В Дагестане 12% учащейся молодежи поддерживает боевиков, показывает соцопрос

Радикальные методы, применяемые боевиками, поддерживают 12% представителей учащейся молодежи Дагестана, считая их ключом к решению существующих в Дагестане проблем. Таковы итоги соцопроса, проведенного в ноябре группой мониторинга молодежной среды Республики Дагестан. Эксперты считают, что многие в Дагестане "лесные джамааты" видят единственной альтернативой коррумпированной власти, а специализированное религиозное образование называют определенным барьером для радикализации.

Соцопрос: 20% респондентов относят себя к умеренным салафитам

Опрос проводился в Махачкале, Каспийске, Хасавюрте, Дербенте, Избербаше, Кизилюрте. В нем приняли участие около 6 тысяч респондентов - студенты 1-3 курсов десяти вузов и колледжей, учащиеся 8-10 классов восьми общеобразовательных школ, воспитанников 16 спортивных учреждений.

В группы опрошенных респондентов вошли мусульмане-сунниты, представляющие почти 95% населения Дагестана.

Участникам соцопроса были заданы три вопроса: "Кто из Вас может считать себя верующим человеком?", "Кто совершает пятикратный намаз каждый день?", "Какое направление ислама Вы исповедуете?"

Все опрошенные заявили, что считают себя верующими мусульманами.

20% респондентов относят себя к умеренным салафитам, выступающим за развитое гражданство страны и республики, но с применением шариатских норм по модели государственного устройства и управления развитых султанатов Брунея, Катара, Бахрейна, Омана. Такая позиция ярко выражена у наиболее образованной части молодежи, которая считает, что в России в рамках отдельных субъектов возможна реализация данных моделей, если государство будет более открыто в отношении верующих мусульман.

В то же время данная категория респондентов выступает против режимов Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Египта, Сирии, Пакистана и т.д.

12% опрошенных выступили за радикальные методы, проводимые "лесным сообществом". Они ориентированы на радикализм в самом крайнем его проявлении. Представители данной части молодежи убеждены, что радикальные методы - ключ к решению всех существующих на сегодня проблем в Дагестане.

10% опрошенных - сторонники суфизма, тарикатских вероучений. Они считают, что тарикаты – "единственное благо для всех мусульман".

18% считают себя мусульманами, но не относят себя ни к одному из течений ислама.

Гереев: для определенной части дагестанской молодежи идеология радикализма имеет признаки социальной доктрины

Как пояснил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель группы мониторинга молодежной среды Дагестана, эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев, данный социологический опрос проводился только в городах республики.

"Возможно, если бы соцопрос проводился в сельской местности, то количество учащихся, поддерживающих радикальные методы, было бы больше. Для определенной части дагестанской молодежи идеология радикализма имеет все признаки социальной доктрины. Но сегодня она стала своего рода оружием, мечом в борьбе против коррупции, произвола чиновников и силовых структур на Северном Кавказе", - пояснил эксперт.

По его словам, "все разговоры об инвестициях, которые продолжаются из года в год, так и остаются пустыми разговорами и в конечном итоге сводятся к очередному "распилу" бюджетных средств".

"Люди в республике погибают при невыясненных обстоятельствах и пропадают без вести. Прошедшие митинги протестов (21 и 25 ноября в Махачкале прошли митинги, организованные общественными организациями "Союз справедливых", "Дагестан - территория мира и согласия" и "Ахлю Сунна", в них приняли участие родственники похищенных людей, а также жители поселка Шамхал, где 19 ноября было задержано несколько человек. В руках митингующих были плакаты с надписями "Они мучали их лишь за то, что они уверовали в Аллаха великого и достахвального!", "Мусульмане устали от беспредела спецслужб!", "Отпустите наших сыновей!", "Кем заказан этот беспредел?"- прим. "Кавказского узла") тому подтверждение", - считает Руслан Гереев.

По его словам, разница между богатыми и бедными достигла таких масштабов, что бедным, потерявшим всякую надежду на улучшение положения, осталась лишь одна "зацепка" – религия.

Кроме этого, отмечает Гереев, в Дагестане не соблюдаются элементарные права мусульман, гарантированные российскими законами.

"Конфликтную ситуацию создают отказы руководителей госведомств и особенно образовательных учреждений в обеспечении условий для реализации религиозных потребностей населения, преимущественно молодежи. Есть также случаи, когда верующие преследуются по внешним признакам. Например, верующей женщине могут отказать в приеме на работу из-за того, что она носит хиджаб", - рассказал эксперт.

Все эти факторы, по мнению Гереева, и являются выходом части дагестанской молодежи из-под контроля.

"Кроме этого наблюдается омоложение радикально настроенных людей. По данным представителей силовых органов, если ещё два года назад возраст участников вооруженного подполья составлял 25-40 лет, то сегодня их средний возраст 18-30 лет. Независимые эксперты называют еще более страшные цифры: 14-45 лет. Настал такой период, когда за молодежь нам приходится бороться. По сути, идет необъявленная война за умы молодого поколения", - подчеркнул руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан.

Результаты проведенного соцопроса свидетельствуют о том, что молодежь не желает установления религиозных ограничений, отмечает Гереев. "Наоборот, молодые люди настроены на развитие общества с учетом исламских ценностей. Однако в современных условиях такие варианты имеют малую перспективу. Возникает конфликтная ситуация. Налицо несогласие части молодежи со светскими нормами наряду с отсутствием возможностей опоры на нормы шариата", - отметил Руслан Гереев.

В то же время, по его словам, итоги опроса показывают, что в Дагестане очень большое количество учащейся молодёжи, которое не связывает себя с "лесом". "Многие из числа молодого поколения уже устали от экстремизма", - считает Гереев.

Он обратил внимание на тревожную ситуацию, когда в школах дети, исповедующие разные ветви ислама, могут не общаться друг с другом. "Для решения этих проблем, хотя бы на уровне молодежи, нужен диалог, серьезная информационная площадка. Пока, к сожалению, этого нет", - заключил эксперт.

Мухаметов: системно образованные лидеры мусульман, как правило, придерживаются умеренного фундаментализма

Большинство респондентов, участвовавших в соцопросе, все-таки поддерживают те или иные формы умеренного фундаментализма, как наиболее оптимальной формы ответа мусульман на вызовы современности, считает член экспертного совета при Совете муфтиев России, кандидат политических наук Ринат Мухаметов.

"Я никогда не разделял тезис о прямой зависимости уровня радикализма и образования. Связь, конечно, есть, но есть и масса оговорок, тем более, на Кавказе, где у людей присутствует обостренное чувство справедливости, личного достоинства, чести, страх подвергнуться позору. Поэтому в тяжелейших и жесточайших современных условиях радикализируются и лица с высшим образованием, и бывшие министры, и ученые, и мастера культуры и всемирно известные спортсмены", - сказал Мухаметов.

Он отметил, что радикализация населения является своеобразным эмоциональным ответом на существующий беспредел и давление.

"Если, например, на Рязанщине люди под давлением обстоятельств уходят "в себя" (как правило, в водку), то на Кавказе люди протестуют, в том числе иногда переходя все мыслимые рамки. Но в то же время данные проведенного среди учащейся молодежи соцопроса показывают, что большинство респондентов поддерживает те или иные формы умеренного фундаментализма - наиболее оптимальной формы ответа мусульман на вызовы современности", - говорит политолог.

Такой результат, по мнению Мухаметова, связан с тем, что данная часть молодежи ориентируется на лидеров, имеющих системное религиозное образование, которых в рядах "лесных" никогда не было и нет.

"Специализированное религиозное образование является определенным барьером для радикализации, если оно глубокое, систематическое, хорошо усвоенное. Не зря в рядах "лесных" проповедники с поверхностными, иногда фрагментарными знаниями. Магистров и тем более докторов шариата у них нет. Это не случайно. Системно образованные лидеры мусульман, как правило, придерживаются умеренного фундаментализма", - заключил эксперт.

Мамаев: многие в Дагестане считают эти "лесные джамааты" единственной альтернативой коррумпированной власти

Результаты проведенного группой мониторинга молодежной среды Республики Дагестан соцопроса не отражают реальную картину религиозных настроений в республике, считает дагестанский журналист Артур Мамаев.

"Ведь одно дело ответ на вопрос, другое – действия, на которые способны респонденты. Вряд ли люди, реально настроенные на радикальные действия, отвечали на вопросы. То есть мы говорим о наблюдателях со стороны, настроениях населения. И эти настроения, скорее всего, спровоцированы больше не действиями "лесных джамаатов", а действиями властей. В этой ситуации многие считают эти джамааты единственной альтернативой коррумпированной власти", - считает Мамаев.

По его словам, важнейшая проблема, которую испытывает сегодня верующая или считающая себя верующей молодежь Дагестана – это отсутствие знаний.

"Этот недостаток приводит к тому, что многие считают себя мусульманами, даже не совершая намаз, или совершая его только по пятницам. С другой стороны, отсутствие знаний приводит к тому, что некоторые готовы убить любого, кто не разделяет их убеждений. Хотя не таким образом действовал пророк Мухаммад, который является наилучшим примером для мусульман", - заключил эксперт.

Ранее "Кавказский узел" представлял данные опроса, который провел журнал "Дош" в сентябре-октябре 2011 года. Согласно его результатам, многие жители Дагестана считают, что их земляки "уходят в лес" и присоединяются к боевикам из-за произвола силовиков. С этим согласились и местные эксперты, отмечающие, что "репрессиями" силовики закрепляют в сознании сторонников "леса" убежденность в правильности насильственного метода сопротивления.

Отметим, что власти республики пытаются изменить ситуацию. В Дагестане работает комиссия при президенте республики по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории республики. Ее задачей является вывод боевиков из "леса" и возвращение их к мирной жизни. За год работы комиссии было рассмотрено несколько десятков дел, и, по словам члена рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Руслана Курбанова, благодаря этому, около 40 человек "вышли из леса".

17 ноября депутаты Народного собрания Дагестана обратились в Госдуму с просьбой принять закон об амнистии для силовиков и боевиков, совершивших преступления в период проведения контртеррористических операций на территории республики.



28 комментариев


  1. Казах
    (10.12.2011 10:29) #
    0

    Ну хорошо, "приручил" Кремль дагестанские коррумпированные органы, а что дальше?

    Всё чаще и чаще на остальной части РФ раздаются лозунги "Хватит кормить Кавказ!".

    А разве Путин кормит Лесных Братьев?

    Кого же кормит Путин?

    Сколько Волка ни корми, как говорится, всё равно в Лес смотрит..

  2. Некто
    (10.12.2011 13:07) #
    0

    Уважаемые читатели ("казах" извини), конечно у жителей Кавказа обостренное восприятие справедливости и они в себя (в русскую водку "Рязань", то есть) не уходят, но проблема то: молодежная. То есть проблема "лесных" - это проблема людей не обремененных заботами о семье, работе и обществе, с ярко выраженными стремлениями самоутвердиться. Об этом в сатье между строк написано: "страшные!!!" (а на самом деле обнадеживающие) слова о снижении возраста радикальных до 14 лет.

  3. Некто
    (10.12.2011 13:09) #
    0

    Дагестан, а собственно и все прилегающие к Кавказу области РФ требует грамотной молодежной политики. А все остальное: игрищи внешних сил на неокрепших головах молодежи и собственные блуждания между Верой и политикой (как вообще это возможно совместить, непонимаю)

  4. Dagestan
    (10.12.2011 14:27) #
    0

    20% - процентов умеренные салафиты.
    10% - Суфии.
    12% - радикальные салафиты.
    18% - просто мусульмане
    Вопрос: а где остальные 40%, они кто и звать их как?

  5. Muhammad
    (11.12.2011 02:04) #
    0

    Dagestan остальные 40% не верят наверное

  6. Dagestan
    (11.12.2011 12:05) #
    0

    Мухаммад - как не верят - когда в самой статье написано 95% в Дагестане мусульмане. Почему не выявили категория мусульман к которым относится оставшие 40% - не пойму!?

  7. Muhammad
    (11.12.2011 12:17) #
    0

    Наверное это только часть молодежи которая иследована, наверняка ученый еще продолжит исследование, сразу все охватить не возможно. Но лично мне кажется, что вся наша беда в Дагестане в расколе уммы которую мы никак не приодолеем.

  8. Muhammad
    (11.12.2011 12:20) #
    0

    А то что пишется правда, действительно в школах суфии и салафы вообще не общаются, считают друг друга в куфре. Я сам видел когда летом на рактике в школе препадовал. До сих пор поверить не могу у нас в Дагестане и такое.

  9. Dagestan
    (11.12.2011 12:20) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  10. Dagestan
    (11.12.2011 12:23) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  11. Dagestan
    (11.12.2011 12:35) #
    0

    Мухаммад - я тоже работал в школе одном из городов дагестана - но я ни разу там не видел ученика-Вахабита - были Суфии и не придерживающиеся религии.
    Но когда я был вожатым в лагере я видел детей вахабитов из Гимры которые использовали Ислам лишьбы че то не делать-мол мне молится пора,и детей с соседнего села Кахабросо - Суфии которые делали все вместе без лишних вопросов.

  12. Muhammad
    (11.12.2011 12:59) #
    0

    Dagestan, ваххабизм и салафизм - это абсолютно разные вещи. Ваххабиты не являются салафитами. А ты не видел потому что, не хочешь видеть. Твои симпатии не на стороне реальности, а на стороне суфизма и это видно сразу. Что долеко ходить даже в Махачкале нет общения между суфами и салафами, или будешь это отрицать?

  13. Muhammad
    (11.12.2011 13:04) #
    0

    среди моего окружения в ДГУ очень много студентов, которые ушли из суфизма и стали салафитами, потому что ..... слишком много ЧIанды несут суфии. Вот именно в этом проблема. Настоящий суфизм в Дагестане оборвался на шейхе Ярагском (рахимуллах)который как известно никому не передавал иджазу, а эти современные шейхы которых развелось в Дагестане на каждом шагу откуда взялись никто не знает.

  14. харум
    (11.12.2011 13:10) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  15. Muhammad
    (11.12.2011 13:22) #
    0

    харум Соглашусь, а как у Вас на родине обстоят дела с разными ветвями ислама. Интересно!Если из Татастана вообще интересно, там говорят тоже не ахти со взаимоотношениями между муслимами

  16. харум
    (11.12.2011 13:39) #
    0

    Мухаммад.Ветви сами по себе, мы сами по себе.Идея и фауна параллельны,но не в Татарстане ,а в в краю народа Коми.

  17. Казах
    (11.12.2011 13:44) #
    0

    Уважаемые Ансаровцы!!!!!

    Хочу спросить, а почему Вы не поддерживаете Нашу Аудиторию?

    ГДЕ МОЙ МНОГОУВАЖАЕМЫЙ СТАРШИЙ БРАТ САЛЯФ АЛЬ АНДИ - ВСЁ ЛИ У НЕГО ХОРОШО? ВСЁ ЛИ У НЕГО В ПОРЯДКЕ? КАК ПРОДВИГАЮТСЯ ЕГО МНОГОУВАЖАЕМЫЕ ДЕЛА?!!

    ПОШТО ОН НАС ОСТАВИЛ В ГОРДОМ ОДИНОЧЕСТВЕ..

    С УВАЖЕНИЕМ!!!!!

    И ЕЩЁ

    И ГДЕ ДРУГОЙ МОЙ СТАРШИЙ БРАТ - ДАГЕСТАНСКИЙ ЧЕЧЕНЕЦ?!!

    БРАТВА!!!!!

    ТАКИХ МНОГОУВАЖАЕМЫХ СТАРШИХ БРАТЬЕВ НЕЛЬЗЯ "ОТПУСКАТЬ" С САЙТА - ОНИ НАМ, КАК ВОЗДУХ, НУЖНЫ!

    КУРМЕТПЕН!!!!!

  18. прозревший
    (11.12.2011 13:47) #
    0

    И то верно,Для врагов мы одно целое,они к нашей радости и не подозревают о таком нашем противоречивом разнообразии.А то и перед недругами даже стыдно .

  19. врач
    (11.12.2011 13:49) #
    0

    Наивный ты прозревший.Все все знают и очень даже этим пользуются.

  20. Казах
    (11.12.2011 13:50) #
    0

    Вот бы наладить отношения CKФО-Башкорто-Татарстан-Казахстан-Страны ЦА-Афганистан-Пакистан-Арабский Мир!!!!!

    А смотрящими поставить Турцию с КПСР!

    А за Финансы могут отвечать Наши Арабские Братья!

  21. Вождь краснокожих
    (11.12.2011 13:54) #
    0

    Казах,это как,одни пашут,другие смотрят,третьи деньги считают.Какое ваше отношение к олигархическому иудаизму напрашивается вопрос?

  22. Казах
    (11.12.2011 14:44) #
    0

    DВождь тебе знаком такой термин, как разделение труда?)

  23. Muhammad
    (11.12.2011 15:03) #
    0

    Казах, - довольно мрачную картину ты нарисовал. И разделение труда тоже термин знакомый, а Схема СКФО + мусльманские страны наладить невозможно, по той причине, что Москва не допустит. СКФО может стать независимым. И потом тех кто это продвигают тут ваххабитами называют. Будь осторожен с мыслями, а уж тем более с идеями. А где АНДИ мне тоже интересно, может объявится.

  24. Казах
    (11.12.2011 15:09) #
    0

    Уважаемый Muhammad, ну почему же сразу мрачную?)

    Пророк(СалаЛлаhу Алейхи Уасалям) призывал Мусульман к сплочённости и не делиться ни на чёрных, ни на красных!

    А укрепление отношений в Российской "Умме" - является логичным дальнейщим действием российских мусульман. Тут в принципе оружие или воинственные призывы не нужны - нужно спокойствие, благоразмуие и терпение, потому как большинство российских мусульман, по жизни, умеренны, а радикальный Дават может отторгнуть значительную часть Жамага

  25. раид
    (11.12.2011 15:17) #
    0

    не 12%,а 70% молодежи поддерживает боевиков,а воры и жулики у власти.

  26. Вождь краснокожих
    (11.12.2011 16:25) #
    0

    Казах убедительная просьба не фамильярничать,называйте меня полным титулом ,Вождь краснокожих ,без сокращений,я же не сокращаю вас и не пишу Каза,в место Казах.В надежде на взаимопонимание.

  27. kz 009
    (11.12.2011 17:25) #
    0

    da eta vse xoroshemu ne privedet

  28. Казах
    (11.12.2011 19:15) #
    0

    Дорогой Вождь, я считаю что Вы достойны править не только краснокожими, но и бледнолицыми, и темнокожими - поэтому я остерегаюсь ограничивать Вас сугубо и только в этом титуле.

  29. Muhammad
    (11.12.2011 20:03) #
    0

    Вы не понимаете речь по моему идет, что методы подполья поддерживают 12% молодых - это очень много для Дагестана, а ислам поддерживают все 95% - вопрос в том, как это сделать. Прийти к шариату при современном устройстве республики Дагестан и страны нашей это сделать очень тяжело - практически не возможно. Это и хотел сказать ученый Гереев. Я сам лично за шариат и за развитие салафизма на основе Корана и Сунны.

  30. Султан
    (12.12.2011 13:41) #
    0

    Как знать может все одумаются? Еще не поздно!

  31. Брат
    (12.12.2011 23:08) #
    0

    Комментарий удален модератором.

  32. Брат
    (12.12.2011 23:08) #
    0

    что за фитны Аузубиллях!
    какие течения?
    все мы братья!зачем копаться в лишнем,можно всего лишь на всего взглянуть на жизнь пророка с.а.с. как он поступал в той или иной ситуации,и следовать за ним,ибо в Корне Аллах говорит, что в пророке наилучший пример для нас!))))