Хорошее мнение об Аллахе

Хорошее мнение об Аллахе – это искреннее, имеющее высокое значение поклонение Ему. Без такого мнения вера мусульманина не будет полноценной.

Раб совершенствует своё мнение об Аллахе, когда он придерживается убеждений о том, что Всевышний Аллах проявит к нему милосердие, рассеет его заботы и устранит его печаль, что достигается посредством размышления над аятами и хадисами, сообщающими о Щедрости Аллаха, Его Прощении и о том, что Он обещал приверженцам Единобожия. Хорошее мнение об Аллахе должно быть неотъемлемым качеством верующего, которое он проявляет в течение всей своей жизни, а также в свой предсмертный час.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «…Я такой, каким представляет себе Меня Мой раб!» Ибн Хаджар пишет: «То есть Я способен поступить с ним так, как он это себе представляет». Ан-Навави говорит: «Как утверждают учёные, хорошее мнение о Всевышнем Аллахе – это когда человек рассчитывает на то, что Аллах смилуется над ним и простит его». Аль-Кади сказал: «Как говорят, смысл этого заключается в предположении о том, что Аллах прощает того, кто просит у Него прощения, принимает его покаяние, если тот кается в грехе, отвечает на мольбу, если тот взывает к Нему, и удовлетворяет его нужды, если тот чего-то желает. Также говорят, что хорошее мнение об Аллахе выражается в надежде на Прощение и его ожидании, и это более достоверно».

Почему мы должны придерживаться хорошего мнения об Аллахе?

Хорошее мнение об Аллахе тесно связано с различными сторонами исламского вероубеждения, такими, как:

– упование на Всевышнего Аллаха и доверенность Ему;

– испрашивание помощи у Аллаха, обращение к Его Доброте в качестве защиты от ослушания и поиск у Него прибежища. Некоторые праведники говорили: «Какая бы беда тебя ни постигла, для избавления от неё воспользуйся хорошим мнением об Аллахе, Всемогущ Он и Велик! Поистине, это самое эффективное средство избавления»;

– к этому побуждают слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Пусть никто из вас не умирает, иначе как придерживаясь хорошего мнения об Аллахе!»; «…Я такой, каким представляет себе Меня Мой раб!»; «Кто жаждет встречи с Аллахом, с тем и Аллах жаждет встречи!».

Вместе с хорошим мнением об Аллахе познаётся действительная суть и состояние людей. Ибн аль-Кайимпишет: «Большинство людей строят относительно Аллаха неподобающие, дурные предположения. В основном потомки Адама считают, что они ущемлены в правах, что их удел не полноценен, что они заслуживают больше того, что им дал Аллах. Своим естеством они говорят: «Наш Господь проявил к нам несправедливость, Он лишил нас того, на что мы имеем право». За них об этом говорит их сущность, хотя их языки отрицают это и не осмеливаются говорить об этом вслух.

Если ты обследуешь сердце человека, то увидишь, как он упрекает судьбу, не довольствуется ею и требует от неё противоположное тому, что его постигло, утверждая, что предопределение должно было быть таким-то и таким-то. Он находит незначительным то, что приобрёл, и притязает на большее. Поройся тщательно и в себе! Обезопасен ли ты сам от этого?»

Кто придерживается хорошего мнения о своём Господе и надлежащим образом уповает на Него, тому Аллах дарует облегчение в каждом деле, избавление от каждой печали и её разрешение. Его сердце обретает покой, душа радуется и наполняется счастьем, довольствуется решением и предопределением Аллаха и проявляет покорность своему Господу.

«Воистину, Аллах протягивает Свою Руку ночью, дабы покаялся тот, кто согрешил днём, и протягивает Свою Руку днём, дабы покаялся тот, кто согрешил ночью. И так будет продолжаться до тех пор, пока солнце не взойдёт с Запада!» – говорится в хадисе, который передал Муслим.

Ибрахим говорил: «Предшественники считали желательным напоминать человеку о достоинствах его поступков, когда тот находится при смерти, чтобы у него возникло хорошее мнение о своём Господе, Всемогущ Он и Велик!».

Хорошее мнение об Аллахе

у праведных предшественников

Саид бин Джубейр взывал к своему Господу со словами: «О Аллах, воистину, я прошу у Тебя должного упования на Тебя и хорошего мнения о Тебе!».

Суфьян ас-Саури говорил: «Не хочу я, чтобы отчёт о моих деяниях был передан моим родителям, ибо мой Господь лучше для меня, чем мои родители».

Предшественники говорили, что в словах Всевышнего: «…и придерживайтесь хорошего, воистину, Аллах любит творящих добро!» (Св. Коран, 2: 195) – имеется в виду: «придерживайтесь хорошего мнения об Аллахе!».

Аммар бин Юсуф говорил: «Я увидел во сне Хасана бин Салиха и сказал: “Я желал встречи с тобой. Что есть у тебя такого, что мы можем принять в качестве полезного опыта?” Он ответил: “Я не видел подобного хорошему мнению об Аллахе”».

Грехи и хорошее мнение об Аллахе

Хорошее мнение об Аллахе – это само по себе благое поведение. Хорошее мнение об Аллахе побуждает человека к благим поступкам, ведь оно связано с надеждой на то, что Аллах примет их.

Вместе с тем многие из людей цепляются за тексты о надежде на снисхождение Аллаха и фаталистически полагаются на них. Можно видеть, как если одного из таких станут упрекать за допущенную им ошибку или промах, он начнёт приводить доводы о прощении Аллаха, Его милости, Его снисхождении, Его щедрости, а также доводы в пользу того, что милость Его опережает Его гнев. Он словно говорит: «Допускай столько упущений, сколько ты только можешь, Аллах всё равно милостив!».

Ибн аль-Кайим сказал: «Нет сомнения в том, что хорошее мнение об Аллахе обязательно сопровождается благим поведением. Благочестивый человек придерживается благих помыслов о своём Господе. Он исходит из того, что Всевышний вознаградит его за благочестие, сдержит Своё обещание и примет его покаяние. Что касается грешника, который упорствует в тяжких грехах, в несправедливости и в ослушании, то его одичание, являющееся результатом его грехов, беззаконий и преступлений, останавливает его от того, чтобы придерживаться хорошего мнения об Аллахе… Одним словом, благое мнение непременно сопровождается причинами, приводящими к спасению. Если же наличествуют причины, приводящие к погибели, то благому мнению места быть не может».

Дурное мнение об Аллахе

Всевышний Аллах осудил дурное мнение о Нём. Он сообщил, что язычники строили относительно Него дурные предположения. Всевышний сказал: «...И чтобы подвергнуть мучениям лицемеров и лицемерок, многобожников и многобожниц, думающих об Аллахе дурное. Их постигнут превратности судьбы. Аллах разгневался на них, проклял их и приготовил для них Геенну. Как же скверно это место прибытия!» (Св. Коран, 48: 6).

Он описал лицемеров как несправедливо думающих об Аллахе, сказав: «Они несправедливо думали об Аллахе, как это делали во времена невежества, говоря: “Есть ли для нас в этом деле какое-либо участие?” Скажи: “Дела целиком принадлежат Аллаху”» (Св. Коран, 3: 154).

Выдающийся толкователь Корана Шейх аль-Алуси сказал: «То есть они допускали порицаемую и несовместимую с нормами морали мысль о том, что Всемогущий и Великий Аллах не окажет помощь своему Посланнику, мир ему и благословение Аллаха! Также говорят, что здесь подразумевается вся совокупность дурных мыслей, как вышеуказанная мысль, так и остальные, как относящиеся к многобожию, так и другие».

Примеры дурного представления

о Всевышнем Аллахе:

1. Кто отчаялся в Его Милости и потерял надежду на неё, тот придерживается об Аллахе плохого мнения.

2. Кто думает, что Он бросает Свои творения на самотёк, оставляет их без приказов и запретов, не отправляет к ним Своих посланников, не ниспосылает им Свои книги, оставляет их на произвол стихии, как животных, тот придерживается об Аллахе плохого мнения.

3. Кто думает, что Он не слышит, не видит, не знает, не имеет воли, не обращается к своим творениям, не возвышен над ними... тот придерживается об Аллахе плохого мнения.

4. Кто думает, что Он не соберёт Своих рабов после их смерти для того, чтобы воздать им по заслугам в Обители, где благочестивые награждаются за свои благодеяния, а грешники наказываются за свои злодеяния, где разъясняется творениям истинная суть того, относительного чего они расходились во мнениях, где обнаруживается для всех миров Его Правдивость, правдивость Его посланников и лживость Его врагов, тот придерживается плохого мнения об Аллахе.

5. Кто думает, что у Него есть сын или сотоварищ, или думает, что кто-то может ходатайствовать перед Ним без Его разрешения, или думает, что Он назначил для Своих рабов иных покровителей помимо Себя, через которых к Нему можно приближаться, и ставит их посредниками между собой и Аллахом, взывает к ним, любит их так, как надлежит любить Аллаха, и боится их так, как надлежит бояться Аллаха, тот придерживается об Аллахе самого отвратительного, самого дурного мнения.

6. Кто думает, что Всевышний Аллах отвергает того, кто поклоняется Ему, того, кто обращается к Нему с просьбами, стремясь получить награду и страшась Его, того, кто обращается к Нему за помощью и уповает на Него, что Аллах не одарит его тем, о чём он просит, тот придерживается об Аллахе дурного мнения и думает о Нём то, что противоречит Его возможностям.

Пусть Всевышний Аллах сделает нас из тех, кто придерживается об Аллахе хорошего мнения, и дарует нам благой конец. Амин.



комментариев