"В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется
на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха" ("Союзники": 21)
Осудить нельзя помиловать…
Интересно получается... Практически все мусульмане прекрасно осознают, что в жизнедеятельности пророка Мухаммеда (да благословит и приветствует его Аллах) был пример для нас. Причем во всех направлениях - поведение в быту; отношение к окружающему миру; взаимоотношения с близкими людьми, с врагами и т. д. Однако, осознавая это, все мы иногда забываем об аяте, вынесенном в эпиграф. И начинаем домысливать те или иные вопросы, вынося собственные вердикты (о ситуации, людях...), нередко основанные на эмоциях, скоропалительных выводах и др.
Так, сплошь и рядом идут судачества - такого-то Аллах не простит; по-второму плачет Ад; третьему уготованы мучения в мирской жизни и т. д. Наибольшей же обструкции в последнее время подвергаются те, кто, по нашему убеждению(!), навсегда(!) "закрыл себе доступ" в Ислам (никак не иначе!).
Вот спрашивается, был ли путь каждого из нас в Ислам усыпан розами? А молящиеся 5 раз в день и совершающие таравих в дни поста - разве никогда не задавались откровенными вопросами, типа, правильный поступок они совершили на определенном этапе своей жизни по отношению к кому-то и всегда ли их решения соответствуют постулатам?
Но, наверное, нам не до самокопаний. Да и зачем нам они, если нередко мы будто пытаемся уговорить себя - в окружении полно тех, кто "хуже" нас по всем параметрам: одеты не "по норме"; посещают ночные клубы; выпивают; танцуют до упаду; позволяют себе иные вольности. И невдомек нам в этот период осуждений всех и вся, что история Ислама настолько богата примерами внезапного (или поэтапного) прихода к религии, когда вчерашний грешник, покаявшись, принимал мусульманство. Но если бы в некоторые моменты наших перешептываний за спиной соседей, родственников, друзей об их "неверном" поведении мы обращались к эпизодам из жизни посланника, наверняка, многое не казалось бы нам столь однозначным.
Элементарно, не тернист ли был приход в Ислам одного из сподвижников пророка, в последующем халифа, называемого праведным, Омара (Умар) ибн аль-Хаттаба? Не он ли был ярым противником мусульман вплоть до 616 г.? Согласно "Жизнеописанию Пророка Мухаммада", составленному в VIII в. Ибн Хишамом, блестящим историком - специалистом по генеалогии арабов, никто иной, как Омар избивал в свое время невольницу-мусульманку Бану Муаиила, "мучал ее", принуждая "отказаться от ислама". В тот период, конкретизирует Ибн Хишам, Омар был "неверным и бил ее", а "когда уставал", объявлял, что останавливается "только из-за усталости!". Лишь благодаря выкупу Абу Бакра она оказалась отпущенной на волю.
Обратим внимание, что труд Ибн Хишама считается наиболее полным сводом исторических данных, связанных с жизнедеятельностью пророка. Мухаммада; ему доверяют практически все - с точки зрения восприятия важнейшим источником по истории развития Ислама. Будем опираться на него и мы, рассматривая нижеприведенные факты.
В частности, в книге приводится пример, связанный с Амр ибн аль-Асом, одним из первоначально воевавших с Мухаммедом, но впоследствие присягнувшим посланнику в знак принятия Ислама. При этом присягу он дал "с таким условием, что будут прощены все мои грехи и мне не будут напоминать о них". На что пророк (внимание!) произнес: "О Амр! Присягни, ибо ислам отрезает все, что было раньше".
Абу Суфьян и Ислам
А ситуация, связанная с ярым противником мусульман Абу Суфьяном (правитель Мекки в 622-630 гг.) и его супругой? Непосредственно Абу Суфьян, когда Мухаммед стал "порицать" богов курайшитов, направился в составе наиболее уважаемых мекканцев к дяде пророка Абу Талибу. Вследствие оскорбления Мухаммедом "наших богов", обвинения "наших отцов в заблуждениях", члены делегации потребовали у него или заставить племянника прекратить эти действия, или выдать им своего родственника.
Затем уже пророк, прослышав о возвращении Абу Суфьяна из Сирии "с большим караваном курайшитов, везущим деньги и товары", призвал "мусульман напасть на них", что привело к знаменитой битве 624 г. при Бадре, окончившейся победой приверженцев Ислама. В столкновении был убит Ханзала, сын Абу Суфьяна, по возвращении в Мекку давшего обет, "что не коснется его головы вода, пока он не совершит нападения на Мухаммада".
Спустя некоторое он вместе с супругой Хинд бинт Утбой возглавил антимусульманский поход. Последняя оказалась в числе надругавшихся "над телами убитых сподвижников Посланника Аллаха", навесив "на себя отрезанные уши и носы мужчин в виде украшений". Мало этого, "она распорола живот Хамзы (дядя пророка - прим. Авт.), вытащила печень, пожевала ее, но не смогла проглотить и выплюнула" (в отместку за его убийства язычников). В следующий раз ведомые Абу Суфьяном курайшиты объединились против Мухаммеда с иудейскими племенами (битва у рва аль-Хандак).
Так вот, несмотря на данный ход событий, в 628 г. Мухаммедом заключил с мекканцами перемирие, хотя ряд сподвижников пророка, включая Омара, были против этого. Но, насколько усматривается, посланник смотрел далеко вперед, т. к. подписание в Худайбии договора ознаменовало легализацию мусульман в качестве как равноправной с курайшитами стороны.
В то же время, спустя год, последние нарушили договоренности, и Мухаммед нацелился на взятие Мекки. Во время состоявшейся в преддверие наступления 630 г. встречи с Абу-Суфьяном, пророк призвал своего непримиримого врага "признать, что нет божества, кроме Аллаха". Так вот, Абу Суфьян, произнеся "слова исповедания веры, принял ислам". При этом, в ответ на просьбу одного из соратников сделать "что-нибудь" для Абу Суфьяна, т. к. он - "человек гордый", Мухаммед, не отказавшийся от вхождения в Мекку, предоставил положительный ответ: "Хорошо. Кто войдет в дом Абу Суфьяна, он - в безопасности; кто закроет за собой дверь, он - в безопасности; кто войдет в мечеть, он - в безопасности".
Когда новоявленный приверженец Ислама сообщил о происшедшем мекканцам, Хинд бинт Утба призвала убить супруга, с ее слов, "из предводителя племени" превратившегося "в мерзкого человека!".
Мухаммед же беспрепятственно вошел в Каабу, став в Дверях которой, произнес: "Нет божества, кроме Аллаха одного! Нет Ему равного!".
Безусловно, не только у многих современников того периода из числа мусульман, но даже среди массы приверженцев Ислама сегодняшних дней симпатия к Абу Суфьяну отсутствует. Немало лиц удивляются, как посланник мог простить ему совершенные им дела? Но разве Всевышний предоставил пророку право судить людей или призвал его доводить слова Аллаха до каждого?
Не исключено, что в описанном выше последнем штрихе развития событий кто-то может усмотреть планы Мухаммеда беспрепятственного вхождения в Мекку. Однако, его военная сила в рассматриваемый момент была настолько мощна, что он мог взять Мекку без особых препонов, даже в случае вооруженного сопротивления.
Речь, скорее, идет о некоем политическом (остановимся на этом термине) шаге посланника, с учетом значительного экономического могущества Абу Суфьяна. Кроме того, не мог пророк не просчитать, что авторитет того, после принятия им Ислама, приведет к религии многих мекканцев, что облегчит состояние дел для мусульманства в Мекке.
В рамках данной статьи вопрос, однако, совершенно не в том или ином политико-экономическом раскладе в аспекте оставления Мухаммедом Абу Суфьяна в живых и фактического принуждения его к принятию Ислама. Речь чуть о другом: раз жизнедеятельность пророка - пример для его последователей, мы просто-напросто должны ориентироваться на его шаги во всех направлениях, в т. ч. и в аспекте отношения к тем, кто вчера был ярым врагом мусульманства. Мы же, как отмечалось в начале материала, не прекращаем осуждать тех, то живет "не по правилам", как бы закрывая им путь в Ислам, не допуская самой мысли о возможном их перерождении. При этом не задумываемся, а не противоречит ли наша данная позиция канонам Корана или линии жизни посланника?
Ну а что касается судьбы Абу Суфьяна и его потомства, данный фон оказался вообще интереснейшим. При завоевании мусульманами ат-Таифа, Абу Суфьян был одним из обратившихся к сакифитам с просьбой гарантировать безопасность для ведения переговоров. А вскоре "посланник Аллаха с целью добиться дружбы наиболее уважаемых в своем народе людей и с их помощью завоевать расположение к себе раздал им подарки", в частности, Абу Суфьяну "подарил сто верблюдов, его сыну Муавие - сто верблюдов". Когда Мухаммед узнал, что ансары выразили недовольство таким распределением добычи, он встретился с ними, подчеркнув: "Вы разгневались, о ансары, из-за благ мирской жизни, с помощью которых я завоевал расположение людей, чтобы они приняли ислам! А на вас я полагался, как на людей, уже принявших ислам".
Нуждается ли данный шаг посланника в особых комментариях?
Как бы то ни было, "когда жители ат-Таифа приняли ислам", одним из тех, кого пророк направил в их края "разрушить идола", оказался Абу Суфьян(1). Затем посланник направил его наместником в Наджран. Абу Суфьян занимал государственные посты при халифах Абу Бакре и Омаре. В возрасте 70 лет он находился в составе мусульманской армии, воевавшей против Византии в Сирии. Один из его сыновей - Йазид - командовал отрядами в битве при Ярмуке; другой - Муавия - стал основателем династии Омейядов, управлявшей Халифатом на протяжении почти 100 лет(2).
В ракурсе же супруги Абу Суфьяна, сообщается, что "Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) пришла Хинд бинт ‘Утба и сказала (ему): “О посланник Аллаха, прежде не было на земле семьи, которой я желала бы познать унижение так же (сильно), как твоей семье, а сегодня нет такой семьи на земле, которой я желала бы такой же славы, как твоей семье!"(3).
При этом, не забудем, что дочь Абу Суфьяна - Умм Хабиба - была одной из супруг посланника. Причем взял он ее в жены еще во время язычества отца. И в данном случае просматривается важнейший нюанс в плане жизнедеятельности пророка. Но это - уже отдельная тема.
Остается лишь надеяться, что пример пророка будет действительно путеводной нитью для всех нас, но не на основе выборочного подхода.
---
1.Ибн Хишам. Жизнеописание Пророка Мухаммада.
http://www.ar-ru.ru/kutub/arabic-books-for-reading/72-siratu-ibn-hisham-harakat
2."Абу Суфьян ибн Харб". Статья из Исламского энциклопедического словаря Айдына Али-заде
http://slovar-islam.ru/books/a.html#AbuSuf'yanibnHarb43
3.Бухари - 1501 (3825)