Новый год - подходящий праздник для мусульман?

Накануне 1 мухаррама, а также в преддверии наступления Нового года по григорианскому календарю мусульмане оказываются перед выбором: праздновать ли «Новый год», и если отмечать как-то эту дату, то каким образом?

Для кого-то это обычный день, ничем не отличающийся от остальных дней в году; кто-то считает отмечание Нового года в ночь с 31 декабря на 1 января «хорошей традицией, которая давно оторвалась от своих языческих корней и не несет ничего дурного».

Однако за все дела воздается по намерениям, и умме давно пора определиться: что такое «Новый год»?
Когда он наступает? Чего именно каждый из нас ждет от этой даты, и какие опасные традиции содержит для мусульман празднование «Нового года»?

Быть или не быть — вот в чем вопрос

Праздники, особые дни, развлечения, обычаи и традиции составляют в совокупности культуру народа. Культура и вера очень тесно взаимосвязаны друг с другом, и зачастую отделить одно от другого невозможно. Когда культура народа подвергается трансформациям — это неизбежно повлечет за собой изменения в религии.

Одним из пяти основных принципов Ислама является сохранение роли религиозных норм в жизни мусульман. Исходя из этого, всяческие события, отрицательно влияющие на соблюдение исламского уклада жизни или ведущие к его изменению, являются непозволительными, особенно, когда речь идет о подражании культуре других.

Когда достопочтенный Пророк Мухаммад (мир ему) переселился в Медину, он узнал о том, что местное население издавна празднует два особых праздника. Принимая во внимание то, что праздники напрямую оказывают влияние на религию, он порекомендовал изменение этих празднований и празднование таких мусульманских праздников как Рамадан и Курбан-байрам вместо них. Кроме того, во многих хадисах мы читаем, что он запретил мусульманам отмечать особые праздники и события, связанные с другими религиями.

Исламское понимание праздника

В мусульманском религиозном календаре праздничных дат немного. В период становления Ислама Пророк Мухаммад (мир ему) запретил своим последователям праздновать немусульманские праздники и принимать в них участие, так как, участвуя в религиозном празднике, человек присоединяется к обряду той религии, которая его устраивает и проводит.

Согласно преданию, верующие явились к Мухаммаду и сказали, что живущие в Медине евреи празднуют свой праздник и спросили, можно ли мусульманам присоединиться к ним. Пророк однозначно запретил им это, сказав, что Аллах определит для мусульман праздники лучше, и именно они будут угодны Богу. Так мусульманам были даны два великих праздника: Ид аль-Фитр (Рамадан-Байрам — праздник разговения) и Ид аль-Адха (Курбан-Байрам — праздник жертвоприношения).

Остальные памятные дни изначально праздниками не считались, и по их случаю не было никаких торжеств. Однако, практически сразу особое место было отведено таким дням, как Джума (пятница), День Арафат, День Ашура и Ночь Предопределения. Они были определены как время усердного поклонения Аллаху, а не время для торжеств и веселья. Все остальные дни, которые отмечаются в наше время, считались памятными датами (начало нового года по лунному календарю, Маулид и другие), и долгое время вообще никак не отмечались.

И если светский праздник — это повод к беззаботной радости, веселому времяпровождению и к зачастую неумеренным тратам, то в мусульманском понимании праздник — это возможность для каждого многократно умножить добрые деяния, чтобы чаша с ними в Судный день перевесила плохие деяния. Они дают верующим стимул для более усердного богослужения.

Поэтому в эти дни и ночи мусульмане совершают праздничные и дополнительные молитвы, читают Коран, обращаются с мольбами ко Всевышнему, а также стараются обрадовать родственников, соседей, всех знакомых и незнакомых: посещают друг друга, раздают пожертвования, дарят подарки, стараются ни в коем случае никого не обидеть и просить прощения за прошлые обиды.

Вы непременно последуете обычаям тех, кто был до вас, пядь за пядью…

Мусульмане сегодня сильно подвержены влиянию со стороны иноверцев, что осуществило предсказание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вы непременно последуете обычаям тех, кто был до вас, пядь за пядью…». Это мы наблюдаем повсеместно: мусульмане следуют за иудеями и христианами, уподобляясь им во всех деяниях; даже в праздниках, хотя религиозные праздники самих мусульман иноверцы не отмечают.

Мусульмане не могут воспрещать людям иных религий и философских учений праздновать свои праздники — однако им не следует и присоединяться к таким празднованиям.

Отдаление от этого, а также неучастие в этом не является проявлением жестокости, озлобленности или ненависти. Просто для нас, мусульман, это не праздники и не основание для радости.

Новый год — добрая традиция и дань уважения предкам?

Сторонники празднования Нового года подчеркивают, что этот праздник не является религиозным и поэтому не может считаться нововведением. Многие также указывают на то, что якобы Новый год является просто «старой доброй традицией от предков» и что обращать внимание на истоки праздника не стоит. Однако так ли это?

Ведь у большинства народов — как славянских, так и тюркских, персидских и других — год традиционно начинался весной. У ряда народов до сих пор сохранились соответствующие праздники, такие как Ноуруз и Сабантуй.

Традиция отмечать начало нового года 1 января была создана искусственно, как и более позднее приведение используемого на территории Российской Империи календаря в соответствие с используемым в странах Запада. Тем более не является характерным отмечание такого праздника для традиционно мусульманских народов, которые проживают на территории бывшей Империи (теперешних странах СНГ).

Если же рассматривать позаимствованную в последние десятилетия китайскую традицию каждому году присваивать тотемное животное и веру в некое мистическое влияние данного тотема на жизнь человека в наступающем году (для чего в новогоднюю ночь символ года «задабривают» правильными блюдами, обстановкой, одежной и поведением) — вообще непонятно, каким образом «символ грядущего года» имеет влияние в новогоднюю ночь. Ведь сами китайцы новый год отмечают в конце февраля, и дата его зависит от новолуния. Таким образом, если уж люди верят в покровительство этих животных — то в ночь на 1 января они совершают акты поклонения тотему, который еще «не вступил в свои права».

Традиции отмечать Новый Год в том виде, в каком мы можем наблюдать это в нашей стране сейчас, является продуктом советской атеистической пропаганды (создания значимых светских праздников, которые бы затмили и постепенно вытеснили праздники религиозные) с более поздними наслоениями западной коммерциализации этой даты и использованием в качестве повода поднять продажи.

«Волк в овечьей шкуре» — опасности, скрытые за «безобидными праздничными забавами»

Традиция отмечать Новый год на постсоветском пространстве таит в себе ряд опасностей и повышенных рисков, которым отчего-то не придают значения.

Прежде всего, если говорить об идеологической подоплеке праздничных традиций, — это ширк, придание Всевышнему сотоварищей. Это проявляется в том, как люди возлагают надежды и взывают к иным божествам и поклоняются им (вера в Деда Мороза, хорошее поведение детей в течение года с целью его задобрить, возлагание на него надежд и ожидание чудесного ниспослания им различных благ, а также поклонение «тотемным животным» китайского календаря и страх разгневить очередной «символ года»), придают волшебные свойства новогодней елке и обходят вокруг нее (несколько трансформированные традиции поклонения деревьям языческих времен), а также ожидают буквально ставшего культовым новогоднего обращения Президента и боя курантов, которому предписывают силу исполнять загаданные желания.

Приучение детей верить в Деда Мороза и возлагать на него надежды грозит в будущем разочарованием для них как в вере и религии, так и в поддержании доверительных отношений с родителями. Ведь дети простодушно верят в ту картину мира, которую им рисуют взрослые, и им бывает больно, когда обман раскрывается. Кроме того, они от всего сердца просят у Деда Мороза здоровья своим близким; вернуть мир в семью и помочь ее сохранить, если родители на грани развода; дать возможность отцу найти заработок, которого бы им хватало; дети-сироты просят дать им настоящую полную семью и уютный дом… Они просят у выдуманного персонажа все то, что лишь Всевышний в силах даровать. Когда обман раскрывается — дети разочаровываются в своем поклонении; им больно за свои обманутые самые светлые чувства и порывы сердца, и они зачастую разочаровываются в религии вообще, ибо приобретенный опыт учит их не доверять рассказам о Ком-то всесильном, Кому небезразличны судьбы людей и Кто отвечает на их мольбы и поклонение.

Также в новогоднюю ночь широко практикуется колдовство. Люди гадают на кофе, картах, литературных произведениях и зеркалах; вызывают души усопших, джиннов, с целью задать им интересующие вопросы. Всевышний Аллах сказал об этом: «Но шайтаны были неверными, обучая людей колдовству…»(Коран, 2:102).

В новогоднюю ночь практически по всем каналам показывают астрологов и других «специалистов по паранормальным явлениям», которые не только делают предсказания — но и учат людей правильно совершать акты поклонения идолам — «тотемным животным года». Они достаточно подробно поясняют, что обязательно должно присутствовать на новогоднем столе, а какие блюда, наоборот, «разгневают покровителя наступающего года», как должно быть украшено жилище и во что должны быть одеты собравшиеся за новогодним столом. Особо пекущиеся о достижении максимального довольства со стороны «тотема» рекоммендуют еще и перенять некоторые характерные поведенческие черты «символа года». Так, на одном из телеканалов в «год красного петуха» на полном серьезе рекоммендовали телезрителям… трижды прокукарекать под бой курантов — мол, таким образом в ваш дом гарантированно придет удача!

Грех не только верить подобным предсказаниям — но даже слушать их; ведь тот, кто поверил им — впадает в неверие, кто же с интересом слушал, но не верил этому — впал в большой грех и разгневал Господа своего. «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха» (Коран, 27:65). Однако об этом предсказатели никогда не скажут и не напомнят — они ведь учат людей опасаться разгневать «идола года», а вовсе не Господа.

Кроме этого, происходит смещение ценностей. Ведь многие из тех, кто «героически» бодрствует в новогоднюю ночь — находят слишком обременительным бодрствование в Ночь предопределения. Расстановка приоритетов налицо.

Участие мусульман, а особенно духовных лидеров, в новогодних мероприятиях создает у обывателя впечатление, что Ислам полностью поддерживает и одобряет установившиеся традиции со всей их идеологической подоплекой.

Кроме вреда мировоззренчески-идеологического, в установленном порядке празднования Нового Года есть вред материально-постижимый, который очевиден даже атеистам.

Ради праздничной ночи ежегодно вырубается множество гектаров хвойного леса, деревья, которые затем выбрасываются. Столь нерациональное использование древесного ресурса, которого в настоящее время уже начинает не хватать (что постепенно находит выражение в его подорожании) уже давно стало поводом бить тревогу для светских природоохранных организаций. И беспокоиться есть отчего: ведь чтобы дерево достигло необходимого для его последующей предновогодней реализации размера — должно пройти около 7–10 лет.

Более того, сомнительной «чести» украшать собой президентские и королевские дворцы, центральные прощади городов, и даже оплот католицизма — Ватикан — «удостаиваются» вековые деревья; то есть, тот ресурс, на восстановление которого требуется около столетия, а часто и более того.

Кроме вреда для экологии, существует также весьма существенный и очевидный вред общественной безопасности и здоровью людей.

Также в последние годы распространилась традиция взрывать петарды и запускать фейервеки в эту ночь, что породило учащение связанных с их использованием несчастных случаев: ожоги, оторванные пальцы, потеря зрения. Множество новогодних гирлянд и неосторожное обращение со свечами вблизи елки приводят к пожарам.

Большую опасность для здоровья (а зачастую и жизни) человека составляет и традиция массового распития в новогоднюю ночь спиртных напитков. Это влечет риск не только для печени и пищеварительного тракта (риск алкогольного отравления), но и для столь, казалось бы, не связанных с этим органов как… глаза. Именно в новогоднюю ночь к офтальмологам с травмами различной степени тяжести обращается множество людей, которым при открытии бутылки шампанского (ими или другим человеком) вылетевшая пробка угодила в глаз.

Кроме этого, на праздники в разы возрастают продажи алкоголя, который закупается на несколько дней. В состоянии алкогольного опьянения люди садятся за руль; подают пример (а нередко и «дают попробовать») детям, приучая их относиться к пьянству как к норме поведения; многие получают обморожения в силу неспособности затуманенного алкоголем сознания разпознать признаки переохлаждения организма. Люди калечатся, не в состоянии поддерживать адекватную координацию движений и рассчитывать свои силы.

Именно в Новый год в нетрезвом состоянии происходит зачатие множества детей, которых называют «детьми карнавалов». Жизнь большинства из них обрывается в абортарии еще до рождения; но даже будучи выношенными, они имеют повышенные риски родиться с различными патологиями развития. Не случайно ведь «детьми карнавалов» называют детей с патологией, детей с болезнью Дауна, детей-инвалидов: алкоголь губительно действует на половые клетки, которые подвергаются мутационным изменениям. Дети, зачатые при подобных обстоятельствах, рождаются с патологиями.

Многие страдающие от новогоднего похмелья люди оказываются не в состоянии вовремя выйти на работу и берут больничные листы, что в рамках целого государства наносит огромный вред экономике.

Кроме того, потребление алкоголя снижает моральную планку человека, и под его воздействием люди совершают поступки, которых сторонятся при обычных обстоятельствах: прелюбодеяния, кражи и ограбления, и даже убийства.

Но удар по морали наносит не только алкоголь: люди собираются всей семьей перед телеэкранами для просмотра новогодних телепередач, в которых, кроме предсказаний астрологов, в обилии присутствуют непристойные сценки, шутки и танцы. Откровенно непристойное поведение «бомонда» пользуется популярностью у аудитории, и в рамках отдельно взятой семьи они развращают не только и не столько взрослых — но в первую очередь детей, для которых совместный просмотр вышеозначенного с родителями и другими взрослыми людьми является своего рода санкцией дозволенности, одобряемости и естественности таких действий.

Многочисленные клоуны и юмористы издеваются над людьми, высмеивая скромность и другие хорошие качества как признаки занудного и неинтересного человека, и призывая «хотя бы в эту волшебную ночь расслабиться и дать себе чуть больше свободы». Они прямо издеваются над отдельными народностями, выставляя их тугоумами, пьяницами, развратниками — а те, будто не видя этого, с удовольсствием смеются над такими «шутками», не умея отличить юмор от насмешки.

Праздник как бизнес

Ни для кого давно не секрет, что многочисленные корпорации, производящие алкоголь, продукты питания, открытки, сувениры и «украшения-однодневки» основную долю своей прибыли получают именно в дни праздников. Поэтому в последние годы потребителей стимулируют устраивать пышные торжества по любому мало-мальски традиционному в данной местности поводу. Более того, активно внедряются празднования других, не характерных для определенной местности, дат. Именно инетересам производителей и торговцев мы обязаны, например, заимствованием западного «дня святого Валентина».

В связи с этим Новый год является одним из мощнейших побуждений к расточительству, то есть безосновательной и бесцельной растрате имущества. Перед новогодней ночью делаются масштабные закупки вещей, на которые этот же человек в обычные дни не стал бы тратиться. Покупаются за большие деньги, ради одного дня, елки, стеклянные игрушки, хлопушки и сопутствующая празднику мишура. По большей части, это все приходит в негодность в ходе празднования (или теряет актуальность на следующие 11 лет в связи со сменой «тотема года») и после его завершения или выбрасывается, или лежит бесполезным грузом в течении всего года, ожидая следующего применения — это при том, что многим людям не хватает пространства в жилище для удобного размещения дейтвительно необходимых вещей.

Также в дни праздника особенно подчеркивается разница между слоями общества с различным уровнем достатка. Дети менее обеспеченных родителей чувствуют себя подавленно, когда приходит пора возвращаться в образовательные учреждения и рассказывать о своих подарках перед более обеспеченными однокашниками. Праздничное настроение и подарки детей-сирот и вовсе зависят от доброй воли благотворителей.

К слову, различные благотворительные акции проводятся производителями и торговыми сетями в первую очередь с целью повысить собственные продажи, стимулируя покупателей призывами «5/10/20 копеек от каждой купленной единицы товара пойдет на благотворительные цели». И покупатели приобретают несколько единиц товара вместо одной необходимой, пребывая под действием самообмана участия в благом деле. Однако мало кто догадывается подсчитать, сколько единиц товара нужно приобрести, чтобы собрать хоть сколь-нибудь значительную сумму, и соотнести эту сумму с той прибылью, которую получит заинтересованная сторона.

Здесь проявляется лицемерие общества, которое на развлечение тратит огромные суммы, отказывая в этом тем, кто на самом деле нуждается.

Значение нового года для мусульман

Завершился 1432 год по хиджре и начался новый, 1433, год. Хиджра — переселение Пророка Мухаммада и его приверженцев (мухаджиров) из Мекки в Ясриб (Медину), совершенное в сентябре 622 года (между 8 и 21 или 24 сентября). При халифе Умаре I (правил в 634–644 годах) год хиджры был объявлен началом мусульманского летоисчисления, которое получило название от этого события. Лунный год состоит из 354 дней, и распределение дней по месяцам в календарях хиджры отличается от принятого григорианским календарём, поэтому перевод дат хиджры на григорианский стиль и наоборот производится по специальным формулам и таблицам.

Такие даты важны для нас, мусульман, прежде всего тем, что дают повод оценить самих себя и свои дела. Какими мы были год назад? Что сделали в течение прошедшего года? Видим ли мы, наблюдая себя и подводя итоги из года в год, какой-то прогресс в саморазвитии и самосовершенствовании? Какие добрые дела мы приготовили для своей загробной жизни? Эти вопросы волнуют каждого верующего человека, и очередная отметка завершения определенного временного отрезка является дополнительным напоминанием о необходимости постоянно призывать себя к отчету и прожить свою жизнь сознательно.

Новый год для нас — это возможность начать новые добрые дела, ведь неслучайно первый месяц в мусульманском календаре — это священный месяц мухаррам. Это месяц поста, воздержания от конфликтов и грехов. В этом месяце есть великий день — День ‘Ашура. Это важный повод сейчас, в течение этого священного месяца, совершать больше благих дел — ведь за деяния, совершённые в мухаррам, Всевышний дарует особую награду.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Лучшим постом после рамадана является пост в месяц мухаррам».

Десятое число месяца мухаррам названо День ‘Ашура. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) столь страстно желающим поститься, как в этот день [‘Ашура]. Он отдавал ему предпочтение перед любым другим днём».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я надеюсь, что пост в День ‘Ашура Аллах примет как искупление грехов всего прошлого года». Он постился в десятый день мухаррама в последний год своей жизни и сказал: «Если я доживу до следующего года, то, ин шаа Аллах, мы будем поститься также на девятый день». Поэтому, согласно мнению большинства мусульманских ученых, проводить в посте 9 и 10-е мухаррама желательно даже в том случае, если они приходятся на пятницу и субботу.

Завершение очередного календарного года также напоминает нам о скоротечности нашей жизни, которая уходит день за днем. Вспомним завещание наших праведных предшественников, которые говорили: «О потомок Адама! Помни, что ты — всего лишь определённое число дней. И когда завершается очередной день — ушла часть тебя!».

Никто из нас не знает, сколько ему предопределил Всевышний, и многие заблуждаются относительно того, что у них впереди еще много дней, и откладывают богоугодные дела «на потом». А ведь «потом» может не наступить.

Верующий человек должен помнить, что мирская жизнь — это время, в течение которого нужно совершить праведные дела, которые принесут награду в следующей, вечной жизни. Всевышний не требует того, чтобы мы всё свое время проводили исключительно в молитвах и посте — тем не менее, мы должны соразмерять все свои устремления и поступки с теми рамками, которые Он для нас установил.

Один из величайших сподвижников ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «О люди! Сами оцените свою жизнь — не дожидаясь, пока вас оценят. И самостоятельно взвесьте свои дела — прежде чем их взвесят. Если вы так сделаете, ваш завтрашний расчёт будет намного легче. Так приготовьтесь же ко Дню великого Расчёта».

Поэтому мы призываем всех, кто искал удобного повода стать на путь исправления — сделать это прямо сейчас. Не бойтесь выглядеть нелепо в глазах окружающих, совершая правильные поступки и подстраивая свою жизнь под требования Всевышнего. Ведь в достоверном хадисе сказано: «Если человек стремится добиться довольства Аллаха, даже если при этом некоторые люди будут недовольны, Всевышний смилуется над этим человеком и сделает так, чтобы остальные люди стали довольными. Но если человек стремится добиться довольства людей, даже если это разгневает Аллаха, то тогда и Всевышний разгневается и сделает так, чтобы остальные люди стали разгневанными».

В завершение мы просим у Всевышнего помощи в том, чтобы праведно провести и этот месяц, и весь будущий год. Амин.



1 комментариев


  1. оптимист
    (11.12.2011 14:29) #
    0

    Спасибо автору за отличную статью об исламской нравственности!Ин шаа Аллах, она поможет нам приблизиться к Аллаху(Велик Он и Свят!)