Свобода слова и ее понимание мусульманами

В последнее время я часто спрашиваю себя: когда слабоумным надоест устраивать пожары только чтобы узнать, успеют ли приехать пожарные и потушить огонь?

Если и есть что-то хорошее в последних тревожных событиях, то это возможность снова заговорить о рамках свободы слова в представлении разных культур и с учетом их достижений в этой области.

По одну сторону баррикад находятся те, кто отстаивает право каждого свободно выражать свои мысли и чувства – публично и без каких-либо ограничений. Тогда как их противники недоверчиво спрашивают: что делать со свободой слова, если она оскорбляет религиозные чувства других?

На самом деле абсолютной свободы не существует, по крайней мере, в сегодняшнем мире.

Если в большинстве либеральных европейских стран действуют законы приличий, призванные ограждать малолетних от сугубо плотских сторон жизни, в Англии – законы, запрещающие оскорблять Королеву; законы, запрещающие оскорбление евреев, гомосексуалистов, негров, женщин и туземного населения, то нельзя не признать, что свобода слова и самовыражения имеет границы даже в так называемых «свободных» обществах, и что к Богу и религии должны относиться с неменьшим уважением, чем к британской королеве.

Свобода самовыражения?

В последнем скандале в связи с низкопробным фильмом, порочащим Пророка ислама, не последнюю роль сыграл египетский телеканал, ибо он фактически «раскрутил» этот фильм. На тот момент видеоролик находился в сети уже два месяца и за это время его посмотрели только 500 раз, и вдруг через несколько дней после публичного показа на местном телеканале – целых 30 миллионов просмотров!

Как мусульманин, я считаю, что показ фильма нельзя было оправдывать свободой слова. Напротив, я полагаю, что те, кто показал его, чтобы разъярить верующих, несет такую же ответственность, как и те, кто его снял – тем более что у них были одни и те же мотивы. И те, и другие одинаково виновны в следовавших за этим преступлениях и должны ответить за свои действия.

Египетские власти уже арестовали местного телеведущего. Хочется увидеть, как то же самое произойдет с создателем фильма в США – его уже признали виновным в финансовых и юридических махинациях; он снимал фильм на деньги вооруженных фундаменталистов, готовых к войне с мусульманами, а потом скрылся, как и положено преступникам, таким, как он.

Недавно в одной британской газете я прочитал, что фирме по производству мороженого запретили использовать рекламу с беременной монашкой, потому что это оскорбляет католиков. В ответ компания заявила, что развесит свою рекламу прямо перед Вестминстерским аббатством во время визита папы в Лондон. Как мусульманин, я не думаю что это акт открытого неповиновения цензуре, мне кажется, что эта безвкусица и провокация – ни что иное, как средство нажиться на продажах за счет оскорбления чьих-то религиозных чувств.

Устраивать скандал на почве религии, дабы привлечь внимание к своему товару – это низкий и дешевый способ, который следует признать нарушением этики в бизнесе, и который не имеет ничего общего со свободой слова. Такие «дельцы» с выгодой для себя без устали эксплуатируют одних и тех же персонажей – евреев, негров, детей, женщин – так почему мы критикуем их только за злоупотребление религиозной тематикой? Давайте бойкотировать все, что они нам предлагают.

Строить мосты во имя мира

Ислам учит нас быть справедливыми ко всем и никогда не идти на поводу у страстей. Он также учит, что ненависть порождает ненависть, а мудрым и мягким словом можно открыть сердца и решить проблему куда скорее и эффективнее, чем конфронтацией и насилием. Но больше всего в Коране подчеркивается, что люди были созданы разными специально, чтобы они могли узнавать друг друга и обмениваться знаниями и культурой. То есть, различия – это закон Вселенной, а их признание – неотъемлемая часть культуры ислама.

Могу подтвердить, что все это правда, потому что я применяю эти принципы каждый день и очень успешно. 7 лет назад в сентябре 2005 года датская газета напечатала несколько карикатур, неуважительно изображавших Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Тогда я выступил с добровольной инициативой под названием «Не ненавидеть, а учить» (Don’t Hate, Educate), предложив наводить культурные мосты, работать над разрешением конфликта и учиться уважать разнообразие.

Тогда я оказался практически один и сам плыл против течения. Я хорошо знал оба мира и чувствовал, что должен попытаться объяснить причины этого опасного межкультурного недопонимания, чтобы предотвратить подобные случаи в будущем.

Я начал с того, что написал статью, в которой изобразил проблему с обеих сторон и предложил решение на основании своего опыта и знаний. Идея была подхвачена многими известными сайтами и обсуждалась в датском парламенте. Потом мне удалось убедить датское телевидение показать фильм о жизни Пророка Мухаммада, за которым последовало публичное обсуждение.

Я также начал изучать обстоятельства, сопутствующие публикации карикатур, и обнаружил немало фактов, указывающих на то, что СМИ непричастны к кризису. Ситуация на местной политической сцене, а именно выход на нее правых антииммигрантских политиков, а также далеко не второстепенные роли местных имамов обеспечили превращение местной проблемы, с которой легко можно было справиться в пределах страны, в драму международного значения, которой, по словам датского премьера, Дания не видывала со времен второй мировой войны!

В мусульманской прессе Дания стала «врагом ислама», а в глазах мировых СМИ мусульмане стали «врагами свободы слова». Но ведь ни то, ни другое не отвечает действительности!

Никто не вспомнил, что 2006 год для Дании должен был стать годом Палестины, а также искусства и культуры Ближнего Востока – все было уничтожено взрывом ненависти с обеих сторон. Большинство мусульман не знают, что скандинавские страны являются одними из наиболее последовательных сторонников идеи палестинского государства и активно принимают беженцев из горячих точек, в том числе, из мусульманского мира.

И точно так же теперь никто не видит, что происходит в арабских столицах в связи с американскими выборами, которые состоятся через несколько недель.

Из своего опыта борьбы с ненавистью я научился позитивно мыслить и целенаправленно действовать, когда вокруг бурлят отрицательные мысли и эмоции; и могу сказать, что стремление быть объективным и не навязывать другим свои представления сделало меня лучше, помогло мне учиться, расти и открывать в себе новые навыки и таланты.

Я многое узнал о чужой культуре, которой раньше совершенно не интересовался, и сейчас это знание подсказывает мне ответы на вопрос, как перестроить Египет. Я завел много новых друзей по всему миру, которые так же, как и я, пытаются бороться с ненавистью, говорить об уважении ко всем религиями и культурам. И у меня стало намного больше возможностей миролюбивыми и цивилизованными способами познакомить людей с моей верой и культурой – это намного лучше и полезнее для ислама и Пророка Мухаммада, чем разжигать ненависть, нападать на посольства, блокировать сайты, потому что все это прямо противоположно гуманному и цивилизованному учению ислама и его благородного Пророка (мир ему и благословение).

Когда происходит вспышка ненависти, ответственность несет каждый, если он не пытается пресечь ее и дать отпор ненависти (пусть даже маскирующейся под свободу слова); все образованные и миролюбивые люди должны прикладывать к этому сознательные и постоянные усилия, потому что, если этого не делать, то в конце концов все мы будем поглощены ненавистью, войной, жадностью – уж для них-то не существует различий.



комментариев