Прошло лишь 2 с небольшим месяца с момента избрания оппозиционного лидера Анг Сан Суу Куи в нижнюю палату парламента Мьянмы; Соединенные Штаты и ЕС намекнули на то, что некоторые из санкций, установленных в последние 20 лет за грубые нарушения прав человека (в т.ч. мусульман рохинья и христиан карен), могут быть сняты.
В прошлом году госсекретарь США Клинтон встретилась с руководством Мьянмы и оппозиционным лидеров Суу Куи. Вскоре после апрельских выборов Япония пообещала стране простить ее долги на сумму 3,7 млрд долларов и возобновить финансовую помощь на благо демократических и экономических реформ в Мьянме.
В свете таких позитивных для Мьянмы событий положение религиозных меньшинств выглядит особенно удручающим. – «Весь мир о нас забыл», - сказал мне правозащитник из народа рохинья. Мои товарищи из американской организации по помощи Бирме говорят, что в этом году местные военные учинили как минимум 750 нарушений прав человека по отношению к этнорелигиозным меньшинствам, а за решеткой продолжают оставаться сотни политзаключенных.
Будучи сторонним наблюдателем, живущим в комфорте на другой стороне планеты, я и думать не думал о том, что несчастные меньшинства Бирмы вновь станут жертвами вопиющей нетерпимости. Пока я пишу эту статью, в бирманском штате Рахин (Аракан) догорает населенный пункт Маунгдо.
Достоверные источники из числа местных рассказали мне, что 3 июня группировка из 100 буддийских экстремистов атаковала автобус, перевозивший 10 мусульман-таблиговцев, которые направлялись в Рангун со своего съезда. Их выволокли из автобуса посреди главной транспортной артерии, соединяющей центральную часть страны с Араканом, и подвергли линчеванию, а автобус сожгли.
Секретарь Национальной лиги демократии Таунгупе У Хин Хла по этому поводу заявил: «Я считаю, что подобный инцидент произошел из-за проблем с правопорядком, поскольку все это случилось посреди бела дня, в 4:30 по местному времени, и тут не просто один человек напал и убил на другого и убежал – напротив, я считаю, в этом виноваты власти и правоохранительные органы страны».
После произошедшего глава администрации района и начальник полиции встретились с местными мусульманскими лидерами и, вроде как, договорились о сотрудничестве и защите от агрессии. 8 июня во время пятничной молитвы мусульманские лидеры обнадежили единоверцев и сообщили им, что добились поддержки со стороны правительства.
Однако после коллективной молитвы, когда группа мусульман попыталась присоединиться к джаназа-намазу по 10 убитым мусульманам в другом исламском центре, силы безопасности остановили их и открыли огонь по толпе, в результате чего два человека погибли, а десятки получили ранения. Некоторые радикально настроенные буддисты под покровительством полиции швыряли в мусульман бутылки со спиртным.
Несмотря на то, что в Маунгдо ввели комендантский час, несколько мусульманских деревень к тому времени были уже разгромлены и разорены. Почти все магазины и предприятия мусульман подверглись атакам и были разграблены воинствующими жителями Рахина. В субботу военные вместе с буддийскими экстремистами провели рейд по Маунгдо и близлежащим городам, забрав с собой четверых мусульман-рохинья, и их местонахождение до сих пор неизвестно.
По свидетельствам очевидцев, в пятницу рахинцы собирали оружие и боеприпасы в главном буддийском храме Маунгдо, и с того дня буддийских монахов, провозгласивших «Войну против калас»(темнокожих, иностранцев, рохинья), повсюду сопровождали военные. Некоторые военные оделись в гражданское и стреляли по мусульманам рохинья, в результате чего погибло около сотни человек; несколько мечетей были подожжены.
Правда такова, что Бирма, несмотря на недавние признаки прогресса (явно косметические и поверхностные), все еще остается худшим на планете рассадником ненависти, расизма, ксенофобии и т.п. Для большинства жителей Мьянмы бирманец – по определению означает буддист; буддизм представляется им неотъемлемой частью собственной идентичности, а места другим религиям среди них нет.
Многолетнее военное правительство в Бирме было заменено гибридной формой полугражданских и полувоенных властей, однако жизнь этнических меньшинств, особенно небуддийских, не улучшилась ни на йоту. Они – легкие жертвы этнических чисток, к ним относятся так, как будто их не существует.
Существуют четкие доказательства того, что власти Аракана виновны в преступном сговоре с рахинскими лидерами, направленном на разжигание антимусульманских настроений среди буддийского населения.
Очевидцы и социальные сети передают, что во время нападения буддийских боевиков на мусульман-таблиговцев 3 июня армия и полицейские ничего не сделали, чтобы остановить расправу. Один из свидетелей рассказал: «Если бы армия и полиция контролировала эту банду, они бы смогли спасти жертв. Они хорошо знали ситуацию, но ничего не сделали для того, чтобы взять все под контроль и защитить жертв».
Недавние восстания в штате Рахин вновь напомнили об уязвимости положения рохинья в Бирме. Будучи лицами без гражданства, они считаются лишними и никому не нужными в Мьянме, но и в Бангладеш или Таиланде, куда они бегут от преследований, их никто не ждет. Это величайшая трагедия нашего времени. В море на них нападают крокодилы, на земле – тигры. Куда им податься? Они должны стать вымирающей общиной, как это произошло с другими народами в истории человечества? Или им предстоит скитаться на протяжении двух тысячелетий и страдать от преследований, унижения и геноцида?
Я со своей стороны подал петицию в Конгресс, чтобы депутаты пересмотрели одну из резолюций и ввели в действие акт о свободе и демократии в Бирме – это единственный инструмент, с помощью которого Соединенные Штаты способны оказать давление на правящий режим Мьянмы и призвать его к ответу за нарушения прав человека и зверства против населения.
Этого недостаточно, но все же лучше, чем просто сидеть и молча наблюдать за творящимся насилием!
Перевела с английского языка Зарина Саидова специально для Ансар.Ru