Любовь к мирской жизни ради Аллаха

Вы спрашиваете: «По своей естественной потребности я люблю вкусную пищу и плоды. Я люблю отца, и мать, и своих детей. Люблю свою спутницу жизни. Люблю друзей и близких. Люблю пророков и праведников. Люблю свою жизнь и молодость. Люблю весну, красивые вещи и этот мир. Как я могу не любить их? Как всю эту любовь я могу отнести к сущности, качествам и именам Всевышнего? Что это значит?».

Ответ:Прослушай. Мы не говорим, чтобы ты не любил перечисленных тобой возлюбленных. Но мы говорим: «Люби их ради Всевышнего и во имя любви к Нему». Например, любить вкусную пищу и прекрасные плоды, понимая, что это дар Всевышнего и милость Милостивого, Милосердного Творца (Рахман-и Рахим), это значит любить Его имена Милостивый(Рахман), Дарующий блага (Мунъим). И это явится духовной благодарностью Ему. То, что эта любовь проявляется не только ради себя (своего нафса), а во имя Милостивого (Рахман) Господа, показывает удовлетворенное приобретение их в рамках дозволенного и осмысленное и благодарное их употребление.

Проявление уважения и любви к своим отцу и матери во имя Аллаха, который наделил их милосердием и воспитал тебя их добрыми руками, также относится к любви ко Всевышнему. А признаком того, что эта любовь, уважение и милосердие проявляется ради Аллаха, становится то, что в то время, когда они постареют и перестанут приносить тебе пользу, доставляя лишь хлопоты и затруднения, ты должен намного больше проявлять к ним свою любовь, доброту и милосердие. «Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им: “уф”» (Коран, 17:23).

Этот аят, призывая детей проявлять уважение и милосердие к родителям, показывает, насколько важными, с точки зрения Корана, являются права родителей, и в какой степени мерзким является отвержение их.

Наши дети являются даром Милосердного и Щедрого (Зат-и Рахим-и Карим), поэтому с совершенным милосердием и милостью любить и оберегать их опять же будет относиться к Всевышнему Творцу. А признаком, свидетельствующим, что эта любовь относится к Всевышнему, является терпеливое благодарение, если к ним придет смерть, а не безнадежные стенания. Сказав: «Он был любимым творением моего Творца и был Его рабом, данным мне на попечение, а сейчас Его Мудрости стало необходимо взять его у меня и перенести в лучшие места. А если у меня и есть на этого Господнего раба какое-то кажущееся право, то ведь у Господа тысячи истинных прав на Него. На все воля Аллаха …», – сказав так, быть покорным.

А если это друг или близкий человек, и если они по причине своей веры и благих деяний являются друзьями Всевышнего, то по секрету любви ради Аллаха… эта любовь тоже будет ради Всевышнего.

И к своей спутнице жизни проявляй любовь и люби ее с точки зрения того, что она является нежным и приятным даром Божьей Милости (Рахмат-и Иляхия). Но не связывай свою любовь с ее быстро увядающей внешней красотой. Несомненно, самая привлекательная и сладкая красота в женщине – это ее прекрасный нрав, таящийся в нежности и утонченности, присущий ее женственности. А самая ценная и услаждающая ее прелесть – это ее возвышенное, серьезное, искреннее и светлое милосердие. И это прелестное милосердие и красота нрава продолжается и увеличивается до конца жизни. И с такой любовью будет сохранено право на уважение этого слабого и нежного создания. В противном случае, с исчезновением ее внешней красоты, эта бедняжка в то время, когда она будет больше всего нуждаться в уважении и защите, потеряет все свои права.

А любить же пророков и праведников как приближенных рабов Господа во имя и ради Него – это значит приближаться к Нему.

Жизнь, данная Всевышним каждому человеку и тебе, является самой драгоценной сокровищницей и капиталом для накопления вечной жизни. Следует любить ее как сокровищницу, содержащую в себе все необходимое для вечного совершенства, оберегать ее и применять в служении Всевышнему. В этом отношении эта любовь, опять же, в некоторой степени принадлежит Господу, достойному поклонения.

А также красоту и изящность своей молодости... любить ее, как приятный, сладкий и прекрасный дар Всевышнего Творца. Нужно проявлять довольство и правильно ее использовать. Тогда это станет своего рода благодарной и дозволенной любовью.

А также осмысленно любить весну с точки зрения светлых Имен Всевышнего, как страницу самых изящных, прекрасных росписей, которая из всех чудесных искусств Мудрого Творца (Сани-и Хаким) является самой разукрашенной и сияющей выставкой искусств – это значит любить Имена Всевышнего Творца. А также любовь к этому миру, с точки зрения пашни вечности и зеркала Божественных Имен и Господних писем, и как к временной гостинице, но с тем условием, чтобы не вмешивать туда свои ненасытные желания, станет любовью, относящейся к Творцу.

Одним словом, люби этот мир и находящиеся в нем создания через осмысление деяний их Создателя, но не люби их ради них самих. Скажи: «Насколько прекрасно они созданы!», но не говори: «Насколько они прекрасны!». И не открывай путь в глубину своего сердца для входа туда других возлюбленных. Потому что глубина твоего сердца является зеркалом Вечного Господа и принадлежит Ему. Скажи: ...«О Аллах, надели нас в этом мире любовью к Тебе и любовью к тому, что нас приблизит к Тебе».

Так вот, если вся перечисленная нами любовь будет выглядеть таким образом, то она даст наслаждение без страданий, и в некоторой степени станет непреходящей встречей, и увеличит Божественную любовь, и станет дозволенной любовью, и будет благодарностью, которая само наслаждение, и размышлением, которое сама любовь.

Если проявлять любовь ко всем благам и плодам лишь ради них самих и беспечно наслаждаться только их материальным вкусом, то такая любовь исходит от нафса. Вспомни, что эти наслаждения преходящи и приносят огорчения. А если любить как благосклонность и дары милости Всевышнего Творца и уметь наслаждаться ими в виде осмысления степени этой благосклонности и милости, то это явится духовной благодарностью и наслаждением без печали.

Ты также спрашиваешь: «Если связанная с этим миром моя такая разнообразная любовь: к еде, к себе, к моей спутнице жизни, к моим родителям, детям, друзьям, к праведникам, к пророкам, к красивым вещам, к весне – будет соответствовать повелениям Корана, какой будет от этого прок и польза?».

Ответ.В такой любви, как у людей беспечных и людей влюбленных в мирское, и в любви ради своего нафса, уже и в этом мире имеется много несчастий, страданий и трудностей, а радостей, наслаждений и спокойствия мало. Например, милосердие, по причине бессилия, становится горькой бедой. Любовь, по причине расставания, превращается в обжигающее горе. Наслаждение, как скоро оно исчезает, становится отравленным напитком. Притом, если все это не было посвящено Всевышнему, то в вечной жизни или станет бесполезным, или обратится в муки, если это было связано с запретным.

Вопрос: Каким образом может стать бесполезной любовь к праведникам и пророкам?

Ответ: Подобно тому, как стала бесполезной любовь верующих в «Троицу» к Исе (мир ему) и рафидитов (т.е. заблудших шиитов, измышляющих в отношении Али противоречащее Исламу) к самому Имаму (да будет доволен им Аллах).

Но если эта любовь будет соответствовать наставлениям Корана и относиться к Господу, и если она станет любовью ради Милостивого Творца, тогда и в мирской, и в вечной жизни у нее будут прекрасные результаты.

Что касается преходящей жизни, то твоя любовь к вкусной пище, к сладким плодам станетнаслаждением, являющимся самой благодарностью, и благом, не оставляющим печали. Атвоя любовь к себе, к своему нафсу должна быть воспитывающей и запрещающей вредные желания, тогда нафс не сядет на тебя верхом и не сделает пленником своих желаний. А, наоборот, ты сядешь верхом на свой нафс, и направишь его не к развлечениям, а ко Всевышнему.

А твоя любовь к спутнице жизни, поскольку основанием ее послужил прекрасный нрав, являющийся источником нежности и даром милости Господа, то если ты к своей спутнице проявишь искреннюю любовь и милосердие, тогда и она тоже будет тебя серьезно уважать и любить. И до конца вашей старости эти отношения будут укрепляться, и вы счастливо проживете свою жизнь. В противном случае, если любовь будет исходить от нафса, будет обращенной лишь к красоте ее образа, то такая любовь быстро угаснет, и разрушатся ваши прекрасные взаимоотношения.

И если твоя любовь к отцу и матери проявляется во имя Всевышнего, она станет своего рода поклонением, с приближением их старости ты умножь свою любовь и уважение к ним. С высоким чувством и самым добросовестным старанием необходимо со страстным устремлением молиться о продолжительности их жизни, при этом размышляя: «Благодаря им еще больше заслужу воздаяний». И с искренним уважением целовать их руки, получать высокое духовное наслаждение.

В противном случае, если любовь твоя будет исходить от нафса, с точки зрения преходящей жизни, то в то время, когда к ним придет старость, и когда они станут для тебя обузой, ты будешь грубо обходиться с ними, и этим уважаемым родителям, ставшим причиной твоей жизни, будешь желать смерти, то это станет для тебя диким, ужасным духовным страданием.

Твоя же любовь к детям, если она будет любовью к ним как к доверенным под твою заботу и воспитание любимым и близким созданиям, то она станет для тебя благом. Ты не будешь ни излишне страдать от постигшего их несчастья, ни отчаянно рыдать с приходом их смерти. Их Создатель является и Мудрым (Хаким), и Милосердным (Рахим), поэтому ты скажешь: «Для них эта смерть является счастьем». И задумаешься о милости к тебе Того, Кто дал тебе их, и спасешься от страданий разлуки.

А твоя любовь к друзьям, если она была ради Аллаха, то при расставании с этими друзьями и даже с их смертью, ставшей препятствием для ваших бесед и вашего братства, ты воспользуешься той духовной любовью и душевной связью. И наслаждение встречи станет постоянным. А если она будет не ради Аллаха, тогда результатом наслаждения от однодневной встречи станут стодневные страдания от разлук. Одна секунда встречи ради Аллахастанет одним годом, а если же ради мирской жизни, то один год превратится в одну секунду.

А твоя любовь к пророкам и праведникам,поскольку загробный мир Барзах, который беспечные люди представляют себе в виде ужасного мрачного места, то ты видишь в виде оазисов, озаренных присутствием этих праведников, то и идешь в тот мир не со страхом и ужасом, а, наоборот, с чувством стремления и горячего желания. И это не прогонит наслаждения мирской жизни. В противном случае, если любовь к ним будет подобна любви светского общества к знаменитым людям, то, думая об исчезновении, гибели и гниении этих совершенных людей на великом кладбище, называемом прошлым, она прибавит к твоей полной страданий жизни еще одно горе. То есть человек подумает: «Я тоже иду к тому кладбищу, где истлели такие совершенные люди», и, со страхом глядя на кладбище, сокрушаясь, будет горевать. Верующий же человек со спокойствием посмотрит на то кладбище, где он, оставив одеяние тела в прошлом, будет думать о начале своих совершенных наслаждений в мире Барзах, который является залом ожидания будущего.

И поскольку твоя любовь к прекрасным вещам проявляется ради Сотворившего их Господа, и ты восклицаешь: «Как они прекрасно созданы!», то такая любовь, являясь неким наслаждающим осмыслением, взгляду поклонника красоты и прелести откроет путь и обратит его к сокровищницам степеней красоты, которые еще возвышеннее, священнее и в тысячу раз намного прекрасней. Потому что красота Божественных деяний отражается в тех прекрасных созданиях. И от них в человеческом сердце открывается путь к красоте Его прекрасных имен, от них – к Его прекрасным качествам, и от них – к беспримерной красоте Обладателя Могущества (Зат-и Зульджаляль). Итак, если эта любовь будет выражаться в такой форме, то она станет и наслаждением, и поклонением, и осмыслением.

А твоя любовь к молодости,поскольку ты полюбил ее как прекрасный дар Всевышнего, то, конечно, ты используешь ее в поклонении, а не убьешь, задушив в распутстве. Совершенные в молодости поклонения станут вечными плодами твоей преходящей молодости. И до глубокой старости, держа в руках вечные плоды – благие деяния твоей молодости, ты спасешься от ее вреда и необузданности. И осознаешь, что в старости ты достигнешь еще большего успеха в поклонении и еще больше будешь достоин Божественного Милосердия. И ты не будешь, сожалея, плакать о своей молодости подобно беспечным людям, которые из-за своих 5-10-летних наслаждений молодости причитают в пятьдесят лет: «О горе мне, ушла моя молодость!». Как-то один из таких сказал:

«О если бы моя молодость вернулась хоть на один день, я бы, жалуясь, сообщил ей, что принесла на мою голову старость».

А любовь к нарядным выставкам, подобным весне, если она будет основываться на осмысленном обзоре искусств Всевышнего, то с уходом весны наслаждения от увиденного не пройдут. Ведь весна подобна блестящему письму, смыслы которого ты сможешь созерцать постоянно. Время и твое воображение, подобно киноленте, одновременно продолжая твои наслаждения от созерцания, будут обновлять для тебя смыслы и красоты той весны. В этом случае в твоей любви не будет печали и страдания, она не будет временной, а станет радостной и приятной.

Твоя же любовь к мирской жизни, если она проявлялась во имя Всевышнего, то тогда страшные существа этого мира станут для тебя близкими друзьями. Если ты любил ее как пашню для вечной жизни, то за каждую вещь, дающую тебе в той вечной жизни пользу, можешь получить капитал, плод. Ни беды этого мира не нагонят на тебя ужаса, ни его гибель и исчезновение не опечалят тебя. Спокойно проведешь свое время пребывания в этой гостинице. В противном случае, если ты полюбишь ее подобно беспечным людям, то, как мы неоднократно повторяли, задохнувшись, сгинешь в томительной, изнурительной, гнетущей, обреченной на гибель, безрезультатной любви.

Таким образом, мы показали только лишь одну прелесть из ста в каждом из некоторых твоих возлюбленных, если эта любовь проявится в том виде, в котором наставляет Коран; и указали на один из ста ущербов тех, кто не последует по пути, указанному Кораном.

Бадиузаман Саид Нурси,

из 32 «Слова» собрания «Рисале-и Нур»



комментариев