Как известно, календарь хиджры начинается с года хиджры, переселения Порока (мир ему и благословение) из Мекки в Медину. Это событие многому учит нас.
Мы хотим коснуться одного из самых важных уроков хиджры: тому, как Пророк подходил к двум совершенно разным обществам, как вел себя с многобожниками Мекки до хиджры и каким он был в исламском обществе в Медине.
История гласит, что ни в том, ни в другом случае Пророк не нарушал исламские принципы: они являются краеугольным камнем ислама, и без них ислам просто перестал бы быть единственной истинной религией, предпочитаемой Аллахом.
Пророк оставался верным принципам ислама и таухида (единобожия) и после хиджры. Он ни разу не отрекся ни от одной заповеди ислама.
Намаз был обязателен до хиджры – хотя эту обязанность было тяжело выполнять из-за преследований и гонений неверных, – намаз остался обязательным и после хиджры, даже когда умма уже могла совершать его беспрепятственно. Никто не сказал Пророку: «Теперь у нас сильная община, нам не надо бояться запугиваний неверных, давайте будем меньше молиться. У нас есть и другие дела, лучше давайте будем укреплять общину, а не молиться».
Компромисса в молитве не бывает. Пять обязательных молитв должны совершаться при любых обстоятельствах. Даже если невозможно стоять – намаз нужно совершать сидя. Если нет воды для омовения – совершите сухое омовение. Если вам действительно что-то мешает – совершите намаз позднее, когда у вас будет такая возможность. Что касается молитвы, то в ней не может быть никаких поблажек, так же, как и в другой обязанности: обязанности придерживаться моральных ценностей ислама.
В этом отношении Пророк показал нам, как важно следовать моральным принципам в любых условиях и при любых обстоятельствах. Например, Пророк вел в Мекке скромную жизнь и пользовался заслуженным уважением, когда неверные всеми силами пытались помешать его даваату (призыву) даже после хиджры. Но он никогда не возносился и ни на кого не смотрел свысока, а продолжал помогать бедным и обездоленным: и мужчинам, и женщинам, и детям.
Мы все должны следовать его примеру: строго придерживаться принципов ислама, и не отходить от них даже когда мир меняется, потому что если мы поступимся ими, ислам перестанет быть исламом.
Итак, мы должны неукоснительно соблюдать шесть принципов вероучения и пять столпов ислама. Компромисс также невозможен в моральных принципах и законах ислама.
В этих четырех вещах невозможны никакие уступки, тем не менее, следует помнить, что ислам – это образ жизни и система ценностей, актуальных в любой ситуации и во все времена. Поэтому в исламском праве существует такое понятие как «ас-савабит» - неизменные принципы, и аль-мутагайират – вытекающие из них правила и нормы.
Изменяющиеся правила и нормы доказывают гибкость исламской юриспруденции и, следовательно, ее способность отвечать любым условиям и ситуациям, ее применимость во все времена. При этом не следует путать неизменные и меняющиеся правила и принципы. Специалисты в области исламского права придерживаются разных точек зрения на последнюю группу принципов. Их расхождения во взглядах зависят от того, какого подхода придерживается конкретный ученый, его иджтихада, то есть собственных соображений и собственного понимания шариата. Наилучшие методы применения шариата тоже трактуются по-разному.
Поэтому не следует упрекать тех, кто следует иной школе фикха, и винить их в нарушениях шариата, потому что эти разночтения лежат в области, где разночтения допустимы.
Все это говорит лишь о том, что шариат применим в каждой ситуации. И все эти моменты подпадают под область иджтихада и могут интерпретироваться по-разному.