Хвала Аллаху, Милостивому и Терпеливому Господу, Чья милость объемлет всё сущее и опережает Его гнев. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, пророку милости и учителю добра, который сказал: «Я был послан только для того, чтобы усовершенствовать нравственные достоинства» (Ахмад).
Чем лучше мы узнаем человека, тем больше недостатков мы замечаем в нём. Конечно, мы видим и хорошие стороны его характера и достойные поступки, но воспринимаем их как само собой разумеющееся. Зато чужие изъяны ясно и отчетливо бросаются в глаза, особенно когда дело касается нас самих. И чем большего мнения о себе человек, тем меньше нужно для того, чтобы он возмутился и почувствовал себя оскорбленным. Его нафс вскипает и говорит: «Кто он такой, чтобы так поступать с тобой? Он не знает своего места, но ты укажешь ему на него».
Если человек болеет высокомерием, то его нафс легко отталкивает разум и воцаряется на троне сердца. Чем больше он размышляет о случившемся, тем большей неприязнью и злобой пропитывается его душа. Гнев овладевает им, он жаждет отмщения, и если страх перед Аллахом не останавливает его, то он не стесняется в средствах, чтобы удовлетворить уязвленное самолюбие. А ведь жестокость и деспотичность — это качество адитов, которые навлекли на себя гнев Всевышнего и были истреблены холодным ветром (сура 26 «Поэты», аят 130).
Окружающие действительно не всегда поступают с нами наилучшим образом, и в такие моменты наша вера проходит испытание на прочность. Возлюбить ближнего потому и трудно, что ты лучше других осведомлен о его недостатках и чаще других сталкиваешься с его упущениями, в том числе по отношению к тебе. Но в этом и заключается смысл испытания ближним: принять его таким, каким его принимает Аллах, найти ему оправдание, простить его слабость, покрыть его недостатки, помочь ему стать лучше.
Всевышний сказал: «Спешите к прощению вашего Господа и раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Аллах же любит делающих наилучшее» (сура 3 «Семейство ‘Имрана», аяты 133-134)
. Это значит: если ты спешишь к прощению Господа, то помогаешь людям и когда тебе легко, и когда тебе трудно. Но, поступая так, ты непременно увидишь от них то, что тебе не понравится. Поэтому наберись терпения и сдержи свой гнев, чтобы не попрекнуть человека в оказанной ему милости и не растерять награды за свои добрые дела. Не отмщай и не наказывай, а прости, чтобы Аллах простил тебя. Но даже этого мало, если ты ищешь любви твоего Господа, ибо Он любит делающих наилучшее, которые закрывают двери ненависти и отвечают на зло добром.
Аллах — Прощающий и любит прощать. Он наделил нас способностью прощать, чтобы отделить кротких и милосердных рабов Своих от тех, кто ищет величия на земле и распространяет на ней нечестие. Он доволен, когда люди прощают друг друга, и одаряет кротких и милосердных ещё большей милостью. В достоверном хадисе сказано: «Богатство человека не уменьшается от милостыни, и рабу, который прощает, Аллах не прибавляет ничего, кроме величия, и кто бы ни смирился перед Аллахом, Аллах обязательно возвысит его» (Муслим).
А в другом хадисе сообщается, что как-то раз Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сейчас вы увидите человека, который попадёт в Рай». Тут показался один из ансаров; он только недавно совершил омовение, и вода стекала с его бороды, а в левой руке он нес свои сандалии. На следующий день Пророк, мир ему и благословение Аллаха, снова сказал: «Сейчас вы увидите человека, который попадёт в Рай». И снова появился этот самый мужчина. На третий день повторилось то же самое, и тогда ‘Абдаллах ибн ‘Амр пришел к нему и сказал: «Я поспорил с отцом и поклялся три дня не возвращаться домой. Не позволишь ли ты мне остаться у тебя, чтобы исполнить клятву». Тот мужчина разрешил ему остановиться у него, и ‘Абдаллах начал наблюдать за ним. Он не вставал на ночную молитву, но по ночам, когда он ворочался в постели, он поминал и возвеличивал Аллаха. Спустя три дня ‘Абдаллах, которому благодеяния того человека показались ничтожно малыми, сказал ему: «Мой отец не гневался на меня, и между мной и им не было никакой ссоры, но я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха трижды сказал, что сейчас мы увидим человека, который попадет в Рай, и трижды появлялся ты. Тогда я решил переночевать у тебя, чтобы взять с тебя пример, но я не увидел, чтобы ты совершал много праведных дел. Благодаря чему же ты достиг того, о чем сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха?» Мужчина сказал: «Ты видел всё, что есть». А потом, когда ‘Абдаллах уже собрался уходить, он подозвал его и сказал: «Ты видел все, кроме того, что я не держу в душе злобы ни на кого из мусульман и не завидую тому, чем Аллах облагодетельствовал других». ‘Абдаллах ибн ‘Амр сказал: «Вот благодаря чему ты достиг этого, и вот что не получается у нас» (Ахмад и ан-Насаи).
Вдумайтесь в смысл этого хадиса: для обретения совершенной веры, которая приводит в Рай без наказания в могиле и в День воскрешения, нужно научиться не только прощать, но и не держать в сердце зла и обиды. Только стирая из памяти всё плохое и неприятное, можно полюбить братьев и сестёр по вере и возжелать для них то, что мы желаем самим себе. А когда носишь в сердце обиду на человека и помнишь о его проступках, трудно желать ему добра и не смотреть на него свысока.
Но как простить человека, скажете вы, когда речь идет о серьёзном проступке? А может быть, дело не в его оплошности, а в нашей гордыне? Той самой, которая выжигает веру и приличествует только Царю людей. Однако же Гордый Царь прощает и после этого окружает любовью и милостью. «Он — Прощающий, Любящий» (сура 85 «Созвездия», аят 15)
. Никто не способен простить и после этого возлюбить так, как Он, и двери Его милости открыты для каждого милостивого:«Но если вы простите, не будете бранить и покроете их, то ведь Аллах — Прощающий, Милующий» (сура 64 «Обделение», аят 14)
.
В этом аяте использованы сразу три близких по смыслу глагола, означающих «прощать» и охватывающих все составляющие прощения. «‘Афа» — значит прощать, воздерживаясь от отмщения и наказания. «Сафаха» — значит прощать, отказываясь от укора и порицания. «Гафара» — значит прощать, покрывая чужой проступок [Тафсир аль-Байдави]. Эти три ступени прощения покоряются только тем, кто уверовал в Аллаха и не сомневается в награде от Него.
Человек может простить обидчика и не искать возможности поквитаться с ним по разным причинам. Труднее удержаться от укора в его адрес даже после того, как отношения с ним наладятся. И уж совсем трудно не обсуждать его неблаговидный поступок в обществе друзей и близких, хотя чаще всего это — самое обыкновенное злословие за спиной брата. Ведь если его проступок касается только тебя, то обсуждать его с другими, перемывая косточки своего брата, может оказаться куда большим грехом, чем совершенная им несправедливость. Но искушение рассказать о случившимся и выставить обидчика в дурном свете бывает так велико…
Устоять перед таким искушением помогает только вера и знания — знания об Аллахе, Его замысле и исходе наших деяний. Познавший Аллаха знает, что Он покрывает человека и даже не смотрит на его грех, когда прощает его, и поэтому он не держит обиды на того, кто причинил ему боль, и не обсуждает его поступок с другими. Познавший замысел Всевышнего помнит, что все случившееся с ним является частью испытания и произошло с ведома и дозволения Аллаха, а значит, он должен проявить терпение и постараться исправит то, что можно исправить. Наконец, познавший исход человеческих деяний знает, что в тот день, когда сердца начнут трепетать, а взоры замрут от страха, с человеком поступят так, как он сам поступал с другими людьми.
Ибн Касир в своём тафсире приводит с достоверным (согласно его оценке) иснадом рассказ Ибн ‘Аббаса о том, что будет человек, которого ангелы поволокут в Ад, и Ад начнёт пятиться и сжиматься. Милостивый Аллах спросит его: «Что с тобой?» Он скажет: «Этот человек ищет у Тебя защиты от меня». Тогда Аллах скажет: «Отпустите Моего раба». И будет человек, которого поволокут в огонь, и он скажет: «Господи, я думал о Тебе иначе». Аллах скажет: «Что же ты думал?» Он скажет: «Что Ты помилуешь меня». Тогда Аллах скажет: «Отпустите Моего раба». И будет человек, которого поволокут в Ад, и тот заревет так, как ревёт мулица при виде ячменя, и сделает такой тяжелый вздох, что всякий услышавший его придёт в страх.
Но как может надеяться на милость Аллаха тот, кто сам не прощает и затаивает злобу, подолгу выжидая момента для того, чтобы поквитаться или порадоваться неудаче своего обидчика? Поистине, он лишает себя великой награды и скорого облегчения, которое наступит для тех, кто ради Аллаха проявлял великодушие и прощал. В тафсире Ибн Абу Хатима (12/203) и других источниках приводится рассказ Анаса ибн Малика о том, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда рабы будут стоять [на коленях] для расчёта, глашатай скажет: «Пусть тот, чья награда за Аллахом, встанет и войдёт в Рай». Потом он скажет во второй раз: «Пусть встанет тот, чья награда за Аллахом». Его спросят: «А чья награда за Аллахом?» Он скажет: «Тех, которые прощали людей». И тогда столько-то тысяч людей встанут и войдут в Рай без расчёта». И хотя иснад этого хадиса слабый, похожие сообщения были переданы и со слов других сподвижников, и многие имамы ссылаются на него в своих сочинениях.
Что же делать, когда с тобой поступили несправедливо? Простить и забыть? И как вообще забыть сильную обиду, которая ранила сердце и отравила жизнь? Ответы на эти вопросы мы находим в Священном Коране и в Сунне нашего Пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Если твой обидчик — человек невежественный и случайный в твоей жизни, то от него нужно отвернуться, не придавая значения его дурному поступку. В Коране сказано:«Будь снисходителен, вели творить добро и отвернись от невежд» (сура 7 «Ограды», аят 199)
, то есть не вступай в спор с глупцом и не бранись с невеждой.
Если недоброжелатель сознательно оскорбляет или обижает тебя, чтобы унизить тебя или твою религию, то не давай себя в обиду и ответь ему красиво, но не преступай границы дозволенного. В Коране сообщается, что верующие защищаются и отмщают, когда с ними поступают несправедливо (сура 42 «Совет», аят 39). А в «Сахихе» аль-Бухари приводятся слова Ибрахима ан-Наха‘и о том, что сподвижники не любили унижаться, но когда получали возможность ответить обидчику, прощали его.
Если же обиду нанёс тебе близкий человек или твой верующий брат или сестра, то борись за него, прости его и помоги ему понять свою ошибку. В Коране сказано:«Воздаяние за зло — равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом» (сура 42 «Совет», аят 40)
.
Как малы врата воздаяния, и как широки врата прощения! Как трудно ответить на обиду равноценным образом, не допустив несправедливости со своей стороны, и как легко простить и помириться, особенно если речь идёт о дорогом и близком для тебя человеке. И если даже ты ошибёшься в нём и когда-нибудь он снова причинит тебе боль, помни слова Джа‘фара ас-Садика: «Пожалеть о том, что я простил человека, для меня приятнее, чем пожалеть о том, что я наказал его» [Ибн ‘Абд-аль-Барр. Адаб аль-муджаляса. С. 116].
Господи, сколько грехов есть за душой у любого из нас, за которые мы просим у Тебя прощения и которые, мы надеемся, Ты покроешь, чтобы не опозорить нас. Помоги же нам прощать наших братьев и сестёр, чтобы не ликовали шайтаны и не злорадствовали наши враги и чтобы лёгким был наш расчёт в самый тяжкий день.