22 гостиницы Астаны и Алматы подали заявки на прохождение сертификации по стандарту халал. Впишется ли в стандарт, который связывают в первую очередь с исламом, казахстанский менталитет и здоровое желание бизнеса получать прибыль?
Основная причина, по которой два десятка столичных гостиниц намерены соответствовать стандартам халал – Азиатские игры, которые пройдут в 2011 году в Астане и в южной столице Казахстана. По прогнозам гостиничных менеджеров, для участия в Азиаде прибудет немало спортсменов из так называемых мусульманских государств, а с ними – большое количество болельщиков, которые и должны принести хорошую прибыль местному гостиничному бизнесу.
– Думаю, что до конца текущего года мы вполне сможем рассмотреть заявки. И если эти гостиницы будут соответствовать государственному стандарту под номером №163207 «Туристическое экскурсионное обслуживание гостиничных услуг халал», то эти стандарты в них будут внедрены. Тем более к нам обратились довольно солидные и известные гостиницы. Однако не факт, что все они смогут соответствовать требованиям, – говорит председатель технического комитета № 57 по стандартизации продукции халал Министерства индустрии и торговли РК Марат Сарсенбаев.
По его словам, согласно требованиям необходимо под халал-гостиницу выделить либо этаж здания, либо отдельный корпус. В крупных гостиницах вполне можно выделить один большой зал для чтения молитв: намаз-хана или же в каждом номере постоялец должен иметь возможность прочесть намаз. Для этого там обязательно должна стоять метка, указывающая направление на Мекку. Кроме этого в каждом номере должна присутствовать священная для мусульман книга Коран. Желательно в двух экземплярах: на арабском и казахском языках. Еще одно существенное требование – питание. В меню местного ресторана обязательно должны присутствовать блюда «халал» и никаких при этом спиртных напитков. Гостиницы «халал», отмечает Сарсенбаев, это не мечеть, и у человека, прибывающего в такую гостиницу, обязательно должен быть выбор. Но если человек желает жить именно в халал-номере, то он должен иметь такую возможность.
– У нас номера халал абсолютно для всех. Для людей любой национальности и любого вероисповедания. Но есть требования стандарта халал, которым должны подчиняться все постояльцы. К примеру, никакого спиртного или сигарет. Питаются здесь же, в нашем ресторане, который, разумеется, тоже халал. «Почасовую» мы номера не сдаем. У нас только солидные клиенты: депутаты, академики, гости из арабских стран, Малайзии и так далее. Если я вижу, что мужчина пришел с девушкой, мягко говоря, легкого поведения, то вежливо отвечаю, что все номера заняты, – говорит администратор гостиницы «Каусар» Сауле Дуйсембинова.
По словам Дуйсембиновой, в их комплексе всего халал пять номеров. Однако даже такое небольшое количество номеров бывает полностью заполнено только во время каких-либо крупных мероприятий. Как признает Сауле, номера халал не окупаются, поэтому их содержат отчасти за счет прибыли с ресторана, а также Интернет-клуба, входящих в комплекс.
– Часто люди считают, что если стандарт халал – значит это ислам, это мусульмане. Но это не так. Первый стандарт «халал», кстати, был написан и утвержден в Англии, а не в какой-нибудь мусульманской стране. Я считаю, что этот стандарт как знак качества. И жить по нему могут люди разных религий, разных национальностей. Да, пока эти номера не пользуются особым спросом, но это ниша, которая свободна, и она будет наполняться. К примеру, осенью в Астане пройдет международный форум по халал-индустрии. Тогда, я думаю, наши номера будут заполнены, – говорит маркетолог одной из крупных столичных гостиниц, где под халал-номера отдан целый этаж.
Председатель Ассоциации гостиниц и ресторанов Казахстана Рашида Шайкенова констатирует: весь гостиничный бизнес Казахстана переживает сегодня не самые лучшие времена. По её словам, «заполняемость» гостиниц с середины 2008 года сильно упала и на сегодня составляет около 30%. В этих условиях то, что гостиницы пытаются найти новые ниши, – положительный факт. Однако именно халал-гостиницы, считает Шайкенова, направлены на слишком узкую группу потребителей, поэтому не совсем выгодны.
– Закончится Азиада, и что будут делать все эти гостиницы? В Казахстане есть гостиницы, которые уже давно оказывают услуги по халал-стандартам, но есть ли смысл создавать так много подобных гостиниц. Я сейчас не говорю о духовной составляющей, я говорю только о бизнесе. В любом случае бизнес создается и существует для извлечения прибыли. К тому же мы не Малайзия или Иран, где религия играет очень большую роль в государстве. У нас, во-первых, другой менталитет. Во-вторых, Казахстан – светское государство. Это прописано и в Конституции, – говорит Рашида Шайкенова.
Как быть, если в гостинице 3-й этаж отдан под халал-номера, а вот номера на 2-м этаже сдаются посуточно? Сомнительное, надо сказать, соседство. К примеру, в той же Малайзии действуют гостиницы на 100% халал. Там, если номер заказывают мужчина и женщина, то у них спрашивают свидетельство о браке.
– У нас такие жесткие условия не предусмотрены, но и всякие бордели не смогут пройти сертификацию на халал. Мы же будем всё проверять и проводить ряд семинаров по стандартам халал, чтобы люди поняли, что это значит, – говорит Сарсенбаев.
По словам председателя комитета, в основном такие вопросы будут лежать на совести администрации гостиниц. Но стоит ли доверять казахстанскому бизнесу, «заточенному» на прибыли? И что уж говорить о гостиницах, если сегодня и базары, и магазины пестрят продуктами с маркировкой «халал»!
– Если зайти в любой супермаркет, там рядом на прилавке лежат и колбасы из свинины, и колбасы, маркированные знаком «халал». Разве это правильно? – возмущается мажилисмен Рауан Шаекин. – Я, если честно, в парламенте не видел ни одного документа, технического регламента по халал-стандартам для гостиничного бизнеса. То есть мы такие регламенты не утверждали. Как мы можем говорить о стандартах?
В общем и целом эксперты считают, что услуги халал-гостиниц имеют место быть, только вот многие из них сомневаются: если «чистоту эксперимента» нельзя обеспечить, то стоит ли возлагать её на совесть бизнеса?