Вот смотрю я на Ислам, на его положения, регулирующие дозволенное и запретное, и у меня возникают вопросы. Почему нельзя употреблять алкоголь? В чём проблема, если человек будет употреблять его в своё удовольствие? Ведь алкоголь поднимает настроение, помогает отвлечься от своих проблем, забыться. Почему нельзя употреблять наркотики? Почему нельзя совершать прелюбодеяние? В чём проблема, если мужчина и женщина по взаимному согласию решат уединиться? И вообще, почему именно «мужчина и женщина»? Почему Ислам запрещает однополые связи, если всё это является выбором самого человека? Почему человеку можно кушать это, а вон то – нельзя? Ну вот я, взрослый, сознательный человек в здравом уме и твёрдой памяти, хочу съесть свининки. Почему нельзя? Почему женщина должна закрывать своё тело? Может, ей есть что показать, а главное – ОНА САМА этого хочет! Почему?.. Почему?..
Такие вопросы можно часто услышать от людей, которые сталкиваются с Исламом. Их удивляют и даже возмущают положения религии. Они не понимают, почему они не могут распоряжаться своей собственной жизнью по своему усмотрению: что им есть, пить, надевать, с кем встречаться, а кому сказать «нет».
Простой ответ на все эти многочисленные «почему?» я увидел в своей маленькой дочке, которой недавно исполнился годик. Всё началось с того момента, когда она научилась самостоятельно передвигаться: сначала на четвереньках, а потом на своих ножках, держась за стенку или мебель. Она начала отковыривать от стенки краску и есть её, подбирать с пола мусор и… правильно, тоже в ротик.
Тапочки оставлены без присмотра – она уже играется с ними и пытается попробовать на вкус. Всякие шнуры, кабели, провода – ничего не остаётся в покое: всё дёргается, тянется, пробуется на вкус. «А что это за интересные две дырочки на стенке? –думает она, видя розетку. – Интересно, мои пальчики поместятся туда?» Вот так мы и бегаем за ней, чтобы предотвратить опасность. Дома всё чаще стало слышно: «Марьям, нельзя!», а в ответ слышишь её плач, который символизирует всё тот же вопрос: «Почему?»
«Почему мне нельзя подбирать с пола разные разности и кушать их? Почему мамочка всегда выковыривает их из моего ротика? Ведь мне же хочется их покушать, попробовать на вкус. Почему папочка злится, когда я дёргаю эти интересные длинные штучки, которые он называет проводами? Он говорит, что я испорчу его компьютер. Но мне же интересно их дёргать, мне ведь становится от этого весело. Почему мне нельзя так веселиться? Почему нельзя засунуть пальчики в эти две дырочки на стене? Почему, когда я пытаюсь проверить, что там находится, мама и папа бегут ко мне с бешеными глазами и с криками уносят оттуда? Может, они прячут там что-то интересное? Стоит ещё раз попробовать пробраться к этим дырочкам. Почему я должна есть эту невкусную кашу? Они же видят, что я её не хочу! Почему?.. Почему?..»
Уверен, каждому понятно, что причина этих запретов заключается в ограждении ребёнка от опасности. От опасности отравиться, от опасности быть ударенной током и умереть. От опасности, о которой моя дочка ещё ничего не знает. Ею все эти запреты расцениваются как ограничение её свободы. Но это будет до тех пор, пока она не поймёт, что во всех этих ограничениях было благо для неё самой. Благо, о котором она не знает, и даже когда ей объясняешь, что её может ударить током, если она засунет пальчики в розетку, она этого не понимает. Ей остаётся только одно: подчиниться воле старших. Воле тех, кто знает. И, если на то будет воля Аллаха, она подрастёт, всё поймёт и поблагодарит нас за то, что мы её ограждали от всего вредного и опасного.
Точно так же и сам человек. У каждого из нас есть потребности, желания, стремления. Мы наделены разумом и правом выбирать для себя свою собственную модель поведения. Но не всё из того, что мы хотим, является дозволенным, потому что эти вещи вредны и опасны. И эти ограничения установлены Мудрым Создателем, Который сотворил нас и лучше знает, что нам вредно, а что приносит пользу.
«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знае-те» (смысл) (сура «аль-Бакара», аят 216).
Можно объяснить причину многих запретов. Например, алкоголь разрушает не только организм человека, но и его личность как духовную составляющую. Он разрушает семьи и бьёт по самому обществу. Беспорядочные половые связи чреваты различными заболеваниями. Они разрушают семьи, и люди теряют доверие друг к другу. Есть объяснение и другим запретам. И это человек может понять своим разумом и принять.
Но есть и такие вещи, вред/пользу которых на первый взгляд, на сегодняшний день нашего пребывания в этом мире, нам не понять. Нам лишь остаётся подчиниться своему Мудрому Господу и следовать Его велениям.
Человек должен осознать и принять то, что он сам и то, что его окружает, создано и что нет ничего удивительного в том, что этот Создатель знает, что принесёт пользу Его созданиям, а что принесёт вред. Вред не только для тела, но и для души. Вред не только для этого мира, но и для мира будущего. Поэтому человек должен подчиниться своему Господу и соблюдать его веления и запреты.
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, – быть может, вы помянете назидание» (смысл) (сура «ан-Нахль», аят 90).