Несколько дней Татарстана в январе 2012…

Длительное отмечание Нового года и Рождества, начавшееся с середины второй декады окончилось только 10 января. В эти две недели не выходили периодические издания, тайм-аут для отдыха взяли политики и аналитики, но не все и не везде. В последние прошедшего и первые дни Нового года были обсуждены ряд ключевых проблем, по которым были опубликованы ряд обзоров и интервью, произошел ряд событий. Постараемся обозначить наиболее важные из них.

Итоги переписи населения-2010

В Татарстане за новогодними делами почти не нашлось места для обсуждения итогов переписи 2010 г., опубликованных 15 декабря 2010г. По ней число татар почти не возросло в самой республике и уменьшилось на 240.000 по всей России (впервые за 300 лет ревизий и переписей)[1].

Этно-демограф, доктор исторических наук Дамир Исхаков указывает, что “По нашим данным, в крупных городах около одной трети населения в переписи не участвовало. Сведения о людях доставали из милицейских статистических данных…. Речь идет где-то о 4-х миллионах человек… Учитывая то, что в крупных городах татар проживает огромное количество, именно таким образом мы и потеряли большинство наших соотечественников”. Более адекватны выводы Нияза Биктимирова, автора монографии “Этнодемографическое развитие населения Республики Татарстан в ХХ веке”. Он указывает, что если в 1990 году доля детей, родившихся от родителей разных национальностей, в Татарстане составляла 20,7%, то в 2002 году этот показатель достиг 33,5%. В 2005 году доля татар, родившихся в смешанных семьях по РТ, составила 24%. Согласно экспертным оценкам к 2025 году этот показатель может дойти до 36%”[2].

Проблемой является и то, что если в 1990-х гг. дети от смешанных браков выбирали татарскую идентичность, то в 2000-х гг. (как и в 1970-1980-х гг.) они предпочитали русскую идентичность. Нияз Биктимиров указывает: «Есть и такие (татарки- прим. авт.), кто, выйдя замуж за русского, например, постепенно переходят в православие, объясняя это тем, что в церкви они чувствуют себя намного комфортнее, чем в мечети. Чего уж говорить о детях, которые растут в русскоязычной среде (город говорит по-русски, родители общаются по-русски и т.д.) и с малых лет усваивают преимущества всего русскоязычного?».[3]

Куда ж нам плыть?

Действительно, упор на деревенскую кадимистскую и советскую модель сельского райкома в Татарстане[4] не дал возможность восстановить городскую джадидскую модель. При этом ведется критика Мухлисы Буби – казыя (судьи) ЦДУМ в 1917-1936 гг., расстрелянной в 1937 г. Именно она вела наиболее эффективную работу с женщинами-мусульманками во всероссийском масштабе, особенно в 1920-е гг. Как мы указывали, нынешнее руководство ДУМ РТ весьма негативно характеризует ее и других джадидов. Наиболее показательным и последним по времени примером стала статья председателя Совета улемов Духовного управления мусульман Республики Татарстан Рустама Батрова «Театр Камала vs. Джадидизм». Рустам Батров утверждает: «И вердикт, которые вынесли ему авторы, справедлив и точен как никогда: именно джадидизм проторил в татарском обществе путь к повальному безбожию». При этом также «фактически авторы поставили знак равенства между джадидизмом и ваххабизмом. И хотя многих подобные параллели могут шокировать своей неожиданностью, по своей сути они также предельно верны»[5]. Действительно джадиды=ваххабиты=безбожники. Это несколько странное уравнение…

С вымиранием последних учеников джадидов все больше уходит в прошлое модель татарского городского развития. И здесь так называемая «шыгырданская» (т.е. сельская кадимистская) модель, все более получающая популярность в Татарстане будет только отталкивать городское татарское большинство от национально-религиозных традиций. Свою черную роль сыграло и неумение, а главное нежелание, создать привлекательную модель преподавания татарского языка, литературы, истории татар в преимущественно русскоязычной городской среде Татарстана…

Это сладкое слово «независимость»…


В последнее время руководство ДУМ РТ подчеркивает свою «независимость» от Совета муфтиев России. Это было указано среди важнейших итогов года, в таком ключевом издании, анализирующем религиозную проблематику, как «Независимая газета». Статья от 30 декабря 2011 г. так и называется: «Казань обрела независимость. Духовное управление мусульман Татарстана вышло из состава Совета муфтиев России».[6] Здесь указывается: «На прошедшем 13 апреля в Казани внеочередном съезде Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) возглавлявший начиная с 1998 года эту исламскую организацию муфтий Гусман Исхаков был отправлен в отставку. Новый муфтий Илдус Файзов объявил, что ДУМ РТ всегда было самостоятельным и никогда «ни в Совет муфтиев России (СМР), ни в Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) России, ни в Российскую ассоциацию исламского согласия не входило».

Между тем ранее ДУМ РТ значилось как организация в составе СМР, а муфтий Татарстана был одним из сопредседателей этого объединения. Муфтий Файзов нашел этому оригинальное объяснение, сообщив, что Гусман Исхаков состоял в СМР персонально». Действительно, в условиях утратыпоследних атрибутов суверенитета Татарстану остается подчеркивать «независимость» только Духовного управления мусульман РТ.

Кому же нравится такая «независимость»? Связанная с нынешним председателем ДУМ РТ Ильдус-хазратом Файзовым еще со времен его руководства мечетью «Булгар» в Казани газета «Умма» приводит интервью с Романом Силантьевым. Она почтительно называется: «Беседа с российским религиоведом, социологом и историком религии, исследователем ислама, кандидатом исторических наук, доцентом Московского государственного лингвистического университета, исполнительным директором Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, членом Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации Романом Анатольевичем Силантьевым». Г-н Силантьев прямо говорит: «Мне кажется, что статус Татарстана вырос после того, как он вышел из СМР. Учитывая значимость ДУМ РТ для российского ислама и количество общин, контролируемых этой организацией, она вполне имеет право самостоятельно выступать, в том числе и перед первыми лицами государства. Надо сказать, что РПЦ давно уже практикует идею приглашать на прием к патриарху отдельно духовенство Татарстана еще до официального разрыва ДУМ РТ с СМР»[7].

Действительно из СМР стоило выйти для того, чтобы попасть на прием к патриарху Кириллу. Без комментариев… Отметим, что на встрече с мусульманским духовенством президента Дмитрия Медведева 19 ноября 2011 года в Уфе никакого представителя ДУМ РТ мы не услышали…[8]

Впрочем, об уровне газеты «Умма»и лично Гузель Максютовой говорит шедевриальная фраза из беседы «с кандидатом социологических наук доцентом Казанского государственного технического университета Екатериной Ходжаевой»: «Среди группы практикующих мусульман 94% верят в Бога, а среди номинальных - 65%.»[9] Казанские блогеры просто взорвались после такого «проявления компетентности».

Радикалы везде?!

Роман Силантьев в Казани подчеркнуто вежлив к властям республики. В вышеуказанном интервью он заявляет: «практикуется создание в одном регионе сразу нескольких муфтиятов… В Татарстане местные власти будут резко против такого расклада. В некоторых случаях властям все равно, сколько у них муфтиятов, ведь религия отделена от государства. Но это попустительство, по сути, приводит к тому, что появляются организации, муфтияты, руководители которых придерживаются, например, ваххабистских взглядов. И потом власти удивляются — как так вышло. В Татарстане в этом смысле народ бдительный, поэтому всякие угрозы создания на базе закамских общин альтернативных муфтиятов, так только угрозами и останутся»[10].

Роль обличения мусульман и властей РТ принадлежит руководителю Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раису Сулейманову. 30 декабря 2011 г. он дал интервью сайту 116.ru под названием: «В Татарстане сейчас создается целый ваххабитский «холдинг». Он указывает, что «Современная мусульманская умма Татарстана представляет собой целый «винегрет»… совершенно разных, принесенных из-за рубежа религиозных течений… Салафизим и ваххабизм – это синонимы – принесены с территории Саудовской Аравии. Течение «Джамаат Таблиг»… Есть такое экстремистское течение как «Хизб-ут-Тахрир»… Есть у нас последователи течения «Братья-мусульмане» («Ихван аль-Муслимун»)»… Из всех названных течений самым мощным по степени влияния является ваххабизм»[11]. При этом, по Сулейманову: «За последние 20 лет ваххабизм пустил свои корни в Татарстане достаточно глубоко из-за попустительства властей». О не совсем адекватной политике властей РТ автор этих строк писал десятилетие назад[12], но выводы Сулейманова, фактически не оставляют камня на камне от всей системы власти в Татарстане: «Самое страшное, сейчас идут процессы, при которых ваххабизм находит поддержку на уровне государственных органов. Конкретные чиновники районного масштаба (главы районов, мэры городов и др.) начинают откровенно покровительствовать ваххабитам… взять имама главной казанской мечети «Кул Шариф» Рамиля Юнусова. Когда открывалась эта мечеть, то случился жуткий скандал, поскольку имам прочитал намаз по ваххабитским канонам. Сам Юнусов учился в Саудовской Аравии, будучи родом из Нижнекамска. И нынешний мэр Казани Ильсур Метшин, когда работал в Нижнекамске (сейчас глава города его родной брат Айдар Метшин), Юнусову покровительствовал»[13].

Сходная по сути статья появляется в казанской газете «Звезда Поволжья». Автор скрывающийся, под псевдонимом «Ислам Батый» в статье «Ваххабизм в Нижнекамске» пишет: «Если государственные органы в Татарстане на уровне муниципалитетов идут на поводу у салафитов, защищая их, оправдывая, притесняя при этом имамов-ханафитов, то весьма вероятно, что к казанской Универсиаде 2013 года, которую уже призвали бойкотировать зарубежные татарские национал-сепаратисты, мы получим такой клубок проблем, что будет опасность ее срыва со стороны фундаменталистов. Их позиции сильны в Закамье, но они спокойно обитают и в столице Татарстана, находя здесь высоких покровителей. Иногда неясно, что движет теми чиновниками, что присоединяются к ваххабитскому холдингу, представляющего собой союз религиозных радикалов, криминала и бизнес-сообщества. Это чисто меркантильные интересы личной финансовой наживы? Или же тут уже начинает играть идейные убеждения у чиновников, которые в своих мировоззренческих установках солидарны с салафитами? Как бы то ни было, но ситуация сегодня в Татарстане такова, что любые попытки со стороны отдельных представителей госструктур покровительствовать фундаменталистам обернутся в итоге приходов адептов нетрадиционных для России течений зарубежного ислама радикального толка в органы власти, чего, собственно говоря, они и добиваются»[14].

Утром 13 января, когда я пишу эти строки, по новостным каналам и в блогах в РТ обсуждается как основной сюжет: «В Казани убит особо опасный преступник». По версии пресс-службы МВД РТ и перепечатавшего ее официального агентства «Татар-информ» (12 Января 2012,20:38): «Сегодня в Казани был убит разыскиваемый за совершение особо тяжких преступлений Рустам Юсупов. По информации пресс-службы МВД по РТ, Юсупова обнаружили в одной из квартир на улице Химиков. Во время задержания преступник напал с ножом на сотрудника уголовного розыска УМВД России по г.Казани. Полицейский получил несколько ранений и был вынужден применить табельное оружие. Юсупов скончался на месте, сотрудник полиции доставлен в больницу».[15]Агентство ИА REGNUM сообщило: «в первой половине дня МВД по Татарстану просило оказать помощь в розыске особо опасных преступников - супругов Юсуповых. О характере совершенных ими преступлений не сообщалось, но по некоторым данным, их деятельность была связана с экстремистской организацией "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" ("Партия освобождения ислама")».[16]

Характерно, что на сайте вышеупомянутой газеты «Умма» было «Опубликовано rishat - 12 Январь, 2012 - 15:20»: «Полицейские ищут женщину и ее мужа, подозреваемых в причастности к экстремистским формированиям». В материале утверждается: «Супруги подозреваются в причастности к международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир», - рассказали Life News в правоохранительных органах Татарстана. - Причем есть версия, что 27-летняя Лениза Юсупова является террористкой-смертницей. Какие именно преступления совершили супруги-экстремисты, МВД Татарстана пока не раскрывает. Известно, что у пары есть несовершеннолетние дети - 5-летняя дочь Зайнаб и годовалый сын Юсуф»[17].

По данным регионального выпуска газеты «Комсомольская правда»: «11 января в 13 часов 20 минут в селе Мемдель Высокогорского района на улице Кирова после пожара при осмотре дома Юсупова А.А., 1948 года рождения, в комнате было обнаружено неустановленное устройство, состоявшее из пластиковой банки емкостью 0,9 литра с выведенными проводами. В 16 часов 20 минут при изъятии его… произошел взрыв. В результате сотрудник полиции с ранением был госпитализирован…У нас нет никаких данных о взрыве, - заявили в ФСБ и попросили уточнить информацию в МВД. Там тоже подробностей узнать не удалось. В министерстве лишь подтвердили, что «взрыв имел место». Напомним, ранее в СМИ появилась информация, что в Казани ищут супругов Юсуповых, состоящих в международной террористической организации "Хизб-ут Тахрир". По сообщению журналистов, 38-летний уроженец Узбекистана Рустам Юсупов и его 27-летняя жена Лениза Юсупова, жительница Нижнекамска, планировали теракт на территории республики. Однако в пресс-службе МВД Татарстана эту информацию в категоричной форме опровергли»[18].

Предварительные итоги

Сейчас сложно дать целостную оценку этому калейдоскопу событий. Несомненно одно: вольно или невольно (второе более вероятно) идет раскачивание ситуации вокруг Татарстана. Причем обвинения предъявляются уже представителям властных структур. Во имя общих интересов властям в Казани было бы лучше отказаться от атмосферы закрытости и обсудить сегодняшнюю ситуацию на уровне специалистов и общественности. Тем более, что во враждебных комментариях недостатка не имеется. Гражданам Татарстана есть, что сохранять, и попытки по расшатыванию межнационального и межрелигиозного мира в республике должны быть пресечены…

Айдар Хабутдинов, доктор исторических наук, профессор


[1] См. подробно: Хабутдинов А. Перепись 2010: лицо России нового тысячелетия // Медина аль-Ислам.- №124.- —31.12.2011. См. http://idmedina.ru/medina/?3919

[2]Пропало 240 тысяч татар. Куда? См. http://etatar.ru/top/41835.- 23.12.2011

[3] Пропало 240 тысяч татар. Куда? См. http://etatar.ru/top/41835.- 23.12.2011

[4] См. о преобладании районной номенклатуры в РТ особенно: Гузельбаева Г.Я. Формирование политической элиты в контексте трансформации социальной структуры современного российского общества: дис. . канд. социол. наук.—Казань, 2005; Фарукшин М.Х. Лицо и маска: (заметки о полит. лидерстве в Татарстане, 1989-2005 гг.).—Казань: [б. и.], 2005. Последний (весьма преувеличенно) указывает: «Специфическая деревенская культура привнесенная значительной частью правящей элиты во властеотношения, включает в себя традиционные нормы чинопочитания, внутреннего неприятия оппозиции и инакомыслия, благоволения выходцам из собственной среды, еще больше – землякам, подозрительности к «чужакам», особенно из городских и образованных слоев, представление о собственной непогрешимости, самолюбование и т.д.» (См. Фарукшин М. Политическая элита в Татарстане: вызовы времени и трудности адаптации// Полис. – 1994. – №6. – С. 70.

[5] http://islam-portal.ru/communication/blog/Batrov/138.php

[6] Казань обрела независимость. Духовное управление мусульман Татарстана вышло из состава Совета муфтиев России. Цит по: http://www.ng.ru/religion/2011-12-30/11_kazan.html

[7] См. Роман Силантьев: «Статус Татарстана вырос после того, как Ильдус Фаизов вышел из состава Совета муфтиев России». Беседовала Гузель Максютова. газета «Умма», № 21, 18 декабря 2011 года. Цит. по: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/12/180/

[8]См. Встреча с мусульманским духовенством. 19 ноября 2011 года. Уфа. http://news.kremlin.ru/news/13592

[9] Молодежный ислам. Беседа с кандидатом социологических наук доцентом Казанского государственного технического университета Екатериной Ходжаевой. См. Сайт ДУМ РТ. http://dumrt.ru/node/2224. 10 Января, 2012. 08:28.

[10] См. Роман Силантьев: «Статус Татарстана вырос после того, как Ильдус Фаизов вышел из состава Совета муфтиев России». Беседовала Гузель Максютова. газета «Умма», № 21, 18 декабря 2011 года. Цит. по: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/12/180/

[11] Раис Сулейманов. «В Татарстане сейчас создается целый ваххабитский «холдинг». Цит. по: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/12/207/

[12] См.: Хабутдинов А. Современный Татарстан: между национализмом и исламизмом // Конфликт – Диалог – Сотрудничество. – 2000. – Бюллетень N 2; Хабутдинов А. Ваххабизм в Татарстане: сегодняшняя ситуация в исторической ретроспективе // Вестник Евразии. – 2000. – N 2 (9).

[13] Раис Сулейманов. «В Татарстане сейчас создается целый ваххабитский «холдинг». Цит. по: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/12/207/

[14]Ислам Батый. Ваххабизм в Нижнекамске // газета «Звезда Поволжья». 12 Января, 2012 –Опубликовано: http://e-umma.ru/node/927

[15]См. сайт МВД РТ: Уничтожен особо опасный преступник. http://mvd.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/118427.htm См. сайт «Татар-информ»: «В Казани убит особо опасный преступник». См. http://www.tatar-inform.ru/news/2012/01/12/300273/

[16] В Казани уничтожен особо опасный преступник. http://www.regnum.ru/news/fd-volga/tatarstan/1487601.html#ixzz1jJit4c30

[17] Полицейские ищут женщину и ее мужа, подозреваемых в причастности к экстремистским формированиям. См. Опубликовано rishat - 12 Январь, 2012 - 15:20. http://e-umma.ru/node/928

[18] Максим МИЛОСЛАВСКИЙ, Елена ВАВИЛОВА. В Татарстане при разминировании взрывного устройства пострадал полицейский. В спецслужбах эту информацию не подтверждают.См: http://kazan.kp.ru/online/news/1058664/



113 комментариев


  1. (16.01.2012 19:05) #
    1

    Все верно.

  2. Гость
    (16.01.2012 19:16) #
    0

    По итогам переписи-это законономерный результат отхода татар от Ислама. По СМИ- Р.Сул.-это платный провокатор. Если бы среди татар были подлинные мусульмане, да и вообще мужчины,РС так разнузданно себя бы не вел. А поскольку ни тех, ни других среди татар нет, то и пусть их обс...т, стреляют, сажают

    • (17.01.2012 14:52) #
      0

      "Гость (17.01.2012 11:13)", а каковы они , по вашему представлению "подлинные мусульмане, да и вообще мужчины"? Все эти фигурки - Силантьев, Амелина, Раиска Соломонов - они лишь пешки в чьих-то цепких лапах, которыми очень умело пользуются, разыгрывая свои многоходовые и продуманные комбинации. И хозяева этих лап хотят смуты и крови в относительно спокойном Татарстане, разобщения среди мусульман России, разделения среди татарского народа. В том числе рассчитывая и на непродуманные действия "горячих парней". Главное сейчас для мусульман( в том числе и для татар, если они таковыми себя считают), возвращение к нравственности, воспитание своего подрастающего поколения в духе Ислама- богобоязненности и благонравия, призыв во всех слоях общества, взаимопомощь, стремление к знаниям как в религии, так и в науке. И не надо обращать внимание на всяких "мосек", которые "лают на слона", способствуя повышению самооценки тех самых "мосек"- ведь их цель как раз, чтоб все думали "знать, она сильна, коль лает на слона", но, главное, эти "моськи" хотят, чтоб их "лай" был услышан их "хозяевами", перед, которыми они отрабатывают свою "похлебку".

  3. (16.01.2012 19:27) #
    2

    "Есть и такие (татарки, татары- прим. авт.), кто, выйдя замуж, женившись на русской/чувашке, например, постепенно переходят в православие". Я бы сказала, что таких татар- огромное количество. С приходом т.н. перестройки Алексий второй благостно возведал: "Мы ожидаем второго крещения Руси". И только дурак-татарин во власти (бывшие комсорги, парторги) не захотел услышать этого. Для татарского народа советский период оказался периодом подготовки почвы для дальнейшей масштабной христианизации. Вы посмотрите только по фамилиям массово звучащим: Сергей Каюмов, Алексей Мусин, Михаил Шарафутдинов... Елена Мишарина, Юля Мартовалиева, Тимоти, Яна Батыршина Они разве хранители татарского народа и татарской культуры?

  4. Гость
    (16.01.2012 19:36) #
    1

    При регистрации мной был отправлен текст статьи "Скудоумие"
    по затронутой выше теме. Прошу "Ансар" опубликовать эту статью. Я несколько раз пытался сделать это в "Звезде Поволжья", но там ее не публикуют, хотя раньше все мои статьи печатались. Вообще ЗП в последнее время окончательно ссучилась.

    • (16.01.2012 19:53) #
      0

      Вы посмотрите, когда она была основана и кто стоял за финансированием газеты. Попытался было соскочить от своих хозяев Рашид Ахметов и тут же получил отравление. Это ему было предупреждение -не будешь слушаться нас - пойдешь к своим проотцам. Как говорил сам Ахметшин в одном из интервью 2010 года - "я уже находился в коме, и лишь своевременное подключение к моему состоянию многих из известных людей и мастерству врачей я сегодня жив".

  5. (16.01.2012 19:42) #
    0

    Газета Умма, которую курирует Венерулла Якупов, Раис Сулейманов/ Ислам Батый /, запись на сайте Умма днем 12.01.12 о поисках -это информационная подготовка общества к убийству Юсупова. Это устрашение России мусульманами. Что подпадает под определение - государственный терроризм. Терорр против Ислама и мусульман.

  6. (16.01.2012 19:46) #
    1

    Почему не показали одновременно реального "сотрудника полиции с ранением и госпитализацией". Кто он, этот сотрудник полиции, его реальные имя, фамилия? Почему не дали интервью с врачами больницы (с указанием больницы), куда этот т.н. сотрудник полиции был госпитализирован. Пусть бы дал этот врач (ф.и.о.) интервью о характере ранения, степени тяжести, показали самого, в конце концов, госпиталзированного сотрудника полиции. Почему обо всем этом нет никакой информации???

    • (17.01.2012 02:11) #
      2

      А не было раненого полицейского,если был бы, то про него не то что фото, видео репортаж бы запустили на всю Россию, как героя (войны против вахабитов).

  7. Гость
    (16.01.2012 21:21) #
    2

    Татары-вторая по численности в России нация, некогда имевшая свою государственность и чистую религию.Их "зело незаметно" физически и статистически уменьшают со времен покорения.
    Выявляйте национал-предателей, мунафиков-стукачей ,и это тоже будет зикр, ин шаа Аллах!

  8. (16.01.2012 21:23) #
    -2

    "Есть и такие (татарки, татары- прим. авт.), кто, выйдя замуж, женившись на русской/чувашке, например, постепенно переходят в православие". Лично мне такая категория людей безразлична у этих людей как таковой веры в бога нет, чувство благодарности богу тоже нет, менять свой образ жизни не хотят и думают,что если свечку по ставил то грехи и все проблемы уйдут. И в плане религиозных знаний невежественны.

  9. (16.01.2012 21:27) #
    3

    Лично я считаю, что одна из причин почему молодые татары не ходят в мечеть из-за того, что хутбы ведутся на татарском языке.

    • (16.01.2012 21:39) #
      2

      Так и есть они специально запрещают вести хутбу на русском языке, зная, что у молодежь не понимает по-татарски.

      • (17.01.2012 12:21) #
        1

        Простите, кто виноват что молодежь не знает своего языка? Пусть хотя бы в мечети поучатся, а то родителям некогда было научить их. А в принципе, кто на каком языке общается у того и менталитет вырабатывается чужой. Какой ты татарин если не умеешь разговаривать на родном языке.Перепись показала это.

    • (16.01.2012 23:17) #
      3

      Фарук,то ли Силантьев то ли Сулейманов договорились уже до того маразма, что дальше , как говорится, только тупик (думаю не без помощи и содействия бабайских Якуповых-Файзовых) : "Именно вахаббиты хотели бы, чтобы в мечетях Татарстана проповеди велись на русском языке".

  10. (16.01.2012 21:31) #
    2

    Тенденция сокращения татар и башкир будет продолжаться я думаю учитывая, что каждый шестой страдает алкоголизмом в Татарстане. http://www.youtube.com/watch?v=fKSOIAqFoBY&list=UU6pgw6ykvfW5dGqSC60hL1g&index=5&feature=plcp

  11. Гость
    (16.01.2012 23:06) #
    -7

    Фарук или как там тебя - Урюк. Мечети в Татарстане это тебе не церкви. Если хочешь услышать молитву на русском, иди в церковь. Пусть русские учат татарский. А незнающие татарский язык татары, это пожизненные инвалиды.

    • (16.01.2012 23:21) #
      1

      Ты и с татарским - инвалид на мозги, удостоверение еще не успел получить?

    • (16.01.2012 23:26) #
      1

      Твои слова говорят, что для тебя татарские традиции важнее ислама и бога. И ты не против, что люди живут в невежестве.

      • (16.01.2012 23:32) #
        0

        Считаю не просто нормальным, но даже обязательным явлением в России и в том числе в Татарстане должны быть мечети с красивым, грамотным русским языком проповедей.

        • (17.01.2012 12:28) #
          1

          Одно другому не мешает, а русский язык нужен в мечетях для тех мусульман, которые по своей национальной принадлежности не составляют большинство прихожан. Искренность проявляется только на родном языке. Подводить религиозную основу под язык тоже своего рода провокация.

    • (16.01.2012 23:28) #
      0

      Гость (16.01.2012 23:06) # Вот такие как ты любители татарская культуры лучше собрали деньги и организовали бесплатные уроки татарского при мечетях это бы сильно помогло возрождения татарского народа.

    • (17.01.2012 01:57) #
      -1

      Гость (16.01.2012 23:06)Мечети в Татарстане пустеют с помощью Фаизова,за газ,за воду,Электроэнергию отплатить денег нет.А ты где был когда русский язык у нас государственным стал???Сейчас больно нацистом стал?Где преподаватели татарского языка?которые могли бы показать красоту татарского литературного языка?Чем людей оскорблять лучше займись обучением и оплачивай достойных учителей возрождающих татарский язык. За 15 минут проповеди имам должен научить людей татарскому языку??? Ты сам инвалид, или упал откуда не помнишь? Тогда вспомни историю о татарах.

      • (17.01.2012 09:05) #
        1

        Некоторым, например, мне, "15 минут проповеди" на татарском языке помогает улучшать мои малые познания татарского... Но я и за то, чтобы часть проповеди была на русском (для русских, таджиков, узбеков, которых на проповеди иногда бывает даже больше чем татар...)

  12. Гость
    (16.01.2012 23:27) #
    -2

    ))))))))))))РАЗБОРКИ КИПЯТ !!!

    • (17.01.2012 02:01) #
      -2

      Гость (16.01.2012 23:27) кипит у тебя моча в мозгах.

  13. Гость
    (16.01.2012 23:58) #
    2

    к сожалению из-за ксенофобии и дискриминационой политики в переписи 2010 не указали национальность почти 6 млн.человек , в 2002 - только 1.5 млн.ч. А часть переписаных поволжских , угорских и славянских народов записывали рускими . Теперь хотят перепись сделать обязат-й . Давно пора .

    • (17.01.2012 09:19) #
      0

      с учетом того, как вообще проходила последняя перепись, ее результаты даже ориентировочно принимать в расчеты смысла нет.

      • (17.01.2012 12:33) #
        -1

        "Нечего на зеркало пенять коли рожа крива"- мы сами виноваты отсутствием национальной гордости, а теперь шумим из-за результатов переписи.

    • (17.01.2012 19:49) #
      0

      я думаю национальность не указали не 6 млн а 106,так как до них переписчики просто не дошли.последняя перепись фуфло и распил бабла чистейшей воды.я например тоже не участвовал,но даже если ко мне пришли бы я бы послал их по известному адресу.для узурпаторам из едросни должен быть объявлен общероссийский бойкот

  14. Гость
    (17.01.2012 11:07) #
    0

    Некая Халида пишет: "должны быть мечети с красивым, грамотным русским языком проповедей". Значит по твоему татарский язык страшнее русского? Да ты маржа просто.
    "татарин" в кавычках. А ты сколько дал садака в мечети? праульны, ни копейки. Сначала помоги, а потом уже рыпайся. Для тебя на этом сайте

  15. Гость
    (17.01.2012 11:09) #
    0

    "татарин". Для таких как тыочень умная статья на этом сайте - "Халявный Ислам" для "инвалидных мусульман" (26). Почитай и узнаеш себя. Кресттель блин русский.

  16. Гость
    (17.01.2012 11:13) #
    0

    Стройте мечети и говорите хоть на нанайском языке. Кто вам мешает? Не нравится татарская речь, езжайте в Россию. Татары и без вас обойдутся. Приходя в мечети построенные татарами (как и во всей России) и требовать говорить на языке церкви, это уже наглость и великодержавный шовинизм.
    Узбеки, казахи

  17. Гость
    (17.01.2012 11:16) #
    -1

    "татарин". Это утебя русский язык был государственным, а у меня он был ТАТАРским! Анладынмы, пелмень?

  18. Гость
    (17.01.2012 11:17) #
    2

    Гость, я с тобой не соглашусь. Я, например, мусульманин и, мало того, татарин и прекрасно владею как разговорным, так и литературным татарским языком. Но я тоже за то, чтобы в мечетях, наряду с татарским, хутбы велись и на русском. Ведь умма расширяется и в мечеть ходят не только татары.

  19. Гость
    (17.01.2012 11:19) #
    3

    Я не считаю, что мои национальные чувства будут оскорблены, если мои братья по вере будут слушать хутбу и понимать её так же хорошо, как и я. А если ты выступаешь против этого, значит ты просто эгоист и думаешь лишь о своем нафсе. В мечетях полно братьев, не понимающих по-татарски, что им делать???

    • (17.01.2012 16:44) #
      -2

      Только давать пояснения на русском. Изгнание родного языка из мечетей равносильно капитуляции перед церковью.

  20. Гость
    (17.01.2012 11:22) #
    2

    Әгәр дә син башка милләтләргә хөтбәне аңлар өчен бөтен шансларны өзәсең икән, син үзең шовинист булып чыгасың түгелме? Татар шовинисты... Исламда милләтләргә бүленү юк! Без бөтенебез дә бертигез - татармы, үзбәкме, әзербайҗанмы, кыргызмы... "Мин Татар!" дип борын күтәрүчеләргә исем китә...

  21. Гость
    (17.01.2012 11:25) #
    -1

    Так обзываемая"Халида" -любтельница и поклонница Гусмана Исхакова, бывшего муфтия Татарстана. ты подойди к имаму на улице Хади акташ в мечеть спроси: что он сказал по поводу убийства ментами сына Исхак хазрата. Гусман сказал: "Ты потеряешь сына". После убийства он сказал: получил то что хотел"

    • (17.01.2012 16:47) #
      0

      Хорошо ли ты знал Исхак-хазрата и его старшего сына? Наверное нельзя огульно обвинять муфтия.

  22. Гость
    (17.01.2012 11:25) #
    3

    "Анладынмы, пелмень?" - это способ разговора мусульманина? Зачем ты оскорбляешь человека? Он высказал свое мнение, изволь уважать его. Если ты националист, тебе не место на мусульманском сайте. Свою фитну можешь распространять в другом месте. но только не здесь.

  23. Гость
    (17.01.2012 11:28) #
    0

    Гость. Я за то, чтобы в мечети вели хутбы на татарском и переводили на другой язык. не за то, что некоторые татарин"+"халида" требуют хутбу только на русском. Хватит превращать мечетьв церковь. Это место н для языка оккупантов. Они приехали к нам в 1552 году без приглашения и пусть учат татарский.

    • (20.01.2012 00:12) #
      0

      Аноним, скрывающийся под ником гость. Я за то, чтобы были мечети как на татарском, так и на русском. Везде, как того пожелают мусульмане. Везде, как того захотят при строительстве мусульмане. Антиисламисты страшно боятся русских мечетей с проповедями с грамотным, красивым русским языком. Я за мечети, как очагов сохранения татарского языка, я за мечети с чеченским языком хутб, как очагов сохранения чеченского народа, я за мечети с ингушским языком хутб, как очагов сохранения ингушского народа. И опять повторю: я за мечети с русским языком хутб, как очагов единения в России большого пласта русского исламского народа.

  24. Гость
    (17.01.2012 11:31) #
    -1

    За 450 лет оккупации, можно было уже выучить не только татрский. но все языки коренных народов - марийский, чувашский, удмуртский, мордвинский. А тут еще наглые промосковские мунафики требуют убрать татарский из мечети. Стройте мечети, если вам татарские не нравится, Может вы нам еще потребуете не

  25. Гость
    (17.01.2012 11:38) #
    -1

    "пелмень" это исконно татарское блюдо - ПИЛМӘН. Если эта вкусная еда (узбеки скопировали и превратили в манты, даги в хинкалы)для тебя оскорбление, то это твои проблемы. Для меня это не явялется оскорблением. Яже его не назвал салом.

  26. Гость
    (17.01.2012 11:42) #
    0

    Мне нравится сайт http://www.muslim-info.com где нет русских шовинистов, а есть истинные мусульмане. Там половина модераторов русские мусульманки и никто не требует убрать татарский из мечет. Наооборот, сами учат татарский, живя в России. Пишите им, подтвердят. Они говорят "стыдно незнать татарский

  27. Гость
    (17.01.2012 11:42) #
    1

    "Аңладыңмы, пелмень" в твоём исполнении звучит как оскорбление. И Халида не говорила, что татарский нужно убрать из мечети, раскрой глаза и прочти внимательно, прежде чем наговаривать на человека. Как ты смеешь кого-то называть "мунафиком", если об этом знает лишь Аллах? Удивляюсь таким, как ты!

  28. Гость
    (17.01.2012 11:45) #
    1

    Национализм убивает Ислам в человеке, не может соседствовать в одном сердце любовь к Аллаху и национальный фанатизм. Если у меня есть брат-мусульманин и он русский, то буду бороться за его право понимать Ислам на своем языке. Точно так же буду бороться и за татарский язык. Они равны!

    • (27.01.2012 10:55) #
      0

      Ога, много вы знаете арабов-космополитов?

  29. Гость
    (17.01.2012 11:47) #
    2

    Для многих, кто выступает за татарский Ислам, татарский язык и культура важнее самого Ислама. Как будто Ислам - это татарский язык. Меня просто убивает смешивание этих понятий. Ислам это прежде всего Единобожие, а традиции, язык, культура - второстепенно. Будьте людьми и муслимами в первую очередь!

  30. Гость
    (17.01.2012 11:53) #
    -1

    Мунафиками я называю незнающих татарский язык псевдо"татар". Мунафик это не Исламское слово, а арабское в переводе "лицемер".
    Сезненчэ барса, тиздэн татарларны ботенлэй урыслаштырып бетерерсез. Ярый эле Фэизов килде

  31. (17.01.2012 12:25) #
    0

    Сначала у нашей молодежи отобрали татарский язык, теперь хотят отобрать и ислам.

  32. Гость
    (17.01.2012 12:28) #
    0

    Гость (17.01.2012 11:53) # Синен очен файз килде.Анын килуе белэн татар теле - театр теле бетмэс. Лэкин ислам диненэ ул бик тэ зарар китерде. А всякие попытки обидеть мусульман - братьев и сестер не достойно настоящего мусульманина. Я татарка-мусульманка и мне стыдно за моих единоверцев.

  33. Гость
    (17.01.2012 13:56) #
    3

    Гость (17.01.2012 11:53)
    Гость, ты "мунафиками" называешь татар, которые по каким-то причинам не знают татарский язык? Да ты просто больной на всю голову? Если его не научили татарскому или он жил в русском городе, то он - лицемер?

    • (17.01.2012 14:22) #
      1

      Это писал не мусульманин. Не надо реагировать на провокации врагов. Их здесь очень много.

  34. (17.01.2012 14:45) #
    0

    АстягфирулЛах! Прекращайте взаимные оскарбления братья мусульмане. Правильно вера-Ислам это первостепенно а язык и культура потом. В мечетях где основу состовляют татары( имамы и совет мутавалият и т.д.) проповедь ведется на татарском но вместе сэтим нужно переводить на русский, как это мы делаем в Сызрани: мин. 15 на татарском и мин 10 перевод на русский и ни каких проблем.

  35. Гость
    (17.01.2012 14:54) #
    0

    Уважаемый Линур абу Ибрагим, возможно,что Гость (17.01.2012 11:53) и не мой единоверец, но много других комментариев и если хотя бы один мусульманин удержится от злых слов в адрес оппонента, то Альхамдулиллях. Оскорбления и обидные слова для мусульманина не аргумент, в имане и дагвате наша сила.

  36. (17.01.2012 15:18) #
    0

    русскоязычный татарин, пусть он хоть ежегодно совершает хадж и безупречен в исполнении всех других фардов-все равно ущербен и для уммы бесперспективен вот по какой причине;у детей (или внуков, или правнуков)его уже не будет того имана, что был у отца, русский язык и основанная на нем русская культура и православие все равно перетянут их к себе. Только татарин с иманом крепче, чем у среднего араба, и с безупречным знанием родного языка, как в современной так и дореволюционной формах, способен в наше время противостоять поглощению русскогй культурой и право-славием. Татарская по рождению, но пренебрегающая родным мусульманским языком молодежь-это умственно недозрелые люди, такие ни татарской нации, ни умме не нужны, пусть они уходят в русскость и православие, в таком качестве, в качестве токсинов, призваных ускорить процесс загнивания русской нации, они нашей умме даже полезны. Что же касается призывов читаь в мечетях проповеди на русском языке, чтобы угодить русскоязычным соплякам, то считаю ненужным делать это по нескольким причинам; во-первых, абсолютно не знающих родной язык татар в Татарстане нет, молодежь родную речь в основном понимает, но из-за лени на нем не разговаривает, усвоить язык в совершенстве им мешает только та же лень, почему имамы должны идти на поводу у лодырей, во-вторых, есть несколько хадисов, прямо предписывающих мусульманам быть отличными от неверных, почему-то наша молодежь сводит это отличие только к отпущению безобразныз бород и ношению тюбетеек, между тем как отличие в языке, а значит и в культуре и духовном мире гораздо важнее, в-третьих, почему-то приезжающие в Турцию и арабские страны иностранцы, еще не знающие местных языков, по причине своего незнания не требуют там вести проповеди на знакомых им языках, почему же это делаться в Татарстане. Вообще, незнание родного языка, отдавание предпочтения христианскому русскому языку перед мусульманским татарским-это никак не вяжется с утверждением человеком, что он мусульманин, скорее всего он-мунафик, что он недоумок-это несогмненно. Да и вообще, мусульманин должен сремиться подниматься наверх, а не тащить к себе вниз вышестоящих, это же аксиома, неужели молодые татарские мусульмане даже такой простой вещи не понимают?

    • (17.01.2012 17:00) #
      1

      В целом согласен и ставлю плюс, но за речью надо следить. Некоторые выражения типа недоумок, сопляк не подходят как аргументы для серьезного разговора.

  37. Гость
    (17.01.2012 15:45) #
    1

    zayid (17.01.2012 15:18) # Вы заблуждаетесь! Татарский язык - мусульманский,а башкирский, а мордовский и т.д.? Или по-вашему татарин - 100% мусульманин, а любой иной ущербный? А то,что РФ - многонациональное государство? А то что гос.язык - русский? Шовинизм! Илгизар-хазрат сагдеев вы правы. Амин.

  38. (17.01.2012 16:22) #
    0

    Башкирский, так же как и материнский для него татарский-мусульманские, поскольку до половины их лексики имеет арабское или персидское происхождение, да и вообще, термин "мусульманский язык"-это давно принятая в научный оборот вещь, странно что Вы беретесь спорить, об этом не зная. Мордовский-нет, поскольку лексика его не испытала никакого влмяния исламской культуры.Что же касается обвинения кого-либо в шовинизме, то научитесь сперва правильно понимать значение и употреблять этот термин. По поводу %%-без комментариев, вопрос на уровне олигофрена в степени легкой дебильности, зачем умме такие адепты. Креститесь и идите освежать кровь русской нации.

  39. Гость
    (17.01.2012 16:48) #
    1

    Нет религиозных языков-есть только национальные языки.Ислам дан Аллахом для всех наций, и в этом его сила(в отличие от иудаизма-религии евреев, синтоизма-религии японцев)
    Кто твердит о приоритете татарского языка перед русским в хутбе в мечетях, тот глубоко ошибается.Русский понятен и татарам, и др

  40. (17.01.2012 16:57) #
    0

    Продолжаю, поскольку в Татарстане для такой темы СМИ места не дают. Культура, частью которой является язык, призвана подтягивать народ до своего уровня, формиро-вать вкусы и духовность своего народа, а не опускаться на уровень быдла. В этом плане татарская культура, на-чиная с Тукая, совершила стратегическую ошибку, идя на поводу у плебса, стремясь быть понятной последнему. Понятной она стала только 2-3 поколениям, дальше пошли потребители с еще более низкими духовными потребностя-ми и т.д. В результате мы имеем то, что на празднова-нии 125 летия Тукая читаются его стихи в основном на русском языке, поскольку татарский язык поэта совре-менные татары не понимает. Культура, пошедшая на пово-ду у малокультурного народа, непременно деградирует, это аксиома. Имамы должны учесть этот печальный опыт, чтобы его не повторить. Цель вагазов-возвышение паст-вы. Если следовать логике наших оппонентов и доводить истины Ислама понятным для паствы языком, то следует делать это не на литературном русском языке, а на сленге молодежи, с использованием всей ненормативной лексики, матерной брани. Представьте себе проповедь, где 99 славных имен Аллаха перемеживаются с матом, такого вагаза вы хотите?

    • (17.01.2012 18:48) #
      0

      Очень тонко и правильно подмечено.

  41. Гость
    (17.01.2012 17:09) #
    0

    Кстати,Г.Тукай учился у "малокультурного народа"...Продолжим о главном.
    В мечети собираются татары, чеченцы, узбеки, таджики, казахи, русские-какой язык понятен всем? РУССКИЙ!Итак, надо говорить на всеми понятном языке.МУМИНУ это понятно, иные будут "национально" умничать,астагфирулЛах!

  42. Гость
    (17.01.2012 17:17) #
    2

    Более 30 лет мой университетский товарищ-татарин спорит со мной о главенстве национального над исламским.Нам уже - за 60, а он до сих пор ни в мечеть не ходит, ни намаза не читает... "Любовь" к национальному, скорее, призван скрыть отсутствие веры в Аллаха.АстагфирулЛах!

  43. (17.01.2012 18:00) #
    -1

    Все узбеки, киргизы, казахи, азеры и пр. тюрки прекрасно понимают литературный татарский,нетюрки тоже в основном понимают благодаря общемусульманской лексике. Что же касается примата национального или исламского, то тут споров быть не может, исламское на первом, но с обязательным на втором национального. Ваш же 60-летний знакомый не ходит в мечеть по такдиру, у него судьба такая-умереть безбожником, национализм в этом не виноват. Вообще, иметь развитое национальное чувство не обязательно значит, что человек должен быть мусульманином. Но у такого шансов стать мусульманином больше, чем у интернационалиста.

  44. (17.01.2012 18:09) #
    2

    Zayid, брат, своей горячности нашел бы лучшее применение, чем из болота "тащить бегемота" - насаждать татарский язык как язык проповеди. В татарстане молодежь не понимает татарского, а ты хочешь нас не татар выучить его. Я - казах, но литературный татарский не понимаю, а местный мишарский скорее наполнен русизмами, чем арабизмами. За язык Аллах тебя не спросит, а за распространение ислама...

  45. Гость
    (17.01.2012 18:21) #
    2

    Брат Zayid! Прости за менторство, но я продолжу.Я-татарин, окончил татарскую школу, но, будучи в "диаспоре", многого не понимаю.А что могут понять наши братья-тюрки казахи, узбеки, башкиры? А братья чеченцы, дагестанцы, азербайджане?
    Нет, только русский язык всем понятен.Главное-мы-братья в вере!

  46. Гость
    (17.01.2012 18:24) #
    0

    Уважаемый zayid (17.01.2012 16:22)Интересно: "мусульманский язык"-это давно принятая в научный оборот вещь..." Ну да ладно. Но ставить диагноз олигофрения,кретинизм и отсылать мусульманина креститься - это сильно! Пусть Всевышний простит вам и это. Пусть Аллах даст вам мудрости. Амин.

  47. (17.01.2012 19:16) #
    0

    Что вы привязались к языку? Разве проблема в этом. Попав в другой стране или даже в Ялте на джума намаз (там имам турок) он ведет проповедь на турецком языке, но ни кто из местных, а народ там многонациональный, не возмущается, хотя ни слова ни по русски не по украински не произносится. Мусульмане выполняют свои обязанности.

  48. (17.01.2012 19:17) #
    0

    Тукай действительно учился у "малокультурного" народа- в этом Вы правы, однако забыв указать, у какого? Я же укажу- у русского, половину его творчества составляют вольные переводы с русского, да он и сам об этом неоднократно писал. Сама идея заигрывания с чернью Тукаем была взята от современных ему русских интеллигентов. В быту он тоже следовал примеру не оплевываемым им на каждом шагу мусульман, а русской интеллигенции-был горьким пьяницей, от чего и умер. Вся татарская светская интеллигенция пошла и идет в этом плане по стопам Тукая, вот они вкупе и привели татар к сегодняшнему состоянию. Теперь вернемся к русскоязычной татарской молодежи. Я признаю за ними право не знать родной язык, но пусть они при этом не навязывают свой ошибочный и предатель-ский выбор всем прихожанам мечетей. Пусть образуют свои русскоязычные махалля, строят себе сами мечети и диктуют правила там. На деле же все действующие мечети открываются и строятся благодаря стараниям татарских бабаев. Русскоязычные же приходят в готовые мечети и начинают третировать этих бабаев и требовать вагазов на русском. Это ли не свинство? Уважаемый брат-казах, все казахи литературный татарский отлично понимают, кроме тебя, значит ты не понимаешь и казахского, ведь это по-существу один язык, спроси у любого языковеда. Не знаешь родного языка, не желаешь на нашей земле знать нашего и даже имеешь наглость здесь нам что-то диктовать.Я удивлен, почему татары еще тебя здесь терпят? С этой минуты считай, что ты здесь persona non grata.

  49. (17.01.2012 19:28) #
    -2

    "Только русский язык нам понятен, главное-что мы братья по вере"-это пустые слова. "Ман ташаббаха бикавми, фахува минхум"-кто старается походить на неверных.рано или поздно будет им. Это хадис, Отдающий предпочтение немусульманскому перед мусульманским непременно будет в будущем кафиром-это аксиома. Русскоязычный брат, оглянись вокруг-все перечисленные тобой народы, хоть и разговаривают с тобой на русском, со своими соплеменниками говорят только на родных языках. Одни татары разговаривают между собой на языке своих врагов-завоевателей-оккупантов. Как ты себя можешь равнять с чеченцами, азерами, узбеками, ты же гораздо ниже их, ты опущенный, так как утратил свое естество, неужели ты этого не понимаешь. А если не понимаешь, значит ты есть недоумок, что же тут оскорбительного-это факт. Подумай над этим, а не трать время на споры с умственнополноценными татарами.

    • (17.01.2012 20:00) #
      2

      zayid , приведи суру из Священного Корана или хадис Пророка с.а.в. что татарский язык- это мусульманский, а русский -это христианский. И, по твоей логике, русский мусульманин, рожденный тоже этническими русскими мусульманами- это неполноценный мусульманин??? Да ,брат, занесло тебя, однако...

  50. Гость
    (17.01.2012 19:41) #
    0

    Халида (16.01.2012 19:46)писала:
    Почему не показали одновременно реального "сотрудника полиции с ранением и госпитализацией".

    Для того, чтобы ваххабиты его убили нужна такая информация, что ли?
    Выложи сама для начала здесь свое имя, фото и домашний адрес, а потом уж требуй от полицейского, бо

    • (20.01.2012 00:25) #
      -1

      Анонимов здесь развелось, как тараканов в грязной кухне.

    • (20.01.2012 01:37) #
      0

      Так ментов всегда убивали: достойными именами еще в советские времена называли улицы. А если не показали юсуповского полицая, значит утверждения "полицай получил многочисленные ранения ножом от рук Юсупова" туфта и словоблудство. Это как в Чечне. Летом похитили трех чеченских парней на глазах у большого количества свидетелей (в том числе на глазах стража), а на днях после т.н. спецоперации выложили на обозрение страшные тела этих похищенных ребят.

  51. (17.01.2012 20:12) #
    0

    Зайд туганым бик кызма сузлярендя куп акыллы фикерляр бар. лякин онытмык ислам динен кабул иткян урыслар да бик куп хазер. Татарстанда вагязляр татарча алып барылырга тиеш аммя башка жирляр бар. ботенесен бер тарак белян татарга ярамый, хяр урында узенен узенчялекляре бар. Албяття татарларнын Рясяй кулямендя Ислам диненя керткян олеше бик зур. Мин инде бер кат Азатлык радиосында "Русча вагяз тозсыз аш кебек" дигян фикеремне айткян идем. Без Сызранда вагязне башта татарча сонында кыскача русча анлатма-тяржимя кылабыз. Меня инде бу Татарстаннан хям дя башка тобяклярдяге татар авылларынан кала махаллялярдя татарча сонында русча анлатма=\ ин кулай ысул. хаталарым очен гафу итегез компютеремда татарча шрифт юк.

  52. Гость
    (17.01.2012 20:16) #
    0

    Ас-салам Алейкум брат zayid. Очень првильно и трезво рассуждаешь. Пусть Аллах тебя вознаградит и здоровьем и счастьем, так же твоих близких! Амин. А те которые незнают родного татарского языка, они пропавщие "татары". "русский" это язык - окукпантов. Татарам не нужен шайтанский язык Хайвана Грозног

    • (17.01.2012 20:59) #
      0

      Иван Грозный- сам наполовину татарин( по матери), и по имеющимся историческим данным владел очень даже ничего и татарским. Русский язык- язык на котором мы (дети СССР)получили самое мощное по мировым параметрам научное образование. Не надо все очернять. Надо реально смотреть на любые вещи и уметь определять в них как негатив, так и позитив.

    • (20.01.2012 00:29) #
      -1

      Уважаемая редакция, Ансар.ру. Прошу Вас за оскорбление меня (нас), как носителя русского языка, заблокировать доступ на сайт Ансар.ру анониму - Гость (17.01.2012 20:16) # (я не желаю ему присуждений статей 282).

  53. Гость
    (17.01.2012 20:18) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  54. Гость
    (17.01.2012 20:18) #
    0

    "Халида" это агент спецслужб.

    • (17.01.2012 20:40) #
      0

      "Гость (17.01.2012 20:18)",а кто вербовал ее , если это не государственная тайна...Если вы имеете доступ к секретному списку спецагентов, значит вы тоже... того... Ну а если серьезно-Халида Гумаровна Хамидуллина- это журналистка. Урожденная татарка, у которой как у всякого человека есть свои плюсы и минусы.

    • (20.01.2012 00:50) #
      0

      Я такой же агент, как ты космонавт (: Если без шутки... Я люблю и обожаю свой родной -богатый, сочный, прекрасный - язык. Но приезжая в Татарстан, вижу наскольки убоги наши даже молодые хазраты (которых я слушала) в своих проповедях. Хазраты к каждой пятничной проповеди, думаю и хотелось бы на это надеяться, должны готовиться как преподаватель к лекции и всегда думать: насколько будет совершенна моя проповедь, насколько общинники уйдут преображенными от моих проповедей, насколько обогатятся духом Ислама мои общинники? На кого я ориентируюсь в своей проповеди: на чайника или интеллектуального внимателя? Но и чайник и исламский интеллектуал должны уйти с одновременными чувствами довольствия. А не выслушивать тупую проповедь талдычущую об одном: в пост нельзя есть, пить, глотать, с женщинами спать... За все время единственный раз я услышала достойную проповедь от одного хазрата (в следующий раз он же проповедь глотал, жевал,бормотал и говорил незнамо что, на вопрос почему ответил "так я торопился, ведь старики могут испортить свой тахарат", значит получается он ориентировался на одних стариков?). Сменивший в мечети другой хазрат орет (он думает, что это проповедь) так, что в уши закладываю вату. Представьте :хазрат орет, а его ор усиливают динамики и микрофон. От его ора, переходящего в фальцет, мозги плавятся... Насчет финансирования. При каждом посещении мечети, в частности в Татарстане я выкладываю из своих, сколько могу.

  55. Гость
    (17.01.2012 20:21) #
    0

    Комментарий удален модератором.

    • (17.01.2012 20:47) #
      0

      Вы,"Гость (17.01.2012 20:21)" обладаете даром ясновидения? Не подобает мужчине пустопорожние разговоры вести.

  56. Гость
    (17.01.2012 20:23) #
    -1

    НЕТ - русификации татарских мечетей! Не знаешь татарского, учи. Кто тебе мешает?
    _______________
    Шейх Джаффар Пончаев

  57. (17.01.2012 20:26) #
    2

    Главное в этой жизни для человека- познание религии Аллаха. Священный Куръан ниспослан на арабском, и наилучший путь - это изучение религии Аллаха на арабском. Но, поскольку, многие мусульмане не знают арабского языка, приходиться познавать азы Ислама на том языке, который знаешь. В нашем случае это или родной язык( татарский, башкирский, казахский, чеченский и т.д.), или русский. В случае Татарстана наилучшим вариантом является вести проповеди часть времени на татарском( поскольку старшее поколение не очень хорошо знает русский язык), а часть на русском хотя бы для того, чтобы наши братья по вере тоже могли слушать проповедь и укреплять свой иман. Ведь в конце концов любой язык ( кроме арабского ) равнозначен в познании Ислама, и является всего лишь инструментом . Нельзя ложку делать главнее каши. Ложка без каши- вещь ненужная...

  58. (17.01.2012 20:44) #
    0

    Брат Динар!!! ДжазякаАллахумма хайран!!!! Добавит нечего....

  59. (17.01.2012 21:03) #
    1

    Динар, ты в очередной раз показываешь плохое знание ситуации в Татарстане, утверждая о наличии здесь слабо знающих русский язык престарелых татар. Все до единого татары знают русский язык, в этом плане мы все русскоязычны, И также все до единого татары знают родной язык, молодежь только не умеет и не хотит на нем говорить. Недопущения вагазов на русском в мечетях Татарстана я требую по той причине, что во-первых это традиционный для республики и для всех татарских мечетей России, в отличии от русского, язык, а традицинность в одном, как известно, влечет традиционность и в другом, в нашем случае только Ислам на татарском языке способе сплотить нас как исламскую нацию. Во-вторых, нельзя забывать и того, что целью России всегда было нас русифицировать и христианизи-ровать, в том числе и через русский язык Заблуждаются те, кто считает, что в отношении русскоязычных мусуль-ман русское государство этой цели не ставит. Ставит, просто из тактических соображений маскирует это. При наличии более или менее значительной доли русскоязыч-ных мусульман государство в любой момент может объявить их русскими по национальности и обязать перейти их в административном порядке в национальную религию русских, т.е. в православие, да в этом и не будет нужды, их дети сами будут перетянутя в православие через русский язык. Оставшимся в меньшинстве татароязычным мусульманам будет значительно труднее оставаться мусульманами, чем второй по численности нации России. В-третьих, только через татарский язык мы связаны с Турцией и тюркским мусульманским миром

    • (17.01.2012 22:25) #
      1

      А зачем требовать, кроме закабанной мечети, насколько я знаю, во всех мечетях при нынешнем муфтии проповеди ведут на татарском, игнорирую прихожан азиатов и кавказцев. Да и русских, и ребят-татар.

    • (17.01.2012 23:08) #
      0

      Брат Zayid, представь что ты - хозяин колодца в пустыне, и к тебе пришли путники, утомленные жаждой, и просят воды на русском языке, при этом ты знаешь русский язык. Ты отправишь их изучать татарский, не дав воды? Абсурд. Если учесть, что колодец- это наши мечети, вода в нем- религия Аллаха, а путники- это наши братья по вере, то получится еще больший абсурд.

  60. (17.01.2012 21:06) #
    -2

    русский язык такой возможности нам не дает, наоборот, русский язык будет тянуть его носителей в христианский мир. Ну и, наконец, должна же быть и национальная гордость-почему я должен слушать вагазы на языке врагов Ислама Ивана Грозного, Ленина, Путина, а не на языке своих дедов и прадедов

    • (17.01.2012 22:24) #
      1

      Не думаю, что среди наших прадедов все были кристально мусульманами. Русский язык - это и язык Пушкина(помнишь цикл его стихов "О Коране"), и Толстого, преданного анафеме за роман "Воскресенье" (перечитай на досуге), и его язык на котором я узнал об исламе и на котором я слушаю проповеди Бибарсова. А татарский язык и это язык хузина и пр. "горе-деятелей"-татар.

  61. (17.01.2012 21:50) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  62. Гость
    (17.01.2012 22:35) #
    1

    Смешение языков-явление объективное.Не факт, что через всего лишь 100 лет россияне не будут говорить на китайском...
    Аллах Всевышний вековечен, и Его религия,Ислам-единственная надежда на сохранение нами человеческого облика.

  63. Гость
    (17.01.2012 22:48) #
    0

    мир вам.А что нужно сделать сегодня, чтобы в РТ русские и татары стояли в одном ряду на молитве в местах поклонения(масжидах)?

    • (20.01.2012 00:54) #
      0

      Русскоязычным мусульманам требовать строительства мечети с проповедью только русском языке.

  64. Гость
    (17.01.2012 23:10) #
    0

    мир вам. из личного опыта, Куръан легче перевести на русский язык, чем на татарский, хотя в аттестате: русский яз.-3, родной яз.(тат)-4; плюс к этому два образования(1-ое ГПТУ, 2-ое СПТУ) :-) приплюсовал для тех, кому помой души некуда сливать :-)

  65. Гость
    (18.01.2012 00:10) #
    -1

    Комментарий удален модератором.

  66. Гость
    (18.01.2012 00:13) #
    -3

    "Ахмед". Напиши мне на qwqw@Mail.ru встретимся и я тебя научу уважать татар и татарский язык.

  67. (18.01.2012 01:12) #
    1

    Ошибка Недопустимый адрес Адрес qwqw@Mail.ru не существует или заблокирован. Письмо не было послано. Исправьте ошибку и отправьте письмо еще раз.

  68. (18.01.2012 02:55) #
    0

    ассаляму алейкум,братья и сестры! почему вы разводите тут эти бесполезные споры, сеющие только раздор в Умме? почему спорите по сути ни о чем, дружно обвиняя друг друга (единственное, что дружно делаете)? национализм - харам в Исламе. придите к компромиссу - почему бы в мечетях не говорить и по-русски (так хоть не будет дискриминации - ведь русский, согласитесь, понимают и узбеки, и таджики, и евреи, и другие этносы, проживающие на территории РТ. где в Исламе сказано, что он - религия исключительно татар?) и субханаЛлах, у мусульман сейчас куда страшнее проблемы - мы не живем по Корану, вследствие чего страдают они ВСЕ! задумайтесь же над этим - под знаменем Ислама объединились многочисленные народы, он - то, что связало всех в Исламском Государстве. почему же сегодня вы поддаетесь противникам Ислама (которые знают по опыту,что мусульман нельзя разобщить ничем, кроме национализма) и противоречите Сунне???объединяться надо!

  69. (18.01.2012 20:06) #
    0

    Утверждение, что в Исламе нет наций, применяется у нас неправильно. Такое утверждение верно в том случае, если кто-то пытается разделить и столкнуть между собой мусульманские этносы, в частности арабов с персами, узбеков с таджиками и т.д. ВУ этом случае национализь действительно неуместен и вреден. В нашем случае речь идет совсем о другом-как мусульманин должен относиться к неисламскому и даже враждебному Исламу этносу и к русскому языку. Здесь национализь не только допустим, но даже нужен, поскольку речь идет о противостоянии русификации и христианизации. Здесь татарский национализм, носящий оборонительный характер, допустим, поскольку направлен на защиту мусульманского (несмотря на то, что свыше 95% сегодняшних татар далеки от Ислама по своему невежеству) этноса. Татары, даже в своем теперешнем плачевном состоянии, имеют больше шансов вернуться в Ислам, чем в случае своего обрусения. Национализм татар в отношении русских имеет не только этнический, но и религиозный характер. Неуместный же в нашем случае интернационализм ведет к потенциальной христианизации целого многомиллионного народа. Неужели это непонятно? Если татары начинанют третировать приезжих узбеков, таджиков и прочих мусульман, в таком случае я первым выступлю против такого татарского нациолнализма, однако в жизни мы видим назойливые попытки ассимилировать татар с русским народом, вот чему противостоит татарский национализм.

    • (19.01.2012 04:06) #
      0

      враждебный этнос??? субханаЛлах, легче современному русскому человеку донести Ислам, чем до татарина, считающему себя "истинным мусульманином", привилегированным от рождения и что он "и так все это знает", называющему хиджаб "арабской традицией", а не "как наши бабушки носили". сеголня татарский национализм призывает НЕ К ИСЛАМУ, а к национальной идентичности татар, вы хоть понимаете о чем речь??? я знаю, о чем говорю. сегодня это сводится к предложению внести в меню в каждом общепите национальные блюда, которые так любят иностранцы под водку (!!!). по-вашему, проповеди в мечети достойны понимать только татары? вы возвели в сан врагов не кяфиров (которых много среди татар - борющихся с Исламом), а этнос (некоторые представители которого являются вашими БРАТЬЯМИ и СЕСТРАМИ)побойтесь Аллаха, астагфируЛлах!

      • (19.01.2012 04:15) #
        0

        и еще. нации в Исламе есть. национализма - нет! «О люди! Мы создали вас мужчиной и женщиной и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга. Ведь самый почетный из вас пред Аллахом — самый богобоязненный». (Комнаты, 13) «Поистине, Аллах удалил от вас племенной, национальный дух, свойственный джахилийи (невежеству) и свойственный ей же обычай кичиться своими предками, и теперь люди разделяются только на благочестивых мусульман или злосчастных грешников! Все люди — дети Адама, а Адам был создан из праха, поэтому нет у араба никакого преимущества перед неарабом, кроме как в благочестии». (ат-Тирмизи и другие мухаддисы).

        • (19.01.2012 08:24) #
          0

          An-Najm, саляму аляйкум, ахи. Верно глаголишь, но как и нацицонализма нет, так и на разделения на сотни-тысячи наций не должно быть. Национальности ещё можно подвести, но с большими поправками и погрешностями, в контексте народов, этносов и этнических систем. Само же понятия "нация" и иже суть, как зородившиеся в западно-европейской буржуазно-либеральной среде с претензией на политическую тенденциозность, зело чуждо Исламу с его идеей об Умме Исламийя и сущностному бессознательному Исламского мира. Которую (Умму Исламийя) как раз и можно сравнить с сверх-нацией. Только вот сравнивать по всеохватному счёту не к чему, у тех свой путь развития. У нас свой. В тему подойдёт сура аль-Кафирун. А нынче нации, что по сути есть воображаемые сообщества с верой в них, есть новая религия западного и секуляризованного человека. Астагфируллах.

          • (19.01.2012 22:50) #
            0

            уа алейкум ассалям,ахи. ты прав, просто слово национальность использовано мной не в западном, а советском значении, когда оно является синонимом понятия "народ". джазакаЛлаху хайран, брат!

        • (19.01.2012 08:27) #
          1

          Передается он со слов Убай ибн Ка’ба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы услышите, как кто-то гордится своим происхождением, как это было в джахилии, то скажите ему, чтобы схватил за член своего отца. И не говорите это в переносном смысле!»

  70. Гость
    (20.01.2012 08:02) #
    0

    Согласно полицейской статистики большая часть проституток в Челнах выходцы из сельской местности Татарстана. Значит это татарки владеющие татарским языком. Это что если я говорю по татарски я им уподобляюсь?

  71. (20.01.2012 16:03) #
    -3

    "Кичиться" и "гордиться"-разные понятия. Да, я горжусь своими предками,на протяжении уже1000лет исповедующими Ислам и донесшими его до наших дней, в т.ч. и до вас,национал-предатели, временно ставших мусульманами. А кем можете гордиться вы? Возможно, и у вас есть биологические предки-татарские мусульмане, но, поскольку и вас с ними нет языковой и этнической связи, в духовном плане вы друг другу чужие. Вы ивана-не помнящие родства, да и вообще вы-Иваны. Все увас ненастоящее: и мусульманство, и имена. В Исламе вы чужие, попутчики.

    • (20.01.2012 20:45) #
      0

      "национал-предатели", субханаЛлах)) я свободно излагаю свои мысли на татарском языке, но не горжусь этим. вам именно про гордость и привел хадис брат мурза, но неужели ваши глаза настолько ослеплены пеленой национализма? я люблю своих предков, но не за то, что Аллах предписал им родиться татарами, а за то, что они были мусульманами. среди татар полно немусульман, крещеных татар, атеистов, многобожников и идолопоклонников. все мы - выходцы одного народа. их прикажете тоже любить за ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК? схватите же за член своего отца.

    • (27.01.2012 11:13) #
      0

      Относительно происхожденеия: Пророк осудил Абуззара аль-Гиффари, назвавшего своего брата-мусульманина "сыном чернокожей женщины". "У сына белокожей нет никакого превосходства, кроме как в благочестии и добрых делах". (хадис от Аль-Бухари). Zayid, не повторяйте чужих ошибок.

  72. (25.01.2012 23:31) #
    0

    Чувашский язык является единственным живым представителем булгарской группы языков. Большинство мусульманских надгробий и надписей булгарского периода расшифровывается с помощью современного чувашского языка.