Хиджаб раздора

Всевышний Аллах говорит в Коране: «О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от блудниц) и не подвергнут оскорблениям» (сура «Сонмы», аят 59, смысловой перевод).

Жаркие дискуссии о том, нужно ли носить хиджаб или нет, является ли он обязательным атрибутом мусульманки, разгораются везде, начиная с кухонных дебатов и бабушек у подъездов, заканчивая уровнем правительства. Тот факт, что разлад идёт не между каким-то регионом или городом, а в душе каждого из нас, придаёт особую остроту.
Приводим мнение каждой из сторон.


Наиля Далгатова

Хвала Аллаху, я мусульманка. Я не забитое рабское существо, засунутое в паранджу. И то, что я опускаю взгляд при виде мужчин, вовсе не говорит о том, что мне приходится подавлять в себе женское начало. Я не жертвую своей свободой ради довольства мужа-тирана или отца-деспота. Это мой осознанный выбор, и единственное, о чём я сейчас могу жалеть, — то, что не сделала его раньше.

Начала именно с этого, потому что, как ни странно, до сих пор существуют люди, которые под влиянием всеобщего психоза пропагандируют байки про «угнетенных женщин Востока».

В Дагестане, в силу присущего нам «взрывного» менталитета, эта тема сегодня стоит особенно остро. За какие-то сто лет произошёл полный переворот в сознании маленького народа. Наших бабушек, носивших свободную одежду, закрывающую всё тело, кроме овала лица и кистей рук (что соответствует требованиям к одежде женщин и что по сути называется хиджабом), глубоко уважали и боялись оскорбить случайным взглядом прохожие мужчины. А современных дагестанок, выбравших для себя путь служения Творцу, не оскорбляет разве что ленивый. Пресс чувствуется повсюду, начиная от собственных родителей («нацепила тут свои балахоны и ходишь, как бабушка!»), соседей, заканчивая пассажирами маршрутных такси («достали уже террористки проклятые»).

Не много ли мы на себя берём, называя ничем не заслуживших такое отношение девушек ваххабитками (читай: террористки)? Смеёмся глядя на них, шутим, смотрим с высокомерием и произносим: «Хиджаб надела, и всё что ли? Ходят закутанные, а завтра метро взрывают...». Так, слепо разбрасываясь шаблонными репликами, мало кто задумывается о сухой статистике: а часто ли девушки в хиджабе взрывали что-нибудь в Дагестане?

Умные люди уже давно отбросили стереотипы про забитых мусульманок. Потому что нас сегодня в республике слишком много, чтобы всех считать террористками. Столько девушек в хиджабах не могут быть лицемерками, не могут быть угнетёнными, все они не могут курить в кабинках ресторанов и уж тем более подрабатывать ночью в саунах, как утверждают многие противницы этой одежды.

Прошли времена, когда девушка надевала хиджаб под давлением супругов или родителей. Сегодня ситуация изменилась с точностью до наоборот. Наши родители боятся этого скромного наряда, они запрещают нам его, протестуют, они угрожают и шантажируют… Это подтверждает хотя бы следующий случай из жизни молодой махачкалинки.

Амина давно хотела надеть хиджаб, мама запрещала. Но её вера крепла, и однажды она просто не смогла выйти из дома, не покрыв тело так, как того требует ислам. Долго длилась война с родителями, и однажды мать, применив силу, просто выставила её за дверь. Без платка. Амина долго плакала и стучала в дверь, но в ответ слышала лишь гневные крики матери: «Ну что теперь будешь делать, а? Что, доигралась?» Поняв, что слезами вопрос не решить, она схватила с пола лестничной площадки тряпку, замотала её на голове вместо платка и, сопровождаемая ошарашенными взглядами прохожих, побежала за помощью к подруге.

Как думаете, что чувствует эта девушка, когда слышит вслед «террористка!»? А разговоры про то, что таким образом она пытается отмыться от своего «тёмного прошлого»?

Есть и другая сторона: девушки, которые не носят хиджаб, но являются мусульманками. Более того, многие из них делают намаз, держат пост, кто-то даже соблюдает сунну и старается во всем подчиниться Аллаху, но не может надеть хиджаб. Причин несколько: родители, которые запрещают, общество, которое воспримет неадекватно такое изменение, страх потерять работу (или не найти), друзей, или, наконец, слабость веры. Эти девушки нередко сталкиваются с ещё одной проблемой: неприязненное отношение тех, кто уже сделал этот шаг, преодолел все трудности и надел хиджаб. К сожалению, мусульманки часто забывают, через что им самим пришлось пройти, какие отговорки они придумывали для себя и окружающих, как нелепы были их «уважительные причины» не носить хиджаб и т. д.

Наша обязанность как мусульман делать наставление людям, которые совершают грехи, и призывать их к тому, чтобы они укрыли своё тело от мужских глаз, но мы не имеем права относиться к ним с пренебрежением только потому, что они этого ещё не сделали. Сам факт того, что девушка признает Аллаха единственным господом, а Мухаммада — его пророком и посланником, а также признаёт обязательными все повеления Всевышнего, делает её мусульманкой, а значит, нашей сестрой в исламе. Это обязывает нас относиться к ней должным образом. Ведь никто из нас не родился в хиджабе.

Могу сказать на своём примере. Три года назад я не носила хиджаб и любой, кто говорил, что я грешу, вызывал у меня бурю негативных эмоций. Я понимала и признавала, что хиджаб — это моя обязанность, но в то же время считала убедительными доводы «главное — вера в душе» или «я должна сама прийти к этому...», «родители будут против» и многие другие причины, которые, это я совершенно чётко осознаю сейчас, тогда были, что называется, «отмазками». Но я спорила до посинения с каждым, кто смел мне такое сказать.

Среди причин, которые удерживают женщин от выполнения важнейшей обязанности перед Аллахом, основной является не столько осуждение общества, не запрет родителей, сколько собственное эго. В природе женщины заложено желание быть привлекательной, нравиться окружающим, вызывать восхищение, получать комплименты, и когда вера в Аллаха слаба, то эти желания берут верх над подчинением Всевышнему. Эта та причина, преодолеть которую, на мой взгляд, сложнее всего. Осуждение социума и остальные видимые причины — лишь ширма, за которой скрывается нежелание самой девушки стать максимально незаметной в толпе, как и подобает истинной мусульманке. Когда исчезает эта причина, всё остальное становится проще.

Здесь огромную роль играет внутреннее состояние человека. То, насколько он готов к трудностям. Если девушка ежедневно уделяет время изучению ислама, укреплению веры, то рано или поздно наступит такой день, когда она просто не сможет выйти на улицу, не покрыв тело. И тогда ей проще будет выдержать любое сопротивление, она будет терпеть обиды и даже физическую боль (часто родители избивают своих дочерей из-за хиджаба), будучи твёрдо уверенной в том, что за все эти страдания её ждет огромное вознаграждение от Аллаха. Пройдёт время, и родители, увидя решительность своей дочери, вынуждены будут смириться и перестанут препятствовать. Тем более свыкнется общество, друзья и коллеги. А те, кто не примут вас в новом облике, просто покажут своё истинное к вам отношение, и бесмысленно пытаться поддерживать с ними дружбу.

В качестве примера преодоления своего нафса и любви к Аллаху расскажу историю нашей соотечественницы, принявшей ислам. Она проявляла старательность в соблюдении законов Аллаха, но страсть хорошо выглядеть не давала ей сделать шаг на пути к хиджабу. У неё были роскошные волосы, и она постоянно делала разные причёски. Однажды, когда к ней пришла подруга, она её не узнала: волосы были отрезаны почти под корень, неровно, косо, как будто это было сделано специально. На недоумение подруги она ответила: «Я так хочу носить хиджаб! Но шайтан не давал мне сделать это, и я не видела другого выхода, как победить свой нафс...». Это прекрасный пример того, как нужно вести джихад со своей душой. Язык не повернется обвинить такую девушку в неискренности. Быть может, многие из тех, кого мы «списываем», считая, что они никогда не придут к совершенной вере, на самом деле гораздо глубже в исламе, чем мы с вами? Возможно, мы никогда не достигнем такой же степени перед Аллахом, как они. Никогда нельзя спешить с выводами.

Многие люди, часто это интеллигенты с тремя высшими образованиями, преподаватели вузов, политики, не просто резко осуждают хиджаб, но и проявляют агрессию по отношению к мусульманкам. В качестве оправдания такого отношения они приводят любые доводы. Кем только не именуются такие девушки! Неужели наше общество настолько погрязло в распутстве и лицемерии, что искреннее стремление человека к проявлению скромности кажется чем-то невероятным, невозможным? Люди пытаются найти злой умысел в действиях мусульманок, только бы не признавать очевидное.

Угнетение мусульманки заключается вовсе не в её головном уборе, как считают они, а в общественном осуждении поведения, которое по сути-то должно лишь поощряться. Сегодня наши родители меньше будут переживать за дочь, которая проводит дни в компаниях пьяных мужчин в клубах и ресторанах, чем за дочь, надевшую хиджаб. «Молись! — говорят они, ведь тебе никто не мешает, не надо перебарщивать! Не надо фанатеть!» Разве фанатом является искренне верующий человек, который во всём старается подчиняться своему Создателю.

Конечно, видя подобное вокруг себя, девушки с трудом решаются на этот шаг. В такой ситуации важно правильно расставить приоритеты. Демонстрируя свою красоту окружающим мужчинам, вы совершаете большой грех. Подумайте: помогут ли вам ответить за него в Судный день все те люди, которые так упорно убеждали вас ослушаться Аллаха? Нет, даже родителям будет не до вас, их будут волновать собственные грехи. Так стоит ли угождать всем и каждому, когда на кону такая награда, как рай?

_____________________________________________________________________________

Диана Гусейнова

Многие мусульманки, переодевшиеся в хиджаб, сейчас утверждают, что это было их самостоятельным, добровольным решением, и ни о каком насильственном принуждении не может быть и речи. Допускаю и такое. Но по моим личным наблюдениям, в 99 случаях из 100 решающим фактором в этом вопросе является религиозный супруг, жених или брат.

Да, конечно, до угроз, побоев, рукоприкладства доходит крайне редко, но психологическое влияние, пусть даже непрямое, косвенное, неизбежно. Кроме того, в Дагестане всегда семейные ценности для женщины были важнее успешной учёбы или карьерного роста. Во все времена, а не только сейчас, женщина должна была уступать, прислушиваться к мужчине по любому поводу. Поэтому девушки в большинстве своём не очень принципиальны в этом вопросе и относятся к нему легко. Так прямо и говорят: «Для меня это не проблема, если жених захочет — закроюсь».

Когда при таком раскладе люди начинают поучать всех и каждого, наставлять на путь истинный, уверяя, что они долго думали и размышляли и, наконец, пришли к такому выводу, наверное, они и сами в это свято верят, иначе у них не получалось бы так искренне.

О каких угнетениях и дискриминации мусульманок, запретах со стороны родителей, друзей, тотального осуждения обществом можно говорить, когда чуть ли не каждая вторая девушка на улице — в хиджабе? Почему бы не поговорить об обратной стороне медали, когда агрессивно настроенные молодые люди бросают порой не самые лицеприятные эпитеты, в адрес человека, зачастую совсем незнакомого? Справедливо ли их мнение о том, что все люди, не разделяющие их взглядов, являются неверными? Верен ли их довод о том, что женщина, не носящая хиджаб, перестает быть мусульманкой?

Слушая или читая в Интернете мнения тех, кто выступает за ношение хиджаба, невольно поражаешься: в качестве примера о том что с нами может случиться, часто приводится «грязная и распутная Европа, гнездо разврата», где, если верить словам «знающих», люди ходят голышом, сверкая неприкрытыми частями тела, да и вообще всячески не почитают Бога и живут во грехе. Почему же в советские годы, когда всякое инакомыслие, в том числе и религиозное, пресекалось на корню, наши бабушки каким-то образом находили в себе силы сохранить образ чистой и гордой горянки? Возможно, дело не только в том, что у тебя на голове, но и в голове, и на сердце?



комментариев