К 450-летию Храма Василия Блаженного. Версия о татарском происхождении его архитектурного стиля

«Русское правительство отчетливо выразило идею подчинения татарского государства России, перенеся архитектуру главной мечети Казани в Москву, подобно тому, как оно практиковало перенесение в столицу из присоединенных уделов всех местных святынь и реликвий...», - писал историк Михаил Худяков.

Василия Блаженного храм (офиц. назв. – собор Покрова Богородицы, что на Рву). Построен при митрополите Макарии в память покорения Казани в 1555–62 гг. на Красной площади; в 1588 г. устроена церковь Василия Блаженного, по имени которой неофициально называется и весь собор (официальное название напоминает о празднике Покрова Богоматери, т.к. именно в этот день, отмечавшийся 1 октября 1552 г., были взорваны стены Казани). По стилю представляет совершенно уникальный по своей структуре, непривычный для русского зодчества оригинальный памятник архитектуры. Летописную запись о нем «поставлен был храм... многими переводами» И. Е. Забелин поясняет так: «Слово "перевод" в древнем художестве означало снимок, копию с какого-либо образца (оригинала)». Некоторые историки считают, что этот собор построен по образцу разрушенной при штурме Казани ее главной мечети. М. Худяков прямо называет его «венцом татарского влияния в русской архитектуре».

По мнению М. Худякова, храм Василия Блаженного больше всего напоминает разрушенную после взятия Казани мечеть Кул-Шерифа с ее 8 минаретами, предание о которых было записано Ш. Марджани. Из других аналогий между храмом Василия Блаженного и казанской архитектурой историк указывает на отсутствие главного фасада, характерное для татарского зодчества, восточный характер куполов храма, любовь к полихромии, цветовую символику шатров. Строителем храма являлся архитектор Посник Яковлев, которому было поручено сооружение каменной крепости в покоренной Казани и который мог на месте ознакомиться с памятниками казанской архитектуры. Однако «в дело сооружения храма, кроме зодчих, входил кто-то еще, и притом настолько, что руководящая идея принадлежала ему» (И. Грабарь).

М. Худяков приходит к выводу о наличии глубокого внутреннего смысла в факте постройки собора с характером мусульманского зодчества в память о завоевании Казанского ханства. «Русское правительство отчетливо выразило идею подчинения татарского государства России, перенеся архитектуру главной мечети Казани в Москву, подобно тому, как оно практиковало перенесение в столицу из присоединенных уделов всех местных святынь и реликвий... Правительство митрополита Макария создавало тем самым наглядную эмблему подчинения мусульманской страны христианской державе, как бы заставляло мусульманское искусство служить христианской религии, и тем осуществляло двойную, художественно-политическую идею слияния татарского Востока с Россией».

Известна следующая попытка расшифровать имя Василия Блаженного, достоверных известий о котором не существует: «блаженный» в данном случае значит «юродивый»; греческое «Василий» – прямой перевод с русского «царь». Юродивым царем и был Иван IV (который де-факто и сам признавал это – напр., в 1571 г., когда он явился перед послами крымского хана Девлет-Гирея в заплатанной рогоже и назвался «Ивашкой»), в честь которого неофициально был назван собор.

Следует заметить, что место, на котором был возведен собор Василия Блаженного, было выбрано явно не случайно: он находится прямо на пути, по которому в XIV–XV вв. представители ханов Золотой Орды проезжали из Замоскворечья (с Ордынской дороги через мост в районе Балчуга) в Ханский двор в Кремле через Фроловские (Спасские) ворота. Впоследствии, во второй пол. XV в., с этого же места ханские послы поворачивали в свое Татарское подворье в Китай-городе. Предположительно примерно в 200 м от будущего собора Василия Блаженного в первой пол. XVI в. располагался Казанский посольский двор.

Лит.: Грабарь И. Э. История русского искусства. Т. 3–5. – М., 1909–1916; Забелин И. Е. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. – М., 1900; Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центральные площади. – М., 1982; Худяков М. Г. Очерки по истории Казанского ханства. – М., 1991.



11 комментариев


  1. muslim
    (15.07.2011 17:14) #
    0

    Существует много легенд о Покровском соборе.Согласно одной из них, храм является неточной копией мечети Кул-Шарифа в Казани.Когда армия Ивана Грозного штурмовала город, царь был рассержен сопротивлением жителей, он велел снести красивую мечеть тут же после удачного штурма.Золоченые главы мечети, по преданию, на двенадцати подводах увезли в Москву.Собор Василия Блаженного, возведенный в честь покорения Казани, несет в себе зашифрованный образ разрушенной мечети.

  2. muslim
    (15.07.2011 17:19) #
    0

    Восемь глав московского храма повторяют восемь минаретов Кул-Шарифа,а девятый как символ победы господствует над ними.

    Историки не могут до конца отрицать эту легенду, ведь предположительно зодчий одновременно работал тогда и на Красной площади, и в Казани, где возводил новые стены Кремля.

    Надеемся,ин ша Аллах, когда нибудь,купола возвратятся туда откуда они были сняты и вывезенны.

  3. (16.07.2011 17:30) #
    -1

    Очередная легенда. Желание примазаться. У нас скоро Шекспир, Данте, Великая Китайская стена будут так или иначе иметь Исламский след.

  4. Siberian
    (16.07.2011 18:03) #
    1

    Уважаемый Тигран0123, насчет Данте Вы, как ни странно, не очень далеки от истины. Некото,рые авторы (европейские) отмечают, что на творчество последнего оказал влияние среди прочих и Ибн Рушд. Вы можете сказать, конечно, что Ибн Рушд был еврей, тем не менее он был продуктом исламской культуры.

  5. Siberian
    (16.07.2011 18:10) #
    0

    А что касается "очередной легенды" - так автор статьи и не утверждает об абсолютной истинности своих слов. В самом названии статьи указано, что это всего лишь версия.

  6. (16.07.2011 20:21) #
    -1

    Вот видите, я был прав. Даже про Данте есть заготовочки и гвоздики. А если и ещё помыслить, то обязательно можно для каждого деятеля культуры найти. Вот я про Толстого уже слышал. Всё зависит от наших желаний. Это совершенно ненаучно. Тем более, последствия могут. Вот тут же человек на "версию" клюнул и написал: "Надеемся,ин ша Аллах, когда нибудь,купола возвратятся туда откуда они были сняты и вывезенны." Это неправильно. Ислам этому не учит.

  7. Idris
    (16.07.2011 20:52) #
    0

    а что,если подтвердится, что эти купола сняты с Казанской Соборной Мечети, почему их не должны вернуть?

  8. Siberian
    (17.07.2011 09:18) #
    0

    Насчет возврата куполов - если комментатор имел ввиду добровольный возврат оных руководством РПЦ (в случае доказательства их "трофейности") - то в этом я ничего "неправильного" не вижу.

  9. Фархад
    (17.07.2011 11:45) #
    0

    Я слышал еще одну версию:купала храма сделали похожими на отрубленные головы казанских имамов,сопротивляющих ПЦ.По узорам их турбандов.

  10. Айрат
    (14.10.2011 22:29) #
    0

    Известно что при покорении Казанского ханства,Иван IV был ошеломлен красотой Кул-Шарифа,каждый купол указывает на соседнее Ханство, и приказал местным зодчим Построить в Москве точную копию, используя Ханское золото , 25 % от Ханской Казны,т.к.75 %Утоплено в Большом Кабане и до сих пор Покоиться Там.33 баржи были доставлены в Москву вместе с ХанБике с ее Сыном Утямыш-Гереем. Построена в Москве,в последствии зодчие были ослеплены,что бы не смогли повторить такую красоту

  11. Lacey
    (20.11.2011 08:47) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  12. qbmecbjerk
    (20.11.2011 21:07) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  13. beceflj
    (22.11.2011 13:20) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  14. xnaiwseb
    (22.11.2011 22:14) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  15. eawvjgzfqe
    (03.12.2011 17:29) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  16. (04.10.2012 12:37) #
    0

    я от Талгата Таджуддина слышал другую версию (на хутбе): то что этот храм является мечетью разобранной и привезенной из Казани. и наличие на ней 9, а не как у Христиан 8 куполов говорит что она является именно Казанской. А купола обозначали министерства: те что с шипами обозначали военные министерства а без шипов министерства по социальным вопросам.

  17. (22.12.2012 16:26) #
    -1

    Комментарий удален модератором.