Запрет Сунны Пророка может иметь серьезные политические последствия

Заявление Научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя – умеренность" в связи с запретом хадисов пророка Мухаммада (мир с ним) Ленинским райсудом г. Оренбурга

Серьезную озабоченность мусульманской общественности вызвало решение судьи Ленинского районного суда г. Оренбурга А. В. Нуждина от 21.03.2012, который отнес к числу экстремистских произведений сборники хадисов (высказываний) Пророка Мухаммада (мир с ним) «Сады праведных» и «40 хадисов Имама ан-Навави». Хадисы – это составная часть Сунны – второго священного источника Откровения Аллаха в исламской религии после Корана. По сути, эти хадисы для мусульман имеют значение, аналогичное тому, которое для христиан имеют послания апостолов в Новом Завете.

Также запрещено известное жизнеописание Пророка (мир с ним) древнего историка Ибн Хишама, относящееся к классике исламской литературы раннего периода. – Это для мусульман равнозначно запрету Деяний апостолов в Новом Завете для христиан. Подобных запретов Священных писаний мировых религий не было даже в атеистическом Советском Союзе!

Недоумение вызывает и тот факт, что для экспертной оценки исламской литературы на предмет наличия в ней признаков экстремизма был привлечен не признанный ученый из академических институтов или госучреждений, а некий диакон-миссионер, бывший ранее главным редактором антиисламского сайта «Православие и ислам», который был уличен прокуратурой в экстремизме и закрыт.

Мы выступаем за реальный запрет экстремистской деятельности в нашей стране. Мы поддерживаем усилия государственных структур в этом направлении. Однако в решении Ленинского райсуда в отношении священного Откровения Ислама и классики исламского гуманистического богословия мы не усматриваем признаков борьбы с экстремизмом. Представители традиционного Ислама веками живут по этим хадисам и являются добропорядочными людьми и законопослушными гражданами, патриотами своего Отечества.

Мусульмане в нашей стране являются неотъемлемой частью как российского общества, так и мировой мусульманской уммы. По этому поводу Президент России В. В. Путин еще в 2006 году заявлял, что «миллионы российских граждан, которые исповедуют ислам, имеют право чувствовать себя органичной частью исламского мира». Оттого наши единоверцы с огромной благодарностью восприняли вступление России в Организацию Исламская конференция, состоявшееся в 2004 году. В мае 2012 года выдающиеся ученые исламского мира на первой Московской богословской конференции «Исламская доктрина против радикализма» поддержали усилия властей в Российской Федерации в обеспечении права на свободу религиозной деятельности, в том числе для мусульман, сформулировали действенные богословские нормы против радикальных идей.

На фоне взвешенной и продуманной политики федеральных властей в отношении мусульман контрастными, а иногда и чудовищными по своим последствиям для авторитета нашей Родины и ее общественно-политической безопасности, предстают решения, которые принимаются по мусульманской литературе на региональном уровне. Именно поэтому мы усматриваем в решении Ленинского райсуда г. Оренбурга провоцирование экстремистов на борьбу против Российского государства и нанесение серьезного урона авторитету нашей страны в исламском мире.

Запрет Сунны Пророка Мухаммада (мир с ним) может иметь серьезные политические последствия и наносит серьезный удар по всем усилиям государственных органов и исламских организаций в противодействии экстремизму и терроризму, в укреплении идей толерантности, умеренности и общегражданского диалога. Данное решение дает возможность радикалам аргументировать их противозаконную пропаганду «военного джихада» против Российской Федерации.

Наше общество уже сталкивалось с попытками запретить и Библию, и средневековую классическую иудейскую книгу «Шульхан Арух». Они провалились. Мы призываем вышестоящие судебные инстанции исправить ошибку Ленинского райсуда и в целом навести порядок в сфере судебной экспертизы по религиоведческим вопросам: необходимо, чтобы суды запрашивали экспертные заключения только в уже существующем экспертном совете при Министерстве юстиции РФ (возглавляемом директором Института востоковедения РАН профессором В.В. Наумкиным) или в институтах РАН.

Криминалистическая и религиоведческая экспертиза качественно отличаются друг от друга: в научных текстах, как правило, нет очевидных «вещдоков», для их оценки требуется углубленный анализ текста, не только лингвистический, но и прежде всего смысловой, религиоведческий. Иначе мы будем и дальше сталкиваться с ситуацией, когда райсуды по заключениям некомпетентных или ангажированных экспертов в закрытом от общества режиме будут запрещать священные Писания традиционных религий, к каковым в России отнесен и Ислам.

Обществу и государству следует срочно принять меры, чтобы прекратить местечковый произвол и по сути подпольную экспертную деятельность, дискредитирующие усилия по борьбе с экстремизмом и политику федеральных властей, угрожающие государственной безопасности России, межрелигиозному миру в нашей стране и развитию отношений с исламским миром. Необходимо чтобы экспертиза религиозной и особенно богословской литературы проводилась открыто и гласно признанными авторитетами в науке на основе состязательности мнений и убедительности доказательств.

Руководство Научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя – умеренность" приняло решение издать хадисы и жизнеописание Пророка (мир с ним) с научными комментариями, чтобы доносить до общества подлинные ценности Ислама, которые являются надежным средством противодействия радикализму и экстремизму.

Коллектив Научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя – умеренность"

Москва, 20 июня 2012 года



комментариев