Режим Мубарака рассматриваллся Штатами и Израилем как инструмент давления на палестинцев. В Египте широко распространено мнение о том, что режим Мубарака служил интересам Запада.
Помимо претензий к внутренней политике, протестующие египтяне также не согласны с внешней политикой бывшего президента Хосни Мубарака, в связи с чем и призывали его к отставке.
В то время как распространяются слухи о возможности предоставления Израилем убежища Мубараку, его близкого соратника Омара Сулеймана пренебрежительно называют американской марионеткой. Практика продажи природного газа Израилю по заниженным ценам широко обсуждается в среде протестующих.
Роль Мубарака в организации блокады Газы в союзе с Израилем привела к беспрецедентному снижению статуса Египта в ближневосточном регионе. Документы Палестинской администрации, недавно обнародованные аль-Джазирой, являются очередным доказательством роли, которую руководители Египта сыграли в достижении тупикового положения в переговорах между Израилем и Палестиной.
Двуличность египетских переговорщиков
Красной нитью через все обнародованные документы проходит описание роли в палестино-израильских переговорах Омара Сулеймана. Именно на этого человека могли рассчитывать Израиль и США в ходе переговоров с палестинцами для углубления раскола в палестинской среде, а также оказания давления на палестинских переговорщиков для лоббирования более выгодных для Израиля и США условий.
Через несколько месяцев после победы партии ХАМАС на выборах, лидеры палестинской администрации обратились за помощью к иностранным державам с целью недопустить усиления этой партии. На встрече между главой палестинской делегации Саибом Эрекатом и американским генералом Кейтом Дэйтоном последний заверил палестинскую сторону в намерении американской администрации усилить охрану Махмуда Аббаса с целью уберечь его от вомзожных нападений со стороны представителей ХАМАС. В качестве гарантии Дэйтон прибег к услугам Омара Сулеймана, который подтвердил, что Египет вместе с Иорданией готовы оказать необходимую поддержку Аббасу в безвозмездном порядке.
В начале 2007 года, когда осада Газы начала приводить к разрушительным последствиям для палестинцев, палестинские переговорщики начали выражать жалобы по поводу двуличности египетского руководства. Подразумевались публичные выступления в поддержку постивки товаров в Газу, которые на практике сопровождались дальнейшим усилением блокады. По словам палестинцев, это обычная практика со стороны египетского руководства.
В феврале 2008 года в ходе встречи Ахмеда Курея, высокопоставленного чиновника Палестинской администрации и Ципи Ливни, тогдашнего министра иностранных дел Израиля, Курей передал позицию Египта: «Президент Мубарак заявил, что граница (с Газой) будет закрыта египетской стороной и всякий, кто проникнет на египетскую территорию, будет считаться преступником»
Ситуация стала тупиковой через несколько месяцев после израильского нападения на Газу в декабре 2008 года, приведшего к гибели полутора тысяч палестинцев, в основном мирных граждан. После нарастания напряжения Эрекат жаловался своему израильскому коллеге, что Сулейман был вынужден отложить встречу на оккупированных территориях. Амос Гилад, директор израильской военной разведки высказал свое предположение относительно такого поведения: «Что касается Омара Сулеймана, возможно, перенос встречи был вызван опасением, что мы начнем атаку против палестинцев в период его пребывания на территории Газы. Это бы нанесло ущерб его репутации. В такой ситуации он бы выглядел коллаборационистом».
Инструмент давления на палестинцев
Имидж египетских руководителей, как пособников в нагнетании давления на Палестину становится очевидным из переговоров между американскими и палестинскими руководителями. В конце 2009 года посол Барака Обамы в ближневосточном регионе Джордж Митчел заявил Эрекату, что он имел разговор с Сулейманом и оба договорились о том, что Палестинская администрация может в одностороннем порядке объвить о проведении новых выборов без участия ХАМАС.
Далее, Митчел и Сулейман пришли к соглашению, что любые последующие договоренности будут направлены на искоренение присутствия ХАМАС на Западном Берегу и создание условий для Палестинской администрации для восстановления ее контроля над Газой. Эрекат заверил Митчела, что «Абу Мазен (Махмуд Аббас) примет любое предложение, сделанное египетской стороной».
Египетский «номер два»
Учитывая роль Сулеймана в продвижении интересов США и Израиля, не удивительно, что Мубарак выбрал его в качестве вице-президента 29 января 2011 года. Данный шаг был отвергнут протестующими, но стал знаком покорности египетской власти западным патронам. Согласно утечкам из израильских ведомств, Сулейман рассматривается Израилем как египетский «номер два». В то время как Мубарак готовил постепенную передачу власти своему сыну, у Израиля были свои планы в отношении будущего руководителя Египта.
Среди западных политиков Сулейман остается наиболее примлемым наследником Мубарака, способный продолжить курс внешней политики, заданный в эпоху Мубарака, а также решить внутренние проблемы Египта, озвученные протестующими. В отличие от Туниса, Египет имеет слишком большое значение для интересов США на Ближнем Востоке, чтобы предоставить решение судьбы этой страны ее народу.
Каким бы ни был исход нынешних событий в Египте, недавние откровения в палестинских газетах будут иметь существенное влияние на урегулирование палестинского вопроса. Эрекату вряд ли придется расчитывать на поддержку египетского режима, который он когда-то называл «наш союзник, наш хребет».
В своем первом интервью в качестве вице-президента Сулеймана осудил и назвал «неприемлемым иностранное вмешательство во внутренние дела Египта в период текущего кризиса». Зная, что Сулейман является представителем режима, выживавшего на протяжении нескольких десятилетий во многом благодаря иностранному вмешательству, египетский народ в полной мере оценит иронию этих слов.
Абдуллах Аль-Ариан,
доктор исторических наук Джорджтануского Университета