Можно ли праздновать день рождения Пророка Мухаммеда (мир ему)?

Каждый год при наступлении месяца Раби уль-Авваль мусульмане вступают в серьезные споры по поводу празднования дня рождения пророка Мухаммада (мир ему). Чтобы разобраться в данном вопросе портал "Ислам для всех!" приводит фатву, изданную шейхом ‘Атиййяхом Сакром , бывшим главой Комитета по фатвам университета Аль-Азхар.

Шейх Атиййях Сакр касается исторического аспекта данного вопроса. Ссылаясь на авторитетные источники, он констатирует, что первыми, кто стал праздновать день рождения Пророка, были Фатимиды. Они устраивали по этому случаю грандиозные празднества в Египте и раздавали в больших количествах сладости. Но на самом деле Фатимиды праздновали день рождения и других членов семьи Пророка, а также день рождения Христа.

Однако все эти празднества прекратились в 488 г . (по хиджре) по приказу Аль-Афдаля Шахиндаха (сына главнокомандующего Бадра Аль-Джамали), который был богобоязненным человеком и следовал Сунне.

Люди не отмечали эти праздники до самого прихода к власти Аль-Мамуна Аль-Батаихи, который в 517 г . (по хиджре) издал официальный указ, предписывающий раздачу милостыни на 12-й день месяца Раби аль-ауаль. Руководил ее раздачей Сана Аль-Малик.

А когда к власти пришли Аюбиды, они положили конец обычаям Фатимидов, но люди продолжали праздновать день рождения Пророка дома в кругу семьи. Затем его вновь стали официально праздновать в начале VII века (по хиджре) в Ирбиле по указу наследного правителя этого города Музафара Ад-Дина.

Музафар с огромной заботой и вниманием относился к подобным праздникам и приказывал разбивать торговые ряды с начала месяца Сафар. Это были разукрашенные палатки, которые тянулись от ворот Аль-Кала до ворот Хандак. Музафар каждый день после молитвы аль-аср ходил посмотреть на устраиваемое в этих палатках веселье.

Празднование иногда проводили на 8-й день месяца Раби аль-ауаль (а иногда на 12-й) – который был официальным праздничным днем. За два дня до этой даты Музафар обычно отдавал приказ о забое овец, коров и верблюдов прямо на главной улице в разгар веселья, мясо которых затем нужно было приготовить и раздать людям.

Ввиду распространения новшеств ученые-улемы осудили эти празднования и заявили об их безосновательности. Среди таких ученых был правовед маликитской школы Тадж Ад-Дин ‘Умар Ибн Аль-Лахми Аль-Сакандари, известный как Аль-Факахани (умер в 731 г . по хиджре). Он по этому вопросу написал трактат «Аль-Маурид филь калям ‘аля-маулид».

Шейх Мухаммад Фадль ‘Ашур утверждает, что в X веке по хиджре ученые разделились во мнении по этому вопросу. Одни говорили, что это дозволено, а другие – что нет. Ас-Суюти, Ибн Хаджар Аль-Аскалани и Ибн Хаджар Аль-Хайтми высказались в пользу празднований, однако осудили новшества, имевшие место во время праздничных мероприятий.

Далее шейх Атиййях Сакр высказывает мнение о том, что сегодня праздновать подобное религиозное событие особенно желательно, поскольку молодежь – увлекшись празднованием других событий – стала забывать об исторических датах и их значимости. Он говорит: «…Празднование дня рождения Пророка (мир ему и благословение) разрешено в знак любви к нему и в стремлении следовать ему, но только если оно не предполагает ничего из запрещенного. В числе таких запретов – ненадлежащие контакты между мужчинами и женщинами, выходящее за рамки дозволенного поведение в мечетях и участие в новшествах, подобных поклонению на могилах, а также все остальное, что нарушает учения ислама. Если все эти новшества сводят на нет религиозную пользу от этих празднований, тогда их нужно прекратить, дабы – как то указано в Шариате – предотвратить вред и зло».

А вот что добавляет к этому шейх Юсуф Аль-Карадауи : «Все мы знаем, что сподвижники Пророка (мир ему и благословение) не праздновали ни его день рождения, ни годовщину хиджры, ни (годовщину) битвы при Бадре, ибо они сами были свидетелями этих событий, произошедших при жизни Пророка, который всегда оставался в их сердцах и душах.

По словам Саада Ибн Аби Уаккаса, сподвижники так же охотно рассказывали своим детям истории о битвах, которые вел Пророк, как и обучали их Корану. Таким образом, они сами напоминали своим детям о произошедшем при жизни Пророка, и поэтому им не нужно было устраивать подобных праздников. Однако последующие поколения стали забывать славную историю и ее значение. Подобные празднования нужно устраивать, чтобы напомнить людям о жизни и призыве Порока (мир ему и благословение). Но, к сожалению, они стали включать ряд новшеств. А ведь празднование дня рождения Пророка означает празднование рождения ислама. Подобное событие призвано напомнить людям, как жил сам Пророк (мир ему и благословение).

Всевышний Аллах говорит: «Посланник Аллаха — образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно»(Коран, 33:21).

Празднуя хиджру Пророка (мир ему и благословение Аллаха), мы должны учить людей таким ценностям, как способность к самопожертвованию, в том числе на примере сподвижников: вспомним Али, который лег спать на место Пророка в ночь хиджры, или же Асму, когда она поднялась на гору Саур. Мы должны учить их планировать свою жизнь так, как Пророк спланировал свою хиджру, и такой вере в Аллаха, какая была у Пророка, когда Абу Бакр сказал ему: «Нас легко могли увидеть», на что Пророк ответил: «О Абу Бакр! Что ты думаешь о двоих, когда третий с ними Аллах?» Нам нужно помнить все эти уроки и ценности, и подобные праздники возрождают их в нашей памяти. Я думаю, что если эти праздники правильно отмечать, тогда они послужат великой цели – приближению мусульман к учениям ислама, а также к Сунне и жизни Пророка».

Что касается второй части вопроса, то точная дата рождения Пророка является спорной, но это, скорее всего, понедельник, 9-й день месяца Раби аль-уауль (20 или 22 апреля 571 г . н.э.), причем того же года, когда произошло вторжение слонов в Каабу. А ушел он (мир ему и благословение) из жизни в понедельник, в 12-й день месяца Раби аль-уауль, в одиннадцатом году после хиджры (8 июня 632 г . н.э.).

Всевышний Аллах знает лучше всех.



12 комментариев


  1. (23.01.2014 16:05) #
    0

    "Таким образом, они сами напоминали своим детям о произошедшем при жизни Пророка, и поэтому им не нужно было устраивать подобных праздников."Кто мешает нам самим,без празднеств,напоминать своим детям, и не раз в году, а каждый день?

  2. (23.01.2014 16:26) #
    -3

    О дозволенности празднования мавлида заявляют только те ученые, котрые в данном (и не только) вопросе акыды отклонились от правильного понимания исламской акыды, т.е. от понимания сахабов, табиинов, их последователей, 4 имамов - абсолютных муджтахидов и праведных ученых нашей уммы.

    Почему же ярые последователи ханафитского мазхаба в фикхе, не следуют такому великому ученому, как Абу Ханифа и в акыде? А ведь Абу Ханифа написал известнейшую книгу по акыде, которую назвал "аль-Фикх аль-Акбар", что в переводе на русский означает "Большой Фикх", а малым фикхом Абу Ханифа считал любую книгу по фикху, в которой разбирались столпы и условия намаза, закята, поста, хаджа и т.д.
    А не следуют мазхабу Абу Ханифы в акыде, потому что страсти, желания, невежество, упрямство и гордыня диктуют то, что нравиться нафсу. И к тому же, очень удобно, когда есть Юсуф Кардави и Атыя Сакр с их титулами и бывшими должностями, все это придает некий вес говорящему о дозволенности бида (мавлида), в котором нет никакого блага для верующего.

    Хвала Аллаху, что сегодня мировозрение мусульман меняется, все больше и больше мусульман начинают понимать, что мавлид - это бида, в котором нет сомнений.

  3. (23.01.2014 16:37) #
    1

    «Не дозволено праздновать день рождения Пророка (мир ему и благословение Аллаха) или любого иного человека, так как это является нововведением в религии. Его не праздновали ни Пророк ﷺ, ни праведные халифы, ни остальные сподвижники, ни их последователи в первых поколениях, а они являлись наиболее осведомленными в Сунне, и больше любили его, и в наилучшем виде следовали его заветам, чем те, кто был после них.
    По поводу празднования дней рождения мы обратились к Книге Аллаха и обнаружили повеление следовать за Пророком ﷺ в его повелениях и остерегаться его запретов. Она (Книга) также сообщила нам о том, что Аллах сделал для этой общины ее религию полной. Это празднование не является тем, с чем пришел Посланник ﷺ, поэтому оно не является частью религии, которую Аллах сделал совершенной, и повелел нам следовать в ее вопросах за Посланником. Мы также обратились к Сунне Посланника ﷺ, и обнаружили отсутствие каких-либо сообщений о праздновании ни им самим, ни его сподвижниками, и не велел он этого делать. Этим мы узнали что оно не является частью религии, а напротив является частью введенных новшеств, и частью уподобления людям Писания — иудеям и христианам в их праздниках.
    Для разумного человека, стремящегося познать истину, становится предельно ясным, что празднованиe дней рождения не из религии Ислама, а напротив из числа нововведений, от которых Аллах и Его посланник ﷺ велел нам удалиться и предостерегать. Также не следует разумному человеку обольщаться большим количеством тех, кто совершает это во многих странах.
    Поистине, большая часть этих празднований дней рождений, вместе с тем, что это новшество, также включает в себя множество порицаемых моментов. Например: совместное нахождение мужчин и женщин, использование песен и музыкальных инструментов, употребление наркотических и иных средств и так далее. В некоторых случаях происходит и нечто более греховное – это большой ширк
    Удивительным и странным моментом (в этом вопросе) является активное старание многих людей отпраздновать это нововведение наилучшим образом и защитить его, в то время как то, чем Аллах обязал их, как присутствие на пятничных проповедях и молитвах джамаатом, оставляются невыполненными и забытыми, безо всякого внимания! При этом они не считают что (этим поведением) они совершили великий грех. Без сомнений, это признак слабой веры, недалекого ума и наслоения прегрешений и грехов на сердце. Просим у Аллаха благополучие для нас и всех мусульманам!"

    Отрывок из фетвы имама ахль ас-сунны, ученого
    шейха ‘Абдуль-‘Азиза ибн База (да помилует его Аллах)

  4. (23.01.2014 18:05) #
    -2

    youtu.be/zTsFsfIavcE?t=5m6s
    youtu.be/8Mcgd_EyuMg?t=1m17s

    Празднование дня рождения Пророка (мир ему)вселяет любовь в сердцах людей. Это светлый и радостный день и нет сомнения в том, что те мусульмане, которые празднуют день рождения Пророка Мухаммада (мир ему), делают это от своей любви к нему и к Всевышнему Аллаху.

    • (23.01.2014 18:33) #
      1

      Читайте до полного просветления разума то, что написал Ibn Adam.

      • (24.01.2014 20:43) #
        -1

        Я тебе уже как-то писал, что меня не интересуют мнения написанные на форумах интернета, можете сюда таскать хоть вагон и маленькую тележку и засорять темы о мавлиде своими постами, только это мало что изменит в моем мировоззрении, так как одно мнение Муфтия Египта, Али Джумы, стоит намного выше всех этих постов, плюс к этому добавить довод Саида Рамадан аль-Бути (рахматуллахи алейхи), то довод для меня будет неоспорим, так что можешь и дальше продолжать закидывать простыням темы о дне рождении Пророка(мир ему) своими бессмысленными постами - дилетанта любителя, вырасти до уровня муфтия страны какой нибудь Ближневосточной, тогда и поговорим.

        • (25.01.2014 00:31) #
          -3

          Я так понял, что Али Джума Вам на ушко по-тихой грусти шепнул свое мнение о мавлиде, от которого Ваше мировозрение устаканилось :) А с Буты Вы по-ходу тоже не на форумах в интернете калякали :)
          Одному ученому в одной арабской стране задали вопрос о Хосни Мубараке, его спросили: "Вышел ли Мубарак из ислама или нет?" На что ученый сказал: "Оставьте вы этого Мубарака, его положение у Аллаха, для меня Али Джума хуже чем Мубарак (т.к. от такого "знающего" исходит больше вреда для мусульман)".
          Мне не хочется писать, что говорят большие ученые за Кардави, Али Джуму, муфтия Сириии Хассуна, Буты и им подобных, тот кто ищет истину, тот ее найдет, иншаАллах.
          Из своего скромного личного опыта могу сказать, что те, кто следует их фетвам это как правило неграмотные люди в религиозных вопросах.

          • (25.01.2014 22:19) #
            1

            Есть такое понятие, имани ат-таклиди,подражательная вера, у тебя в постах она насквозь прослеживается. Никакой аналитики, никакого уважение к старшим людям обладающим знания, одно сквернословие, и повторение как попугай тех слов, что сошли с уст каких-то шейхов, имя которых ты даже не называешь, ты сплетник, поджигатель. Тебе все равно, что там творилось в Египте, что при Мубараке, что после него, тебе бы лишь польстить свое эго, доказав себе что те шейхи за которыми ты следуешь - правы, а те за которыми нет - не правы. Не думай что ты самый умный, правда только у Аллаха, и только Он знает, кто среди ученых прав, а кто нет. То, что этот "ученый" из "одной арабской страны" поносит других уважаемых ученных, лишь говорит о его ущербности, так как сравнивать людоеда Мубарака и Али Джуму - это вверх цинизма.

  5. (23.01.2014 18:28) #
    1

    Вот здесь есть очень интересный материал: http://www.muslim-info.com/forum/viewtopic.php?f=12&t=69

    • (23.01.2014 21:33) #
      3

      Из статьи следует, что празднование дня рождения нашего Пророка, с.а.с., относится к числу СОМНИТЕЛЬНЫХ обычаев мусульман. А ведь есть достоверный хадис, в котором Посланник Аллаха, с.а.с., говорит, что "...занимающийся сомнительным придет и к совершению запретного. Ибо он подобен пастуху, пасущего около заповедного места свое стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям..."(Аль-Бухари, Муслим)
      Я не могу без огорчения наблюдать великое множество праздников у христиан. Запоминая суть этих праздников, поминая всех "святых", мало кто и вспоминает при этом о Единственном, Который только и достоин поминания и поклонения. Астагафируллах!
      А одному, наиболее близкому по восприятию из Евангелия, они уже поклоняются , как Богу. И создали "его" изображение, и молятся перед ним...
      Неужели нам недостаточно этих примеров, чтобы остерегаться всяких "праздников", кроме двух известных?

      • (09.02.2014 15:43) #
        0

        Для того чтобы запретить или разрешить что то,нужно посмотреть не на то как оно разными народами называется и в какую дату проводят,а что именно под этим люди конкретно делают и какое у них намерение.Восхвалять всевышнего обязаны?-да.прославлять пророка с.т.а. обязаны?-да.(Это мы произносим в слух о намерении перед началом).Укреплять родств.братские отношения обязаны?-да.угощать братьев тоже обязаны.Вот весь мавлид в нашем деянии.Кто нибудь назовет здесь запретное или нововеденное?))

  6. (09.02.2014 15:58) #
    0

    И еще думаю ощущение радости и праздника того что всевышним был послан такой пророк с.т.а.должно быть у нас в каждый миг в каждом вздохе.А в день его рождения мы по глубже поминаем о нем ,о его рождении и достоинствах.Десятки и сотни людей во всех местах где проводим мероприятия в эти дни,хочешь не хочешь вникаются в эти события связанные с пророком с.т.а. и узнают о многом о жизни и качествах Мухаммад с.т.а. и ислама.