Понять закон Аллаха. Смысл, дух и цели Шариата

Шариат, в общем понимании, - это воля Всевышнего Аллаха, Его всеобъемлющий закон и порядок установленный во всей Вселенной. Человеческая жизнь – лишь одна из сфер, которая подчиняется этому всеобъемлющему Устану Всевышнего. А конкретные положения и предписания Шариата, его нормы или по-арабски «ахкамы» – это лишь частные случаи приложения этой воли и закона к конкретным ситуациям человеческой жизни.

В установлении Всевышним Шариата и в подчинении этому закону человеческой жизни есть глубокий и вполне определенный смысл. Понимание смысла Шариата, целей с которыми он был установлен, помогает мусульманским правоведам – факихам лучше понять замысел Господа, то значение, которое Он вкладывал в каждое конкретное предписание или запрет.

Ведь одно дело зубрить и применять «мертвую букву закона» о запрете или предписании чего-либо без должного понимания, для чего они установлены и какие цели преследуют. А другое – понимать, с какой целью был наложен тот иои иной запрет или обязательство, и всеми силами способствовать лучшему исполнению конкретного замысла Всевышнего и достижению его цели. Это и есть знание и понимание духа Шариата, а не только его буквы.

Основной и неоспоримой целью Шариата является принесение пользы верующим. Для этого он упорядочивает их жизнь, предписывает то, что приносит им пользу, и запрещает то, что им вредит. Таким образом, целью каждого шариатского положения является или принесение пользы или устранение вреда для человека – лучшего из созданий Господа миров. Именно поэтому мусульманские правоведы и муджтахиды руководствуются принципом «нормы Шариата основаны на интересах людей».

Воздержание от пиши и питья в пост, к примеру, предписано для укрепления веры, достижения богобоязненности и благочестия. Запрет спиртного установлен для устранения исходящего от него вреда здоровью, разуму и вере. За каждым шариатским предписанием и запретом существует определенная цель, с которой они были установлены.

Мусульманские ученые, занимающиеся глубоким и детальным изучением фундаментальных основ исламского законодательства, четко сформулировали эти цели и создали удобную для понимания их классификацию. В фикхе цели Шариата (по-арабски «мак’асиду ш-Шари’а») занимают очень важное место и являются одним из его неотъемлемых элементов.

Эти цели делятся на несколько групп, в зависимости от их характера и направленности. Самое первое разделение – это разделение целей Шариата с точки зрения направленности на обеспечение пользы в этом мире и мире следующем. С точки зрения уровня задач, на которые направлены религиозные нормы, цели Шариата делятся на общие, специальные и частные:


1. Общие цели Шариата – это сохранение самого установленного Аллахом закона, образа жизни мусульман, контроль за соблюдением основополагающих предписаний и запретов, таких, как нормы, устанавливающие необходимость поклонения, распространения справедливости, жизненно важных свобод, прав и обязанностей.

2. Специальные цели Шариата – это поддержание установленного порядка в более узких, специальных сферах человеческой жизни, таких, как семейная жизнь, экономическая, политическая сферы, гражданское и уголовное право и т. д.

3. Частные цели Шариата – это забота о сохранности и регулировании более частных случаев из жизни мусульманина, связанных с отдельными нормами, такими как, омовение, молитва, послушание родителям и т. д.

С точки зрения того, на обеспечение каких вопросов направлены цели Шариата, они делятся на связанные с вопросами первой необходимости, людских потребностей и улучшением жизни:


1. Вопросы, связанные первой и основной необходимостью, касаются обеспечения жизни человека, стабильности и благополучия общества. Сохранность этих интересов является самым основным и необходимым гарантом существования самого человеческого общества. Несоблюдение этих интересов ведет к расшатыванию жизненных устоев, нестабильности, смутам и краху всего заведенного порядка.В эту группу ученые включают необходимость защиты религии, жизни, разума, собственности и чести.

2. Вопросы, связанные с людскими потребностями. Это то, в чем нуждаются люди для решения своих текущих задач, обеспечения своей жизни и развития. Если эти интересы не обеспечиваются, это очень сильно усложняет нормальное развитие общества. Данная группа объединяет все вопросы, связанные с нормами взаимоотношения людей друг с другом – взаимные договора, торговля, образование и т. д.

3. Вопросы, связанные с улучшением жизненных удобств, включают в себя заботу о практичности и красоте одежды, приготовлении пищи, постройке удобного жилья и т. д.

Несомненно, приведенный список целей Шариата очень ограничен. На самом деле, у специалистов он намного обширнее и детальнее. По мнению многих видных ученых, цели Шариата не ограничиваются только этими группами и пунктами. Все, что приносит пользу Исламу и мусульманам, может быть смело включено в этот список.

Понимание духа и целей Шариата, того, что он никогда не должен вредить человеку, не должен создавать ему излишних препятсвий и преград, помогает ученым в иджтихаде (вынесении богословско-правового суждения квалифицированным специиалистом), подготовке и издании новых правовых норм – фетв по тем случаям, которые не охвачены Кораном и Сунной напрямую.

Ярким примером тут может служить решение вопроса относительно порядка соблюдения поста мусульманами в странах Северной Европы в летнее время. В этом регионе, куда относятся и российские Петербург, Петрозаводск, Мурманск, Архангельск т т.д., как известно, летом начинаются белые ночи. То есть солнце заходит очень поздно – уже заполночь, и встает очень рано - буквально через несколько часов после захода.

Получается, что в этом случае мусульмане должны поститься чуть ли не 22 часа из 24-х. А на Крайнем Севере солнце вообще на заходит полгода. Буква шариатского закона требует, чтобы мусульмане Крайнего Севера так и постились – по полгода. Но это абсолютно невозможно, т.к. приведет к неминуемой гибели каждого постящегося.

Именно в подобных ситуациях ученые обращаются к духу и целям Шариата, которые гласят, что его основной целью является принесение пользы верующим, а никак не нанесение вреда, облегчение его жизни, а никак не создание дополнительных затруднений.



7 комментариев


  1. (01.08.2012 01:17) #
    1

    законы от Создателя, приведут человека к гормонии и спокойствию в этом мире и к вечному счастью в будущей жизни и именно эти законы идеальны!

  2. (01.08.2012 11:33) #
    0

    Ниспосланное Божественное Откровение это Коран. Хадисы не могут являться Богооткровением равным Корану или что еще ужаснее, отменяющим Коран.
    Обязательное и запретное лишь в Коране.
    Концепция насх/мансух (наличие в Коране отменяющих/отмененных аятов) делает Коран не ясным Писанием для обладающих разумом, а источником манипуляций общественным сознанием и выделением особой касты т.н. "обладающих знанием".
    Многие имеющиеся в исламе ортодоксальные концепции, построены на выдергивании некоторых аятов Корана из их общего контекста. Наподобие "Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам", хотя по контексту там идет речь о трофеях, а не о Сунне. Или "Если вы не знаете, то спросите людей Напоминания (ахлю зикр)", при том, что в контексте речь здесь идет не о алимах (богословах), а об иудеях.
    И много подобных ляпов существует в традиционных трактовках ислама и на всех этих концепциях, в которых при ближайшем рассмотрении Бога нет, а есть лишь схоластичные догмы, преломленные сквозь чье то средневековое миропонимание и мироощущение, и построен т.н. Шариат, фикх и прочие религиозные инструменты управления обществом.
    Традиции, чьи постулаты способствовали когда то конкурентоспособности исламского мира, к сожалению превратились сегодня в незыблемые, неоспоримые и закостеневшие догмы, тянущих его на социальное дно.
    Большие проблемы у мусульман сегодня с пониманием основополагающих принципов единоБожия, мешающим жить и судить по ниспосланному Корану.
    Похоже, что ясные коранические постулаты погребены сегодня под толстым слоем догматизма, ханжества, фарисейства и мракобесия. Нечто подобное похоже узрел когда то Ницше, провозгласивший о смерти Бога.

  3. (17.08.2012 03:36) #
    0

    Законы шариата – это обращение Законодателя, касающееся поступков людей . Это обращение может быть либо категорическим , достоверность происхождения которого окончательна, такими являются Благородный Коран и хадисы мутаватир , либо не категорическим, достоверность происхождения которого сомнительна, как, например, хадис, не являющийся мутаватир. Если это обращение является категорическим, достоверность происхождения которого окончательна и смысл этой законодательной речи ясен и очевиден, то закон, имеющийся в ней, является окончательным и неоспоримым в своем указании, как, например, число ракатов обязательных намазов, о которых сообщается в хадисе мутаватир, запреты на взимание ссудного процента, а также такие законы как отсечение руки вору, бичевание за прелюбодеяние. Все эти законы являются категорическими, истина в них определена и в их отношении имеется лишь одно окончательное мнение.
    Если обращение Законодателя является таким, что его достоверность окончательна, но смысл не является окончательным, то закон, имеющийся в нем, не будет являться категорическим. Так, например, достоверность аята о джизье (подушный налог на иноверцев) окончательна, но в деталях его указание не является однозначным. Ханафиты обуславливают то, чтобы этот налог назывался джизьей, и те, на которых она налагается, должны проявлять униженность в момент уплаты. А Шафииты не ставят условием, чтобы этот налог назывался джизьей, и считают, что допустимо называть его дополнительном закятом, и при оплате его, люди необязательно должны проявлять свою униженность, и достаточно того, что эти люди подчинились законам Ислама.
    Если обращение Законодателя является таким, что его достоверность происхождения неокончательна как хадис , который не является мутаватир, то содержащийся в нем закон не является категорическим, несмотря на то, является ли содержащийся в тексте хадиса смысл однозначным, как, например в хадисе о посте в течение шести дней месяца Шавваль, или же когда текст содержит неоднозначный смысл, подобно запрету передачи земли в аренду.
    Законы шариата понимаются из обращения Законодателя посредством правильно выполненного ижтихада. Таким образом, ижтихад мужтахида выявляет и раскрывает закон шариата. Вследствие чего, законом Аллаха для каждого мужтахида и будет являться то, к чему он пришел в результате своего ижтихада и что на его взгляд, является наиболее правильным решением .

    • (17.08.2012 04:06) #
      0

      Большинство мусульманских школ считает, что в правовых вопросах хадисы могут что-либо запрещать или разрешать, даже если в вопросах вероучения аргументы из них не являются доказательством. Однако ханафиты не разделяют этого мнения. Они считают, что данные хадисов и в правовых вопросах не являются окончательным доказательством суждения, так как они носят предположительный характер. Но на предположениях нельзя выносить решение о запретности или разрешенности того или иного деяния, так как Аллах сказал: “Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это, мол, дозволено, а то запретно, и не возводите напраслину на Аллаха. Воистину, не будут благоденствовать те, которые возводят на Аллаха навет” (16: 116). Поэтому в ханафитском праве запретительные и позволительные повеления хадисов могут носить лишь характер желательного и нежелательного. Абу Ханифа (ум. в 150/767), Абу Юсуф (ум. в182/798) и Имам Мухаммед (ум. в I89/805) считали доводы из хадисов только желательными и нежелательными, а не позволительными и запретительными.

  4. (17.08.2012 03:37) #
    0

    Что касается Сунны:
    Лингвистическое значение слова сунна означает путь (тарикат). А в шариате оно означает рекомендуемые требования (нафиля), которые переданы нам от пророка (да снизойдет на него и его семью милость Аллаха), примером чему являются число поклонов (ракатов) рекомендуемых намазов, которые называются сунной в противоположность фарзу (обозначающему обязательное). Однако не следует понимать, что она называется сунной вследствие того, что она исходит от пророка (мир ему), а фарз исходит от Аллаха. Сунна как и фарз, имеет один и тот же источник – Аллаха. Пророк же (мир ему), является лишь тем, кто передает от Аллаха, ибо он говорит не от себя, а говорит лишь то, что было открыто ему Аллахом в откровениях. И так, сунна – это то, что передано нам от посланника (мир ему), как рекомендованные действия (нафиля), и оно названо сунной. Равно как и то, что, передано нам пророком (да благословит его Аллах и приветствует) именно как обязательные требования - является фарзом. Так, например, требование совершения двух обязательных ракатов утренней молитвы переданы нам через истинные повествования, именно как обязательное требование. А два рекомендуемых раката сунны утренней молитвы переданы также через последовательность истинных повествований от пророка (мир ему), но они переданы как рекомендуемое действие (нафиля). И то, и другое требование исходят от Всевышнего Аллаха, а не лично от Посланника. Требования в поклонении различаются на фарз и нафиля, так и в других поступках различаются фарз, мандуб и мубах, и при этом рекомендуемые действия называясь нафиля, являются сунной.
    Необходимо также отметить, что “сунна” `означает доказательство шариата, которое исходят от Пророка (мир ему) и которое не содержится в Коране. К нему относится речь Пророка (мир ему), его действия, и его молчаливое признание.

  5. (17.08.2012 03:40) #
    0

    И ваша ересь о социальном дне напрасна!,так как в Исламе хоть и без Халифата исполняется социальная система хоть и не целиком...

  6. (20.08.2012 03:26) #
    0

    Сражайся с ними, чтобы не отвратили они вас, и чтобы вся власть принадлежала религии Аллаха (аят)