Этнические чистки мусульман рохинья начались еще в 70-х гг и затянулись на долгосрочную перспективу. Рохинья были одной из этнических групп, официально признанных парламентом и правительством после объявления независимости Бирмы.
Но закон 1982 г. о гражданстве, введенный в силу печально известным диктатором Не Винем, превратил рохинья в меньшинство без определенного места жительства и без гражданства. Это существенно ограничило права рохинья в плане брака, поездок, предпринимательской деятельности и т.д.
Получить свидетельство о браке – невыполнимая миссия для мусульман рохинья. Для этого нужно подать заявление в соответствующие органы, а рассмотрение этого заявление может занять пару лет и даже больше, в зависимости от того, насколько крупную взятку может дать брачующаяся пара чиновникам.
Чтобы вступить в законный брак, мусульманская пара должна подписать документ с обязательством не иметь более двух детей. Без взятки разрешение на брак получить невозможно. Более того, поскольку закон запрещает рохинья иметь больше двух детей, все последующие дети вынуждены жить безо всяких документов и оформления.
Еще одна головная боль для мусульман рохинья – передвижение по стране. Оно строго контролируется. Для переезда из одной деревни в другую необходимо разрешение со стороны местных властей, не говоря уже об огромном количестве времени и денег, которые приходится потратить на получение этой бумаги.
Еще хуже обстоят дела с поездками мусульман рохинья в столицу страны. Однако, разумеется, все значительно упрощается, если человек имеет возможность заплатить крупную взятку местным чиновникам.
Попасть в бывшую столицу Бирмы, Рангун, мусульманам рохинья практически невозможно, даже если у человека есть деньги на взятку правительственным чиновникам. Эти ограничения на передвижение по стране зачастую становятся причиной гибели мусульман, которые в случае тяжелой болезни оказываются не в состоянии добиться медицинской помощи.
Во многих деревнях и городах появляются блокпосты, на которых проверяют разрешения на передвижение между населенными пунктами. Если человек не сможет предоставить такое разрешение, его посадят в тюрьму. Тюремный срок для нарушителей правил передвижения по стране, опять же, зависит от величины взятки, которую они могут дать чиновникам.
В некоторых случаях власти Мьянмы разрешают поездки в соседнее государство Бангладеш на несколько дней. Но если путешественник вовремя не вернется, его просто-напросто не пустят обратно в страну. Многие мусульмане рохинья, уехавшие за границу на лечение, стали нелегальными иммигрантами в Бангладеш, поскольку не смогли вернуться домой в срок, и их никто не слушал – правительство только радо тому, что еще на одного рохинья в стране стало меньше.
Согласно официальным правилам, мусульманам рохинья запрещено поступать в медицинские и инженерные университеты, которые есть только в Рангуне и Мандалае.
Колледж имеется только в столице одного из штатов, Ситтве, и для поступления туда абитуриентам-рохинья приходится выбивать разрешение на передвижение в другой населенный пункт, а это разрешение через несколько недель истекает, и мусульманам приходится снова и снова добиваться получения этой бумаги.
Задержки в выдаче разрешений на передвижение по стране приводят к тому, что студенты рохинья вынуждены пропускать занятия и оказываются не допущенными к экзаменам. Некоторые студенты даже к наступлению экзаменационной сессии не успевают получить разрешение на въезд в город. Все эти ограничения привели к тому, что среди рохинья лишь считанные единицы доходят до окончания учебных заведений и получают дипломы.
Мусульманам рохинья с момента введения в силу закона о гражданстве запрещено работать высокопоставленными служащими в государственных учреждениях. Они не могут работать даже служащими низшего звена. Это касается и предпринимателей – бизнесмены рохинья вынуждены платить огромные деньги буддийским бизнесменам, чтобы получить право заниматься предпринимательской деятельностью. У бизнесменов регулярно вымогают деньги и даже сажают в тюрьму безо всякой причины.
Рохинья, работающие на Ближнем Востоке и в странах Юго-Восточной Азии, оставили в Бирме свои семьи, но теперь сами не могут вернуться на родину. Многие жалуются на то, что как только мусульманин рохинья уезжает из страны, его имя тут же вычеркивают из всех регистров и документов.
Мусульман рохинья широко привлекают к принудительному, рабскому труду. Их заставляют выполнять самую тяжелую работу на различных [строительных] проектах, а также в домовладениях чиновников.
На фоне волны кровопролития в населенном пункте Монгдо мусульман рохинья пригоняли в качестве рабской силы для восстановления разрушенных домов буддистов. Мужчин рохинья жестоко пытали за отказ исполнять приказы, некоторых арестовала полиция.
Народ рохинья постоянно живет в страхе. Во время всплеска напряженности в прошлом месяце мне довелось пообщаться со своими родственниками. Они достаточно скованно, с опаской говорили об убийствах и нападениях. Их имущество было разграблено, а дома – сожжены дотла. Им пришлось бежать из города, где проживали целые поколения их семейства на протяжении веков. Теперь они страдают от голода и недостатка медикаментов.
Что еще сильнее усугубляет ситуацию – буддийские монахи и Партия развития национальностей Ракхина не допускают в регион гуманитарную помощь от негосударственных организаций. Ограничение доступа международных СМИ, в свою очередь, препятствует появлению достоверной информации о творящемся там насилии.
Рохинья по сути живут в «открытой тюрьме», сломать которую можно только под давлением международного сообщества, ООН, АСЕАН и ЕС.
Перевела Зарина Саидова специально для Ансар.Ru