Цветы «жасминовых» революций обращены к востоку

Поучительный геополитический провал потерпел Запад ровно сто лет назад. Тогда европейское общественное мнение возлагало надежды на Русскую революцию, призванную покончить с авторитарной «варварской» монархией и привести к власти либеральную элиту. Однако широко разрекламированная элита оказалась всего лишь тонкой культурной плёнкой на поверхности чуждого Западу, бурлящего моря. В результате демократизации русского общества на смену династии Романовых (весьма лояльной европейским державам) пришёл самый радикальный в мировой истории антизападный режим, до основания потрясший всю атлантическую цивилизацию. Очень похожие процессы назревают сегодня на Ближнем Востоке.

На сегодня в оценках «Арабской весны» преобладают две версии: демократическая и конспирологическая. «Демократическая» версия транслируется почти всеми западными и некоторыми российскими СМИ. Она проста, незамысловата и легко ложится на душу либеральному интеллигенту. В самом деле, как могут современные люди, пользующиеся мобильной связью, десятками каналов телевидения и интернетом (а следовательно, хорошо знакомые с плодами современной европейской демократии) терпеть авторитарное правление доморощенных султанчиков и фараончиков? Конечно, они вышли на улицы и заявили о своих гражданских правах.

Конспирологическая версия популярна в российской общественности и среди западных диссидентов (таких, как знаменитый блогер Аллен Жюль). В ее рамках все жасминовые и финиковые революции тоже объясняются довольно просто. Зловредные западные спецслужбы и НКО раскачали молодёжь через «твиттеры» и «фейсбук», вывели толпу на улицу и теперь руками ничего не подозревающих, а порой банально подкупленных демонстрантов убирают неугодные режимы.

Обе версии содержат прямо противоположные этические оценки происходящего. В одном случае это — открытое восстание «сил добра», в другом — тайная операция «сил зла». Однако и демократы, и конспирологи сходятся в главном выводе: «Арабская весна» предстаёт как расширение сферы влияния Запада, вовлечение североафриканских и ближневосточных стран в орбиту Западной цивилизации. Так ли это на самом деле?

В своё время Лев Гумилёв, занимаясь судьбами народов Великой степи, ввёл в оборот очень продуктивную метафору. Есть три точки зрения на историю, — сказал он, — из мышиной норки, с высоты кургана и с высоты птичьего полёта. В первом случае (находясь рядом с землёй, в уличной гуще) мы лично переживаем события, тонко ощущаем их эмоциональные оттенки, но не замечаем причинно-следственных связей; во втором случае (поднявшись на курган) мы способны оценить непосредственные причины и ближайшие последствия событий; но только взлетев над землёй и окинув пространство от горизонта до горизонта, можно понять — куда движется история.

Демократическая версия «Жасминовых революций» — это взгляд «из мышиной норки». Да, тысячи отдельно взятых манифестантов, в самом деле, тосковали по гражданским правам. Если я молодой египтянин и мне до смерти надоел бессменный Хосни Мубарак — какая мне разница, по чьей инициативе организован митинг протеста? Тот самый Ахмед, приславший приглашение на мою страничку в социальной сети, сделал это бескорыстно или по заданию заморских эмиссаров? Да не всё ли равно — ведь он в любом случае выразил мои сокровенные желания. Спасибо, Ахмед, и — долой Мубарака!

Если подняться «на курган», то картина существенно меняется. Отсюда заметны и операции спецслужб, и скоординированная информационная поддержка, и финансовые вливания в оппозицию. Налицо уже привычный нам «экспорт демократии» в обмен на прибыльные пакеты акций в североафриканских месторождениях. Что ж, западное общество так устроено, что везде, где можно получить выгоду, оно старается эту выгоду не упустить. Однако это вовсе не значит, что «Арабская весна» сводится к вестернизации арабского мира и что западные агенты влияния уверенно рулят этим бурным процессом.

Все приверженцы конспирологической версии делают, по сути, одну главную ошибку: они всерьёз полагают, что какие-то, пусть даже очень могущественные группы людей, могут быть сильнее Бога. Упоминание о Боге я делаю вовсе не затем, чтобы начать теологический диспут — при желании читатель вправе заменить мою фразу о Высшем судии ссылкой на объективные законы исторического развития. Главное — не забывать, что мир, в котором мы живём, несравненно сложнее машины, управляемой по воле отдельного человека или группы лиц. Какие бы крутые парни ни заседали в ЦРУ, НАТО, Еврокомиссии или на Капитолийском холме — их воля неизбежно столкнётся с волей миллиардов других людей, а любым долларовым ассигнованиям будет противостоять естественный ход событий. Если с помощью денег не удаётся остановить даже ураган «Айрен», подчиняющийся примитивным законам физики, неужели при посредстве бумажных купюр можно регулировать несравненно более сложные бури в человеческих душах?

Именно это бессилие кабинетных проектов мы наблюдаем сегодня на примере «Арабской весны». Помогая ближневосточным революционерам разбить тоненький лёд авторитарных режимов, Запад выпустил на волю не талые воды вестернизации, а горячую магму исламского ренессанса. Даже в Тунисе — по-европейски образованном, благоустроенном и с карфагенских времён пропитавшемся западными соками Тунисе! — на «первых свободных и демократических» выборах побеждают происламские силы. Что же говорить о Египте, где исламские партии получили чуть ли не десятикратный перевес над либералами? А ведь Египет — это сердце арабского мира, и даже, по мнению многих, центр всей Мусульманской цивилизации (как не вспомнить Ибн-Халдуна с его поэтическим гимном Каиру — «метрополии Вселенной, центру Универсума»). Исламское знамя над Каиром — это сигнал для миллионов последователей пророка, от Индонезии до Луизианы.

Египетский тренд возьмёт своё и в Ливии, и в Сирии, и в любой иной стране Ближнего Востока, где устоявшаяся политическая иерархия дрогнет перед энергией разбуженных народных масс. Даже формально враждебные Западу диктаторы более европеизированы, чем простонародье, и потому всякое расширение демократии в мусульманском мире означает не вестернизацию, а исламизацию. Недавняя отставка мэра Бенгази — яркое тому подтверждение. Если в колыбели ливийской революции вчерашние борцы за демократию требуют признать шариат основой будущей конституции и берут штурмом штаб-квартиру Переходного Национального Совета, то становится ясно: даже с помощью бомб и ракет НАТО вдолбить в души ливийцев европейские ценности не удалось.

Многие идеологи атлантизма убеждены, что окружающие «варвары» только и грезят, как бы на правах прилежных учеников влиться в семью западных народов. Один из популярных лидеров республиканской партии США, Ньют Гингрич, с неисправимым американским оптимизмом вещал по этому поводу буквально следующее: «Если бы у США была более агрессивная программа, которая выступала бы за право людей, живущих в Северной Корее, Иране или Сирии, самим принимать решение о своем правительстве, эти диктатуры сами изменились бы мирным способом... В Восточной Европе нам это удалось...»

Мистер Гингрич даже не отдаёт себе отчёта в том, что, поддерживая «бархатные революции» в Восточной Европе, США вели европейскую реконкисту. В конце 80-х шла речь об отвоевании у Советской России традиционного ареала западной культуры, о возвращении восточных немцев, венгров, поляков в лоно родной им Западной цивилизации. Уже на Украине западные амбиции увязли в чуждой культурной почве, и «оранжевая революция» завершилась безнадёжным провалом Виктора Ющенко. А простирая свою миссию на мусульманские страны, западные культуртрегеры вторгаются в абсолютно иной мир, который не хочет и не будет играть по правилам «кяфиров». Здесь любое вмешательство порождает не благодарный отклик, а отторжение.

Очень поучительный геополитический провал потерпел Запад ровно сто лет назад. Тогда европейское общественное мнение возлагало надежды на Русскую революцию, призванную покончить с авторитарной «варварской» монархией и привести к власти либеральную элиту. Однако широко разрекламированная элита оказалась всего лишь тонкой культурной плёнкой на поверхности чуждого Западу, бурлящего моря. В результате демократизации русского общества на смену династии Романовых (весьма лояльной европейским державам) пришёл самый радикальный в мировой истории антизападный режим, до основания потрясший всю атлантическую цивилизацию. Очень похожие процессы назревают сегодня на Ближнем Востоке.

Итак, что же такое «Арабская весна» с высоты птичьего полёта, то есть — какое место эти события занимают в глобальной исторической перспективе? Да, «с высоты кургана» видно, что Запад намного богаче и сильнее арабских стран, искушён в политических и информационных технологиях. Кажется, что он имеет все шансы навязать свою волю более слабому обществу. Однако при расширении исторического горизонта становится очевидным, что могущественный Запад переживает фазу упадка, а мусульманской мир, наоборот, стремительно растёт.

Каких-то сто лет назад на планете существовало всего четыре относительно независимых исламских государства: Османская империя, Персия, Неджд и Афганистан, где проживало около 3% мирового населения и производилось менее 1% мирового ВВП. Сейчас независимых мусульманских государств минимум полсотни, в них проживает одна пятая часть человечества (1 млрд 427 миллионов на 2010 год) и производится более 10% глобального ВВП ($7,55 млрд из $74 млрд, 2010 год, оценка МВФ). Западный мир, напротив, с середины минувшего столетия демонстрирует прямо противоположную динамику. Поэтому исламская цивилизация подсознательно ощущает свою растущую мощь и потенциальное превосходство над Западом. Она не может смириться с ролью духовной колонии. Вмешательство атлантистов в политическую жизнь мусульманского мира выглядит как вылазка отступающей армии, для которой любая победа грозит стать пирровой.

Вопреки надеждам арабских либералов, и несмотря на все усилия проводников западного влияния, цветы «жасминовых революций» неизбежно обращаются к Востоку. Главным двигателем этих революций является прибывающая энергия мусульманских народов, которым становится тесно в прежних социальных рамках. В горниле ближневосточных перемен рождаются не прилежные ученики, а серьёзные конкуренты западной цивилизации.



3 комментариев


  1. (10.02.2012 23:12) #
    2

    “Образование придаёт человеку достоинство, и раб начинает сознавать, что он не рождён для рабства” ДИДРО. Арабская молодежь, получившая образование, и, благодаря этому образованию взрастившая свое достоинство, не захотело жить рабами диктаторов, как их отцы и деды. Сосредоточение в руках горстки людей всех богатств той или иной страны, создает огромную материальную и социальную пропасть между народом и этой самой кучкой "властующих" и создается предпосылка революционной ситуации - "низы не хотят,а верхи не могут". И еще, как заметил Л.Гумилев, существует такое понятие как "пассионарность" того или иного народа, котороя является "двигателем" исторических событий. Вот что по этому поводу сказано в Священном Куръане: Сура Аль-Бакара (Корова) Аят 251: "По воле Аллаха они обратили рать [Голиафа] в бегство, Давид убил Голиафа, и Аллах даровал ему власть и мудрость и научил тому, чему пожелал. Если бы Аллах не давал одним народам возможности защищаться от других, то сгинула бы земля и весь род людской. Однако Аллах Милостив к обитателям миров". Мы видим, что Аллах не оставляет верующих в Него, пусть даже число их невелико, а число их врагов огромно. И благодаря этому, как рассказывается в этом аяте, они вступили в сражение с врагом и по воле Аллаха разгромили его. "По воле Аллаха они обратили рать (Голиафа) в бегство…" Давид, который был еще очень молод, но смел и силен, по воле Аллаха пристал к войску Саула, чтобы сразиться с врагом, и ему удалось убить Голиафа. "…Давид убил Голиафа…" Юноша- пастух, не являющийся воином, и приставший волею Аллаха к войску , выпустил по Голиафу один или два камня. А был он столь искусен в кидании камней (будущи пастухом учился метко бросать камни), что камень угодил Голиафу прямо в голову и пробил ему лоб. Голиаф рухнул на землю. В этот момент страх вселился в сердца его соратников, и они обратились в бегство. Аллах, здесь показывает людям,как может прославленный воин-правитель, стоящий во главе огромного войска, пасть от руки молодого неопытного пастуха, тем более, что в руках у него был всего- навсего камень. Далее аят гласит: "…и Аллах даровал ему власть и мудрость и научил тому, чему пожелал". Из этого аята видно, что Давида избрал на власть среди людей Сам Всевышний. В заключительных словах этого аята содержится САМОЕ ГЛАВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, гласящее: "Если бы Аллах не даровал одним народам возможности защищаться от других, то сгинула бы земля и весь род людской. Однако Аллах Милостив к обитателям миров". В этих словах, завершающих аят, указывается на то, что единственной целью и задачей войны как кровопролития, может быть только очищение от скверны и установление справедливости и мира на земле, но не стремление к территориальным приобретениям. В заключение хочу напомнить, что без воли на то Аллаха не шелохнется даже листочек на дереве. И какие бы интриги не плели люди пытающиеся навязать миру свои "демократические" порядки, в итоге все будет как пожелает Аллах. Ведь даже мало- мальски думающему человеку понятно, что человек всего лишь предполагает, а располагает всем только Господь Миров- Всевышний Аллах.

  2. (11.02.2012 19:32) #
    0

    Действительно, начиная где-то с ХУ11-ХУ111 в. исламский мир, а окраинные его районы еще раньше, вступил в полосу упадка. Причины этому могут приводиться разные в зависимости того, какую позицию занимает критик.Одни причиной видят фатализм и отсутствие предприимчивости у мусульман как антипод протестантской этики, другие-военное превосходство более агрессивных европейцев. На взгляд же исламских теологов упадок мусульманства является наказанием Божьим за отступление уммы от Корана и Сунны. На наш взгляд, последняя точка зрения более всех остальных близка к истине. В течение конца Х1Х и всего ХХ вв лучшие умы мусульманского мира бились над разгадкой того, как можно вывести единоверцев из состояния упадка. И, кажется, разгадали. Выяснилось, что мусульмане в течение 3-4 последних веков, делая упор на внешнюю, обрядовую сторону шариата, по сути повсеместно игнорировали его дух, т.е. налицо несоответствие формы и содержания. Начиная со второй половины ХХ в. в исламском мире стал расти ихсан, что повлекло всплеск пассионарности, который катится волнами. В прошлом году волна достигла страны "арабской весны". Рано или поздно эта волна захватит и Ср. Азию, где уже давно ожидают своего свержения Каримов,Рахмон. Думаю, что волна не минует и Идель-Урал, Вост. Туркестан, и мы с уйгурами обретем независимость от кафиров.
    Что же касается утверждения об инициированию "весен" Западом, мне это представляется выдумками самого Запада с целью поднять свою значимость. Да для этих хваленных ЦРУ, МОССАДа, СВР все "весны" были как гром среди ясного неба. Мусульманам нужно всегда помнить, что без воли Аллаха ни один лист не упадет с дерева, не говоря уже о революциях.

    • (11.02.2012 20:18) #
      0

      О да, в результате "весны" много "позитива" в жизни северной Африки возникло: целая куча! А каштаны достались подпиндостанским "братьям..."