А.Мустафин: Участие в выборах является обязанностью мусульманина

Предстоящие 4 декабря выборы депутатов в Госдуму РФ вызвали бурную дискуссию среди читателей «Ансар.Ру». Обсуждая единогласное мнение опрошенных сайтом мусульманских деятелей России о том, что мусульмане должны принять активное участие в выборах, многие посетители портала не согласились с ним, называя процесс выборов противоречащим Шариату.

Мы обратились к муфтию Уральского региона Альфриду-хазрату Мустафину с просьбой разъяснить, насколько выборы государственных руководителей и представителей властных структур соответствуют Шариату, и как мусульманам относиться к избирательным кампаниям в немусульманских странах.

Альфрид-хазрат, наверное, вам не впервые задают вопрос о том, должны ли мусульмане участвовать в выборах руководства страны, а также представителей законодательных органов. Как Ислам относится к таким выборам?

Мусульман, живущих в немусульманских странах, в том числе и России, особо волнует вопрос об участии в выборах государственных органов власти. И здесь надо обратиться к фетвам мусульманских богословов по данному вопросу.

Исламом предписано мусульманам избирать лидеров своей общины, своего региона или государства. О необходимости участия мусульман в выборах, в том числе и в немусульманских странах, существуют фетвы большого количества крупных исламских ученых и решения известных исламских научных центров - таких как «Центр исламских исследований при Аль-Азхаре» в Египте, «Центр ученых Индии», «Североамериканский совет по фикху», «Европейский Совет по фетвам и исследованиям», «Всемирный совет мусульманских ученых» и т.д.

Председатель комитета по фетвам при «Аль-Азхаре» издал фетву, которая гласит, что участие в выборах является обязанностью мусульманина, а тот, кто отвергает их, совершает грех. В своей фетве, опубликованной на сайте арабской газеты «Неделя», шейх Мазрук Шаххат Мазрук подчеркнул: «Кто выйдет из своего дома с целью участия в выборах, тот находится на пути Аллаха, пока не вернется». Ранее подобное богословское заключение издала египетская организация по фетвам «Даруль Ифта».

Аятолла Макарема Ширази из Исследовательского центра «Амируль-муминин Али (мир ему)», отвечая на вопрос о том, можно ли мусульманам, живущим в неисламских странах, принимать участие в выборах президента и депутатов парламента, которые в большинстве случаев не являются мусульманами, но все усилия которых направлены на процветание своего государства и его жителей, включая и мусульман, ответил следующее: «Да, можно, и в некоторых случаях даже нужно (когда, например, один из кандидатов принесет пользу жителям этого государства, в частности мусульманам)».

На вопрос о том, дозволяется ли мусульманам, живущим в неисламском государстве, участвовать в выборах и избирать иноверцев на важные государственные посты, Аятолла Ширази ответил: «Да, им дозволяется принимать участие в выборах и избирать иноверцев на важные государственные посты, но только при условии, что избранный чиновник не использует свое новое положение для борьбы с Исламом и мусульманами, а также не будет попирать права других людей».

Некоторые читатели портала «Ансар.Ру» не верят в справедливость предстоящих выборов, заявляя, что от их исхода ничего не изменится. По-вашему, верны ли такие рассуждения?

Голосование является неотъемлемой частью демократической системы во всем мире, и оно определяет, кто будет избран, и кто будет у власти. Если мусульмане воздержатся от голосования, то у них не будет другого выбора, кроме как находиться под управлением людей, избранных во власть.

Мы живем в немусульманской стране, и мы должны придерживаться существующей системы. Мы могли бы стать частью этой системы, чтобы свести к минимуму причиняемый мусульманам вред и голосовать за тех кандидатов, которые будут способствовать нашим взглядам и помогут делу Ислама. В меру наших возможностей мы должны использовать систему голосования в свою пользу.

Наше голосование не означает, что мы принимаем и поощряем все пороки системы. Если мы будем следовать этой логике, то наша жизнь в немусульманской системе будет также означать поддержку пороков в стране, так как мы платим налоги правительству, которое, в свою очередь, использует деньги, чтобы продвигать свои ценности.

Какой же политической силе должны отдавать предпочтение мусульмане, живущие в неисламских государствах?

Многие крупные мусульманские богословы, ученые и муфтии рассмотрели вопрос о голосовании мусульман в немусульманских странах и издали решение, предписывающее голосовать. С правовой точки зрения, голосование будет являться меньшим из двух зол (اهون البليتين). Отсутствие голосования наносит больший вред, чем голосование, и косвенно способствует проявлению несправедливости.

Если есть уверенность в том, что определенная политическая партия служит интересам мусульман и Ислама, то этой партии нужно отдать предпочтение.

В Шариате есть правило - «Становится обязательным то, без чего невозможно осуществить обязательное». Оно призывает нас принять участие в выборах собственных лидеров, прийти и проголосовать за лучшего.

Вот, что говорится в решении Консульства по исламскому фикху при Всемирной мусульманской лиге в Мекке по вопросу участия мусульман в выборах в немусульманских странах: «Дозволенно мусульманам принимать участие в выборах в немусульманских странах в случаях, если их участие в выборах принесет пользу мусульманам и позволит избавить их от вреда». Все это при условии, что участие в выборах не приведет к пренебрежению религиозными обязанностями. Фетва может уточняться и дополняться в зависимости от времени, места и ситуации, в которых проходят выборы.

Мы также принимаем, то, что существуют различные мнения ученых в отношении вопроса выборов. Мы знаем, что есть незначительная часть ученых, которая не согласна с вышеупомянутыми фетвами и выступает против участия мусульман в выборах – как в качестве кандидатов, так и в качестве избирателей. Некоторые же запрещают выдвигать кандидатуру, но разрешают голосовать.

В итоге же каждый мусульманин решает, какому ученому, то есть его фетве, отдать предпочтение и поступает в соответствии со своим решением.

P.S. Выборы депутатов в Государственную Думу Федерального собрания РФ VI созыва назначены на 4 декабря 2011 года. Впервые Государственная дума будет избираться на пять лет. Во второй и последний раз для полноценного представительства в Государственной Думе партиям будет необходимо преодолеть 7%-й барьер, однако партия, которая наберет от 5 % до 6 %, получит одно кресло в Госдуме, а набравшая от 6 % до 7 % — два кресла.

Беседовала Ася Капаева

На фото: Альфрид-хазрат Мустафин



комментариев