Дыхание нечужой весны

Россия теряет позиции на Ближнем Востоке, не используя огромный культурный и исторический потенциал сближения с арабским миром

Ближний Восток мир бурлит и клокочет. Арабская весна, начавшаяся с акции самосожжения тунисского подростка, стремительно переросла на наших глазах в череду бескровных и кровавых революций на всем Ближнем Востоке. Мы являемся непосредственными очевидцами того, как рушится один режим за другим, и как на политическую арену выходят новые политические силы. Имеют ли все эти процессы отношение к Северному Кавказу и России? И как мы можем использовать их ко взаимной выгоде?

Оправдавшийся прогноз

Когда некоторые проницательные эксперты предупреждали о том, что в новом веке именно арабам суждено стать основным движителем мировой истории, над ними просто смеялись. Ведь из всех крупных народов, сыгравших некогда ключевую роль в истории народов и континентов, именно арабы находились в самом униженном состоянии.

Тот факт, что у арабов 21 страна, 400 миллионов населения и величайшее в мире научное наследие, делало их современное унижение под пятой собственных диктаторов еще более страшным и горьким. А то, что в подобном униженном состоянии арабского мира были заинтересованы США и Израиль, лишь откладывало на жесточайшей арабской диктатуре циничный отсвет современного постиндустриального мира.

Поскольку контролировать такие огромные территории без прямой военной оккупации для мировой буржуазии стало возможным только в мире ядерного превосходства, финансового рабства и тотального информационного контроля.

Можно много говорить о том, каким глубоким падением для арабского мира обернулись их диктатуры. Можно затронуть более глубокие пласты арабской трагедии, связанной с незаживающей палестинской раной, можно отметить, что политика США на Ближнем Востоке, поддержка Израиля, война в Афганистане и Ираке привели к взрывному росту джихадистских настроений в арабском мире.

Но все-таки этом самый главный удар, постигший арабский мир заключается никак не в иракской и даже не в палестинской катастрофе, а в его полном поражении перед лицом современной цивилизации. Но землетрясение в арабском мире, которое прогнозировали некоторые эксперты, все-таки началось.

Силой, которой стоит за начавшимся политическим землетрясением в арабском мире оказывается возрождающаяся суннитская политическая община. Именно она начала теснить собственных доморощенных диктаторов, феминизированную арабскую прозападную элиту стран Залива, а также позиции западных держав в регионе.

Арабская весна, действительно, имеет четкий суннитский характер. Наблюдается попытка сформировать военно-политический блок Анкара-Каир-Эр-Рияд-Доха. Это новая перспективная сила в регионе. Противопоставлять себя ей и вообще арабским народам, суннитскому миру, поднявшимся во имя лучшей доли, абсолютно неправильно.

Кавказская Аравия

Справедливо предположить, что события в арабских странах повлияли не только на внешнеполитическое направление РФ, но так же оказали влияние и на активность определенных этнических групп внутри страны, в частности – разных народов Кавказа, исповедующих ислам.

То, что кавказские народы одними из первых в России почувствуют на себе дыхание арабской весны, предполагали как российские эксперты, так и иностранные. Тем более, что для кавказских народов, и в особенности, черкесов арабы – не просто братья по вере и бывшие союзники СССР. Для кавказцев арабы – давний исторический союзник и свидетель многих кавказских исторических катаклизмов.

Во-первых, арабы еще в 7 веке создали одно из самых мощных и одно из первых государств на территории, которая затем вошла в состав России. Арабская государственность на землях, сегодня входящих в состав России, была создана за несколько сотен лет до появления Киевской Руси.

Далее, арабы на протяжении столетий составляли этническое большинство в Дербенте и в плоскостных районах Южного Дагестана. Многие арабские семьи и проповедники расселялись по Кавказу. Многие кавказские правители – шамхалы, князья и ханы возводили свое происхождение к арабам.

Арабское влияние на формирование культуры многих кавказских народов было невероятным. Десятки поколений образованных кавказцев и кавказских ученых до присоединения Кавказа к России свободно владели арабским языком и приобщались через него к мировой цивилизации.

Про связь арабов с черкесами нужно говорить отдельно. Было в истории время, когда черкесы правили Египтом. После завершения затяжной и кровавой Кавказской войны арабские земли приняли мухаджиров из числа черкесов и иных кавказских народов, выселившихся с завоеванных царской Россией родных земель.

В общей сложности, из покоренных земель выселилось в арабские и османские земли по разным данным, от полутора до трех миллионов кавказских горцев — черкесов, абхазов, абазин, чеченцев, ингушей, аварцев, лезгин, даргинцев, кумыков, осетин, карачаевцев, балкарцев.

Для выживших кавказских мусульман арабские земли стали второй родиной. На сегодняшний момент черкесы, вайнахи и дагестанцы, являющиеся потомками мухаджиров, входят в военные, политические, бизнес и интеллектуальные элиты Сирии, Иордании, Турции и других стран региона.

В наши дни до 10 миллионов кавказских мусульман проживает за рубежом, в большей степени – в арабских странах. Таким образом, кавказские мусульмане стали одной из довольно многочисленных общин в арабском мире. Да и в России сегодня арабов больше, чем некоторых кавказских народов. И они также являются полноправным и коренным народом нашей страны.

Фактор взаимного усиления

Все эти исторические факты взаимного влияния кавказских народов и арабов лишь делают культуру каждого из нас глубже, богаче и красивее. Убеждены, что в условиях нарастающей политической, культурной и информационной конкуренции в мировом масштабе, российские кавказцы могли бы использовать этот мощный фактор доступа в огромный, полу-миллиардный арабский мир.

Тем более, что после череды революций, арабский мир, освобождающийся от диктаторских оков, обещает вновь выбиться на лидирующие позиции в этом мире во многих сферах. Поскольку арабский и мусульманский мир после этих революций уже никогда не останутся такими, как прежде.

А две страны, которые накрыло революционной волной – Египет и Сирия это ключевые государства арабского мира. Египет и Сирия во многом задают тон в идеологии, политике и культуре арабского и всего исламского мира.

Чем бы ни закончились революции в арабском мире, очевидно одно — арабы вернулись в мировую историю. Обвал арабских диктатур уже происходит, а выход на авансцену нового поколения арабской контр-элиты уже предрешен. И теперь, как и после европейской Реформации этот мир уже не будет таким, как прежде.

Очевидно, что в современном мире выигрывает тот, кто играет на опережение. Именно таким образом, американцы регулярно обставляют Россию на мировой арене. То же самое касается и представителей общественных организаций, интеллектуалов и бизнесменов.

Учитывая все изложенные позиции, убеждены, что желающим успеть за ходом мировой истории кавказцам и остальным россиянам, пришло время использовать свой потенциал в более глубоком развитии отношений с арабским миром …

Роль России

Но, что бы ни утверждали аналитики, очевидным остается одно – самое важное значение в развитии широкого сотрудничества наших народов с арабским миром, особенно в кавказском формате, играет политика России по отношению к этому ныне не очень спокойному региону.

Однако проблема состоит в том, что российская внешняя политика, особенно в исламском мире, в основном носит бюрократический характер. Мы работаем только с властью. Ни с контрэлитами, ни с арабским обществом у нашей страны практически никаких связей. Поэтому наша страна и поддерживает до конца даже обреченные режимы.

Поскольку они остаются (точнее мы сами их таковыми делаем) для России единственным входом для работы в регионе. И даже если ситуация меняется, вопреки нашей воле, Москва очень долго приспосабливается и все время сетует и ищет врагов, вместо того, чтобы реагировать.

Американский аналитик Халид Дабати отмечал, что народа региона не бунтовали будь у них «больше демократии». Она, демократия, конечно, не замена религии, которая до сих пор продолжает определять лицо региона. Но все же является одним из важнейших факторов развития современных наций.

В прошлом глава нескольких министерств, известный в Кувейте политик Джамаль Шихаб говорит, что его страна исходит из принципа, что необходимо столько демократии, сколько народ реально требует, не больше и не меньше. Политические реформы должны соответствовать уровню развития политической культуры.

Тревожит и то, что мы начинаем говорить с обновляющимся арабским миром на разных языках. Перестаем совсем слышать и понимать друг друга, смотрим на происходящее в мире по-разному. Сегодня России требуется срочно найти входы в новую арабскую элиту, возможности работать в новой ситуации, созданной Арабской весной.

Не получается действовать по старым еще советским каналам, не выходит пока с новым суннитским блоком, следует привлекать старых проверенных друзей. Есть, конечно, проблема недостаточной активности самих арабов на российском направлении.

В отличие от иранцев, которые активно и креативно работают в России в самых разных кабинетах – от Церкви до федеральных и региональных чиновников, спецслужб и экспертов, арабы ничем таким похвастаться пока не могут.

Но Россия нужна арабскому миру. Не только старые, но и новые элиты очень хорошо понимают, что только Москва может быть реальным противовесом для США. Важность этого фактора сегодня только возрастает. Никто в арабских, суннитских столицах не собирается быть западной марионеткой – глупцов и самоубийц там нет.

Арабы готовы инвестировать огромные средства в нашу экономику. Им крайне необходимо диверсифицировать свои вложения, чтобы не быть на крючке у Запада, чтобы однажды по каким-то надуманным причинам все их счета не оказались арестованными и замороженными американцами.

В конце концов, Россия никогда в своей истории не воевала ни с одной арабской страной. Мы не вбомбливали Ирак в каменный век, всегда так или иначе поддерживали палестинцев. Вообще, очень много сделали хорошего в арабских странах в XX в. У нас есть еще шанс стать привилегированным партнером нового арабского мира.



комментариев