Вариантов выхода из критической ситуации, складывающейся в Дагестане, все меньше. Абдулла Ринат Мухаметов считает, что единственный путь урегулирования – включение исламского движения на легальной основе в региональный политический процесс. "Сейчас это еще не поздно. Но время уходит", - отмечает политолог.
25 ноября в самом центре Махачкалы прошел многотысячный митинг мусульман против произвола силовиков, вызвавший настоящий шок у региональных и федеральных властей. По словам Мухаметова, сегодня все пребывают в растерянности, понимая, что любые резкие шаги могут очень быстро взорвать республику. "Этот шок особенно усиливается тем, что все произошло накануне выборов. А митингующие обещают собираться каждую неделю, увеличивая число участников протестов", - говорит эксперт.
По его словам, прошедшая в прошлую пятницу акция стала беспрецедентной демонстрацией укрепления гражданского исламского политического фактора в республике. "Нас всячески убеждали, что есть только "лес" и официальное духовенство. Теперь же для всех стало совершенно очевидно, что ведущая сила на, скажем так, религиозном поле Дагестана – это местный вариант умеренного фундаментализма", - говорит Мухаметов. Причем, добавляет он, несмотря на все провокации и давление, в целом эта сила сохраняет мирный характер и способна к конструктивному участию в жизни республики.
Происходящее, как отмечает специалист, несколько напоминает Египет. Многие журналисты и наблюдатели уже успели это подметить. Этим самым, по словам Мухаметова, Дагестан еще раз подтвердил, что он является наиболее близким из всех регионов России к мировой умме.
"Самое глупое и опасное сегодня – закручивать гайки. Провал в Южной Осетии, - отмечает политолог, - покажется огромным успехом по сравнению с тем, что мы получим в Дагестане, если людей попытаются силой убрать с улиц. К счастью, власти пока не склонны к этому, а официальное духовенство вообще высказало осторожную поддержку требованиям митингующих. Надеюсь, что и после 4 декабря радикальные подходы не возобладают".
Эксперт предлагает следующие шаги для нормализации ситуации в республике. "Быстрых решений нет, но это поможет хотя бы начать процесс стабилизации", - говорит он.
"Во-первых, прежде всего, пресекать необходимо на корню любые беззаконные акты и немотивированное насилие со стороны силовиков в отношении кого-либо, вызывающее резкое раздражение и пополняющие ряды "салафитов-мстителей". Начать надо расследования похищений, возврат исчезнувших, наказать виновников, ликвидировать "эскадроны смерти". Второе. Надо создать условия для интеграции растущей исламской общины (всех ее частей – от суфиев до салафитов) в региональную общественно-политическую жизнь на созидательной базе. Пусть исламисты строят дороги, школы, больницы, вытаскивают молодежь из притонов, развивают мелкий бизнес, а не воюют друг с другом. Это научит их уважать и работать с оппонентами, входить в коалиции и договариваться. Третье. Поддержать следует усилия по реабилитации и амнистии лиц, выходящих "из леса". И четвертое. Москва должна всячески стимулировать диалог "умеренных салафитов" и "тарикатистов", который начался при поддержке региональных властей, но впоследствии забуксовал".
"Приход исламистов в дагестанскую политику оздоровит со времен всю систему, подстегнет развитие. Традиционные этно-партии и кланы в кризисе. Они, будучи не способны предложить ничего принципиально нового, заняты "распилом" денег, выделяемых из федерального бюджета. Это мучительный и не быстрый процесс, но, может быть, именно в появлении чего-то вроде исламских «христианских демократов», только по-кавказски жестче, и есть рецепт для лечения болезней республики", - добавляет Мухаметов.
«Умеренные салафиты», «тарикатисты» и лидеры самой массовой группы «просто мусульман» (т.е. не "суфии" и не "салафиты", люди, не желающие участвовать в этих кажущихся бесконечными разборках, переросших порой в настоящую войну), как считает эксперт, должны объединяться на какой-то общей базе религиозного созидания. "Если так, то со времени у исламистов появится что-то вроде своего общественного объединения, участвующего в политике, или они даже могут реализовываться через существующие структуры. Например, региональные отделения "Патриотов России", "Яблока" или эсеров могли бы, наверное, стать площадкой для новой необычной силы. Почему бы нет", - добавляет он
"Такое развитие, - по словам Мухаметова, - можно было бы только приветствовать. Ведь цели Шариата это – эффективная экономика, безопасность, качественное здравоохранение и образование, искоренение коррупции и клановости, мораль и традиционные ценности, а не только и не сколько введение специфического уголовного права".
Исламский фактор, как отмечает политолог, в республике достиг такого влияния, что сейчас реально остается два пути: "1. Тотальная война по узбекскому примеру. Это заведомо нереализуемо, т. к. потребует огромных силовых ресурсов (справиться с экстремистами нынешними силами не получается), с одной стороны, а, с другой, вызовет широчайший и жесточайший ответ. В этом случае пять тысяч протестующих выйдут уже не на митинг, а отправятся "в лес" с тем, чтобы через две недели пойти штурмом на Махачкалу.
2. Отвести исламистам определенное место в общественно-политическо-экономической системе республики. Т.е. сделать то, что называется «растворить энергию в политическом процессе». Это собьет эскалацию насилия, но потребует уступок со стороны правящей элиты, ведущих кланов, "официальных тарикатистов" и федерального центра".
"Эволюция от нынешнего радикализма к умеренности будет не быстрой – слишком велик накал сегодня. Но, как показывает практика многих стран, - обращает внимание Мухаметов, - где эта модель применялась, положительный эффект несомненен. Возьмите ту же Турцию, где нет никакого исламского экстремизма, и возьмите большинство арабских стран, где исламская оппозиция тотально подавлялась, и все закончилось Арабской весной".