Джихад – ( от араб. «усилие») понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха.
Однако зачастую это понятие трактуют неверно. Всем прекрасно известно, что в современном обществе со всех сторон слышится: экстремизм, террористы, взрывы и так далее. И все это ассоциируется с исламом и мусульманами. Проблема заключается в том, что многие люди просто не понимают, что же такое «джихад» или трактуют неверно это понятие, ориентируясь на некие стереотипы, прочно устоявшиеся в обществе.
Надо отметить, что в России существует много исламских организаций, но лишь одна из них обратила внимание на вопрос, касающийся джихада. Эту тему не любят затрагивать, но она тревожит многих и остро встает каждый раз, как дело заходит о терактах.
«Аль-Васатыя» международная организация в Кувейте. Идея данной организации заключается в призыве к следованию «умеренности», «центризму», «срединному пути». Само название имеет глубокий смысл, это «мера всех вещей», «баланс», «гармония», заданная Всевышним.
Такое объединение есть и в ряде других стран, например, в Ливане, Азербайджане, Таджикистане, Англии, Америке. Самые активные страны в этом списке: Азербайджан и Ливан.
Сейчас « Аль-Васатыя» существует и в Москве. « Аль-Васатыя» - организация, призывающая к тому, чтобы мусульмане любой страны стремились быть единой общиной.
Не так давно директором этой организации был назначен Али Вячеслав Полосин. Он полтора года изучал работу и цели этой организации в Кувейте. «Аль-Васатыя» занимается проведением богословских конференций, организует поездки для групп мусульман (15-20 человек) в Кувейт для повышения квалификации и многое другое.
На конференции в гостинице «Катерина-Сити» 27 ноября 2011 года, посвященной теме джихада, участвовал доктор шариатских наук, представитель международного центра «Аль-Васатыя» в Кувейте, Усман Абдурахим. Он постарался объяснить мусульманам России, что же такое «джихад».
- Мы видим, что сейчас современную молодежь не интересуют нравственные качества мусульман, они с гораздо большей охотой занимаются экстремизмом и терроризмом, и приписывают это исламу. Многих людей это отталкивает от ислама, так как они слышат, что мусульмане взрывают, убивают мирных жителей, это создает негативное отношение, люди начинают воспринимать мусульман, как агрессоров. Они не знают, что основные принципы мусульманина это – терпимость, милосердие и хорошее отношение ко всем людям.
Джихад поручается богословам, знающим людям, а не одному человеку. Джихад может быть использован лишь в крайних случаях.
Однако не надо забывать, что джихад не только вооруженная борьба на поле боя. Это также борьба с духовными и социальными пороками (ложь, обман, коррупция, разврат и прочее). Это усердие и усилие в работе, в достижении каких-то своих личных целей для улучшения своего нафса (эго). К сожалению, теперь этот термин приобрел очень негативное значение и понимается в узкой трактовке.
- Когда нет знающих людей, способных объяснить основные законы и суть ислама в том или ином вопросе, то человек начинает искать ответ во всех доступных источниках. Самый доступный источник – это Интернет. Всем известно, в Интернете можно найти все что угодно, любую информацию, но проблема в том, что эта информация не всегда достоверна.
Поэтому, начитавшись о мусульманах-террористах, послушав очередную сводку новостей, где подробно обо всем этом рассказывается, мало знающий человек поверит всему этому, и будет считать, что реальность такова.
Шейх цитировал слова из Корана: «Мы сделали вас срединной общиной». ( Коран 2-143).
Действительно, организация «Аль-Васатыя» призывает к умеренности во всем, в том числе и в джихаде. Не надо хвататься за голову и в панике убегать, когда слышишь слово «джихад». Не стоит думать, что «джихад» это вооруженная борьба, которую может применить любой мусульманин при удобном случае. Джихад – это любое усердие, старание на пути Аллаха, для своей религии, которое принесет пользу, как самому человеку, так и обществу в целом.
- Нельзя только по приказу веры убивать других людей. Мы можем видеть прекрасный пример мирного существования мусульман и с иудеями и с христианами во времена пророка Мухаммада (САВ).
Если говорить о джихаде, как о вооруженной борьбе, то это всегда должно быть обоснованное решение, которое применяется лишь в крайних случаях.
Мусульманин – это образец нравственности. Он добр, уважает других людей, их обычаи, традиции, веру, с пониманием и терпением относится к этому. Он воплощает собой образ отзывчивого и приветливого человека, он никак не может быть террористом или экстремистом.
«Нет ничего, что в День воскресения окажется на весах верующего тяжелее превосходного нрава. Воистину, Аллах ненавидит грубых и бесстыдных людей». ( Абу Дауд и ат-Тирмизи)
Наиболее совершенна вера у верующих с превосходным нравом, которые любят друзей и которых любят друзья. И нет добра в том, кто не любит друзей и кого не любят друзья”, (ат-Табарани).
Можно приводить много хадисов, но их суть одна. Истина заключается в том, что вера человека исходит от его сердца: «Поистине, есть в человеке кусочек плоти: если он здоров, то здорово все тело, если он болен, то болеет все тело». ( Сахих аль-Бухари).