В первой части данной статьи («Что не потерял мир даже с упадком мусульман») мы коротко рассказали об убеждениях мусульман и шариатской науке, которая их изучает (Акида). Дела или модель поведения, как было сказано, – часть исламских убеждений. Эту модель изучает самая обширная шариатская наука, которой посвящены десятки тысяч томов, составленных величайшими умами человечества, – Фикх (исламское право).
Фикх – это бриллиант человеческой мысли, оттолкнувшейся от божественной Мудрости. Это огромный клад, который, несмотря на свои размеры, так хорошо спрятан, что до сих пор скрыт от большинства обладателей разума (учитывая мировую моду на арабский язык, эта проблема – дело времени). Некоторые же из них, отыскав его, недобросовестно приписали этот бриллиант исключительно умам людей, пожелав не заметить божественного начала. Так, например, немецкий востоковед и ненавистник ислама Шахт считал Фикх юридическим трудом, возникшим в результате блестящих правовых исследований великих умов, которым было приятно отнести его к Корану и Сунне. В следующей части данной серии статей мы ответим на эту мысль и раскроем правовые особенности Фикха, которые делают его актуальным во все времена. Сегодня же – поговорим о его источниках.
Исламское право – это божественная система оценок человеческого поведения. Оценок Фикха, относящихся к деятельности человека, пять: обязательно (ваджиб), желательно (мандуб, сунна), дозволено (мубах), нежелательно (макрух), запрещено (харам). Их установление является правом исключительно Всевышнего Аллаха: «Несомненно, Он творит и повелевает. Благословен Аллах, Господь миров!» (сура «Преграды», аят 54). Таким образом, источниками шариата и, в частности, Фикха могут быть только те институты, которые выражают Волю Всевышнего. Основными такими источниками являются следующие четыре: Коран, Сунна, Иджма’ и Кияс.
Книга Аллаха
Коран является Речью Аллаха и не нуждается в других доказательствах своей правообразующей сущности. Аллах говорит: «Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных» (сура «Корова», аят 2); «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение» (сура «Корова», аят 185); «Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь» (сура «Перенос ночью», аят 9); «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа» (сура «Преграды», аят 3).
Положения Корана могут носить как общий характер, регламентируемый разъяснениями и исключениями Сунны и других шариатских доказательств, так и частный, конкретный. Книга Всевышнего Аллаха содержит в себе нормы всех подразделов исламского права.
Примеры аятов Корана, содержащих правовые нормы: «Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «Корова», аят 275); «Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29); «…то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной…» (сура «Женщины», аят 3); «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырёх свидетелей, высеките восемьдесят раз» (сура «Свет», аят 4); «Если вы заключаете договор о долге на определённый срок, то записывайте его» (сура «Корова», аят 82)…
В приведённых аятах содержатся самые различные правовые нормы, начиная от положений ритуального поклонения, заканчивая уголовным правом. Однако целью Корана не является подробная точечная регламентация правовых норм. Как исключение в качестве примера можно привести наследственное право, изложенное Кораном в деталях. В большинстве случаев Книга Аллаха разъясняет только основные положения тех или иных актов, оставляя их подробное разъяснение за Сунной. Коран же – это настольная Книга мусульманина, чтение которой является поклонением Аллаху. Такое чтение поддерживает убеждения мусульманина, его искренность и решимость, целеустремлённость и пассионарность.
Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха)
Сунна – это всё, что исходит от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), за исключением Корана, из слов, действий и одобрения»1 (Суллями, «Усуль альфикх», стр. 103).
Доказательством правообразующей сущности Сунны является Коран: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху» (сура «Женщины», аят 80); «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику» (сура «Добыча», аят 20); «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (сура «Сонмы», аят 36); «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (сура «Сонмы», аят 21); «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (сура «Собрание», аят 7).
Примеры хадисов, указывающих на правовые нормы: «Передают, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если двое людей заключают торговую сделку, то каждый из них имеет право расторгнуть её до тех пор, пока они не разошлись и находятся вместе. Если один из них предлагает другому условия, и он соглашается на них, после чего они заключают сделку на этих условиях, то сделка считается заключённой. Если они расходятся после заключения сделки и ни один из них не пытается её расторгнуть, то сделка также считается заключённой» (АльБухари, Муслим); передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Бракосочетание недействительно без опекуна невесты» (АтТирмизи и др.); передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первым, о чём люди будут спрошены в День воскресения, будет пролитая кровь» (АльБухари, Муслим).
Сунна подтверждает аяты Корана, разъясняет их, регламентирует правила частных исключений из общих положений Корана, а также устанавливает нормы, не упомянутые в нём.
Правовые нормы шариата выводятся из Корана и Сунны на основе множества правил, связанных с природой арабского языка и логическими инструментами совмещения контекстов текстов первоисточников и их указаний. Эти правила изучаются уникальной шариатской наукой «Усуль альфикх», о которой мы поговорим в одной из следующих статей.
Иджма’ и кияс
Иджма’ – это единогласное мнение учёныхмуджтахидов, живущих в один период времени, пришедших к согласию в какомлибо из положений шариата после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха) (Суллями, «Усуль альфикх», стр. 124).
Свидетельствами об иджма’ как об источнике права являются Коран и Сунна. Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (сура «Женщины», аят 59). Словосочетание «обладающие влиянием» в данном контексте имеет несколько смыслов, в том числе подразумевает и учёныхмуджтахидов. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Моя умма не соберётся на заблуждении» (Ибн Маджа).
Иджма’ не устанавливает норм, указаний на которые нет в Коране и Сунне. Она лишь утверждает однозначную правовую трактовку положений этих двух основных источников шариата.
Кияс – это суждение по аналогии в положениях, относительно которых нет прямых текстов шариата (Корана и Сунны), с положениями, относительно которых такие тексты есть.
Доказательством правомерности использования кияса являются Коран, Сунна и единогласное мнение сподвижников Пророка, которые его практиковали. Всевышний Аллах сказал: «Если же вы станете препираться о чёмнибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (сура «Женщины», аят 59). Веление обращать неясные вопросы к Аллаху и Его Посланнику – это приказ следовать киясу. Посылая своего сподвижника Муаза в Йемен, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его о том, как он поступит, если не найдёт решения по какомулибо вопросу непосредственно в Коране и Сунне. Муаз ответил, что проведёт собственный иджтихад (правовое суждение на основе текстов шариата). На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хвала Аллаху, Который направил посланца посланника Аллаха к тому, чем доволен посланник Аллаха» (Абу Дауд, АтТирмизи).
Говоря о киясе, учёные выделяют четыре основных пункта (к которым привязывают шариатские условия): 1) асль – положение, с которым проводится аналогия; 2) фар’ – положение, на которое проводится аналогия; 3) хукм – правовая норма первого положения, которая распространяется на второе; 4) ‘илля – общая основа двух положений, связывающая их, являющаяся причиной предписания шариатом данной правовой нормы.
В качестве наиболее простого и понятного примера кияса можно привести следующий. Аллах говорит: «Воистину, вино (опьяняющие напитки), азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны» (сура «Трапеза», аят 90). Данный аят запрещает употребление вина. Причина запрета – свойство вина, которое приводит к опьянению человека. Таким же свойством обладает, к примеру, пиво, на которое, соответственно, также распространяется запрет. Таким образом, если спроецировать данный пример на четыре пункта, изложенных выше, то в данном случае асль – это употребление вина, фар’ – употребление пива, хукм – запрет и ‘илля – опьянение.
(В следующей части данной серии статей мы поговорим о разделах исламского права, охватывающих все сферы человеческой жизни, а также о природе Фикха, которая позволяет ему не устаревать и быть актуальным во все времена.)
1В данном случае речь идёт о Сунне как об источнике шариата. Слово «сунна» имеет и другое значение, которое совпадает со словом «мандуб» (желательное), что означает требование шариата не в строгой однозначной форме (Суллями, «Усуль альфикх», стр. 43).