Как жить после Рамадана

Рамадан позади. Для почти полутора миллиарда людей во всем мире это был месяц поста, усердной молитвы и благочестия. Пост и молитва вдыхают новую жизнь во все существующие в мире религиозные и духовные традиции: обуздывая аппетит и инстинкты, мы высвобождаем самую благородную энергию своего естества.

Эта энергия влечения к божественному, великодушия, сострадания, которое начинается с того, что человек отказывает в чем-то себе, но проявляет щедрость к ближнему. Это был месяц дисциплины, который учит тому, что такое достоинство в самом глубоком смысле этого слова, и дарует человеку истинную свободу.

Трудность номер один

Пост – это, в первую очередь, тренировка умения справляться с любыми трудностями. Пост требует от людей повышенного осознания себя с помощью веры и самоанализа. Пост учит тому, чтобы вместо поиска врагов вокруг себя, мы обратили взор вовнутрь и в полной мере осознали, что самая большая наша проблема это наше «я», «эго» - в наших глазах и в глазах других.

Цель – стать хозяином самого себя и своих действий, осознать свои иллюзии, не быть рабом собственного притворства или чужих мнений. Философия поста призывает нас понять, преодолеть и дисциплинировать себя, чтобы стать действительно свободным.

Поститься – значит понять свою зависимость и освободиться от нее. Это задача и трудность номер один.

Важно преодолеть свой эгоизм, и, шагнув за его рамки, воспитывать себя с помощью подаяния и помощи другим. Пост требует, чтобы мы заново открыли все, что есть вокруг нас, и примирились со своим окружением. Тело испытывает ограничения, но при этом сердце прозревает (Коран напоминает, что слепо сердце, а не глаза). Если наше сердце слепо, мы не видим ничего, кроме себя и своих иллюзий; мы не в состоянии любоваться природой, созданиями, нас окружающими, ничем другим.

Трудность номер два

Но без чувства всеобщего единства нет ни веры, ни поста. Мы должны шагнуть за рамки себя, осознать свое телесное присутствие, открыть свое сердце, стать даром бытия.

Человеческая природа требует заботиться о себе и потреблять ради себя, а духовная цель поста – стать внимательным к другим, давать им снова и снова. Это трудность и задача номер два.

Будучи заключенными в тюрьму эго и стремясь к единству с другими, мы должны – в диалоге с божественным – искать равновесия.

Величайшая задача, стоящая перед человеком – обрести гармонию середины, о которой говорит Коран, стать духовным сообществом истинного Серединного Пути.

Трудность номер три

Наша задача – питать духовные стремления, уважающие законы природы: соблюдая пост днем, мы помним, что имеем право прервать пост ночью. Но освободиться от бремени эгоизма невозможно без уважения достоинства человека. Бедность, несправедливость, угнетение, пытки, которые по своей природе несовместимы со свободным и благородным постом, возмущают нашу совесть, отсюда следует, что с ними необходимо бороться и ни в коем случае не мириться.

Стремление к божественному требует, чтобы мы никогда не шли на уступки в том, что касается прав человека. Это трудность номер три.

Таким образом, опыт поста глубоко индивидуален и неизбежно переживается коллективно. И от каждого из нас в самых глубоких проявлениях социальной жизни требуется быть выше себя, быть добрым, щедрым, благородным, сострадательным, как учил Посланник (мир ему и благословение):

«Аллах добр, и Он любит доброту и дарует за нее то, чего не дарует ни за суровость, ни за что иное».

Через преодоление себя, своего тела, своих потребностей, пост становится школой солидарности, щедрости, уважения ради уважения человеческого достоинства всех и каждого. И пост предполагает, что во имя этого достоинства мы будем уважать права человека, будем смелыми и всегда бесстрашно выскажемся против диктаторов, эксплуататоров, расистов и сеятелей ненависти и нетерпимости.

Поститься – значит решительно выступать против всех, кто эксплуатирует бедных, угнетает людей, пропагандирует расизм (любого рода без исключений), против тех, кто отрицает свободу совести и вероисповедания, кто ограничивает свободу самовыражения.

Поститься во имя всеобщих прав – значит дать отпор безумию тех, кто отрицает человеческое достоинство. А чтобы уважать достоинство, а следовательно и права всех и каждого, необходимо шагнуть за рамки своего «я».

Пост – это и самоанализ, и необходимость, это напоминание человечеству о том, что сопротивление своему эго и своим иллюзиям является не просто условием, а необходимым требованием к сторонниками мира между людьми, основанного на принципах равенства, свободы, справедливости и уважения. Это последняя и самая трудная задача.

Пост раскрывает нам секреты того, как научиться мириться, быть выше своих слабостей и противоречий, характерных для человеческой природы. Без дисциплины невозможна истинная свобода, также как настоящий мир – без борьбы и сопротивления.

Пост открывает любопытное свойство человека: спокойствие свободного сознания достижимо только путем борьбы с диктаторством иллюзий, фальшивых нужд и деспотов.

Месяц Рамадан позади. Он научил нас тому, что принадлежность к человечеству требует от нас полного осознания и полной отдачи – ради себя и ради ближнего. А через год Рамадан настанет снова, чтобы в согласии с бесконечным циклом сознания и несмотря ни на какие тяготы успокоить нас тем, что все «мы от Аллаха и к Нему наше возвращение».



1 комментариев


  1. (03.09.2012 13:36) #
    0

    Когда раб Аллаха постится физический ограничивая себя, он питается духовно. Интересно какой процент людей в мире больше предпочитает духовную пищу ежели физическую, я не думаю что большой. Мы стали рабами своих страстей, желудка, а должны быть рабами Аллаха!