Понять закон Аллаха. Смысл, дух и цели Шариата

Шариат, в общем понимании, - это воля Всевышнего Аллаха, Его всеобъемлющий закон и порядок установленный во всей Вселенной. Человеческая жизнь – лишь одна из сфер, которая подчиняется этому всеобъемлющему Устану Всевышнего. А конкретные положения и предписания Шариата, его нормы или по-арабски «ахкамы» – это лишь частные случаи приложения этой воли и закона к конкретным ситуациям человеческой жизни.

В установлении Всевышним Шариата и в подчинении этому закону человеческой жизни есть глубокий и вполне определенный смысл. Понимание смысла Шариата, целей с которыми он был установлен, помогает мусульманским правоведам – факихам лучше понять замысел Господа, то значение, которое Он вкладывал в каждое конкретное предписание или запрет.

Ведь одно дело зубрить и применять «мертвую букву закона» о запрете или предписании чего-либо без должного понимания, для чего они установлены и какие цели преследуют. А другое – понимать, с какой целью был наложен тот иои иной запрет или обязательство, и всеми силами способствовать лучшему исполнению конкретного замысла Всевышнего и достижению его цели. Это и есть знание и понимание духа Шариата, а не только его буквы.

Основной и неоспоримой целью Шариата является принесение пользы верующим. Для этого он упорядочивает их жизнь, предписывает то, что приносит им пользу, и запрещает то, что им вредит. Таким образом, целью каждого шариатского положения является или принесение пользы или устранение вреда для человека – лучшего из созданий Господа миров. Именно поэтому мусульманские правоведы и муджтахиды руководствуются принципом «нормы Шариата основаны на интересах людей».

Воздержание от пиши и питья в пост, к примеру, предписано для укрепления веры, достижения богобоязненности и благочестия. Запрет спиртного установлен для устранения исходящего от него вреда здоровью, разуму и вере. За каждым шариатским предписанием и запретом существует определенная цель, с которой они были установлены.

Мусульманские ученые, занимающиеся глубоким и детальным изучением фундаментальных основ исламского законодательства, четко сформулировали эти цели и создали удобную для понимания их классификацию. В фикхе цели Шариата (по-арабски «мак’асиду ш-Шари’а») занимают очень важное место и являются одним из его неотъемлемых элементов.

Эти цели делятся на несколько групп, в зависимости от их характера и направленности. Самое первое разделение – это разделение целей Шариата с точки зрения направленности на обеспечение пользы в этом мире и мире следующем. С точки зрения уровня задач, на которые направлены религиозные нормы, цели Шариата делятся на общие, специальные и частные:


1. Общие цели Шариата – это сохранение самого установленного Аллахом закона, образа жизни мусульман, контроль за соблюдением основополагающих предписаний и запретов, таких, как нормы, устанавливающие необходимость поклонения, распространения справедливости, жизненно важных свобод, прав и обязанностей.

2. Специальные цели Шариата – это поддержание установленного порядка в более узких, специальных сферах человеческой жизни, таких, как семейная жизнь, экономическая, политическая сферы, гражданское и уголовное право и т. д.

3. Частные цели Шариата – это забота о сохранности и регулировании более частных случаев из жизни мусульманина, связанных с отдельными нормами, такими как, омовение, молитва, послушание родителям и т. д.

С точки зрения того, на обеспечение каких вопросов направлены цели Шариата, они делятся на связанные с вопросами первой необходимости, людских потребностей и улучшением жизни:


1. Вопросы, связанные первой и основной необходимостью, касаются обеспечения жизни человека, стабильности и благополучия общества. Сохранность этих интересов является самым основным и необходимым гарантом существования самого человеческого общества. Несоблюдение этих интересов ведет к расшатыванию жизненных устоев, нестабильности, смутам и краху всего заведенного порядка.В эту группу ученые включают необходимость защиты религии, жизни, разума, собственности и чести.

2. Вопросы, связанные с людскими потребностями. Это то, в чем нуждаются люди для решения своих текущих задач, обеспечения своей жизни и развития. Если эти интересы не обеспечиваются, это очень сильно усложняет нормальное развитие общества. Данная группа объединяет все вопросы, связанные с нормами взаимоотношения людей друг с другом – взаимные договора, торговля, образование и т. д.

3. Вопросы, связанные с улучшением жизненных удобств, включают в себя заботу о практичности и красоте одежды, приготовлении пищи, постройке удобного жилья и т. д.

Несомненно, приведенный список целей Шариата очень ограничен. На самом деле, у специалистов он намного обширнее и детальнее. По мнению многих видных ученых, цели Шариата не ограничиваются только этими группами и пунктами. Все, что приносит пользу Исламу и мусульманам, может быть смело включено в этот список.

Понимание духа и целей Шариата, того, что он никогда не должен вредить человеку, не должен создавать ему излишних препятсвий и преград, помогает ученым в иджтихаде (вынесении богословско-правового суждения квалифицированным специиалистом), подготовке и издании новых правовых норм – фетв по тем случаям, которые не охвачены Кораном и Сунной напрямую.

Ярким примером тут может служить решение вопроса относительно порядка соблюдения поста мусульманами в странах Северной Европы в летнее время. В этом регионе, куда относятся и российские Петербург, Петрозаводск, Мурманск, Архангельск т т.д., как известно, летом начинаются белые ночи. То есть солнце заходит очень поздно – уже заполночь, и встает очень рано - буквально через несколько часов после захода.

Получается, что в этом случае мусульмане должны поститься чуть ли не 22 часа из 24-х. А на Крайнем Севере солнце вообще на заходит полгода. Буква шариатского закона требует, чтобы мусульмане Крайнего Севера так и постились – по полгода. Но это абсолютно невозможно, т.к. приведет к неминуемой гибели каждого постящегося.

Именно в подобных ситуациях ученые обращаются к духу и целям Шариата, которые гласят, что его основной целью является принесение пользы верующим, а никак не нанесение вреда, облегчение его жизни, а никак не создание дополнительных затруднений.



комментариев