Кряшенские пазлы

Фрагмент 1. Кряшены, РПЦ и региональная власть

Серия заявлений, обращений и круглых столов, подхваченных федеральными СМИ о якобы творящемся в Татарстане геноциде малочисленного кряшенского народа, обратили внимание общественности на нерешенные проблемы этого молодого этноса. Разобраться в том, что же на самом деле происходит в республике и как это отражается на кряшанах, нелегко даже человеку, знающему реалии этого региона. Представленный ниже материал является первым пазлом полотна, которое по мере насыщения поможет неискушенному читателю увидеть полную картину происходящего.

Прежде чем начать излагать собственную точку зрения, хочу обратить внимание на то, что единственным близким другом президента Татарстана Рустама Минниханова, татарина-мусульманина по национальности, является кряшен Иван Егоров, генеральный директор ОАО «Холдинговая компания «Ак барс». Кстати, родовые корни обоих друзей из Мамадышского района Татарстана. А это, хочу обратить внимание, уникальная территория потому, что здесь проживает достаточно высокий процент кряшенского населения. Именно здесь как нигде в Татарстане концентрировано проявляется атмосфера татаро-кряшено-русских отношений. Кстати, главой Мамадышского муниципального района опять же является кряшен. И это никого не смущает, несмотря на то, что кряшены здесь даже при сравнительной многочисленности являются этническим меньшинством.

Однако недавний информационный выброс в федеральные СМИ создал образ кряшена-мученика, с которым якобы борются региональные татарские власти. Учитывая непропорционально высокое количество кряшен в политической и бизнес элитах республики, это мягко говоря, вызывает удивление. Однако все становится на свои места, когда начинаешь понимать, что вся эта шумиха поднята для того, что бы пустить людей по ложном следу и увести посторонние взоры от реального межнационального противостояния, существующего внутри Русской православной церкви МП.

Надо сказать, что вялотекущий, культурный конфликт между русскими и кряшенами был всегда. Проявлялся он как в быту, так и внутри религиозной общины. Причин здесь много. Одна из них - разное ощущение православной веры: если для русских она является мощным фактором духовного возрождения, то для кряшен она в первую очередь инструмент собственного этностроительства, замешанный на мощном национализме. Русские верующие люди, для которых православие - это в первую очередь связь с Богом, никогда не смирятся с таким потребительским мироощущением. Кроме того, всем очевидно, что действия кряшенских активистов, направленные на создание параллельных РПЦ религиозных структур, ведут к созданию самостоятельной Кряшенской христианской церкви. Может быть, они сами еще до конца это не осознают, но то, что вектор в этом направлении задан, сомнений не вызывает. А раз это так, то где-то впереди маячит явление авторитетной личности с мощным богословским багажом и сильным национальным самосознанием, эдакого кряшенского Мартина Лютера.

Уже сейчас кряшенские приходы – это некие протестантские общины внутри РПЦ. Они запросто объявляют некоторые приходы национальными и вытесняют из них церковно-славянский язык, заменяя его церковно-кряшенским. Останавливает кряшенизацию церквей только отсутствие должного количества священнослужителей, владеющих родным для них языком: на 192 кряшенских населенных пункта в Татарстане приходится всего 7 кряшенских священников. Над решением этой проблемы в настоящее время бьются активисты, благо в Казани есть собственная духовная семинария. С другой стороны, эти претензии кажутся надуманными, учитывая, что кряшены прекрасно владеют русским языком, а церковно-славянский является наднациональным, от которого до конца не отказались даже румыны. Не стоит забывать и то, что богослужения на кряшенском языке могут создать проблемы русским христианам, которые придя в православный храм, будут поставлены в неловкое положение. Все-таки РПЦ – это в первую очередь русская церковь, и православный – это значит русский. Именно поэтому проявление кряшенского национализма воспринимается православными народами как попытка расколоть внутрицерковное единство.

Наглядным примером русско-кряшенских отношений являются споры, связанные с организаций национального прихода в г. Елабуге. В начале перестройки здесь в одном из старинных храмов началось богослужение на церковно-славянском языке. Вскоре кряшены попросили для себя одну из заброшенных церквей, и местные власти готовы были поддержать эту инициативу, но против этого выступили русские священники. И действительно, на каком основании храм, построенный русскими купцами в XIX веке, должен менять национальную окраску? Строить же для них новое здание, в то время когда требуется реставрация еще двух старинных церквей, было бы не разумно. Тем не менее, в данном конкретном случае был найден компромисс и периодически в одном из храмов Елабуги проводятся богослужения на церковно-кряшенском языке.

Замалчивать эти противоречия, которые плохо сказывается на самочувствии целого народа, дальше уже нельзя. Однако РПЦ не торопится их признавать, уводя свою паству в неконструктивные дискуссии. А власти Татарстана, учитывая особый статус РПЦ в России, тактично продолжают политику невмешательства во внутреннюю жизнь православной общины республики. И их понять можно – это слишком деликатный вопрос. На этом фоне удивляет позиция высших иерархов РПЦ, критикующих региональные власти за игнорирование кряшенской проблематики, которая на самом деле сводится к межэтническим взаимоотношениям внутри христианской общины. А тем временем некоторые кряшенские активисты, которые ведут свою игру, нашли поддержку на федеральном уровне не только среди российских черносотенцев, но и среди иерархов РПЦ.

Не вызывает сомнений, что у кряшен как у народа, сформированного под воздействием православия существуют реальные проблемы в условиях светского государства. А их решение возможно только при определенных уступках, и в первую очередь со стороны РПЦ. Только готова ли она объединить все кряшенские приходы России в автономную структуру, которая позволила бы решить эти специфические противоречия? Речь, конечно же, идет не об Автономной ПЦ, как например Японская, и даже не о Самоуправляемой ПЦ, как Украинская, можно было бы обойтись Кряшенской епархией прямого подчинения. Тем более что это объединение внутри РПЦ фактически уже существует, но просто имеет негласный характер и неформальных лидеров, радеющих за развитие собственного народа.

Линур Мифтахов

Газета «Звезда Поволжья»

(Продолжение следует)



30 комментариев


  1. (16.01.2014 16:03) #
    -9

    РПЦ МП, может, и готова сделать что-то в этом духе (если кто из рядовых священников и против - то благословят переменить такое мнение ))). Епархия во главе с епископом - кряшеном - почему бы и нет? Это же по любому будет означать усиление позиций православия в Татарстане. Церковь же всячески привествует переводы Библии на языки народов Поволжья и т.п. Служение на чувашском происходит в некоторых храмах Чувашии, например. Проповеди читаются на нац. языках кое-где - кто против?
    Только вот противник номер 1 такого решения (кряшенская епархия, епископ с титулом, например, "Епископ Кряшенский и Чистопольский" - это уважаемое руководство Республики Татарстан. Не верится, что автор статьи этого не понимает.

    • (16.01.2014 16:25) #
      -9

      А насчет внутриправославных русско-кряшенских противоречий - это вообще мимо кассы. Если такие противоречия и есть, то православные русские и православные кряшены в Татарстане сплочены ввиду наличия у них общего оппонента - известно какого...

      • (16.01.2014 22:16) #
        7

        Неужто Матроса?

      • (17.01.2014 04:23) #
        8

        Давно пора кряшенам переходить обратно в Ислам, - ведь уже давно закончились времена, когда их заставили "отказаться" от Единого Бога под угрозой убийства или выселения.

        А тебя, Матрос, если поскрести, кого выскребешь?

        • (17.01.2014 13:52) #
          -3

          Ну, наверное, как Карамзин сказал...

          Кстати, в кряшенских общественных организациях распространено мнение, что кряшены – это отдельный народ, который лишь частично является потомком татар, крещеных в ХVI веке. Происхождение кряшен выводится рядом историков от тюркских племен, проживавших в Волго-Камском регионе и принявших православие не позднее XII века.

          • (18.01.2014 05:01) #
            2

            Эту мульку о кряшенах запустили совсем недавно, в 90-е, в попытке рефлексирующей кряшенской интеллигенции избавить себя от клейма позора, которое накладывает добровольное ношение ошейника после официальной отмены рабства.

            Это мнение абсолютно противоречит общепризнанным российской(!) наукой историческим фактам.

            Адекватный человек не стал бы упоминать о нем всерьез.

        • (17.01.2014 20:54) #
          3

          АГЕ. Если поскребсти Матроса, то из него выскребешь только селедку.

    • (16.01.2014 22:16) #
      2

      Вы для начала своими педофилами разберитесь, а потом уже на этих... продавщих свою Веру.

    • (16.01.2014 23:29) #
      3

      Руководству РТ, нет дела до того как будут называться епископы РПЦ. Просто всем русских христиан настораживает то, что кряшены уже сейчас ведут себя как сектанты, а если дать им автономию, то они вообще превратят церкви в фольклорные клубы с лубочным православием, окончательно дискредитировав христианство среди молодежи, которая уже и так наслышана про священников-монахов разгуливающих голыми в пьяном виде по деревням и сожительствующих с деревенскими шлюхами, и распродающими церковную утварь когда заканчиваются деньги на продолжение банкета. Это может быть еще лучшие представители, т.к. спят не с мужиками а с женщинами.

      • (17.01.2014 09:23) #
        -8

        "Руководству РТ, нет дела до того как будут называться епископы РПЦ" - ох, на территории Татарстана - очень даже есть.

        Да и вообще...:http://www.apn.ru/column/article30861.htm
        http://www.risitv.ru/?q=node/192

        А вместо давящих на психику слов о голых в пьяном виде, так уж и скажите: Я НЕ ЛЮБЛЮ КРЯШЕН.

        • (17.01.2014 10:11) #
          5

          Не надо приводить здесь статьи русских черносотенцев. У них одна цель расколоть наше единство. Добиться любой ценой что бы татар в республике было менее 50%. то что касается отношения к кряшенам. Я вообще не люблю никакие народы. Я люблю свою жену. то что касается людей, то уважаю многих кряшен, и их кряшенкое происхождение не мешает мне к ним с уважением относится. Кряшенские проблемы - это и мои проблемы, наше разделение - это общая наша трагедия. Я из Мамадышского района родом и мы кряшенами живем бок о бок очень долго. Я уважаю право кряшен на самоопределение, но когда некоторые шизики из числа кряшен начинают истерию, меня раздражает. И если говном окажется кряшен - я скажу что он говно. Это я и хочу донести до говна из числа кряшен которые начали вести себя как говно.

          • (17.01.2014 13:58) #
            -3

            Да полно, какие Салагаев и Щеглов черносотенцы. Или если хоть что о правах русских, христиан сказал, то сразу черносотенец?

            Шизики-не шизики... Кто говорит о поджогах кряшенских храмов - это шизики, по-вашему?

            • (17.01.2014 14:11) #
              1

              Из 7 подожженных церквей, т.н. кряшенскими является - 3. Только фашист может орать и плакать о своих 3 храмах не замечая чужого горя. Еще раз хочу подчеркнуть сожжено 7 православных церквей и не важно русские они, марийский или кряшенские, они в первую очередь церкви. А вот на счет того кто их поджег пока вопрос очень много и я бы не стал спешить с выводами.

              • (17.01.2014 14:31) #
                -5

                И русские и кряшены "орут" обо всех храмах, о самом феномене поджогов - это отчетливо видно по материалам СМИ.
                Кто поджег - ну, в Татарстане, к сожалению, найдутся люди, убеждения которых вполне допускают поджоги православных храмов, домов православных священников, убийства и теракты в отношении мусульманских деятелей.

  2. (17.01.2014 00:07) #
    7

    "Майор Петр Гаврилов, крещеный татарин, в 1956 году получил звание Героя Советского Союза за руководство героической обороной Брестской крепости. Памятник в Бресте Гаврилову есть, но в Казани нет. На 30-летие Победы, в 1975 году, не Центральном телевидении СССР диктор заявил: «Только русский человек мог командовать обороной Брестской крепости, пройти все круги ада и остаться верным военной присяге». На что Петр Гаврилов скромно заявил: «Я не русский, я татарин». После этого на ЦТ СССР его не допускали. Умер Петр Гаврилов в 1979 году..."
    "Он родился 30 июня 1900 года в деревне Альвердино, что на территории ныне Пестречинского района. Позже молодой парень уехал в Казань, где устроился рабочим на Алафузовскую фабрику. Наступившая революция круто поменяла его жизнь - Петр Гаврилов записался в мусульманский полк и с этого момента прочно связал себя с армией..." Из сайта:

    http://himekoscho.ucoz.ru/publ/6-1-0-37

    "...Значение Антонова понимал и оценивал и сам Сталин. Не зря он принимать парад Победы у Жукова предложил Антонову. Но Жуков был маршалом, а Антонов — генералом, и Антонов сказал вождю, что в данном случае нарушается субординация. Тогда Сталин сказал ему, что для этого он сделает его маршалом немедленно, но он должен записаться в документах не татарином, а русским. Антонов отказался от этого предложения и заметил вождю, что его грузинская национальность не помешала ему стать генералиссимусом. После этого Антонов попал в опалу, и его карьера пошла вниз..."
    "...Генерал армии А.И. Антонов(начальник Генерального Штаба СССР) по воле злого рока или по стечению обстоятельств не был удостоен ни звания Героя Советского Союза, ни звания Маршала, хотя был неоднократно достоин и того, и другого. Как могло получиться, что начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Советского Союза на заключительном этапе войны был обойден вниманием Сталина, который, как известно, ценил Антонова, остается только гадать". Из сайта:

    http://nagrada-info.narod.ru/antonov.html

    Старшее поколение крещенных татар всегда искренне ассоциировало себя как татар и всегда духовно тянулось к татарам, нежели к русским. Я привел примеры из жизни легендарных людей из крещенных татар. Сколько бы не старались современные крещенные татары отмежеваться от своих сородичей татар, поддавшись пропаганде, и приблизиться через православную веру к русским, для них все равно они останутся, в первую очередь, татарами-чужаками, как бы они себя не называли- "кряшены" или "крещенные татары", пока крещенные татары не назовут себя русскими. Тому пример- миллионы и миллионы "русских" татар- Тургеневых, Салтыковых, Тинчуриных, Юсуповых, Кутузовых, Булгаковых, Шакуровых и т.д. и т.д.

    • (17.01.2014 08:32) #
      7

      Верно, Динар, кряшенам есть две магистральные дороги - быть крещеными, но татарами, или стать русскими. Конечно, лучше всего, как это давно сделали многие кряшены - вернуться в религию ислам и не заморачиваться. Мои деды в 7 и 8 поколении были кряшенами. Но после революции 1905-1906 гг. кряшены на нашей территории, за исключением нескольких человек, вернулись в ислам. Сейчас в Мордовии и Пензенской области нет местных кряшен (те, кто не вернулся в ислам, стали русскими, мокшанами и эрзей - есть примеры реальных судеб), есть только приезжие кряшены из Татарстана, которые были направлены сюда в советское время по распределению.

    • (17.01.2014 14:13) #
      -5

      Если П.Гаврилов так сказал, то он молодец. Хотя логично было бы ему сказать "Я не русский, я кряшен".

      Но вообще-то я в сюжет с историей на ЦТ не верю.
      Это 1975 год (не, например, 1985, не 1995). Официальный диктор на ЦТ не мог в 1975 году сказать «Только РУССКИЙ человек...". Он мог сказать: "Только СОВЕТСКИЙ человек". Кто жил в СССР и знает тогдашние реалии, со мной ИМХО, согласится.
      Кроме того, в 1975 году на ЦТ не было никаких прямых эфиров. В случае чего фразу бы вырезали - и все. А программ и телеканалов на ТВ тогда было мало, в то время как героев войны, еще живых - гораздо больше чем сейчас. Большинство из них и однократно на ТВ не попадали.

      • (17.01.2014 16:11) #
        3

        Пока мусульмане были на джума-намазе, матрос успел насорить на палубе. "Каждой бочке - затычка" - лишь бы насорить...Надоел уже!

      • (17.01.2014 18:10) #
        3

        Матрос, представьте себе, что даже советы делали из татар русских, а не советских героев, тому пример- тот же Александр Матросов, имя которого стало нарицательным в СССР, на самом деле является татарским героем Шакирьяном Мухаметьяновым:

        http://www.youtube.com/watch?v=vOgJqeFRLig

        Тот же генерал Дмитрий Михайлович Карбышев, из крещенных татар, стойкость которого, в годы войны вдохновляло на подвиги многих, считался русским:

        http://www.tatveteran.ru/generaly/?id=12

        И прямые эфиры тоже были, Матрос, показ партийных съездов в прямом эфире тому пример.

        • (17.01.2014 18:41) #
          -5

          Ну а еще примеры прямых эфиров в СССР (на ЦТ!)? Партсъезды, где гарантированно ничего не может случиться, а генсек ачитывает по бумажке утвержденный политбюро доклад, да хоккейные матчи.
          Все, что хоть чуть-чуть имело идеологический характер шло в записи цензурировалось и т.п.

          • (17.01.2014 22:41) #
            4

            И на старуху бывает проруха, матрос. Людям свойственно ошибаться, даже из отдела цензуры ЦК КПСС.

      • (17.01.2014 18:18) #
        4

        Матрос, если Гаврилов считал себя татарином(не на пустом месте очевидно), с какого перепуга он должен был назвать себя "кряшеном"? По вашей логике,- чем дальше народ от своих корней, тем больше он знает о своей истории происхождения?

      • (17.01.2014 21:28) #
        3

        Ничего подобного, матросик, слово РУССКИЙ, хоть и резало слух, но время от времени звучало с экранов черно-белого советского ТВ. Конец советской "дружбы народов" наступил, когда в эфир (и в магазины грампластинок) пошли песни с воспеванием РУССКОГО поля, РУССКОЙ березы и т.д. Это было как раз в 1970-е годы.

    • (19.01.2014 14:42) #
      4

      Респект Динар! Нас пытаются измельчить, стереть в порошок, уничтожить давно и, к великому сожалению, не безуспешно с помощью тех же продажных татар- Таджутдинов, Сулеймановых и тд.

  3. (18.01.2014 23:44) #
    1

    Интересная публикация в познавательном плане, и комментарии тоже понравились. Появилось желание узнать больше об этом субэтносе.

    • (19.01.2014 08:46) #
      2

      Фидарис, это не субэтнос. Это этноконфессиональная группа в составе волжских татар. Если бы это был субэтнос (как, например, мишари или казанские татары), тогда он характеризовался бы не только общей религией, но и многими другими параметрами. Да, за несколько веков придерживания христианства эти крещеные татары несколько отдалились от окружающих татар. Понятно, почему. Среди кряшен есть и кряшены мишарского происхождения (таких мало, сейчас это только молькеевские кряшены, но они есть), и казанско-татарского происхождения (подавляющее большинство). Вообще сейчас кряшен разделяют на пять этнографических групп. У кряшен сохранились некоторые языческие моменты, которые еще не были изжиты у татар к моменту начала крещения в 16 веке. У некоторых групп татар-мусульман тоже до сих пор сохранились те или иные языческие обычаи, но это никак не выделяет их в особый субэтнос.

      • (19.01.2014 14:50) #
        0

        Кряшены "мишарского" происхождения давно стали русскими, это из них выросла т.н. русская нация

        • (19.01.2014 16:44) #
          0

          Ринат ХАФИЗ, вы неправы - кряшены "мишарского" происхождения давно вернулись в ислам, как мой прапрапрадед и его братья с семьями. В 1906 году целое село кряшенов - Татарский Шебдас ныне Рузаевского района Мордовии - вернулись в ислам. Да, есть и такие крещеные мишари, кто стал мордвой или русскими. Но говорить о кряшенах, как об особом народе или хотя бы субэтносе - просто смешно.

      • (19.01.2014 14:54) #
        0

        Спасибо за поправку.