И потом власти удивляются — как так вышло. В Татарстане в этом смысле народ бдительный, поэтому всякие угрозы создания на базе закамских общин альтернативных муфтиятов, так только угрозами и останутся»[10].
Роль обличения мусульман и властей РТ принадлежит руководителю Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раису Сулейманову. 30 декабря 2011 г. он дал интервью сайту 116.ru под названием: «В Татарстане сейчас создается целый ваххабитский «холдинг». Он указывает, что «Современная мусульманская умма Татарстана представляет собой целый «винегрет»… совершенно разных, принесенных из-за рубежа религиозных течений… Салафизим и ваххабизм – это синонимы – принесены с территории Саудовской Аравии. Течение «Джамаат Таблиг»… Есть такое экстремистское течение как «Хизб-ут-Тахрир»… Есть у нас последователи течения «Братья-мусульмане» («Ихван аль-Муслимун»)»… Из всех названных течений самым мощным по степени влияния является ваххабизм»[11]. При этом, по Сулейманову: «За последние 20 лет ваххабизм пустил свои корни в Татарстане достаточно глубоко из-за попустительства властей». О не совсем адекватной политике властей РТ автор этих строк писал десятилетие назад[12], но выводы Сулейманова, фактически не оставляют камня на камне от всей системы власти в Татарстане: «Самое страшное, сейчас идут процессы, при которых ваххабизм находит поддержку на уровне государственных органов. Конкретные чиновники районного масштаба (главы районов, мэры городов и др.) начинают откровенно покровительствовать ваххабитам… взять имама главной казанской мечети «Кул Шариф» Рамиля Юнусова. Когда открывалась эта мечеть, то случился жуткий скандал, поскольку имам прочитал намаз по ваххабитским канонам. Сам Юнусов учился в Саудовской Аравии, будучи родом из Нижнекамска. И нынешний мэр Казани Ильсур Метшин, когда работал в Нижнекамске (сейчас глава города его родной брат Айдар Метшин), Юнусову покровительствовал»[13].
Сходная по сути статья появляется в казанской газете «Звезда Поволжья». Автор скрывающийся, под псевдонимом «Ислам Батый» в статье «Ваххабизм в Нижнекамске» пишет: «Если государственные органы в Татарстане на уровне муниципалитетов идут на поводу у салафитов, защищая их, оправдывая, притесняя при этом имамов-ханафитов, то весьма вероятно, что к казанской Универсиаде 2013 года, которую уже призвали бойкотировать зарубежные татарские национал-сепаратисты, мы получим такой клубок проблем, что будет опасность ее срыва со стороны фундаменталистов. Их позиции сильны в Закамье, но они спокойно обитают и в столице Татарстана, находя здесь высоких покровителей. Иногда неясно, что движет теми чиновниками, что присоединяются к ваххабитскому холдингу, представляющего собой союз религиозных радикалов, криминала и бизнес-сообщества. Это чисто меркантильные интересы личной финансовой наживы? Или же тут уже начинает играть идейные убеждения у чиновников, которые в своих мировоззренческих установках солидарны с салафитами? Как бы то ни было, но ситуация сегодня в Татарстане такова, что любые попытки со стороны отдельных представителей госструктур покровительствовать фундаменталистам обернутся в итоге приходов адептов нетрадиционных для России течений зарубежного ислама радикального толка в органы власти, чего, собственно говоря, они и добиваются»[14].
Утром 13 января, когда я пишу эти строки, по новостным каналам и в блогах в РТ обсуждается как основной сюжет: «В Казани убит особо опасный преступник». По версии пресс-службы МВД РТ и перепечатавшего ее официального агентства «Татар-информ» (12 Января 2012,20:38): «Сегодня в Казани был убит разыскиваемый за совершение особо тяжких преступлений Рустам Юсупов. По информации пресс-службы МВД по РТ, Юсупова обнаружили в одной из квартир на улице Химиков. Во время задержания преступник напал с ножом на сотрудника уголовного розыска УМВД России по г.Казани. Полицейский получил несколько ранений и был вынужден применить табельное оружие. Юсупов скончался на месте, сотрудник полиции доставлен в больницу».[15]Агентство ИА REGNUM сообщило: «в первой половине дня МВД по Татарстану просило оказать помощь в розыске особо опасных преступников - супругов Юсуповых. О характере совершенных ими преступлений не сообщалось, но по некоторым данным, их деятельность была связана с экстремистской организацией "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" ("Партия освобождения ислама")».[16]
Характерно, что на сайте вышеупомянутой газеты «Умма» было «Опубликовано rishat - 12 Январь, 2012 - 15:20»: «Полицейские ищут женщину и ее мужа, подозреваемых в причастности к экстремистским формированиям». В материале утверждается: «Супруги подозреваются в причастности к международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир», - рассказали Life News в правоохранительных органах Татарстана. - Причем есть версия, что 27-летняя Лениза Юсупова является террористкой-смертницей. Какие именно преступления совершили супруги-экстремисты, МВД Татарстана пока не раскрывает. Известно, что у пары есть несовершеннолетние дети - 5-летняя дочь Зайнаб и годовалый сын Юсуф»[17].
По данным регионального выпуска газеты «Комсомольская правда»: «11 января в 13 часов 20 минут в селе Мемдель Высокогорского района на улице Кирова после пожара при осмотре дома Юсупова А.А., 1948 года рождения, в комнате было обнаружено неустановленное устройство, состоявшее из пластиковой банки емкостью 0,9 литра с выведенными проводами. В 16 часов 20 минут при изъятии его… произошел взрыв. В результате сотрудник полиции с ранением был госпитализирован…У нас нет никаких данных о взрыве, - заявили в ФСБ и попросили уточнить информацию в МВД. Там тоже подробностей узнать не удалось. В министерстве лишь подтвердили, что «взрыв имел место». Напомним, ранее в СМИ появилась информация, что в Казани ищут супругов Юсуповых, состоящих в международной террористической организации "Хизб-ут Тахрир". По сообщению журналистов, 38-летний уроженец Узбекистана Рустам Юсупов и его 27-летняя жена Лениза Юсупова, жительница Нижнекамска, планировали теракт на территории республики. Однако в пресс-службе МВД Татарстана эту информацию в категоричной форме опровергли»[18].
Предварительные итоги
Сейчас сложно дать целостную оценку этому калейдоскопу событий. Несомненно одно: вольно или невольно (второе более вероятно) идет раскачивание ситуации вокруг Татарстана. Причем обвинения предъявляются уже представителям властных структур. Во имя общих интересов властям в Казани было бы лучше отказаться от атмосферы закрытости и обсудить сегодняшнюю ситуацию на уровне специалистов и общественности. Тем более, что во враждебных комментариях недостатка не имеется. Гражданам Татарстана есть, что сохранять, и попытки по расшатыванию межнационального и межрелигиозного мира в республике должны быть пресечены…
Айдар Хабутдинов, доктор исторических наук, профессор
[1] См. подробно: Хабутдинов А. Перепись 2010: лицо России нового тысячелетия // Медина аль-Ислам.- №124.- —31.12.2011. См. http://idmedina.ru/medina/?3919
[2]Пропало 240 тысяч татар. Куда? См. http://etatar.ru/top/41835.- 23.12.2011
[3] Пропало 240 тысяч татар. Куда? См. http://etatar.ru/top/41835.- 23.12.2011
[4] См. о преобладании районной номенклатуры в РТ особенно: Гузельбаева Г.Я. Формирование политической элиты в контексте трансформации социальной структуры современного российского общества: дис. . канд. социол. наук.—Казань, 2005; Фарукшин М.Х. Лицо и маска: (заметки о полит. лидерстве в Татарстане, 1989-2005 гг.).—Казань: [б. и.], 2005. Последний (весьма преувеличенно) указывает: «Специфическая деревенская культура привнесенная значительной частью правящей элиты во властеотношения, включает в себя традиционные нормы чинопочитания, внутреннего неприятия оппозиции и инакомыслия, благоволения выходцам из собственной среды, еще больше – землякам, подозрительности к «чужакам», особенно из городских и образованных слоев, представление о собственной непогрешимости, самолюбование и т.д.» (См. Фарукшин М. Политическая элита в Татарстане: вызовы времени и трудности адаптации// Полис. – 1994. – №6. – С. 70.
[5] http://islam-portal.ru/communication/blog/Batrov/138.php
[6] Казань обрела независимость. Духовное управление мусульман Татарстана вышло из состава Совета муфтиев России. Цит по: http://www.ng.ru/religion/2011-12-30/11_kazan.html
[7] См. Роман Силантьев: «Статус Татарстана вырос после того, как Ильдус Фаизов вышел из состава Совета муфтиев России». Беседовала Гузель Максютова. газета «Умма», № 21, 18 декабря 2011 года. Цит. по: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/12/180/
[8]См. Встреча с мусульманским духовенством. 19 ноября 2011 года. Уфа. http://news.kremlin.ru/news/13592
[9] Молодежный ислам. Беседа с кандидатом социологических наук доцентом Казанского государственного технического университета Екатериной Ходжаевой. См. Сайт ДУМ РТ. http://dumrt.ru/node/2224. 10 Января, 2012. 08:28.
[10] См. Роман Силантьев: «Статус Татарстана вырос после того, как Ильдус Фаизов вышел из состава Совета муфтиев России». Беседовала Гузель Максютова. газета «Умма», № 21, 18 декабря 2011 года. Цит. по: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/12/180/
[11] Раис Сулейманов. «В Татарстане сейчас создается целый ваххабитский «холдинг». Цит. по: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/12/207/
[12] См.: Хабутдинов А. Современный Татарстан: между национализмом и исламизмом // Конфликт – Диалог – Сотрудничество. – 2000. – Бюллетень N 2; Хабутдинов А. Ваххабизм в Татарстане: сегодняшняя ситуация в исторической ретроспективе // Вестник Евразии. – 2000. – N 2 (9).
[13] Раис Сулейманов. «В Татарстане сейчас создается целый ваххабитский «холдинг». Цит. по: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/12/207/
[14]Ислам Батый. Ваххабизм в Нижнекамске // газета «Звезда Поволжья». 12 Января, 2012 –Опубликовано: http://e-umma.ru/node/927
[15]См. сайт МВД РТ: Уничтожен особо опасный преступник. http://mvd.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/118427.htm См. сайт «Татар-информ»: «В Казани убит особо опасный преступник». См. http://www.tatar-inform.ru/news/2012/01/12/300273/
[16] В Казани уничтожен особо опасный преступник. http://www.regnum.ru/news/fd-volga/tatarstan/1487601.html#ixzz1jJit4c30
[17] Полицейские ищут женщину и ее мужа, подозреваемых в причастности к экстремистским формированиям. См. Опубликовано rishat - 12 Январь, 2012 - 15:20. http://e-umma.ru/node/928
[18] Максим МИЛОСЛАВСКИЙ, Елена ВАВИЛОВА. В Татарстане при разминировании взрывного устройства пострадал полицейский. В спецслужбах эту информацию не подтверждают.См: http://kazan.kp.ru/online/news/1058664/